Что такое онлайн касса с. Расчеты с юридическими лицами: когда нужна касса? Как доработать старую ККМ

Онлайн касса - это устройство, выдающее кассовый чек и передающее сведения о продаже в налоговую инспекцию через интернет. С середины прошлого года на такую технику перешло большинство розничных продавцов. В 2018 году в закон о применении ККТ внесены очередные изменения.

ККТ и режимы налогообложения

Новый порядок применения ККТ онлайн в 2018 году для разных категорий налогоплательщиков, принимающих оплату наличными и картой, зависит от налогового режима продавца.

До 2017 года многие предприниматели и организации могли работать без касс. При расчётах за услуги населению вместо чека они выдавали (бланк строгой отчётности). Кроме того, все торгующие на и ПСН были вправе принимать оплату за товары без каких-либо документов. Только в случае требования покупателя ему выписывался товарный чек.

Причина таких послаблений в том, что на ПСН и ЕНВД для налогообложения учитывается:

  • потенциально возможный годовой доход для ПСН;
  • доход, который вменяется (т.е. предполагается) для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД).

А вот на упрощённой системе налогообложения, а также на ОСНО и ЕСХН, для расчёта налоговой базы применяются показатели реально получаемого дохода. От кассовых аппаратов старого образца большего и не требовалось, информация об объёмах продаж фиксировалась в ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая).

Применение ККТ для оформления наличных расчётов при ЕНВД в 2018 году, а также для ИП на патенте зависит от того, есть ли у них работники. Если в сфере торговли или общепите работники есть, то новые кассы для этих режимов нужны с 1 июля 2018 года. Причём, реальные доходы на ЕНВД и ПСН по-прежнему не будут учитываться при расчёте налогов. Новые кассы для этих спецрежимов внедряются с целью обеспечить права потребителей.

Хотя новые кассы сейчас применяют больше бизнесменов, по-прежнему есть ситуации, когда ККТ при наличных расчётах можно не использовать. Этот ограниченный перечень приводится в статье 2 закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Среди них:

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в специализированных киосках;
  • продажа билетов в салоне общественного транспорта;
  • торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • продажа вразвал сезонных овощей, фруктов, бахчевых;
  • разносная торговля некоторыми товарами;
  • продажа лекарств в сельских аптеках и др.

В отношении торговли на рынках требования ужесточены - как к торговым местам, так и категориям товаров. Так, Правительство разработало непродовольственных товаров, которые нельзя продавать на рынках без касс. Независимо от типа торгового места придётся применять ККТ при торговле одеждой, изделий из кожи, мебелью, деревянными изделиями, коврами, резиновых и пластмассовых изделий и прочего (всего 17 групп товаров).

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Важное новшество для Интернет-магазинов - с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. Покупатель при этом получает только электронный чек. Раньше такого требования не было. Для онлайн-фискализации можно использовать решение Яндекс.Кассы с партнёрской ККТ или свой вариант, например, отправку чеков средствами CMS или CRM-системы. Яндекс.Касса будет передавать информацию о заказах и оплатах на вашу ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека.

Если же вы оказываете дистанционные услуги/продаёте товары и до сих пор не подключили Яндекс.Кассу, советуем сделать это прямо сейчас. На сегодняшний день - это наиболее адаптированный к новому закону платёжный сервис. Оставив заявку по кнопке ниже, вы получите 3 месяца обслуживания на премиум-тарифе с минимальным процентом (само подключение бесплатное):

Когда надо перейти на новую ККТ

Сроки перехода на онлайн кассы зависят от режима налогообложения и направления деятельности. Напомним, что те, кто торгует на УСН, ОСНО и ЕСХН, применяют онлайн-кассы уже с середины 2017 года. Если на ЕНВД и ПСН вы занимаетесь торговлей или общепитом и при этом имеете работников, касса вам нужна с 1 июля 2018 года. Если же работников на этих режимах нет, то есть, вы торгуете или оказываете услуги общепита самостоятельно, то срок перехода на кассы - 1 июля 2019 года.

В этот же срок - с 1 июля 2019 года - должны перейти на онлайн-кассы все, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения с выдачей типографского бланка строгой отчётности. Для наглядности приведём особенности применения ККТ в таблице.

Требования к онлайн-кассе

Что такое онлайн-касса? Самое простое объяснение - это контрольно-кассовая машина, которая работает в онлайн-режиме, т.е. подключена к интернету. Информация о покупке передаётся оператору фискальных данных, который отправляет подтверждение, что сведения приняты, а чеку присваивается фискальный признак.

Новые кассовые аппараты должны соответствовать требованиям, приведённым в статье 4 закона № 54-ФЗ.

  • иметь корпус с заводским номером;
  • внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
  • обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
  • обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
  • принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения.

Кроме того, отдельные требования установлены к самому фискальному накопителю (статья 4.1 закона № 54-ФЗ), который должен:

  • иметь корпус с заводским номером и пломбой изготовителя и энергонезависимый таймер;
  • обеспечивать информационную безопасность фискальных данных и их шифрование;
  • формировать фискальный признак длиной не более 10 цифр для каждого фискального документа;
  • обеспечивать аутентификацию оператора фискальных данных и проверку достоверности его подтверждений;
  • формировать записи в памяти контрольно-кассовой техники;
  • исполнять протоколы информационного обмена, установленные статьёй 4.3 закона № 54;
  • иметь ключ документов и ключ сообщений длиной не менее 256 бит;
  • обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Реестр ККТ , которые соответствуют требованиям онлайн касс и разрешены для применения, опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Прежде чем самостоятельно решать, какие ККТ (кассовый аппарат) можно использовать, обязательно убедитесь, что выбранная модель есть в этом реестре.

Расходы на онлайн-кассы

Новая ККТ, так же как введение в действие изменений, принятых законом о кассовых аппаратах, потребует от продавцов определённых расходов. Причем, здесь надо учитывать не только то, сколько стоит онлайн касса, но и расходы на услуги оператора фискальных данных (ОФД).

ОФД - это посредник, который через интернет принимает данные из онлайн-кассы, а затем передаёт их в налоговую инспекцию. Оператором может быть только специализированная коммерческая организация, выполняющая технические и информационные требования ФНС. За нарушение процедуры передачи данных, их сохранности и защищённости ОФД может быть оштрафован за крупную сумму (от 500 тысяч до 1 млн рублей).

Естественно, что услуги оператора будут стоить денег. Чтобы привлечь клиентов, большинство операторов предлагает на первый год обслуживания невысокие тарифы - от 3000 рублей за один аппарат, т.е. стоимость услуг зависит от количества касс. В дальнейшем ожидается, что обслуживание вырастет до 12 000 рублей в месяц.

Обратите внимание: оператора фискальных данных надо выбирать только из официального списка , размещённого на сайте ФНС и имеющего разрешение на подобную деятельность.

Что касается расходов на сам аппарат, то если он у вас уже есть, возможно, что его получится модернизировать, а не покупать новый. Узнать, насколько ваше кассовое оборудование соответствует обязательным требованиям и возможности установить вместо ЭКЛЗ фискальный накопитель, можно у производителя или оператора.

В таблице мы привели примерную стоимость затрат на онлайн-касс и первый год их работы.

Таким образом, замена кассовых аппаратов происходит постепенно. Окончательный переход к онлайн-кассам предположительно завершится в середине 2019 года.

Для оплаты страховых взносов, налогов и безналичного расчета мы рекомендуем открыть расчетный счет. К тому же многие банки предоставляют льготные условия обслуживания. Так, для пользователей нашего сайта Альфа-Банк предоставляет 3 месяца полностью бесплатного обслуживания и бесплатное подключение онлайн-банка.

Под новый 54-ФЗ «О применении кассовой техники» попала почти вся розница: в 2018 году онлайн-кассы поставили большинство бизнесменов. А до 1 июля 2019 ККТ должны использовать уже все предприниматели - даже на ЕНВД и ПСН без наемных сотрудников.

Для соответствия новым требованиям мало просто купить подходящую технику. Теперь чеках надо указывать наименования товаров, это значит - нужна кассовая программа , которая это умеет. Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.

Онлайн-кассы. Последние новости

  • С 1 января 2019 года вводятся новые требования к онлайн-кассам. Меняется формат фискальных данных: новая версия ФФД - 1.05. Если касса была зарегистрирована с указанием ФФД 1.0 - ее придется перерегистрировать. Будет изменена и ставка НДС: с 1 января 2019 - 20%. Онлайн-кассы должны будут печатать чеки с указанием именно такой ставки. Подробнее о том, как перенастроить ККТ >>
  • Госдума приняла поправки в 54-ФЗ. В них сказано, что после получения онлайн-платежа чек нужно сформировать не позднее следующего рабочего дня.
  • C 1 июля 2019 года нужно будет пробивать чек после оплаты физическим лицом через банк.
  • При безналичной оплате, если адрес электронной почты или телефона покупателя неизвестен, нужно распечатать чек и отдать его вместе с товаром.
  • С 1 июля 2019 года нужно будет пробивать чеки при зачете предоплаты: потребуется два кассовых документа - при получении предоплаты и при передаче товара.
  • Если предприниматель прекращает свою деятельность и это фиксируется в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, касса снимается с учета автоматически.
  • Расширено понятие расчетов: теперь к ним относится не только любое движение денег в наличной форме и по безналу, но и зачет предоплаты (например, продажа по подарочным картам).
  • Утвержден порядок действий в случае поломки фискального накопителя. Теперь надо сдавать сломанный ФН изготовителю для экспертизы. Если поломка произошла по причине заводского брака, она производится бесплатно. В течение пяти рабочих дней со дня поломки надо подать заявление о регистрации (перерегистрации) кассы с новым накопителем либо о снятии ее с учета. Если со сломанного ФН можно считать данные, их надо передвать в налоговую в течение 60 дней.
  • Для ИП на патенте и плательщиков ЕНВД введение онлайн-касс отложили до 1 июля 2019 года.
  • Получили отсрочку предприниматели, у которых нет наемных работников и заключенных трудовых договоров. Если предприниматель наймет работников, он должен в течение 30 дней зарегистрировать новую кассу.
  • В 2018 году налоговая может оштрафовать предпринимателя до 50% от суммы, полученной за период торговли без онлайн-кассы, но не менее 10 000 рублей. Компаниям грозит штраф до 100%, но не меньше 30 000 рублей. С 1 июля будут также введены санкции за использование ККТ в фиктивных расчетах: организации могут наказать на сумму до 40 000 рублей, ИП - до 10 000 рублей. Будут штрафы и за неверно указанный в чеке маркируемый товар: с компаний смогут взыскать до 100 000 рублей, с предпринимателя - до 50 000 рублей. На эти же суммы оштрафуют, если не вовремя передавать в налоговую фискальные данные.

Онлайн-кассы начали поэтапно вводить с 2016 года, но с тех пор ситуация не раз менялась. Ниже - ответы на главные вопросы о применении новых ККТ в 2018-2019 году.

Посмотрите запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал о последних изменениях в 54-ФЗ: как выбрать кассу с учетом новых требований, какой вариант подойдет интернет-магазину, как перейти на ФФД 1.05 и НДС 20%.

Кого касается новая редакция 54-ФЗ

Кто обязан использовать онлайн-кассы в 2018-2019 году?

Нужны ли онлайн-кассы для ЕНВД и патента в 2019 году?

Онлайн-кассы для ЕНВД и патента нужны с 1 июля 2019 года. Но, если вы работаете в общепите или рознице и имеете наемных сотрудников, перейти надо было до 1 июля 2018.

Применяются ли онлайн-кассы при УСН в 2019 году?

Да. Те, кто торгует подакцизными товарами, в 2018 уже должны были использовать онлайн-кассы. Если вы этого еще не делаете - Те, кто занят в сфере общепита и имеет наемных сотрудников, должны были зарегистрировать ККТ до 1 июля 2018 года. А те, у кого работников нет, получили

Закон об онлайн-кассах: как применять БСО (бланки строгой отчетности)?

До 1 июля 2019 года организации и ИП, оказывающие услуги населению, могут выдавать БСО в бумажном виде. Исключение сделано только для общепита. После этой даты нужно перейти на электронный формат. Печатаются БСО на специальной ККТ - автоматизированной системе для бланков строгой отчетности. Требования к чекам и бланкам изменились - добавились новые реквизиты, например, надо указывать заводской номер фискального накопителя и название ОФД. Все

В торговые (вендинговые) автоматы обязательно устанавливать ККТ?

С 1 июля 2018 года торговые автоматы должны быть оборудованы ККТ. Можно использовать одну кассу для всех устройств. Если вы - ИП без сотрудников и торгуете с использованием автоматов, можете не использовать ККМ до 1 июля 2019 года.

Надо ли было применять онлайн-кассы в общепите в 2018 году?

О новой контрольно-кассовой технике

Во сколько обойдется онлайн-касса?

Стоимость новой ККТ составляет, по данным Минфина, около 25 000 рублей. У нас можно приобрести дешевле: например, комплект «Эконом». В него входит онлайн-касса, договор на год с ОФД и кассовая программа. Все цены -

Получат ли налоговый вычет те, кто приобретает новую ККТ?

Нужно ли обращаться в центр технического обслуживания (ЦТО) для регистрации кассового аппарата нового образца? Кто обслуживает онлайн-кассы?

Как настраивать МойСклад для работы с новой ККТ?

Мы предоставляем по настройке работы Моего Склада с новой кассой. Если все равно останутся вопросы - наша техподдержка круглосуточно на связи и поможет разобраться.

Работает ли точка продаж в МоемСкладе при отключении интернета?

Да. Вы сможете пробивать чеки, все совершенные продажи фиксируются в системе и фискальном накопителе. После восстановления связи данные автоматически отправятся в ОФД.

Можно ли отправить покупателю чек прямо из МоегоСклада? В том числе СМС-кой?

Да. Для этого в интерфейсе продавца в МоемСкладе есть поля для ввода контактных данных покупателя.

Как быть с возвратом товара в МоемСкладе по новой схеме?

МойСклад передает возвраты в фискальный регистратор. ФР автоматически отправляет эти данные в ОФД, а оттуда они поступают в налоговую.

Как в МоемСкладе работать с товарами без штрих-кода, например, с товарами на развес?

Штрих-коды никак не связаны с требованиями закона 54-ФЗ, они используются для удобной работы с товарами. МойСклад поддерживает поиск по наименованию и работу с весовым товаром.


Описания изменений в порядке установки, регистрации и использования кассовой техники.

- Предпосылки введения онлайн-касс.


Цель внесения изменений в порядок работы с кассовой техникой – повысить контроль над соблюдением кассовой дисциплины . Анализ учета выручки будет автоматизирован, необходимости в постоянной проверке касс отпадет.

Новый закон повышает защиту прав потребителей . Новый порядок использования ККТ предусматривает возможность покупателями получить электронные чеки, которые будут доступны в любое время, что повышает защищенность потребителей при решении конфликтных ситуаций.


- Новые правила использования ККТ.


По новому порядку кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету. Информация обо всех чеках будет отправляться на сервер ФНС по электронным каналам связи с использованием квалифицированной цифровой подписи.

Для фиксирования, хранения и трансляции информации обо всех совершенных в течение года платежах к кассовому аппарату будут подключаться специальные блоки - фискальные накопители (ФН) . Фактически фискальные накопители заменят ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). После перехода на онлайн-кассы ежегодно менять ЭКЛЗ будет не нужно. Однако ФН также будет требовать замены для Организация на основной системе налогообложения замена потребуется через 13 месяцев, для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.

Информация о кассовых чеках передаваться на сервер ФНС будет через уполномоченные компании Операторов фискальных данных (ОФД) . Задача ОФД получить информацию о новом чеке, проверить его достоверность, защитить чек фискальным признаком и отправить информацию обратно на кассу и на сервер ФНС. Передача информации будет максимально автоматизирована и не потребует от кассиров дополнительных действий.

В случае если покупатель потребует, электронный чек должен быть направлен ему в электронном виде на указанный номер телефона или электронную почту.

После перехода на новый порядок использования ККТ снимается требования обязательного заключения договоров с Центрами технического обслуживания (ЦТО).

Кроме того, регистрацию онлайн-касс теперь можно будет проводить через Интернет без личного посещения ФНС.


- Кто подпадает под действие закона о новом порядке использования онлайн-ККТ.


Применять онлайн-кассы будут обязаны даже те предприниматели, которые в настоящее время освобождены от использования касс.

В новом законе четко прописано кто может не применять ККТ, перечень лиц закрытый, «произвольному расширению» не подлежит. От использования ККТ освобождены:

    кредитными организациями, применяющими банкоматы;

    продавцами газет и журналов;

    церковными организациями;

    кондукторами и водителями, реализующими проездные билеты;

    эмитентами ценных бумаг;

    продавцами на розничных рынках, ярмарках;

    торговцами мороженым и безалкогольными разливными напитками;

    носильщиками на вокзалах и в аэропортах;

    лицами, занятыми разносной торговлей.

Ключевые даты перехода на новый порядок использования ККТ.

с сентября 2016

Организации и предприниматели могут использовать онлайн-ККТ в добровольном порядке.

Регистрация ККТ выполняется в «старом» порядке. Добровольно можно работать по новому порядку использования ККТ.

Для регистрации новых касс предусмотрен только «новый» порядок. Для работы новых касс обязательно заключение договора с ОФД и передача фискальных данных в ФНС.Кассы зарегистрированные в ФНС до 1 февраля 2017 могут работать в прежнем режиме.

Необходимо перерегистрировать все кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017. После этого необходимо начать применять новый порядок работы ККТ.

Обязательное применения онлайн-ККТ, включая организации и ИП на ЕНВД и патентной системе, за исключением зафиксированного в законе перечня организаций.

Штрафы за нарушение порядка использования ККТ.

Новый закон серьезно увеличил штрафы за нарушение использования ККТ. Причем новые штрафы действуют с 15 июля 2016 года . Вместо фиксированной суммы штрафа, для некоторых нарушений наказание будет завесить от размера выручки полученной с нарушением закона.


За осуществления расчетов без применения онлайн-ККТ:

      Для физ. лиц – 50 % от суммы выручки, но не менее 10 000 рублей.

      Для юр. лиц - от 75% до 100% от суммы выручки, но не менее 30 000 рублей.

За повторные нарушения:

      Для физ. лиц – дисквалификация на срок до 2 лет.

За отказ предоставить электронный чек:

      Для физ. лиц – 2 000 рублей.

      Для юр. лиц - приостановка деятельности торговой точки до 4 месяцев.

Этапы перехода на онлайн-кассы и стоимость перехода на онлайн-ККТ.

Процесс перехода на использование онлайн-ККТ отличается в зависимости от того будет использоваться новый кассовый аппарат или организация хочет оставить уже имеющийся.

- Обновление существующей ККТ.

1. Приобрести комплект модернизации ККТ и обновление кассового ПО . Большинство производителей кассовых аппаратов заявляют, что для большинства выпущенных ранее моделей кассовых аппаратов будут разработаны комплекты модернизации ККТ , которые позволят не приобретать новые кассовые аппараты, а значит несколько сэкономить. Производители пока не объявили окончательные цены. Ожидается, что комплект модернизации ККТ обойдется в 8-10 тыс. рублей .

2. Снять с учета в ФНС существующую кассу .

3. Модернизировать ККТ и установить/обновить кассовое ПО . Для модернизации ККТ потребуется «перепрошить» кассовый аппарат. Также необходимо помнить, что помимо кассового аппарата может потребоваться обновить используемое программное обеспечение. Фирма 1С оперативно поддерживает изменение законодательства в своих программах, при наличии действующего договора 1С:ИТС обновление программы будет предоставлено без дополнительной оплаты.

4. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД). Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. .

5. Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей.

Итого стоимость перехода на онлайн кассы в случае модернизации существующего кассового аппарата обойдется 17 000 – 19 000 без дополнительных стоимости услуг.

- Приобрести новый кассовый аппарат.

1. Приобрести новый кассовый аппарат . Ожидается, что будет широкий выбор кассовых аппаратов от разных производителей, поэтому стоимость онлайн-касс не будет выше существующих моделей. Ожидаемая стоимость новой кассы от 11 000 рублей.

Остальные этапы по порядку и стоимости совпадают с вариантом модернизации существующего ККТ.

2. Заключить договор с Оператором фискальных данных (ОФД) . Можно предположить, что таковыми станут все основные спец. операторы по предоставлению отчетности в контролирующие органы. Ожидаемая стоимость годового договора на один ККТ составит порядка 3000 рублей .

3.Приобрести и установить Фискальный накопитель (ФН). Предварительно озвучиваемая стоимость ФН для одной кассы составляет 6000 рублей .

4. Зарегистрировать модернизированный ККТ по новому порядку . Регистрацию можно выполнить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Итого стоимость приобретения нового кассового аппарата без дополнительных услуг составляет ориентировочно от 20000 рублей.

Несмотря на единовременные затраты на покупку и регистрацию онлайн-касс, предполагается что переход на новый порядок использования ККТ позволит компаниям сэкономить в будущем:

    для организаций, которые ранее не должны были применять кассы, предполагается предоставление налогового вычета на сумму расходов понесенных на подключение ККТ в объеме до 18000 рублей.

    остальные организации смогут сэкономить на обслуживании кассовой техники. По сравнению с текущим порядком, экономия предполагается на обслуживании ЦТО и стоимости ЭКЛЗ.

Предложение по подключению онлайн-касс

    Компания 1С:Франчайзи Виктория осуществляет подключение организаций и ИП к новому порядку использования кассовой техники «под ключ».

    1С:Франчайзи Виктория:

      помогает выбрать оптимальный вариант использования касс;

      настраивает программное обеспечение для работы по новому порядку использования ККТ;

      помогает осуществить регистрацию кассовых аппаратов по «новому порядку».

Ответы на вопросы.

Что такое ОФД?

Оператор фискальных данных (ОФД) - специализированная организация уполномоченная ФНС производить сбор, проверку, передачу и хранение информации о производимых наличных расчетах.


Что такое ФН?

Фискальный накопитель (ФН) – специальный блок осуществляющий накопление и трансляцию информации о произведенных наличных платежах. Аналог ЭКЛЗ. Требует периодической замены Организация на основной системе налогообложения через 13 месяцев. Для юр. лиц и ИП, использующих спец. режимы – 1 раз в 3 года.


Что делать если пропал Интернет в магазине?

Информация о проведенных наличных расчетах должна быть передана ОФД в течение 30 календарных дней с момента формирования чека. В течение этого срока необходимо восстановить Интернет.


Что делать если в нашем населенном пункте нет Интернета?

Для магазинов, расположенных в труднодоступной и сельской местности, в которых нет Интернет предусмотрена возможность не передавать информацию ОФД, при условии предоставления покупателям расчетных документов. Перечень населенных пунктов для которых предусмотрена льгота можно уточнить в территориальных отделениях ФНС.


Можно ли отказать покупателю в предоставлении электронного чека?

По требованию покупателя, продавец обязан предоставить электронный чек. За отказ или невыполнение требования предусмотрены серьезные штрафы.

С 2017 года предпринимателям предстоит перейти на использование онлайн кассы, соответствующий закон был принят Госдумой в июне текущего года. Нововведения предполагают поэтапный переход, что облегчит данный процесс для представителей бизнеса.

Закон принят: онлайн кассы обязательны с 2017 года

Организации и ИП в 2017 году ожидают очередные новшества – переход на применение онлайн кассы. В результате информация о расчетах будет передаваться представителям налоговой инстанции в электронном виде, что сделает данный процесс максимально прозрачным.

Уже с февраля будущего года новая ККТ, которая будет регистрироваться, должна поддерживать новый функционал. Для тех, кто применяет ККТ старого образца, допускается переход до 1 июля 2017 года. Кроме того, представители бизнеса, которые на данный момент освобождены от применения ККМ (плательщики ЕНВД или патента), должны будут зарегистрировать онлайн кассы не позднее 1 июля 2018 года.

Исключение составят предприниматели в тех районах, где затруднен доступ к интернету. Также освобождаются от применения онлайн кассы некоторые виды бизнеса: продажа билетов, разносная торговля, продажа журналов и газет и т.д.

Онлайн кассы позволят одновременно формировать чек в бумажном и электронном виде. Данное нововведение сделает платежный документ доступным для просмотра практически в любых обстоятельствах. В отличие от бумажной формы, электронный экземпляр будет сохраняться значительно дольше.

В принятом законе сформулированы основные требования к функционалу ККТ. Контролирующие органы будут осуществлять экспертизу техники на предмет соответствия утвержденным требованиям, в том числе в части реестра фискальных накопителей.

Преимущества сторон

Переход на применение онлайн кассы с 2017 года позволит снизить количество выездных проверок, что станет дополнительным преимуществом для представителей бизнеса. На данный момент информация о пробитых чеках хранится на ЭКЛЗ, которые ежегодно меняются. В результате предпринимателям не придется каждый год регистрировать ККТ, достаточно будет единожды зарегистрировать технику нового образца. Соответственно для бизнеса сокращается количество посещений налоговой инстанции.

Кроме того, онлайн кассы передают данные про торговую операцию в режиме реального времени, что снизит количество проверок. Налоговый инспектор будет обладать полной информацией про операции каждого предпринимателя. Также ФНС запускает программу, которая будет анализировать все операции, проведенные через онлайн кассы. С помощью данного функционала представители налоговой инстанции будут выявлять потенциальные зоны риска, что позволит перейти на применение точечных проверок.

При этом представители ФНС получают информацию через оператора фискальных данных. В его задачи входит присвоение уникального номера для каждого чека и хранение всей информации на едином сервере.

Для перехода на онлайн кассы потребуется установить специальное программное обеспечение, которое будет передавать данные фискальному оператору. При этом представителям бизнеса не потребуется переучивать кассиров, поскольку процесс оформления чека останется без изменений.

Неприятные сюрпризы

Среди потенциальных рисков предприниматели отмечают возможные технические сбои, которые приведут к проблемам с контролирующими органами. Как показал опыт масштабных нововведений, полностью избежать подобных ситуаций не удастся. Кроме того, несвоевременный переход на применение онлайн кассы приведет к значительным штрафам для ИП и компаний в 2017 году.

Повышается уровень штрафов за проведение сделки без ККТ. Для всех представителей бизнеса данная сумма составит 75-100% от суммы денег, полученной в обход ККТ. При этом минимальная сумма штрафа будет отличаться:

  1. Для сотрудников – 1,5 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 10 тыс. руб.
  3. Для организации – 30 тыс. руб.


Если было зафиксировано повторное нарушение, то налоговый орган имеет право приостановить деятельность компании на 90 дней. В таком случае должностное лицо ожидает дисквалификация сроком до 1 года.

Кроме того, штраф ожидает предпринимателей, которые не отправят электронную форму чека потребителю. Перечень ситуаций, которые приведут к подобным последствиям, отображен в принятом законе.

Предупреждением или штрафом на сумму 5-10 тыс. руб. обернется применение ККТ, которая не в полной мере отвечает установленным требованиям. В том числе данная норма относится к срокам и порядку регистрации техники. При этом должностное лицо ожидает штраф в пределах 1,5-3 тыс. руб.

Значительные штрафы предусмотрены для операторов фискальных данных. Если действия оператора не будут соответствовать действующему законодательству, то это обернется штрафом в сумме 40-50 тыс. руб. для должностных лиц и 0,5-1 млн руб. для самой организации-посредника.

Неприменением онлайн кассы с 2017 года является отсутствие (в том числе частичное) информации о расчете (продажа товара или оказанная услуга), оформленной соответствующим образом. При этом обязательной составляющей выступают реквизиты в накопителе ККТ. Также представители бизнеса обязаны своевременно передать информацию в ИФНС.

Не являются исключением операции, осуществленные с применением платежных карт. В таком случае вся информация должна быть зафиксирована в контрольной ленте и отображена в фискальной памяти.

С 2017 года предпринимателей ожидает переход на применение онлайн кассы, что зафиксировано в законе, принятом Госдумой в июне текущего года. В результате представители бизнеса будут передавать всю информацию о торговых операциях в режиме реального времени, а покупатели получат возможность получать чеки в электронной форме.

Нововведения позволят снизить количество проверок бизнеса и упразднят ежегодную перерегистрацию ККТ. Потенциальными рисками перехода на новый функционал являются технические сбои. Кроме того, законодатели значительно повысили размеры штрафов.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).