Теория организации и организационное поведение. Организационное поведение Теория организационного поведения в теории организации

В последние десятилетия изучение организации, как одной из основных движущих сил развития общества, стало главной задачей представителей многих наук. Организацию изучали в рамках социальной психологии, социологии, политологии, теории управления, экономической теории, информатики, юридических наук и др. Наконец, изучение организации оформилось в самостоятельную отрасль научного знания - теорию организации.
В России до начала 90-х гг. организация изучалась в основном в рамках теории управления (научного управления), но переход к рынку потребовал изменения данной ситуации. В настоящее время теория организации активно развивается и в России.
Теория организации базируется на концепциях и достижениях таких наук, как теория социальных явлений (И.Пленге, Т. Катарбиньский), организация труда и управления (А. Файоль, М. Вебер, А. Гастев), биологическая теория организации (Д.Холдейн, И.Икскюл), общая теория систем (Л. Фон Барталанфи) и кибернетика (Н.Винер).
Таким образом, теория организации - это междисциплинарная область знаний, возникшая на стыке естественных, технических и общественных наук, что определяет разнообразие подходов к теории организации (табл.1).
Согласно таблице, неоклассическому подходу к теории организации соответствуют позиции: А 1, Б 1, 2, В 1, Г 1, Д 1; подходу на основе трансакционных издержек — А 2, Б 1, 2, В 1, Г 1, 2, Д 1; современному подходу — А 2, Б 3 (1, 2) , В 2, Г 2, Д 2, 3.
Таблица 1
Основные вопросы теории организации и основные подходы к ней

Определение размеров и границ организации (А)

Способы упорядочивания элементов организации (Б)

1. Неоклассический подход на основе определения оптимальных размеров предприятия при помощи аппарата производственной функции.
2. Подход на основе трансакционных издержек, выбор организации между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирменной иерархией

1. Линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная и матричная структуры организаций.
2. У-, Х- и М- структуры организаций.
3. Сетизация, отказ от вертикальных структур организации

Элементарная единица («атом») организации (в)

Способ адаптации организаций к изменениям (Г)

1. Технологическая единица на основе разделения труда на некоторые элементарные составляющие, закрепление определенных видов деятельности за конкретными работниками, необходимость выделения специальной функции координации
2. Экономическая единица (бизнес-процесс) на основе разделения бизнеса компании на некоторые составляющие, имеющие конечного потребителя

1. Жесткая структура организации. При изменении параметров внешней среды организации происходит изменение функций и зон ответственности подразделений компании. Гибким является внутреннее содержание структурного подразделения
2. Гибкая структура организации. При изменении параметров внешней среды организации происходит изменение самой структуры компании, ее приспособление

Причины, ведущие к необходимости изменения структуры организации, реструктуризации компаний (Д)

Концепции теории организации

1. Необходимость повышения эффективности функционирования нормально работающей организации.
2. Компания находится в кризисном положении.
3. Изменение масштабов и направлений бизнеса за счет слияний, поглощений компаний, создания финансово-промышленных групп (ФПГ)

1. Неоклассическая.
2. Основанная на теории трансакционных издержек.
3. Современная, основанная на самостоятельном значении структуры в определении результатов и издержек, связанных с рынком, контрактной системой и внутрифирменной иерархией, принятием решений в условиях оппортунизма, связи экономики и организационного поведения и переходе к бизнес-процессам

Теория организации изучает: сущность, типы; цели, среду; структуру; механизм функционирования; механизм адаптации; моделирование; динамику и развитие организации. При этом теория организации является составной частью науки управления. Она служит общей теоретико-методологичской базой для ряда частных организационных наук. Кроме того, она тесно связана с организационным поведением.

2. Организационное поведение как научная дисциплина

В XXI в. происходят значительные изменения во взглядах на оценку важности тех или иных управленческих концепций. Сегодня менеджер работает в условиях, когда на него постоянно воздействует большое число факторов, затрудняющих выработку и принятие эффективных управленческих решений.
Современные проблемы менеджмента, к которым относятся значительные изменения в сфере производства, структуре мирового товарооборота, в структуре трудовых ресурсов, природе труда и технологий, глобализация, возрастание роли общественных организаций и т.д., резко усилили внимание к человеку, его психологии, социальному окружению как движущим силам, которые могут существенно повлиять на эффективность деятельности организации.
Организационное поведение (ОП) представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций с целью понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидуумов и, в конечном итоге, организаций, частью которых они являются.
Сущность ОП заключается в описании, осознании, прогнозировании и управлении определенными явлениями и процессами.
Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях.
Отличительной особенностью ОП является междисциплинарный подход к его изучению.
Теоретическая база ОП базируется на достижениях психологии, социологии, экономики, истории и философии. В свою очередь ОП представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.
ОП включает следующие основные компоненты (рис. 1):
индивидуум (личность);
группа;
организация.

Рис. 1. Сфера организационного поведения

ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в конце 50 — начале 60-х годов XX столетия. С того времени была создана унифицированная система знаний, теоретических и практических разработок, которая определяется термином «организационное поведение». ОП вобрало в себя такие дисциплины, как производственный инжиниринг, социальная психология, социология труда, исследование бизнеса, теория управления и право.
В XXI в. ОП становится одной из самых важных управленческих дисциплин, знание которой позволяет эффективно управлять и людьми, и организациями.
Система организационного поведения
Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.
Фундамент системы организационного поведения составляет ее философия, включающая в себя основные убеждения и намерения индивидов, объединяющих свои усилия для ее создания (например, собственников компании), а также менеджеров, которые в настоящее время руководят ее деятельностью.
Философия базируется на двух источниках — фактических и ценностных предпосылках.
Менеджеры несут основную ответственность за введение в систему организационного поведения еще трех основных ее элементов — видения, миссии и целей . Видение представляет собой противоречивый образ того, чем организация и ее члены могут быть, т.е. ее возможное (и же-лательное) будущее.
Миссия определяет направления деятельности организации, рыночные сегменты и ниши, которые компания стремится занять, типы клиентов, с которыми она стремится поддерживать устойчивые отношения. Формулировка миссии включает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ или сильных сторон организации. В отличие от видения формулировка миссии носит более описательный характер. Дальнейшая конкретиза-ция задач организации предполагает постановку (на основе заявления о миссии) ее целей.
Цели представляют собой конкретные показатели, к которым организация стремится в определенный период времени (например, в течение года, в ближайшие пять лет).

3. Взаимосвязь теории организации и организационного поведения

Связь между теорией организации и организационным поведением имеет обоюдный характер: организационное поведение базируется на принципах и выводах теории организации, а теория организации, в свою очередь, использует выводы и выкладки организационного поведения для повышения эффективности своих рекомендаций.
Данные дисциплины в своем единстве ориентированы на выполнение следующих функций:
познавательной - изучение и объяснение процессов и явлений, происходящих в организации;
практической - разработка принципов и методов эффективного функционирования организации;
прогнозно-прагматической - разработка научных прогнозов поведения индивидов, групп и организации и изменения их основных свойств в будущем.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки возникновения организационного поведения.
2. Школа научного менеджмента (1885—1920).
3. Классическая школа управления (1920—1950).
4. Производственная психология и школа человеческих отношений (1930—1950).
5. Школа поведенческих наук (1950 г. — по настоящее время).
6. Развитие теории организации и подходов к управлению во второй половине XX в.
6.1. Наука управления и количественный подход.
6.2. Организация как открытая система.
6.3. Японский тип менеджмента.
6.4. «Тихая управленческая революция».
6.5. Развитие теории и практики управления в России.
7. Модели организационного поведения.
8. Развитие теорий организационного поведения на современном этапе.

При этом возможным представляется сохранение и традиционной структуры компании, но значительно облегченной (наряду с сетизацией, или отходом от вертикальной структуры организации)

Предыдущая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Экономический факультет

Фонд оценочных средств

Текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Теория организации и организационное поведение

Направление подготовки магистратуры

Менеджмент

Профиль подготовки магистратуры

Корпоративное управление

Квалификация (степень) выпускника

Магистр менеджмента

Форма обучения

очно-заочная

Саратов, 2015год


Карта компетенций

Контролируемые компетенции (шифр компетенции) Планируемые результаты обучения (знает, умеет, владеет, имеет навык)
Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями(ПК-1) Знать: -принципы развития и закономерности функционирования организации; -типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; -основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; -типы организационной культуры и методы ее формирования; -модели поведения экономических агентов; -современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации; -основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами.
Уметь: -анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; -использовать законы и принципы теории организации при создании и функционировании организационных систем; -анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; -диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; - организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач.
Владеть: -инструкциями и положениями, регламентирующими создание и функционирование организационных систем; -методикой построения организационно-управленческих моделей организации; -навыками разработки и реализации на практике новых моделей организационного поведения; -специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины.

2. Показатели оценивания планируемых результатов обучения

Семестр Шкала оценивания
1 семестр Не знает: -принципы развития и закономерности функционирования организации; -типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; -основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; -типы организационной культуры и методы ее формирования; -модели поведения экономических агентов; -современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации; -основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами. Не умеет: -анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; -использовать законы и принципы теории организации при создании и функционировании организационных систем; -анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; -диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; - организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач. Не владеет: -инструкциями и положениями, регламентирующими создание и функционирование организационных систем; -методикой построения организационно-управленческих моделей организации; -навыками разработки и реализации на практике новых моделей организационного поведения; -специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины. Знает: -некоторые принципы развития и закономерности функционирования организации; -некоторые типы организационных структур, их основные параметры; -основные виды внутриорганизационного контроля; -некоторые типы организационной культуры; -некоторые теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами. Умеет: -анализировать некоторые факторы внешней и внутренней среды организации и оценивать их влияние на организацию; -использовать некоторые законы и принципы теории организации при создании и функционировании организационных систем; -анализировать некоторые организационные структуры и разрабатывать предложения по их совершенствованию; -анализировать некоторые коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; -диагностировать некоторые элементы организационной культуры, выявлять их сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по их совершенствованию. Владеет: -некоторыми инструкциями и положениями, регламентирующими создание и функционирование организационных систем; -специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины. Знает: -принципы развития и некоторые закономерности функционирования организации; -типы организационных структур, их основные параметры; -основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; -типы организационной культуры и методы ее формирования; -модели поведения экономических агентов; -современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации; -некоторые теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами. Умеет: -анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; -использовать некоторые законы и принципы теории организации при создании и функционировании организационных систем; -анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -анализировать некоторые коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; -диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; - организовывать групповое взаимодействие для решения управленческих задач. Владеет: -инструкциями и положениями, регламентирующими создание и функционирование организационных систем; -методикой построения организационно-управленческих моделей организации; -некоторыми навыками разработки и реализации на практике новых моделей организационного поведения; -специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины. Знает: -принципы развития и закономерности функционирования организации; -типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; -основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; -типы организационной культуры и методы ее формирования; -модели поведения экономических агентов; -современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации; -основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства, управления изменениями и конфликтами. Умеет: -анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; -использовать законы и принципы теории организации при создании и функционировании организационных систем; -анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; -анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; -диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию; - организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач. Владеет: -инструкциями и положениями, регламентирующими создание и функционирование организационных систем; -методикой построения организационно-управленческих моделей организации; -навыками разработки и реализации на практике новых моделей организационного поведения; -специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины.

Оценочные средства



Задания для текущего контроля

1) Примеры Кейс-задач для самостоятельной внеаудиторной работы

Прочитайте ситуацию и ответьте на вопросы.

Ситуация позволяет понять, как организации должны эффективно адаптироваться к рынку.

Критерии оценки каждой ситуации каждой ситуации: полнота, правильность и аргументированность ответов на вопросы – 0-4 балла.

Доклад, реферат

Критерии оценки: полнота теоретического анализа определенной научной, учебной темы, чёткость аргументации своей позиции, умение отвечать на поставленные вопросы по теме доклада, реферата (балльная оценка – 0-5 баллов)

Темы докладов, рефератов

1. Организация как социально-экономическая система

2. Системный подход к анализу организации

3. Классификация организаций по способу взаимодействия с человеком

4. Структурные схемы управления собственностью в России

5. Применение закона синергии в командообразовании

6. Законы организации и их взаимодействие

7. Статическое и динамическое состояние организации

8. Рационализация управления и труда в организации

9. Проектирование организационной структуры организации

10. Перспективы развития организационных структур

11. Институциональная система управления организациями

12. Оценка эффективности организационных систем

13. Теории поведения человека в организации.

14. Поведение индивида в организации, его особенности.

15. Личность и организация.

16. Личность и работа.

17. Процесс формирования и развития личности.

18. Понятие и виды организации.

19. Эффективность деятельности организации.

20. Законы и эффекты восприятия.

21. Роль атрибуции в формировании эффективного поведения индивида в организации.

22. Мотивация работников и результативность организации.

23. Механизм и результативность мотивации.

24. Системы вознаграждения работников в организации.

25. Проектирование работ и мотивация работников.

26. Применение теории подкрепления в формировании требуемого поведения работников.

27. Качество трудовой жизни и мотивация работников.

28. Управление конфликтами в организации.

29. Формирование группового поведения в организации.

30. Типы команд в организации.

31. Условия и факторы эффективности групповой работы.

32. Преимущества и недостатки работы в командах.

33. Межгрупповое поведение и управление конфликтом.

34. Анализ структуры управления организации.

35. Механистическая и органическая модели организационного проектирования.

36. Анализ социального партнерства в организации.

37. Анализ качества трудовой жизни в организации.

38. Влияние структуры управления на индивидуальное и групповое поведение работников.

39. Возможность применения на практике концептуальной модели характеристик работ Р. Хэкмена и Г. Олдхэма.

40. Лидерство в организации.

41. Концепция стилей руководства Врумя – Йеттона.

42. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства.

43. Новые теории лидерства.

44. Коммуникативное поведение в организации.

45. Невербальные коммуникации.

46. Управление коммуникациями в организации.

47. Формирование эффективных коммуникационных стилей в организации.

48. Управление поведением организации.

49. Особенности поведения организации на различных этапах жизненного цикла.

50. Корпоративная культура и поведение организации.

51. Классификация корпоративных культур.

52. Влияние организационной культуры на персонал фирмы.

53. Влияние корпоративной культуры на инновационную деятельность организации.

54. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры.

55. Перспективы развития корпоративной культуры в России.

56. Формирование и управление репутацией организации.

57. Модель плановых изменений в организации.

58. Управление нововведениями в организации.

59. Причины и формы проявления сопротивления работников переменам в организации.

60. Концепция обучающейся организации.

61. Концепция организационного развития.

62. Управление индивидуальным стрессом в организации.

63. Социализация индивида в организации.

64. Аргументы «за» и «против» социализации.

65. Девиантное поведение в организации.

66. Управление карьерой сотрудников.

67. Формирование поведения индивида в организации.

68. Поведенческий маркетинг.

69. Организационное поведение в международном бизнесе.

Тесты

Итоговое тестирование

к дисциплине «Теория организации и организационное поведение»

Выберите правильные ответы.

Критерии оценки ответов студентов:

менее 20% правильных ответов соответствуют неудовлетворительной оценке – 0 баллов ;

от 21 до 49% - 3 балла

от 50 до 65 % – 7 баллов ;

от 66 до 80% – 12 баллов ;

свыше 80% – 15 баллов .

1. Элементами системы управления являются: ... .

А. Организационная структура

Б. Управленческая документация

В. Структура персонала

Г. Внеоборотные активы

2. Социотехнические системы – это:

А. Люди, участвующие в процессе производства;

Б. Коллектив организации;

В. Станки с программным управлением;

Г. Компьютерные системы, заменяющие определенное число работников.

3. Основные виды интегрированных структур:

А. Корпорация;

В. Финансово-промышленная группа;

Г. Общество с ограниченной ответственностью.

4. Назовите источники интеграции в менеджменте.

А. Миссия и цели организации.

Б. Система принятия решений.

В. Ценности организации.

Г. Нормы, правила, принципы.

Д. Результат деятельности.

Е. Структура управления.

Ж.Эффективность функционирования.

5. Что является целью управления организацией?

А. Достижение организацией конечного результата.

Б. Создание необходимых условий для совместной работы коллектива.

В. Согласование, координация совместной деятельности людей.

Г. Желаемое состояние управляемой системы.

Д. Достижение организацией конечной цели.

6. Критерием эффективности менеджмента является:

А. Степень достижения целей организации.

Б. Соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

В. Увеличение количества произведенной продукции и услуг.

Г. Увеличение времени работы сотрудников.

Д. Выживание в долгосрочной перспективе.

7. Уровень управления, на котором менеджеры несут ответственность за достижение тактических целей:

А. Высший.

Б. Средний.

В. Низший.

8. Краткосрочными критериями эффективности организации являются:

А. Гибкость организации;

Б. Высокая удовлетворенность персонала;

В. Преданность работников;

Г. Конкурентоспособность организации;

Д. Наличие стратегии развития;

Е. Сильная организационная культура.

9.Принципы менеджмента, отвечающие современному представлению о роли и возможности человека в организации (фирме):

А. Разделение труда;

Б. Стабильность персонала;

В. Децентрализация управления;

Г. Делегирование полномочий;

Д. Доверие людям.

10. Источниками повышения эффективности деятельности организации являются:

А. Улучшение климата в коллективе;

Б. Совершенствование организационной структуры;

В. Выживание в долгосрочной перспективе;

Г. Высокое качество продукции.

11.К основополагающим законам организации относят закон:

А. Пропорциональности.

Б. Синергии.

В. Единства анализа и синтеза.

Г. Развития.

Д. Самосохранения.

Е. Композиции и пропорциональности.

12.Свойствами, характеризующими сущность системы, являются:

А. Каждая часть системы имеет своё назначение с точки зрения той цели, на достижение которой направлена деятельность всего целого.

Б. Целое – первично, а части – вторичны.

В. Части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любые из них влияет на все остальные.

Г.Сложность.

Д.Система образует особое единство с внешней средой.

13.Свойствами, характеризующими строение системы являются:

А. Сложность.

Б. Система является комплексом взаимосвязанных элементов.

В. Эмерджентность.

Г.Элементы системы выступают в качестве систем более низкого порядка.

Д. Неопределённость хозяйственной деятельности.

14.Свойствами, характеризующими функционирование и развитие системы являются:

А. Любая система является элементом системы более высокого порядка.

Б. Целенаправленность.

В. Эффективность.

Г. Эквифинальность.

Д.Изменчивость.

15.Общими принципами организации являются:

А. Разделение труда.

Б. Дисциплина.

В. Предоставление самостоятельности.

Г. Клиентская ориентация.

Д. Корпоративный дух.

Е. Партнёрство.

16.С чем связана неопределенность внешнего окружения?

А. С числом и разнообразием внешних факторов.

Б. С количеством информации и ее достоверностью.

В. Со скоростью изменения среды.

Г. С непредсказуемостью государственного воздействия на экономику.

17.Укажите факторы внутренней среды организации.

А. Потребители.

Б. Технология.

В. Аппарат управления.

Г. Персонал предприятия.

Д. Поставщики.

Е. Организационная структура.

З. Организационная культура.

И. Профсоюз.

18.Какой тип корпоративной культуры наиболее подойдет к организации, где необходима быстрая обратная связь с внешней средой, а принятие решений отличается очень большими рисками?

А. «Клуб».

Б. «Крепость».

В. «Бейсбольная команда».

Г. «Школа».

19.Основными принципами новой парадигмы мышления и поведения, которые должны быть включены в корпоративную культуру являются:

А.Регулирование деятельности поставщиков и продавцов;

Б.Самоменеджмент и культура работника;

В.Общение с потребителем;

Г.Культура, ориентированная на перемены;

Д.Вертикальные нисходящие коммуникации;

Е.Все ответы верны.

20.Организационное поведение – это мультидисциплина, которая:

А. Анализирует поведение индивидов с целью формирования высокого качества трудовой жизни;

Б. Сфокусирована на результативности людей, групп, организации в целом;

В. Анализирует и формирует поведение индивидов, групп, организаций с учетом воздействия внешней среды;

Г. Формирует социальные нормы, регулирующие трудовую деятельность в организации.

21.Методами исследования ОП являются:

А. Тестирование;

Б. Эксперимент;

В. Групповой анализ ситуации;

Г. Интервьюирование;

Д. Изучение должностных инструкций;

Е. «Адвокат дьявола».

22.В новых моделях организационного поведения получают воплощение идеи:

А. Повышения качества трудовой жизни;

Б. Административного контроля;

В. Четкого разделения труда;

Г. Партисипативного управления;

Д. Ориентации на удовлетворение потребностей работников в безопасности, защищенности.

23.Видами организаций являются:

А. Партисипативные организации;

Б. Некоммерческие организации;

В. Организации, имеющие рациональные границы;

Г. Эдхократические;

Д. Механистические.

24. Свойствами восприятия являются:

А. Образность;

Б. Мотивированность;

В. Апперцептивность;

Г. Убежденность;

Д. Контекстность.

25.Внешние факторы, влияющие на процесс восприятия:

А. Новизна и узнаваемость;

Б. Перцептивные ожидания;

В. Я-концепция;

Г. Повторяемость;

Д. Жизненный и профессиональный опыт.

26.«Эффект физиогномической редукции» состоит в том, что:

А. Общее благоприятное впечатление о человеке переносится на оценку его неизвестных черт;

Б. Внешне более привлекательные люди расцениваются как более привлекательные в целом;

В. Выводы о внутренних психологических характеристиках человека делаются на основе его внешнего облика;

Г.Человеку приписываются несуществующие достоинства;

Д. На людей проецируются собственные качества.

27.Фундаментальноой ошибкой атрибуции является:

А. Произвольное соединение каких-либо двух личностных черт как обязательно сопутствующих друг другу;

Б. Игнорирование ситуационных причин действий людей и их результатов в пользу диспозиционных (личностных);

В. Переоценка типичности своего поведения, выражающаяся в том, что наблюдатель считает свою точку зрения единственно верной.

28.Свои успехи и неудачи других людей люди склонны объяснять ситуативной атрибуцией.

Б. Неверно.

29.Важными личностными характеристиками, влияющими на выполнение работы являются:

А. Ориентация на достижения;

Б. Обучаемость;

В. Самооценка;

А. К. Левин.

Б. К. Арджирис.

В. К. Альдерфер.

Г. С. Адамс.

31.Важнейшими установками в организации являются:

А. Вовлеченность в работу;

Б. Открытость сознания для нового опыта;

В. Ответственность и активность;

Г. Удовлетворенность трудом;

Д. Преданность организации;

Е. Сотрудничество.

32.Основными факторами, влияющими на удовлетворенность работой являются:

А. Собственно работа;

Б.Возможности продвижения по службе;

В.Высокая самооценка;

Г.Размер заработной платы.

33.Укажите характеристики функции организации.

А. Определение сильных и слабых сторон предприятия.

Б. Распределение ресурсов.

В. Создание информационных сетей.

Г. Оценка тенденций развития внешней среды.

Д. Изучение потребностей сотрудников.

Е. Определение обязанностей должностных лиц.

Ж.Разработка стандартов и критериев работы.

З. Построение структуры предприятия.

И. Определение соподчиненности полномочий.

34.На проектирование структуры организации оказывают влияние следующие факторы:

А. Внешняя среда.

Б. Квалификация работников.

В. Разделение труда и кооперация в организации.

Г. Масштаб управляемости и контроля.

Д. Стратегия.

Е. Мотивация персонала.

Ж. Существующая технология.

З. Распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными.

35.Какие из перечисленных структур являются наиболее гибкими, адаптивными, органическими?

А. Функциональная.

Б. Матричная.

В. Продуктовая.

Г. Линейная.

Д. Проектная.

Е. Штабная.

Ж. Структура, ориентированная на потребителя.

З. Сетевая.

36.В чем преимущества дивизиональных структур?

А. Обеспечивают единство руководства.

Б. Разграничивают стратегическое и оперативное управление.

В. Решают проблему диверсификации.

Г. Снижают затраты на управление.

Д. Устраняют дублирование функций.

Е. Ориентируют организацию на конечный результат.

Ж. Делают работников участниками принятия решений.

37.Служба материально-технического снабжения производственной фирмы в организационной структуре управления имеет... полномочия.

А. Линейные.

Б. Консультативные.

38.Механистический тип организации характеризуется:

А. Неформальными отношениями в коллективе.

Б. Узкой специализацией в работе.

В. Чётко определённой иерархией.

Г. Быстрым решением проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы.

39.Органический тип организации характеризуется:

А. Чёткими правилами.

Б. Ориентацией на ценовую конкуренцию.

В. Постоянной сменой лидеров в зависимости от решаемых проблем.

Г. Процессным подходом к решению проблемы.

40.Условиями проектирования организаций механистического типа являются:

А. Работу сложно измерить.

Б. Задачи поддаются делению.

В. Задачи не имеют чётких границ.

Г. Низкий уровень неопределённости внешней среды.

41.Условиями проектирования организаций органического типа являются:

А. Простые задачи.

Б. Неопределённость целей.

В. Стабильность окружения.

42.Перечислите признаки оптимальной структуры:

А. Небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом.

Б. Небольшое число уровней управления.

В. Ориентация на потребителя.

Г. Быстрая реакция на изменения.

Д. Высокая производительность.

Е. Низкие затраты.

1. Все ответы верны.

2. Верны ответы А,Б, В, Г.

3. Верны ответы Д, Е.

А. Обеспечение финансовой устойчивости.

Б. Получение прибыли.

В. Философию компании.

Г. Удовлетворение общественных потребностей.

44.Стратегические цели:

А. Увеличение доли рынка до 30% к 2015 году.

Б. Повышение имиджа фирмы.

В. Повышение цены акции.

Г. Более быстрый рост денежных поступлений.

Д. Повышение качества продукции (100%-ное удовлетворение требований клиентов).

45.Коммуникации в организации – это:

А. Обратная связь в системе управления;

Б. Система информационных связей;

В. Обмен информацией в процессе совместной деятельности;

Г. Совокупность организационных связей в системе совместной деятельности людей.

46.Укажите наибольший барьер на пути восходящих коммуникаций.

А. Разное восприятие.

Б. Неумение слушать.

В. Выбор неверных каналов.

Г. Невербальные преграды.

Д. Эмоции.

Е. Различия в статусах и власти.

Ж. Несоответствие коммуникационных сетей поставленным задачам.

З. Семантические барьеры.

47.Устные коммуникации окажутся предпочтительнее, если сообщение является сложным, двусмысленным, персональным.

А. Да. Б. Нет.

48.Восприятие является более важным для сложного, двусмысленного послания, чем рутинного, простого.

А. Да. Б. Нет.

49.Для менеджера более важным коммуникативным навыком является умение четко формулировать свои мысли, требования, задачи, а не умение слушать.

А. Да. Б. Нет.

50.Для выполнения новой творческой работы больше подойдет коммуникационная сеть «круг».

А. Да. Б. Нет.

51.Внешними вознаграждениями являются.

А. Продвижение по службе.

Б. Значимость работы.

В. Личный кабинет.

Г. Расширение самостоятельности в работе.

Д. Заработная плата.

Е. Похвала.

52.Мотивирующие факторы в теории Ф. Герцберга не влияют на уровень удовлетворенности работой.

А. Да. Б. Нет.

53.Что люди принимают во внимание, оценивая справедливость своего вознаграждения?

А. Величину заработной платы.

Б. Соответствие заработной платы затраченным усилиям.

В. Соотношение между оценками своих действий и действий других людей.

Г. Соответствие между затратами и результатами своего труда.

54.Важным выводом из теории справедливости является то, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения.

А. Да. Б. Нет.

55.Человек может ощущать неудовлетворенность, когда получает высокое по отношению к затратам труда вознаграждение.

А. Да. Б. Нет.

56.Какие факторы мотивации дают наибольший эффект в условиях ограниченных экономических ресурсов?

А. Создание хорошего морально-психологического климата в организации;

Б. Реализация ресурсов лидерства;

В. Создание гибкой и справедливой системы оплаты труда;

Г. Формирование системы карьерного роста;

Д. Согласование оплаты труда с организационными условиями социально-психологических ожиданий.

57.Основными методами управления являются:

А. Социально-психологические.

Б. Экономические.

В. Партисипативные.

Г. Административные.

Д. Либеральные.

58.Организационно-распорядительные методы управления прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы работника.

А. Да. Б. Нет.

59.Основным непосредственным результатом мотивации является:

А.Стиль управления.

Б.Уровень работы организации.

В.Выживание в долгосрочной перспективе.

В.Степень достижения целей организации.

Г.Характер организационного поведения работников.

60.Какие модели поведения работников наиболее приемлемы для организации?

А.Максимум дохода при минимуме усилий.

Б.Максимум дохода при максимуме усилий.

В.Минимум дохода при минимуме усилий.

Г.Максимум саморазвития при максимуме усилий.

61.Какие формы власти способствуют большему сотрудничеству со стороны подчиненных?

А. Вознаграждение.

Б. Участие.

В. Экспертная власть.

Г. Законная власть.

Д. Убеждение.

Е. Власть информации.

Ж. Харизма.

З. Принуждение.

62.Главные рычаги влияния руководителя на персонал:

А. Безопасность.

Б. Оплата труда.

В. Карьера.

Г. Выгодные командировки.

Д. Гарантия занятости.

Е. отпуск в летнее время.

63.Главные рычаги влияния персонала на руководителя:

А. Наличие у персонала информации, необходимой руководителю.

Г. Возможность жалоб на руководство вышестоящему начальству.

Д. Неявка на работу.

64.Имеет ли автократический стиль управления успех в работе с высокообразованными сплоченными сотрудниками?

А. Да. Б. Нет. В. В определенных ситуациях.

65.Какой стиль управления является наиболее эффективным?

А. Демократический.

Б. Либеральный.

В. Ориентированный на человека.

Г. Автократический.

Д. Ориентированный на задачу.

Е. Все предыдущие ответы неверны.

66.Согласно Рэнсису Лайкерту консультативно-демократический стиль руководства предполагает...

А. Групповое принятие решений.

Б. Принятие важных решений руководителем без участия подчиненных.

В. Принятие важных решений "наверху" и делегирование принятия большинства конкретных решений подчиненным.

Г. Дружеские и доверительные отношения между руководством и подчиненными.

67.Ситуационными факторами в модели руководства Ф. Фидлера являются

А. Требования и воздействия со стороны внешней среды;

Б. Личные качества подчиненных;

В. Структура задачи;

Г. Значение качества решения;

Д. Должностные полномочия руководителя;

Е. Зрелость подчиненных;

Ж. Отношения «руководитель – подчиненный».

68.Модель руководства Херси и Бланшарда предполагается зрелость...

А. Лидера.

Б. Руководства.

В. Потребителей.

Г. Персонала.

69.Согласно модели Врума-Йеттона консультативный стиль руководства предполагает:

А.Групповое принятие решений.

Б.Принятие важных решений руководителем на основе информации, полученной от подчинённых.

В. Изложение проблемы индивидуально тем подчинённым, кого это касается, и выслушивание их идей и предложений.

Г.Принятие важных решений "наверху" и делегирование принятия большинства конкретных решений подчиненным.

Д.Изложение проблемы группе и выслушивание её идей и предложений.

70.Индивидуальный стиль менеджера определяется:

А. Степенью свободы при принятии решений для подчиненных;

Б. Выбором методов управления;

В. Образованием;

Г. Стажем работы;

А. При пожаре;

Б. При разработке проекта нововведений;

В. При постоянном нарушении трудовой дисциплины;

Г. Ни при каких ситуациях.

72.Какие два качества руководителей наиболее важны для корпорации, работающей в неопределенной, динамичной среде и обладающей высококвалифицированным и преданным персоналом?

А. Агрессивность.

Б. Инициативность.

В. Ответственность.

Г. Самоуверенность.

Д. Настойчивость.

Е. Решительность.

Ж. Внимание к людям.

З. Энергичность.

И. Умение работать в команде.

К. Проницательность.

Л. Работоспособность.

М. Уравновешенность.

73.Назовите причины возникновения неформальных групп.

А. Сопротивление переменам.

Б. Чувство принадлежности.

В. Взаимозащита.

Г. Достижение определенных целей.

Д. Осуществление социального контроля.

74.На эффективность работы групп не влияют следующие ее характеристики: размер, состав, роли ее членов.

А. Да. Б. Нет.

75.В эффективной команде ее члены выполняют только роли, ориентированные на достижение целей.

А. Да. Б. Нет.

76.Назовите определенные этапы развития группы.

А. Достижение сплоченности.

Б. Расформирование.

В. Установление норм.

Г. Достижение целей.

Д. Появление неформального лидера.

Е. Разрешение конфликтов.

Ж. Функционирование.

З. Этап разногласий.

И. Создание команды.

77.Преимуществами команд являются:

А. Перераспределение власти.

Б. Возрастание трудовых усилий.

В. Увеличение удовлетворенности ее членов.

Г. Расширение рабочих навыков и знаний.

Д. Уменьшение усилий по координации действий ее членов.

Е. Невозможность социального иждивенчества.

Ж. Большая гибкость в работе.

78.Критериями эффективности групповой работы являются:

А. Достижение групповых целей.

Б. Создание условий для свободного высказывания различных точек зрения.

В. Разделение во времени процессов генерирования идей и их оценок.

Г. Удовлетворенность членов группы своим трудом.

Д. Индивидуальное развитие членов группы.

79.Японские менеджеры не поощряют соперничество между отдельными членами группы.

А. Да. Б. Нет.

80.Положительная репутация организации рассматривается как надбавка к цене, которую покупатель выплачивает в ожидании будущих выгод.

А. Да. Б. Нет.

81.Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт является:

А. Межличностным;

Б. Межгрупповым;

В. Внутриличностным;

Г. Между личностью и группой.

82.Какие, по Вашему мнению, способы разрешения конфликтов относятся к педагогическим?

А. Убеждение;

Б. Просьба;

В. Беседа;

Г. Решение суда.

83.Причинами стресса могут явиться:

А. Переход на другую работу;

Б. Плохие физические условия работы;

В. Расширение фронта работ;

Г. Все ответы верны

Д. Все ответы неверны

84.Роль стресса:

А. Положительная;

Б. Отрицательная;

В. Нейтральная;

Г. Неоднозначная;

85.Как называется конфликт, при котором два руководителя предъявляют к работнику прот

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

«Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра менеджмента

Программа дисциплины

ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра


Курс 2,3

Санкт – Петербург
I . Пояснительная записка.
Требования к студентам: курс «Теория организации и организационное поведение» предназначен для студентов второго и третьего курса специальности «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление». Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: философия, социология, психология, история экономики, история экономической мысли, институциональная экономика, маркетинг, менеджмент.

Аннотация.

Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

«Теория организации и организационное поведение» объединяет две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области профессионального знания, в которых широко ведется научный поиск и специальные исследования, связанные с феноменом организации, влияние организаций на жизнь и поведение людей, постоянно накапливается фактический материал по развитию организаций, их преобразованию и соответственному изменению деятельности менеджеров и сотрудников.

Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об организациях, основных закономерностях их существования и развития, особенностях управления организациями. А также определить роль человека в организации, влияние основных организационных характеристик на поведение сотрудников, выделить организационные, социокультурные, межличностные и другие методы понимания, прогнозирования и управления поведением людей в организации, дать базовые навыки применения этих методов.
Учебный курс состоит из двух взаимодополняющих частей .

Часть 1. Теория организации. Читается студентам 2-го курса. В рамках данной части курса реализуется целостный эволюционный подход к пониманию организации, рассматриваются основные компоненты организации, их роль в управлении, эволюция организации как системы, классические и современные типы организаций, методы проектирования и управления организацией. Основная задача - сформировать базовые знания об организации как особой социальной системе, выделить ее функции, специфические особенности и характеристики. Дать представления и базовые навыки теоретического осмысления организации, освоить элементы организационного проектирования, провести сравнительный анализ различных подходов к работе с организацией.

Учебные задачи и предполагаемые результаты изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины по части 1 «Теория организации» студент должен:

знать :

Функции и сущностные признаки организации;


  • основные подходы к исследованию организаций;

  • основные понятия, позволяющие описывать процесс функционирования и развития организации (оргструктура, миссия, видение, стратегия, жизненный цикл и др.);

  • основные законы организационного проектирования и развития организаций;
уметь:

Разработка дерева целей для организации.

4. Контрольная работа – 10 баллов (допуск к зачету)

5. Работа – 10 баллов (допуск к зачету)

Всего семинарских занятий -13


150 –145 баллов --10

144-140 баллов --- 9

139-135 баллов --- 8

134-117 баллов--- 7

116 – 100 баллов ---6

99-81 баллов -- 5

80-61 баллов ---- 4

60-30 баллов ---- 3

29- 0 баллов -- 2

«2» и «3» - неуд.


II . СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Теория организации как наука.

Теория организации в системе наук. Организации как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации. Вклад различных наук в теорию организации: менеджмента, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридических наук, информатики.

Модели организаций на основе исторического и системного подхода, классические и современные взгляды на организацию. Специфика понимания организации в различных школах управления, особенности подходов М.Вебера, Дж.Одиорне, Н.Смелзера. Тектология А.А.Богданова как всеобщая организационная наука. Теория
систем и теории хаоса в понимании организации. Современные взгляды на организацию. Функции организации как части социума. Задачи организации во внешней и внутренней среде. Иерархия организационных моделей.
Тема 2. Организация как система .

Определение организации. Формальные и неформальные организации.

Подходы к управлению. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.

Системные концепции. История теории систем. Определение системы. Особенности системы: целостность, структурность, иерархичность. Уровни иерархии систем: живые и неживые системы. Социальные системы. Открытые и закрытые системы. Подсистемы. Управление как система. Управление на основе системного подхода.


Тема 3. Развитие организации.

Этапы жизненного пути организации модели Л. Грейнера. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса. Практическая важность теории Адизеса. Жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения Е. Емельянова и С. Поварницыной. Специфика работы органиазции на разных этапах. Управление развитием организации.


Тема

4.1. Принципы организационного проектирования и организационного дизайна.

Суть организационного проектирования. Последовательность организационного проектирования. Этапы реализации организационного проекта. Направления проектирования организации: структуризация, композиция, регламентация, ориентация.

4.2. Вертикальные конструкты: дерево целей, работа с организационной структурой.

Классификация целей организации. Этапы проектирования целей организации. Миссия, видение, стратегия, как основы проектирования организации. Формирование качественных целей. Оценка целей. Построение дерева целей. Исследование и формирование количественных целей. Оценка степени достижения качественных и количественных целей.

Проектирование структуры организации на основе дерева целей. Виды и особенности использования структур различных типов.

Уточнение понятия «бизнес-процесс». Моделирование бизнес-процессов. Технологии описания бизнес-процессов. Технологии, реализуемые в бизнес-процессах. Оценка эффективности бизнес-процессов. Бенчмаркинг.

Тема

Два направления оценки эффективности организации: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Кадровый, организационный, информационный потенциал. Показатели эффективности организации. Критерии оценки эффективности организации. Подходы к определению критериев эффективности. Проблемы при оценке эффективности организации.


Тема 6. Патологии организации.

Раскрытие термина «организационная патология». Болезни роста в организации. Отличие патологий от болезней роста.

Типы организационных патологий. Патологии в строении организаций. Патологии в управленческих решениях. Патологии в организационных отношениях. Борьба с патологиями. Инновации как способ преодоления кризиса. Опасность инноваций – возможность образования новых патологий.
Тема

Органические организации. Их цели. Проблемы органических организаций. Принципы построения. Организационное обучение. Характеристики компаний с долгосрочной деятельностью. «Живые» и «экономические» компании. Принципы обучающихся организаций. Тенденции гармонизации и инновационности в развитии организаций .

III . ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ.

3.1. Подготовка реферата (аналитической работы) «Сравнительный анализ организаций

При подготовке аналитической работы используются материалы совместной домашне - аудиторной работы микрогруппы студентов по проектированию основных элементов какой-либо воображаемой органиазции.

Созданный проект сравнивается каждым членом группы с какой-либо реальной организацией – потенциальным «конкурентом» по основным этапам проектирования и предполагаемой эффективности.

Делается обоснованный вывод об особенностях, конкурентоспособности, эффективности реальной и спроектированной органиазции.

3.2. Вопросы для подготовки к итоговому контролю по курсу теории организации:


  1. Организация как особая система взаимодействия людей. Значение организации для общества.

  2. Формы существования организаций.

  3. Функции организаций в современном мире.

  4. Современные и традиционные организации: сходство и различия.

  5. Характеристики организации как системы.

  6. Системные свойства организаций: синергичность, эмерджентность, холизм, неаддитивность и другие.

  7. Системные процессы в организации.

  8. Этапы развития организации. Их особенности и значение.

  9. Цели организации. Их значение для ее функционирования и развития.

  10. Основные подсистемы организации и их роль в жизнедеятельности организации.

  11. Связь целей, процессов и структуры организации как проявление системных законов.

  12. Формальная структура организации. История развития и значение для деятельности организации.

  13. Современное понимание типов структур и их значение.

  14. Влияние информационно-коммуникационных факторов на структуру организации.

  15. Должность как основа структуры организации.

  16. Размер организации и его значение для жизнедеятельности.

  17. Проектирование организации: основные задачи и принципы.

  18. Проектирование вертикальных конструктов: дерево целей, структура.

  19. Роль миссии, видения, стратегии в проектировании организации.

  20. Проектирование горизонтальных конструктов: бизнес-процессы и технологии.

  21. Особенности бизнес процессов: основных, вспомогательных, управленческих.

  22. Эффективность организации: основные подходы и критерии.

  23. Патологии организации: виды и причины.

  24. Связь нарушений развития организации с этапом развития и основными характеристиками организации.

  25. Методы работы с патологиями: профилактика и коррекция.

  26. Организация и нововведения: принципы и основные проблемы.

  27. Культура организации. Значение для эффективности работы.

  28. Современные тенденции в развитии организаций.

  29. Обучающая организация: основные принципы и специфика.

  30. Инновационные организации: проблемы и возможности.

  31. Виртуальные органиазции: особенности, ограничения.

  32. Требования к менеджменту в современных организациях.

IV . Учебно-методическое обеспечение

Литература

Базовый учебник


  1. Веснин В.Р. Теория организации. М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

  2. Дафт Р. Теория организации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006

  3. Милнер Б.З. Теория организации. М., ИНФРА-М, 2009.
Основная литература

  1. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Дж.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000.

  2. Гуняр Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации. – М.: Издательство Дело, 2000.

  3. Каплан Р., Нортон Д Сбалансированные системы показателей. От стратегии к действию. М., Олимп-Бизнес, 2006

  4. Лафта Дж. Эффективность менеджмента организации. М., 2007.

  5. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.

  6. Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. М., 2007.

  7. Сенге М. Питер. Пятая дисциплина – искусство и практика самообучающейся организации. М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999

  8. Теория организации: антология. Сост. В.Л.Семиков. М.: Академический проект Гаудеамус, 2005

  9. Холл Р. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб, Питер, 2001

  10. Шеметов П.В. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2004

Дополнительная литература


  1. Беккер Й. и др. Менеджмент процессов. М., 2008.

  2. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организциях. М.. Изд-во Омега-Л., 2011.

  3. Виханский О. С., Наумов А. И Практикум по курсу «Менеджмент». – М.:Гардарики, 2002.

  4. Власов П.К. Психология замысла органиазции. Харьков, 2003.

  5. Вудюк М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М., 2003.

  6. Дафт Р. Менеджмент. - СПб: Питер, 2008.

  7. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Пер. с англ. - М: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1996.

  8. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996.

  9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2000.

  10. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации.- СПб., 2001.
IV . Тематический расчёт часов.
4.1. Расчет часов для направления Менеджмент

№п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

1. Теория организации как наука

2

2

4

10

14

2

2. Организация как система.

4

4

8

12

20

3

3. Развитие организации.

4

4

8

12

20

4

4. Проектирование организации.

4.3. горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии.



4

4

8

20

28

5

5. Эффективность организации. Критерии оценки.

4

4

8

12

20

6

6. Патологии организации.

4

4

8

10

18

7

7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся организации

4

4

8

12

20

8

Подготовка к итоговому тесту

4

4

Всего часов:

26

26

52

92

144

4.2. Расчет часов для направления Менеджмент, специализация Государственное и муниципальное управление.

№п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост работа

Всего часов

Лекции

Семинары

Всего

1

1. Теория организации как наука

2

4

6

16

22

2

2. Организация как система.

4

4

8

16

24

3

3. Развитие организации.

2

4

6

16

22

4

4. Проектирование организации.

4.1. Принципы организационного проектирования и дизайна.

4.2. вертикальные конструкты: дерево целей. Работа с организационной структурой.

4.3. горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии.



4

4

8

26

34

5

5. Эффективность организации. Критерии оценки.

4

4

8

16

24

6

6. Патологии организации.

4

4

8

16

24

7

7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся организации

4

4

8

16

24

8
2012 -> Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ
2012 -> Программа исследований (предварительная версия) Москва, лас, январь 2012г
2012 -> Возможные руководители: Шляго нн., Балашов А. И., Котляров И. Д., Тарасова Ю. А., Козлова Ю. А., Рання Н. А., Смирнова Е. Э., Корчагина Е. В., Чуланова Г. Ю., Соколова А. А. и др
2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»

Концепция построения учебника логически объединяет теоретические основы и прикладную постановку организационных отношений в социально-экономических формированиях. Последовательно и подробно рассматриваются связи, зависимости, принципы, составы, классификации, формы, процедуры и структуры организации. Освещены подходы, содержание и модели организационного поведения, отражающие важнейшие социально-экономические взаимодействия. Благодаря обширному методическому комплексу, включающему вопросы для самоконтроля, разнообразные кейсы, тестовые задания, а также приложение со справочными материалами, обучающиеся смогут более эффективно освоить и закрепить знания по курсу.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Тема 1. Введение в «Теорию организации и организационное поведение»

    Вопрос 1. Понятие и место «Теории организации»

    и «Организационного поведения» в системе социально-управленческих наук

    Теория организации – это наука об основных закономерностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих

    объектов окружающей нас действительности .

    Теория организации занимает своеобразное место в системе наук, имеющих отношение к управлению . Место теории организации в системе социально-управленческих наук определяется тем, что с одной стороны, изучает особые социальные группы, а с другой – вводит менеджеров в объект их будущей управленческой деятельности.

    Изучение теории организации невозможно без знания экономических основ функционирования общества.

    Изучение социологии позволяет понять, какое место занимают организации среди всей совокупности социальных общностей и групп, и какую роль играют организации в социуме.

    Психология изучает психическое окружение человеком различных аспектов организационных отношений.

    Знание культурологи позволяет глубже понять особенности возникновения и развития организационной культуры

    Без понимания функций, структуры и принципов функционирования объекта управления невозможно адекватно понять и усвоить технологические аспекты менеджмента, отраженные как в его общем курсе, так и в отраслевых дисциплинах, так и в маркетинге и организационном поведении.

    Понимание организации создает основу для изучения управления, так как «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей.

    Как видно из схемы, теория организации имеет тесную связь с дисциплиной организационное поведение. Именно эту связь мы с вами и будем рассматривать при изучении нашего курса.

    Теория организации

    Организационное поведение

    Объект анализа

    макроуровень – организация в целом и ее части

    микроуровень – поведение индивидуумов и групп

    Изучаются

    • условия и предпосылки поведения организации, ее общая эффективность, возможности для адаптации и достижения целей;
    • описывает фактическую структуру организации и предлагает варианты ее оптимальной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование
    • поведение индивидуумов с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей;
    • поведение групп: роли, статусы, руководство, общение и конфликты;
    • производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворенность работой

    смежные дисциплины, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций.

    Например, при исследовании конфликта

    Конфликт – это столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Связан, преимущественно, с проблемами внутренней координации

    Конфликт – это проблема, возникающая между людьми. Внимание сосредотачивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации

    Аспекты рассмотрения

    структурные

    социально-психологические

    Дисциплины теория организации и организационное поведение являются смежными, имеют много точек соприкосновения, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Так, исследуя конфликты, организационное поведение сосредотачивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и недостаточной коммуникации. Когда же конфликт изучается теорией организации, он связан преимущественно с проблемами внутренней координации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, возникающая между людьми, в другом – как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации.

    Таким образом, теория организации и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организационного процесса.

    Цель дисциплины: изучение основных теоретических концепций социальных организаций и организационного поведения как междисциплинарной области знания, связанной с изучением человеческих установок и трудовой деятельности в организации.

    Задачи дисциплины:

    • изучение теории организации;
    • ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций, достижение понимания о предпосылках успешности организаций;
    • формирование умений решения ключевых проблем управленческой деятельности;
    • достижение понимания о причинах и критериях оценки поведения людей в организации;
    • приобретение умений по анализу человеческого поведения в социальной группе.

    Вопрос 2. Понятие, черты и свойства организации

    Зачем изучать организации? Чтобы ими управлять? Чтобы управлять собой, работая в них? Чтобы в них жить! Действительно, организации являются таким же родовым признаком человека, как прямохождение, рука, речь, сознание, труд. Человек всю жизнь погружен в организации различной природы от семьи до глобальной цивилизации, ежедневно участвуя в их создании и испытывая их благотворное или губительное влияние.

    Как любой продукт человеческой деятельности организации имеют двоякую природу: субъективную, обусловленную личностным творением, и объективную – обусловленную общественным сотворением и предназначением. Объективная природа организаций обусловлена еще и тем, что они – живые. Организации зачинаются, рождаются, взрослеют, стареют, и, наконец, умирают. Жизнь организаций часто течет незаметно, но иногда их кризисы влекут за собой драмы и трагедии личностей, народов и поколений.

    Рассмотрим общепринятое содержание понятия «организация».

    Наличие механизмов управления отличает организацию от группы и коллектива.

    Г руппа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

    Коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой.

    В нашей дисциплине мы будем рассматривать под организацией именно организационную систему, которая представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

    Под словосочетанием "сознательно координируемое" понимают управление, под социальным образованием — то, что организация состоит из отдельных лиц или их групп, взаимодействующих между собой. То есть, организационные процессы имеют социальную сущность. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными, причем взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано, что предполагает его координацию.

    Таким образом, в теории организации речь идет о социальных организациях. Социальные организации – это спланированные, намеренно созданные образования. Основной связующий элемент социальной организации – человек. Особенности социальных организаций:

    • реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
    • формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
    • сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

    Все организации построены по определенным законам и принципам. Рассмотрим черты и свойства организации.

    Черты организации.

    1. Организация отделена от внешней среды , и се границы могут меняться со временем. Границы организации могут быть:

    • Границы во времени – это жизненный цикл организации.
    • Границы в пространстве – территориальные границы , которые определяют, какие элементы находятся внутри и вне организации, где заканчивается одна и начинается другая организация, на какие сферы распространяется ее деятельность.
    • Границы по собственности – это право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации.

    Некоторые организации имеют четко очерченные границы, существующие длительное время без изменений и закрепляются в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом есть ряд ограничений, предусмотренных законами и другими нормативными актами, например, ограничение численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т.п .

    2. Организация всегда имеет совокупность целей , иерархически связанных между собой, от ее миссии до оперативных целей на каждый день. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности , вносят свой вклад в достижение общих (организационных) целей .

    Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения. То есть 3 черта, это…

    3. Для достижения целей создается система норм корпоративного поведения, включающая общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала в рамках организации.

    То есть, для организации необходимо наличие организационной культуры  определенной совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых сотрудниками

    4. Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников.

    То есть, организация обладает определенной структурой, которая определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, каковы, формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия работников и подразделений в процессе достижения организационных целей.

    5. Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.

    • Комплексность позволяет рассматривать организацию как совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними на основе специализации и разделения труда, количества уровней в иерархии организации и степени территориального распределения частей организации.
    • Под формализацией понимают заранее разработанные и установленные правила и процедуры, регламентирующие поведение работников и внутрифирменные взаимоотношения.
    • Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Например, в некоторых организациях процесс принятия решений сверхцентрализован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления.

    6. Организации заранее проектируются для формирования структуры, подчиненной достижению установленных целей . Не существует универсальной организации, способной достигать различных целей без изменения структуры.

    Так как мы рассматриваем организацию как систему, то выделяют следующие системные свойства организации:

    1. организация способна поддерживать свои важнейшие переменные в допустимых пределах при возникновении неожиданных изменений, нарушений и осложнений, то есть она гомеостатична;
    2. организация противодействует нарушающим их работу воздействиям и усиливает полезные, сохраняя стабильность своей внутренней среды и внешних связей и обеспечивая их развитие. Способность к самосохранению и развитию в длительной перспективе называется сверхстабильностью (по Эшби);
    3. организация способна приспосабливать свое поведение к многообразным изменениям внешних и внутренних факторов, то есть обладает адаптивностью ;
    4. организация обладает синергетическим эффектом, который заключается в возрастании эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет т. н. системного эффекта. В организации руководитель делает так, чтобы различия сотрудников работали синергически. В синергетическом действии выделяют три основных процесса — это адекватное планирование, эффективный обмен знаниями и текущей информацией между сотрудниками организации и текущая координация работы; все это можно объединить так же под общим термином «коллективное мышление»;
    5. организация действует рационально, органично и целенаправленно;
    6. организация развивается, совершенствуя методы достижения целей.

    Успешность и эффективность организации оценивается ее способностью к достижению поставленных целей.

    Вопрос 3. Управление поведением организации

    Любая организация представляет собой двуединство управленческих отношений - формализованных и персонифицированных.

    Формализованные отношения - ориентируют работников на установление и соблюдение жестких требований, обеспечивая воздействие сверху вниз. Эти управленческие отношения могут быть:

    • автократическими - работники подчиняются воли руководителя;
    • технократическими - работники подчиняются производственному процессу;
    • бюрократическими - работники подчиняются организационному порядку в ущерб интересам дела;

    Персонифицированные отношения - ориентируют на «мягкие» требования, предоставляя работникам самостоятельность в решении проблем;

    • демократическими - вовлекают работников в управление организацией;
    • гуманистическими - ориентируют на человеческие отношения;
    • инновационными - поощряют творчество и нововведения в организации.

    Поведение организации следует ориентировать на гармоничное сочетание формализованных и персонифицированных отношений и ориентацией в целях установления сотрудничества в организации.

    Сотрудничество оценивается как интегральная характеристика поведения организации, основа партнёрства, равноправия, солидарности, взаимного уважения.

    Показателями сотрудничества являются:

    • результативность - степень достижения общей цели;
    • эффективность - рациональность достижения цели;
    • осмысленность - восприятие цели и готовность к совместным усилиям;
    • этичность - средства достижения цели.

    Сотрудничество развивается в многочисленных формализованных и персонифицированных связях на различных уровнях:

    • внутри организации - внутрифирменное сотрудничество, цель которого состоит в обеспечении общей цели усилиями всех и каждого;
    • вне организации - продуктивное взаимодействие с внешним окружением.

    Основой эффективного сотрудничества является формирование команды, главными характеристиками которой выступают групповая компетентность, взаимодополняемость, сработанность, творчество.

    Поведение организации зависит от типов организационной структуры, которые представлены в таблице.

    Влияние типов орг. структур на поведение организации

    Типы организационных структур

    Влияние на поведение организации

    бюрократические (механические): функциональные, линейные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры

    Основаны на формализации поведения организации и ограничивают деятельность персонала путем регламентации действий и трудовых операций. Формализация поведения позволяет снизить его вариативность и управлять, прогнозировать организационное поведение

    органические (адаптивные): проектные, матричные, программно - целевые и групповые структуры

    Отличаются гибким устройством, координацией организационного поведения, основанном на взаимном согласовании и сотрудничестве. Отсутствует стандартизация поведения организации. Такие структуры позволяют решать инновационные задачи.

    инновационные: модульные, интегрированные, конгломератные, атомистические, многомерные, сетевые, виртуальные структуры

    Характеризуются высокой адаптивностью и открытостью, «интеллектуальностью», определяющей способность организации к самообучению, саморазвитию и опережающему самоуправлению

    Чем менее предсказуема, более сложна окружающая среда, тем больше бюрократические структуры заменяются на органические или органические структуры частично включаются в бюрократические.

    Структура организации непосредственно влияет на эффективность ее функционирования, поэтому она должна быть гибкой и динамичной. В индустриально развитых странах управленческие структуры корпораций изменяются в среднем каждые три - пять лет в зависимости от состояния организации.

    Динамика организационного развития требует рационального конструирования организации с целью создания эффективного механизма управления.

    Формирование такого механизма должно опираться не только на опыт, аналогии, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного конструирования. Вместе с тем следует учитывать, что организационная структура представляет собой поведенческую систему, в которой люди и образуемые ими группы постоянно вступают в различные взаимоотношения для решения общих задач.

    Методика конструирования организации включает три стадии:

    1. Стадия композиции - формирование общей структурно схемы аппарата управления;

    2. Стадия структуризации - определение состава основных подразделений и связей между ними;

    3. Стадия регламентации - разработка регламентирующих характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности.

    Критерием эффективности организационного конструирования является полное и устойчивое достижение организацией поставленных целей.

    Управление поведением организации должно осуществляться с учётом фазы её жизненного цикла. Фазы жизненного цикла - предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью.

    Согласно модели организационного развития Л. Грейнера (1972) выделяют пять стадий жизненного цикла организации, определяемые друг от друга моментами организационных кризисов . Переход организации от одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление кризиса соответствующего периода.

    Поведение организации в зависимости от стадии жизненного цикла

    Стадия ЖЦ

    Основная характеристика

    Организационный кризис

    Основная задача

    I стадия - рождение организации

    Определение главной цели и стремление к максимальному увеличению прибыли, реализация творческого потенциала основателей организации.

    Организационная структура является неформальной, вследствие чего возникает кризис руководства.

    Основная задача - выход на рынок и выживание

    II стадия - детство и юность

    Получение кратковременной прибыли и ускоренный рост.

    Формируется бюрократическая структура управления, которая приводит к подавлению автономии подразделений.

    Основная задача - укрепление и захват части рынка.

    III стадия - зрелость

    Систематический, сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа организации, децентрализация руководства и делегирование полномочий.

    Развитие обеспечивается за счет структурной перестройки, которая впоследствии приводит к кризису контроля.

    Основная задача - диверсификация деятельности организации.

    IV стадия - старение организации

    Сохранение достигнутых результатов.

    В структуре организации выделяют стратегические подразделения, имеющие высокую самостоятельность, которая становится впоследствии причиной кризиса границ.

    Основная задача - обеспечить стабильность и сохранение организации.

    V стадия - возрождение организации

    Стремление к оживлению организации, расширение сотрудничества. Новый импульс к развитию даёт создание в организации команды единомышленников.

    Эта стадия может завершиться кризисом «организационной усталости» или доверия.

    Главная задача - омоложение и возрождение организации.

    Каждая стадия отличается особенностями поведения персонала и организации в целом, стилем управления, целями развития и способами их достижения.

    Организационные структуры должны меняться по мере изменения фирмой стоящих перед ней задач. Несовершенная структура приводит к конфликтам, нарушению нормальной работы, ролевой неопределённости, а это не позволяет организации добиваться высоких результатов, снижает прибыль.


    Экономика

    Социология и психология

    Культурология

    Теория организации

    Маркетинг

    Менеджмент

    Организационное поведение

    нновационный менеджмент

    Управление персоналом

    Стратегический менеджмент

    Управленческие решения

    Исследование систем управления

    ОРГАНИЗАЦИЯ

    Свойство

    (внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением)

    Процесс

    (совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого)

    Организационная система

    (объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил)

    Коллектив

    Группа

    Организация