Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа. Технологическая карта организованной учебной в старшей группе по экологии: "Живая, неживая природа" Природою родной земли

Конкурс « Лучшая методическая разработка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА? ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

РАЗРАБОТАЛА: воспитатель ЗОЛОТУХИНА И.И.

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Освоение экологических знаний

Развивать познавательные и речевые умения.

Сформировать разные виды отношений к природе (природоохраннное, эстетическое, гуманное,познавательное).

Технологии: Экологические игры по программе Комаровой и Вераксы

Программа Н. Рыжовой « Наш дом - природа»

Методы и приемы: Беседа, дидактические игры; опыты; наблюдения.

Планируемые результаты:

Освоение экологических представлений

Развитие познавательных умений

Накопление опыта гуманного отношения к природе

1.Игра «Живая и неживая природа»

Цель: Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

2.Опыт. Гром и молния

Цель: С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление — гром и молнию.

Развивающая среда: объекты природы и «неприроды» (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов живой и неживой природы. Фланелеграф. Два воздушных шарика для опыта.

  1. Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, — это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)

Природа — это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка — на кита… (Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой - неживую природу.

Дети расставляют и объясняют: живая природа — это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну:

— К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие — нет. Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая (живая или неживая). Если неприрода, то почему они так думают (потому что сделано руками человека).

2.Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы - дети двигаются, неживой - стоят на месте.

А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек - сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)

Докажите, что человек - часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек движется, растет, развивается, умирает и размножается - значит, он часть живой природы. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух!)

Человека называют царем природы. Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения.)

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

(С. Кирсанов)

  1. Воспитатель спрашивает детей, наблюдали ли они интересное природное явление — гром и молнию (грозу), читает стихотворение «Гроза» Ф. Тютчева

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

А раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Почему бывают грозы? (В одном месте воздух сильно нагрелся, в другом - остыл.) В какое время года чаще бывают грозы? (Чаще летом.) Бывают ли грозы в пустынях? (Нет - сухой воздух.) Где грозы бывают почти каждый день? (В тропиках, где очень жарко, влажно.) Что такое молния? (Электрические разряды.) Что такое гром? (На месте вспышки молнии образуется пустота и тотчас она заполняется воздухом - мы слышим гром.)

3.Опытническая деятельность

Воспитатель предлагает детям на опыте познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Понадобится два надутых продолговатых шарика. Шарики натрите шерстяной варежкой или шарфом. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры - как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание - как гром.

свободное время дети отражают свои впечатления в изодеятельности.

Во время прогулки предложить детям найти как можно больше объектов живой и неживой природы, еще раз подчеркнуть, чем они отличаются. Поиграть в игры:

  1. Педагог по очереди называет разные объекты. Если объект относится к природе, дети поднимают руки, если нет - не поднимают. Для усложнения игры воспитатель может делать «обманные» движения.
  2. Игра с мячом проводится по аналогии с известной игрой «съедобное-несъедобное». Педагог называет объекты живой и неживой природы и бросает детям по очереди мяч. Если назван объект живой природы, ребенок ловит мяч, если неживой - бросает.
  3. Игра «Угадай, что в мешочке». Раздать детям мешочки, в которых лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «неприроде».

Закончить прогулку можно стихотворением В. Орлова:

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы) .

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.

Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:

Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

Дети, а вы знаете, что такое природа?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)

Природа- это то, что существует без помощи человека.

Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)

А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д) . Дети продолжают этот ряд.

Игра: «На что похоже»

К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.

Игра: «Природа и не природа»

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа»

(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на мести.)

Ребята, а человека к какой природе отнесём?

Дети: к живой природе.

А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)

А что будет, если не будет воздуха?

Ответы детей.

Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)

Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук) . Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод) .

Живая и неживая природа

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные... (корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно... (тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это... (травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Задачи:

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности .

Формировать умения фиксировать шаги УД, тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2. Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

3 . Учебник, Окружающий мир 1 класс 30 -32 стр.

4. Стакан воды;

5. Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

Раздаточный материал:

1.Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3.Солнышко для этапа рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Добрый день, дорогие ребята. Начинаем наш урок. Подумайте, всё ли у вас готово для успешной работы? (Учащиеся проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.)

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1.С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа. Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т.е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома, …).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Камни? – Нет.

– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2.Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

− Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили ? Ответы детей, работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол - предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна - объекты природы .

III. Выявление места и причины затруднения.

Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1.А что у вас вызвало затруднение?

Не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край парты.

2.Проблемный вопрос:

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается - да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

РОЖДАЮТСЯ

ДЫШАТ

ПИТАЮТСЯ

РАСТУТ

ДВИГАЮТСЯ

ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ

УМИРАЮТ

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).

Рождается – да, из яиц.

Дышит? – да;

Питается? – да, клюет зерна;

Растет? – да;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т.е. сделан руками человека.

Дышит? – НЕТ;

Питается? – НЕТ;

Растет? – НЕТ;

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает? - НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек, гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода - это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: Эталон на доске:

Живые природные богатства

- неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить? Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон. Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение ? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы ?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (на отдельных листочках)

Теперь мы знаем, что такое живая и неживая природа? (Да)

К какому шагу вы перейдете? (Надо выполнить самостоятельную работу и закрепить то, что мы узнали)

Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

Приготовили синие и зеленые карандаши. Перед вами лежат листочки, на которых нарисованы богатство живой и неживой природы. Вы должны зеленым цветом обвести богатства живой природы, а синим цветом обвести богатства неживой природы. (Дерево, солнце, облако, лиса, человек, звезда или планета).

Самопроверка по эталону. (после выполнения работы проводится). На слайде

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

Работу закончили, молодцы. Проверили все вместе. У кого неправильно, то исправляем. Как можно проверить свои результаты? – По эталону.

− Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

− Мы преодолели затруднение? (Да.)

− Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику.

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить полезные вещи? Работаем простыми карандашами.

− Полезные вещи нужно соединить с нужным объектом. На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

− Проверяем по ЭТАЛОНУ.

Учитель открывает на доске эталон – образец.

− У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся исправляют свои ошибки.)

А теперь учебники закрыли и убрали на край парты.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе. Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2.Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

1. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2.Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что необходимо сделать в конце урока ? (подвести итог нашей работы)

Каких два основных шага вы выполнили (мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ)

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да) -

Чем мы воспользовались при достижении цели? (провели практическое задание по определению живой и неживой природы, работали в парах и по учебнику)

У кого остались затруднения?

Проанализируйте свою работу. Как мы оцениваем свою работу? На отлично!

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

(Слайд Лунтика – улыбчивый, радостный, потом сразу убрать слайд, чтобы дети не отвлекались).

Лунтик оставил вам загадки и подарки – солнышки. Учитель раздает учащимся солнышки.

Ребята, давайте вспомним, к какой природе относится человек: к живой или неживой? Да, человек часть живой природы. А поскольку человек – сам часть природы, он не может жить без природы и без её богатств. Кем должен быть человек по отношению к природе: хозяином или другом ?

Чтобы природа дала нам свои богатства надо его любить и беречь. Человеку нужно бережно относится к природе.

Земля – наш общий дом. Небо, дождь, ветер, океан и тихий ручеёк, лес и малая травинка, зверь и птица, рыба и букашка – все нуждаются в любви и понимании. Все должны жить. Но жизнь не будет полной, если мы, люди , будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

ЗАПОМНИТЕ это правило:

«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».


Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Основы экологии».

Тема: «Живая и неживая природа».

Цель: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы.

ОЗ: Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

РЗ : Развивать мышление, речь, интерес к объектам живой и неживой природы.

ВЗ : Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: понятия «живая», «неживая» природа

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Приносит в группу предметы, сделанные руками человека, объекты живой

и неживой природы

в трех мешочках.

Проявляют интерес

к содержимому мешочков.

Организационно–поисковый

Читает стихотворение Л. Данейко

«Вот на земле огромный дом». Беседует и задает вопросы

Объясняет понятия «живая», «неживая» природа. Поясняет,

что предметы сделанные руками человека не относятся

к неживой природе.

Организует дидактическую игру на классификацию объектов природы «Живая-неживая».

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Запоминают значение новых слов.

Активно участвуют

в игре, комментируют свой выбор.

Рефлексивно– корригирующий

Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.

Завершает стихотворением

В. Орлова «Под одною голубою общей крышей мы живем...»

Делают выводы

об объектах природы, о связи человека

с природой

и бережном отношении к ней.

Ожидаемый результат:

Знать:

Понятия «живая» природа;

- «неживая» природа.

Иметь:

Представления об отличии объектов живой и неживой природы от предметов, сделанных руками человека;

О взаимосвязи живых и неживых объектов природы, о значении их в жизни человека.

Уметь:

Классифицировать объекты живой и неживой природы;

Отвечать на вопросы;

Называть признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.

Тема: Живая и неживая природа.

Цель: научить детей различать живую и неживую природу.

Задачи:

  1. Показать различия между естественными объектами и искусственными.
  2. Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
  3. Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
  4. Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
  5. Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему, постановка проблемы.
  3. Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение разработки темы.
  6. Самостоятельное обобщение полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:

  • Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
  • В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
  • Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
  • О. Романенко «Земля страдает».
  • О. Романенко «Красота».
  • Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».

2. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:

Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)

Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)

Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?

Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?

Педагог делает краткий вывод: живая природа - это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.

3. Игровой момент

Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:

Летают, но нет крыльев,

Бегут, но нет ног,

Плывут, но нет парусов (Облака)

Не вода, не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь (Болото)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода) и подобные.

Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:

Подводная лодку похожа на кита,

А вертолёт - на стрекозу.

Задача учеников - продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.

4. Физкультминутка

Может выполняться в разных формах:

  • ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное - неживой;
  • дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
  • если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы - если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный - поймать.

5. Продолжение разработки темы

Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.

После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:

Живой или неживой объект нарисован на карточке?

Почему он является живым или неживым?

Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?

В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.

Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)

Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.

6. Самостоятельное обобщение полученных знаний

Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:

Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?

Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:

Что вы сегодня узнали и чему научились?

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.

7. Домашнее задание

Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:

  • нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
  • в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
  • придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
  • написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.