Какая часть мощей николая чудотворца в бари. Где в италии находятся мощи святого николая чудотворца

В 2014 году мы летали отдыхать на Адриатическое побережье Италии . Выбор пал на не раскрученное у нас направление – – из-за красивых морских пейзажей и множества достопримечательностей в округе. Еще осенью забронировали дешевые билеты на самолет из Варшавы в город , о котором и будет рассказ.

(итал. Bari) – город-порт в Италии , столица региона Апулия , по своей сути не курортный город, хотя расположен на побережье Адриатического моря.

Прилетели мы в субботу, и нам нужно было из добраться до железнодорожного вокзала, чтобы отправиться на отдых в небольшой городок на берегу Адриатического моря – Монополи .

Чтобы совместить приятное с полезным, мы заранее заказали через интернет экскурсию по . Нас встретила Ольга Малич , уроженка Питера, но уже много лет проживающая в Италии , и повезла смотреть достопримечательности.

Как и положено, экскурсию начали с главного места поломничества – Базилики Святого Николая Мирликийского , в которой хранятся его мощи.

И первая удача, мы увидели свадебную церемонию (к слову, такая же удача нас преследовала и в Монополи и в Полиньяно-а-Маре ).

Так друзья жениха встречают свадебный бусик с молодыми. Ветер мешает развернуть полотно с надписью «Самый прекрасный подарок, который жизнь могла позволить мне любить – это ты» (как мы поняли эту надпись).

Базилика Св. Николая Чудотворца (итал. Basilica di San Nicola) в Бари – очень популярное место проведения свадебных торжеств, как у самих итальянцев, так и у молодоженов из других стран.

Николай Угодник почитается и католиками, и православными, и протестантами.

Св. Николай считается покровителем, моряков, путешественников и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Статуя Св. Николая работы Зураба Церетели была преподнесена в дар от России итальянскому городу Бари в 2003 году. Бронзовая статуя установлена на площади перед базиликой. Фигура высотой 2,7 метра расположена на пьедестале, изготовленном из местного камня.

Итак, главная достопримечательность в – Базилика Николая Чудотворца . Сюда стремятся как католические, так и православные паломники, чтобы приложится к мощам святого.

Скульптуры львов и быков за века так истерлись, что сложно с первого взгляда определить что это за животное.


Внутри храм выглядит еще больше и величественней, чем снаружи.

Богатство свода, с позолотой и росписью контрастирует с простотой каменных стен.

Сокровищница Базилики с портретами настоятелей Базилики св. Николая.

Здесь же, в базилике, похоронена Бона Сфорца - миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская. Бона стала второй женой пятидесятилетнего польского короля Сигизмунда I . Подарила ему четыре дочери и долгожданного сына. По сути, при престарелом муже сама правила корлевством.

Бона научила польскую шляхту пользоваться вилками. Итальянка привезла в Краков новую моду - дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки и другие южные фрукты. Все это, с подачи Боны Сфорцы, стали выращивать в оранжереях при княжеских дворцах в Речи Посполитой.

Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества. Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле . Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль – деревня, а в XVI веке это был свободный город.

Чтобы увеличить количество используемых для земледелия участков пыталась осушать болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и назван в ее честь.

Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Восточной Европе действующими башенными часами.

В старости Бона вернулась в Италию и умерла в .

Рака с мощами Святителя Николая хранится в нижнем храме – крипте с конца ХI века . Тут же проходят православные службы. Но скамеечки здесь смотрятся непривычно, как в костеле.

Гробница Николая Чудотворца имеет строгую аскетическую форму. В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое раз в год достают миро.

Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные – «елеем» или «мирой», современные католики – «манной святого Николая».

В лавке рядом с храмом можно приобрести бутылочку с мирой.

На стенах картины со сценами из жизни Св. Николая

На одном из полотен изображено рождение Святого Николая. Ребёнок стоит в лохани, поддерживаемый кормилицей, и молится. На него спокойно и умиротворённо смотрит мать.

Пространство церкви поддерживается 26 колоннами, две из которых - редкого нумидийского мрамора, две из кораллового щебня, одна из карского мрамора, а остальные – из греческого. Одна колонна, расположенная в углу у подножия лестницы за железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. А девушки, желающие выйти замуж, должны обойти коллону 3 раза с молитвой Св. Николаю. Не смотря на то, что сейчас колонна стоит в углу, девушки умудряются протискиваться между стеной и решеткой, чтобы найти суженного.

Согласно древней легенде, чудотворная колонна происходит из Кафедрального собора в Мирах Ликийских, куда она попала из Рима. Колонна сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Еще одна достопримечателность Бари – (Святого Себастьяна) (Cattedrale San Sabino) , епископа из Канозы, жившего в VI веке, второго покровителя Бари. Своим внешним обликом собор очень напоминает базилику Св. Николая .

Заглянули в собор.


Обязательно стоит пройти по «макаронной» улице и посмотреть как итальянские бабушки лепят вручную и сушат на столах местную пасту. Можно и прикупить их тут же.

По этой улице вышли к окраине Старого города Città vecchia »), где стоит замок Castello Normanno Svevo (Швабский замок) . Первый его хозяин, норман Роджер Гвискар – «хитрый», не планировал превращать замок в тяжелую военную крепость; после него это сделал Фридрих II. Он отстроил полуразрушенную цитадель и снабдил ее всеми обязательными атрибутами для защиты как с суши, так и с моря. В Лечче находится замок, построенный в таком же стиле.

За Апулию в древние времена воевали все кому не лень – греки, арабы, византийцы, норманны, соседи-лангобады. С упадком династии Бурбонов замок превратился в пустующую каменную громаду, которую позже стали использовать как здание тюрьмы. В настоящее время замок используется для проведения культурных мероприятий.

В столице Апулии находятся четыре университета, театры Петруцелли и Пиччини, Aудиториум, посвященный маэстро Нино Рота, и семь библиотек.

Театр Пиччини (Teatro Piccinni) – старейший театр в Бари (на 600 мест) . Был построен в 1884 году, через год получил свое название в честь композитора Николло Пиччини, уроженца Бари.

Современная скульптура, в шутку названная нашим гидом «конь в пальто». Это памятник коню одного из правителей Апулии Фредерика II Гогенштауфена (XIII в.), установленый на улице Витторио Эммануэле II, которая разделяет старую и новую часть города. Официально скульптура работы итальянского мастера Марио Чероли называется Конь в чепраке (Cavallo con gualdrappa):

Театр «Маргерита» , стоящий на сваях над морской водой в старом городском порту. Здание было построено в 1912-1914 гг. Городская администрация попыталась соблюсти договор, заключенный с семьей Петруццелли, по которому действовало обязательство не выдавать разрешения на строительство частных театров на землях города (а на воде получается можно).

Театр в настоящее время реставрируется и в дальнейшем предполагается, что в нем будет открыт музей.

Бюст черногорского короля Николы I Петровича. Выдал свою дочь Елену за наследника итальянского престола Витторио Эммануэле III Савойского. Елена Савойская 46 лет была королевой Италии.


Площадь Пьяцца Феррарезе.

Площадь Пьяцца Меркантиле с сохранившейся на ней Колонной Правосудия.

Бари – крупнейший пассажирский порт на Адриатическом море. Самый известный и доступный пляж в городе – Pane e Pomodoro (дословно – «Хлеб и помидор»). Приобрел такое название, потому что небогатые жители города приходили отдохнуть на этот пляж и перекусить самыми доступными продуктами – хлебом с помидорами. Вода на пляже не самая чистая, но для городского пляжа она очень даже супер. Здесь советуют присматривать за вещами, так как сюда приезжают разного рода воришки.

Популярные сообщения


Вряд ли в России найдется дом православного человека, в котором бы не было иконы святителя Николая Чудотворца. Точно так же среди нашего верующего народа вряд ли обнаружишь того, кто, помолившись святителю Николаю, не получал от него помощи. Поэтому не удивительно, что в итальянском городе Бари, где покоятся мощи святого, есть храм Русской Православной Церкви. Но, хотя русское подворье в Бари имеет почти 100-летнюю историю, в полную силу оно функционирует лишь последние десять лет. О сложной судьбе подворья и о современной его жизни рассказывает настоятель храма-подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари протоиерей Владимир Кучумов:

- Паломничество из России к мощам святителя Николая Чудотворца начинается уже в XV веке. Много русских паломников прибывали в Бари и в XVIII веке, и первые истории этих паломничеств датируются именно этим временем. В XIX веке паломничество к мощам святителя Николая становится всесословным: в Бари приезжали и особы императорской фамилии, и представители высшего общества, и видные деятели русской культуры (так, например, поклониться мощам святителя Николая в Бари приехал Н.В. Гоголь), и купцы, и простонародье. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, - это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая. Уже тогда, в XIX веке, остро встал вопрос о том, кто и где будет принимать наших паломников. Эта миссия была возложена поначалу на Императорское православное палестинское общество, которое с 70-х годов XIX века разрабатывало маршрут в Миры Ликийские, где служил и был погребен святитель Николай. Но так как город в то время находился на территории турецких владений, то Палестинское общество переместило свои средства в Бари, где почивают мощи святителя. В 1892 году цесаревич Николай посетил святые мощи, и тогда же возникла идея устройства приюта для русских паломников. Было основано вице-консульство Российской империи в Бари, главной задачей которого стала забота о паломниках. В городе была приобретена большая квартира, где одновременно могли останавливаться до двух десятков человек. Однако это был не лучший выход из положения, и поэтому к 300-летию Дома Романовых был замыслен огромный проект: гостиница и храм при ней. Храм был необходим потому, что католики в начале XX века не допускали православных богослужений на мощах. В то время русские священники не могли даже появляться у мощей в епитрахили.

Для устройства комплекса в новой части города, где в то время располагались виллы горожан, был приобретен участок земли в 1,5 гектара, представлявший собой огромный сад. Это несравнимо больше, чем та земля, которую сейчас занимает подворье (в начале 40-х годов XX века территорию значительно урезали итальянские власти).

В 1913 году на майский праздник святителя Николая был заложен первый камень подворья. Закладкой руководил священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. На мероприятие прибыло много известных людей. Были направлены телеграммы от императора, от великой княгини Елизаветы Федоровны, в которых подчеркивалось большое и важное значение подворья. Комплекс возводился по проекту архитектора А.В. Щусева, который в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, в советское время, он был также востребован: проектировал мавзолей В.И. Ленина и гостиницу «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства.

С началом Первой мировой войны строительство подворья не прекращалось и было завершено к 1920-м годам. Это было возможно потому, что все деньги на строительство находились в Бари. Для подворья уже была даже изготовлена мебель. В то время это было самое современное и благоустроенное здание в Бари, имевшее лифты и центральное отопление - над этим много потрудились наши инженеры. Но беда заключалась в том, что этот духовный центр в 1920-е годы так и не оказался востребован, а храм не был освящен. Освятил храм в 2004 году в зимнее празднование святителю Николаю митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Тогда, в 1920-е годы, на никому не нужном подворье останавливались иногда беженцы из России. В конце 1920-х годов Советский Союз предъявил права на всю зарубежную собственность России, в том числе и на подворье в Бари. Те эмигранты, которые ютились в то время на подворье, пытаясь воспрепятствовать его передаче Советскому Союзу, отдали подворье городу Бари. Но сделали это весьма неуклюже и непродуманно - путем акта купли-продажи. По сути проживавшие на подворье эмигранты, в том числе и князь Николай Жевахов - один из основателей подворья, его продали. За подворье были выручены небольшие деньги, еще была выговорена пожизненная пенсия от города князю Жевахову. Отдали подворье так, что впоследствии вернуть его стало практически невозможным. Правда, было оговорено условие, что подворье будет хоть как-то использоваться для культовых целей. На подворье служил священник Русской Зарубежной Церкви, который выступал арендатором нижнего храма. А так как это уже была собственность города, то священник оформлялся туда на работу как служащий.

В конце 1940-х годов, уже после Второй мировой войны, служивший на подворье священник РПЦЗ Андрей Копецкий перешел в юрисдикцию Экзархата русских приходов в Западной Европе Константинопольской Патриархии. После его смерти в конце 1960-х годов на подворье был назначен другой священник; он, пытаясь избежать суда Константинопольского Патриархата за неканоническую деятельность, перешел в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви.

Подворье постепенно приходило в упадок: здание ветшало, прихожан практически не было. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Бари стали снова появляться паломники из России. Но Зарубежная Церковь оказалась неготовой к этой ситуации. Я сам приезжал в эти годы в Бари как паломник с одним владыкой и помню, как находившийся на подворье священник не пускал нас в храм, отвечал из-за закрытой двери, обзывая нас большевиками.

В середине 1990-х годов мэр Бари, видя увеличивающийся поток паломников из России, сам обратился в Московский Патриархат с предложением как-то поучаствовать в приеме этих паломников. Последовали длительные переговоры. Наконец в мае 1998 года был подписан протокол о намерениях мэром Бари и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Я принимал активное участие в этих переговорах. В ноябре того же года в Москве был подписан окончательный договор, и в конце того же года я был назначен настоятелем русского храма во имя святителя Николая Чудотворца в Бари. В следующем году мы с матушкой переехали в Италию. Здесь мне пришлось фактически с нуля при очень сильном противодействии представителей Зарубежной Церкви начинать свою деятельность по созданию прихода. Скоро так случилось, что наш приход оказался единственным уголком русской жизни в Бари. Тогда же были налажены очень тесные отношения с базиликой святителя Николая, где почивают его мощи, и мы получили эксклюзивное право на служение у святых мощей Чудотворца. И с тех пор ежедневно там служим. А подворье вместе с храмом стало базой для наших паломников и местом окормления русских людей в Бари.

Мы все время просили власти города передать подворье нам. И когда в очередной раз получили отказ, пришлось обратиться к благочестивым властям России. В 2006 году президент Владимир Владимирович Путин принял меня в Кремле и пообещал поучаствовать в решении этого вопроса. Тогда митрополит Кирилл приложил все усилия, чтобы это событие свершилось. И в 2007 году президент России прибыл в Италию с официальным визитом, по договоренности местом встречи в верхах было выбрано Бари. Бари был выбран не случайно: президент В.В. Путин хотел поклониться мощам так почитаемого в России святителя Николая. Тогда же, в марте 2007 года, был положительно решен вопрос о русской церковной собственности в Бари. Два года ушло на согласование всех позиций, и вот в этом году, тоже в марте, президент Дмитрий Медведев специально прибыл в Бари для участия в торжественной церемонии передачи символических ключей от подворья. Месяц тому назад, в ноябре, подворье было официально передано в вечное пользование Русской Православной Церкви. Теперь перед нами стоит задача выселения всех тех, кто не имеет к нему никакого отношения. Надеюсь, что, как и обещал мэра Бари, это произойдет в течение следующего года. Затем подворье ждет перестройка под духовный и паломнический центр-гостиницу. Так что наконец-то будет реализоваться то, что задумывалось почти 100 лет назад.

Сегодня подворье, кроме обычного для него приема паломников, ведет и миссионерскую работу. Но не среди католиков, потому что это было бы не совсем правильно по отношению к местной архиепископии, которая по-хорошему к нам настроена, а среди приезжающих из России, в том числе и среди русских паломников. Дело в том, что к мощам святителя Николая приезжают и не совсем церковные люди, которые в то же время очень почитают святого. Поклоняясь мощам, присутствуя на богослужении, они переживают некий переломный момент, приходя к воцерковлению. Нередко бывает, что люди приезжают как туристы или за компанию, а потом становятся паломниками, верующими. Я считаю, что миссия такого рода не только возможна, но и необходима в этом городе.

Очень отрадно, что, начиная с 2000 года, нам удалось наладить прибытие на праздники регулярных чартерных рейсов. Каждый праздник в Бари прибывает как минимум один такой рейс. Я думаю, что крайне важно устраивать такое празднование памяти святителя Николая русскими людьми. Это особенно важно именно для нашей страны, верующие которой всегда ощущают поддержку святого. Даже в кризис мы находим благочестивых людей, которые вносят свой вклад в этот праздник, так что мы имеем возможность пригласить в такие рейсы людей, которые другим способом никогда здесь не оказались бы: сирот, малоимущих и т. д. И это чрезвычайно важно - в дни памяти святителя Николая видеть в Бари весь срез нашего общества - от власть предержащих до абсолютно простых людей, которые молятся как братья у мощей святителя: у всех одни чувства в сердцах, одни слова на устах, у всех одинаково просветленные лица. Мне вспоминается название одной книги, посвященной паломничеству в Бари, - «Россия на коленях у гробницы святителя». Это очень точно передает происходящее здесь.

В Бари побывало более ста правящих архиереев нашей Церкви. И для нас особо значимо, что наш храм и подворье были освящены нынешним патриархом, который не оставляет нас и теперь своим вниманием. Все рейсы, о которых я говорил выше, организуются по благословению Святейшего Патриарха.

Паломников очень много. Бывает, что на праздники собирается до пяти тысяч человек. У мощей можно увидеть православных из Украины, Молдавии, Грузии - всех, кто празднует память святителя Николая по юлианскому календарю. Но вот что удивляет: у мощей практически не встретишь греков. Мало приезжают из Болгарии и Сербии. Но зато активны православные из Польши.

Расскажу немного и о будничной жизни нашего подворья. Я помню, как на первое богослужение пришло всего пять человек. Сейчас же только постоянных прихожан около 150 человек. Это и русские, и украинцы, и грузины. С последними у нас очень хорошие отношения, несмотря на то, что грузинские политики нас не жалуют. А вот простые люди приходят на службы, исповедуются. Мы позволяем им петь «Символ веры» и «Отче наш» вслед за церковно-славянским на греческом и грузинском. Никакого разделения по национальному признаку у нас на приходе нет. Русские, украинцы, грузины, греки и сербы - все это одно целое.

Есть в нашем приходе и итальянцы, хотя их и не много. Это люди с очень сложной судьбой. Мы, идя им навстречу, какие-то части Божественной литургии служим и на итальянском языке. Так, в нашем храме читается Символ веры и «Отче наш» на итальянском. Кстати, в Италии есть итальянцы - священники Русской Православной Церкви.

Другие, не русские, православные общины в Бари тоже есть, например есть большая румынская община, но у них нет храма. Так что в городе только один православный храм - это русский. Удивительно и символично, что за тысячу лет пребывания мощей святителя Николая в Бари только русскому народу удалось построить здесь храм.

Есть в нашей жизни и огорчения, конечно же. Связаны они с теми, кто прежде ходил в этот храм. Сейчас здесь больше нет прихода Зарубежной Церкви, так как вся территория, в том числе и нижний храм, принадлежит России. И отношение прежде ходивших в это храм к Московскому Патриархату весьма негативное. За все последние годы эти люди ни разу не пришли к нам на богослужения, хотя у них нет сейчас своего священника. Не приходят даже на Пасху, предпочитая ее встречать дома даже в тот момент, когда под их окнами идет наш крестный ход. Эти люди не исповедуются и не причащаются. Но я надеюсь, что эта проблема будет решена миром и что храм Русской Православной Церкви будет желанным местом и для паломников из зарубежной диаспоры.

С чем едут к святителю Николаю? Прошения в общем-то во многом одинаковы. Но иногда приходиться воспитывать паломников, объясняя, о чем можно просить у мощей, что благочестиво, правильно и выполнимо, а что нельзя. Мое пожелание паломникам, которое основано на опыте общения с ними: просите, что потребно для спасения души. Основные просьбы - это моление о здравии, устройстве бытовой стороны жизни и работы. Чудеса тут очень часто происходят. Мы буквально завалены и письменными, и устными сообщениями от паломников, что в их жизни произошли значимые изменения после молитв у мощей святителя Николая. Особенно растет количество таких откликов после праздников. Содержание этих сообщений одинаково: «Отец Владимир, все, что я просил, я получил. Это просто чудо!» Прошения людей исполняются. Но я считаю главным чудом святителя Николая - исправление жизни людей. Ведь такое, казалось бы, незаметное обстоятельство, как появление осмысленности в повседневной жизни и воцерковление - вот что главное. А с этим потом приходит и время ярких чудес: исцеление от рака, обретение второй половины теми, кто уже отчаялся в этом, обретение жилья или работы. Это осязаемая помощь Божия, которая укрепляет человека на пути спасения. Ничто так не трогает, как исцеление души человеческой.

Повлияло ли служение в Бари на мою жизнь? Конечно! Прежде всего, я сам испытал на себе силу святителя Николая. Я никогда раньше об этом не говорил, но им были явлены чудеса и мне лично, и моей семье. Это были и чудеса исцелений очень яркие. Конечно, святитель давал нам силы и помогал в борьбе за подворье. Это великое чудо, что подворье возродилось из небытия.

Я бы хотел, чтобы Россия и наш народ никогда не оставляли вот этой традиции - праздновать память святителя Николая у его мощей. Ведь праздник - это в том числе и молитва. Молитва не только о тех людях, которые приезжают в Бари, но и обо всей России. А это очень важно.

Все итальянцы задают и нашим паломникам, и мне один и тот же вопрос: почему мы избрали своим самым почитаемым святым покровителем того, кто ни разу при земной жизни не был в России? Их удивляет, что русские почитают святителя Николая больше, чем жители Бари. Я отвечаю всегда на этот вопрос так: это не мы его избрали своим святым, а он нас избрал, покровительствуя нам как наиболее страждущему в мировой истории народу. За это благодарят святителя Николая как власть предержащие, так и простые люди. Я, например, расцениваю визит В.В. Путина в Бари в 2007 году, первый визит главы нового российского государства к мощам святителя Николая, как благодарение от всей исторической Руси за его покровительство. Святитель Николай для очень многих людей является духовным ориентиром. Многие, кто только идет к вере, говорили мне об этом. Помнится, один врач сказал мне, что он не верит в загробную жизнь, но верит в святителя Николая. Вот такой парадокс, который лишь подчеркивает тонкость и сложность души нашего народа. Даже в атеистические времена нецерковные люди могли всегда точно отличить икону святителя Николая от образа другого святого. Такое особое отношение к святителю Николаю, восприятие его как заступника на генетическом уровне удивительно.

О туризме в Италии. В этой статье я напишу о Николае Чудотворце из Бари (его еще называют Николай Угодник и Святитель Николай), который является покровителем путешественников, моряков и детей.

Не хотелось бы говорить о своей узколобости но я почему-то всегда думала, что он имеет славянские корни, а оказывается он грек.

Читая статью вы увидите несколько фотографий из Базилики Сан Никола ди Бари, в которой покоятся мощи святого Николая Чудотворца . Миллионы паломников приезжают сюда ежегодно чтобы попросить помощи у святого. Известны тысячи случаев чудесного исцеления, у бесплодных женщин рождаются дети, к незрячим возвращается зрение и прочее, прочее, прочее…

Подробней о городе Бари вы можете узнать в .

Для русскоговорящих паломников, в Бари с 1913 года открыта Русская церковь Николая Чудотворца. Один раз в неделю (четверг), священнослужителям этой церкви разрешено проводить службу в Базилике. Адрес храма : Корсо Бенедетто Кроче, 130 (Corso Benedetto Croce, 130).

Службу проводит священник московского патриархата. После службы в нижнем храме открывают доступ к святым мощам Николая Чудотворца и любой желающий может приложиться к ним. Не буду врать, но бывают случаи когда на мощи Николая Чудотворца можно посмотреть только через решетку, не знаю причины из-за которой их не открывают.

Эта статуя Николая Чудотворца находится в верхнем храме. Она накрыта стеклянным куполом, под который прихожане кладут записки с просьбами. Один раз в год 9 мая (день когда мощи святого перевезли в Базилику), именно эту статую выносят из храма и проносят по улицам Бари. Эту дату в городе празднуют с большим размахом, и это не удивительно ведь, это главный праздник для жителей Бари.

В центре Базилики находится главный алтарь сделанный из мрамора и украшенный скульптурами.

Рака с мощами Николая Чудотворца. В надгробие есть специальное отверстие через которое извлекают миро исходящее от мощей. Также через это отверстие можно увидеть часть мощей святого. Миро достают из отверстия специальным приспособлением напоминающим черпак, это происходит один раз в год 9 мая после праздничной службы. И дальше миро распределяют по бутылочкам со святой водой. Здесь же в нижнем храме находится «Чудотворная колонна». Считается, что приложившись к ней произойдет чудо исцеления и исполнение желаний.

Бутылочки с миро и святой водой можно приобрести в церковной лавке которая находится рядом с Базиликой. Цена одной бутылочки от 4.50 до 50.00 евро в зависимости от флакона. Святую воду с миро можно пить и наносить на кожу в зависимости от рода болезни. Также здесь можно купить иконы, крестики, кулоны и освещенные свечи (самая маленькая стоит 2.50 евро).

В Бари всегда было много паломников. Для тех, кто приехал из России, первая остановка — не католическая базилика, где хранятся мощи, а православное патриаршее подворье. Там говорят по-русски, и если бы не типично итальянская улица за окном, вполне может показаться, что ты не в Апулии, а где-нибудь в Ярославле.

Православное подворье в Бари

Построили подворье в начале XX века, хотя паломники шли поклониться мощам святого Николая задолго до этого. Считается, что первое паломничество было совершено во второй половине XV века ростовским монахом Варлаамом. В XVII веке записей о дальних походах русских на итальянскую землю становится больше: одну группу путешественников итальянцы называют moschoviti — «московиты». Известно, что Бари посещали граф Шереметев и царевич Алексей Петрович, а впоследствии — Николай, последний из династии Романовых.

Тогда путешествие на юг Италии было трудным, путники терпели тяготы и лишения. Многие переживали, что в Бари нет православной церкви и негде помолиться и отдохнуть после долгой дороги.

Изначально православное подворье хотели построить в городе Мира, где жил святой Николай и куда также следовали паломники. В итоге идею оставили, во многом из-за того, что против строительства были турки, и деньги на подворье «перебросили» в Италию. Архитектором стал А.В. Щусев.

Советские годы стали для русского подворья тяжелыми: поток паломников прекратился, и церковь попала в ведомство муниципалитета города Бари. Только в 2008 году ее вернули России.

Мощи и базилика

Католическая базилика, где хранятся мощи святого, конечно же, намного старше православного подворья. Строительство ее началось в 1087 году — тогда же из Миры в Бари привезли мощи святого, точнее, их часть. Вопреки распространенному мнению, что жители Бари выкрали мощи у мусульман, это не совсем так.

Мира в конфедерации Ликии была христианским городом, который в те годы страдал от набегов иноземцев. За сохранность мощей беспокоился византийский император, который приказал окружить церковь, где покоился саркофаг святого, высокой стеной. Барийцы же хотели вернуть себе славу значимого христианского города. Они рассудили, что раз уж в Миру пришли сарацины, никто не осудит их за кражу. Западные христиане считали, что на Востоке так или иначе святыни обречены на поругание и уничтожение. Возможно, выбор на Николая Чудотворца пал не только из-за личности святого, но и из-за относительно легкой «доставки» мощей в Бари.

Мощи охраняли четверо монахов, которые сначала с удовольствием показали гостям саркофаг. По преданию, святой Николай поддержал перенос мощей. Во время переговоров со сторожами сосуд с миром от мощей упал на мраморный пол, но не разбился. Жители Бари усмотрели в этом добрый знак. В итоге они все-таки раскрыли свой замысел монахам, охранявшим мощи, но переговоры к успеху не привели. Барийцы связали сторожей и выкрали Николая Чудотворца.

В спешке итальянцы взяли только часть мощей святителя. Жители Миры перепрятали оставшееся, но спустя девять лет и эти фрагменты были похищены — на этот раз венецианцами. Сейчас мощи Николая Чудотворца разнесены по всему миру: большая часть находится в Бари, оставшиеся фрагменты мощей — в Венеции и других городах. В Россию доставили левое ребро святителя — оно пробудет в Храме Христа Спасителя до 12 июля. С 13 по 28 июля мощам можно будет поклониться в Александро-Невской лавре в Петербурге. Мощи покинули Бари впервые за 930 лет.

В Бари мощи хранятся в крипте храма. Вход и в сам храм, и в крипту — бесплатный. Православная служба у мощей начинается в 10:30. По вторникам и четвергам служится литургия. Расписание богослужений в базилике и православной церкви в Бари можно посмотреть . Там же — карта с расположением церквей и часы работы.

Прийти в крипту можно и просто так, не привязываясь к службе. Сама базилика открыта до 20:30 с понедельника по субботу, в воскресенье — до 22:00. Однако, как правило, решетку, за которой находятся мощи, открывают сразу после службы по вторникам и четвергам, а затем закрывают. Расписание католических месс доступно на официальном сайте базилики. Чтобы прийти вовремя, лучше сначала уточнить детали в русском храме — там с удовольствием помогают путешественникам.

Чем заняться в Апулии

Хотя паломников в Бари много, не нужно думать, что сюда едут только поклониться мощам святого Николая. Это симпатичный портовый город, по-итальянски очаровательный и гостеприимный. Набережная, рестораны с морепродуктами, тесные узкие улицы — по вечерам жизнь кипит в Старом городе, в непосредственной близости от храма. Помимо базилики, путешественников манит Кастелло Свево — Швабский замок, построенный в XII веке сицилийским королем, художественная галерея, занимающая изящный палаццо, и театр Петруцелли. Есть в Бари и общественный пляж. Правда, гораздо лучше отъехать несколько километров от города и выбрать симпатичную чистую бухту.

В Новом городе стоит посвятить время шопингу: магазины находятся на оживленной Виа Спарано. На осмотр достопримечательностей и прогулки хватит дня два-три. Бари — удобная точка для начала большого путешествия по каблуку итальянского сапога. Взяв машину напрокат, из города легко добраться до барочного Лечче, «города трулло» Альберобелло, Отранто и уютного Локоротондо. Везде в Апулии — отличная южная кухня и прекрасное вино.

Возвышается в самом сердце старого города Бари (Citta Vecchia). Построена она в честь Святого Николая, епископа города Мира в Малой Азии (сегодня на территории Турции) в период правления императора Константина (306-337). Святой является воплощением милосердия и человеколюбия, заботы и защиты для слабых.

BARI, BASILICA DI SAN NICOLA

Памятник Святого Николая

Здание напротив базилики называется портиком (открытой галереей) на которой со стороны площади Святого Николая находится памятник Святого Николая, дар президента Владимира Путина в 2003 г от имени Русского Народа.

Немного истории

Норманны, молодой воинственный народ стали вытеснять византийцев и 15 апреля 1071 г после трехлетней осады, в Бари вошел Роберт Гвискард. Он, не остановился в Бари, а устремился дальше на помощь своему брату Роджеру в Сицилию, и в январе 1072г они завоевали Палермо, положив конец двум векам мусульманского господства. Жители Бари, для того чтобы сохранить престиж города и оживить торговлю, перенесли в 1087г из Мир-Ликийских Мощи Святого Николая. Присутствие святых Мощей должно было привлечь многочисленных паломников, потому что Святой Николай был самым почитаемым святым того времени.



Православная капелла

является подтверждением экуменического призвания и Святителя Николая Чудотворца .. После II Ватиканского собора на фоне улучшения отношений между Като-ликами и православными, Ватикан со вниманием отнесся к мнению доминиканцев и архиепископа Бари Енрико Никодемо о необходимости сооружения в базилике восточной капеллы, где могла бы проводиться православная служба. Иконостас был расписан хорватским мастером Златко Латковичем.

Базилика города Бари

Крипта или подземная церковь, находящаяся под поперечным нефом базилики, была построена ранее других частей храма. Крестовый свод поддерживает 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна - из красного мрамора, а остальные - из греческого мрамора.

Чудотворный столб

В правом углу находится колонна в железной ограде. До 1953г она стояла на месте второй колонны справа. Эта колонна, сделанная из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников на протяжении нескольких веков.

Немного истории

Согласно легенде Святой Николай совершил поездку в Рим. Здесь, проходя мимо разрушенного дома женщины легкого поведения, он увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия в город Бари мощей Николая Чудотворца .

Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей (30 сентября - 10 октября 1089г), сам Святой Николай помог завершить здание, начатое аббатом Ильей, и принес недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный аббатом Ильей пилястр и на его месте установили колонну.

Рака Святого

Гробница Святого Николая строгая, как языческий жертвенник. Святые Мощи Святителя (около 75 процентов) находятся ниже уровня пола и закрыты со всех сторон железобетонными блоками. Отсутствие остальных костей скелета объясняется тем, что барийские моряки очень торопились из-за боязни прихода сарацин, и, поэтому, взяли наиболее крупные кости. Недостающая часть Св. Мощей находится в различных церквях мира, прежде всего в Венеции.

ECCO IL VIDEO CHE MOSTRA LE RELIQUIE DI SAN NICOLA

Икона Уроша III Дечанского (1327г)

В глубине центральной аспиды крипты за престолом находится прекрасная икона Святого Николая. Эта икона является единственным сохранившимся в базилике даром из многочисленных вкладов сербских царей династии Неманидов. Это дар Уроша III Свв. Николаю в знак его благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец (Уроша II) в наказание за мятеж.

«Манна» Святого Николая Чудотворца

Многие богомольцы стремятся к раке Святого Николая в Мирах ради чудодейственного миро. Это вода (по-итальянски «манна»,а по-гречески «мирон») исходит от мощей Святого. «Манну» собирают один раз в год - на весенний праздник перенесения мощей из Мир в Барии. Специальным черпаком настоятель доминиканской общины достает истекающую от мощей жидкость и распределяете по флаконам. Её количество незначительно и поэтому её смешивают с благословенной водой - тем самым, пусть и разбавленное, миро доходит до тысяч богомольцев из десятков стран. Эту «манну» можно пить, а также мазать болезненные участки тела.

Извлечение миро из гробницы Св.Николая Чудотворца

Немного истории

Когда барийские моряки взломали мраморную плиту, что бы извлечь из раки мощи Святого Николая, они нашли их буквально плавающими в этой воде. Мироточение продолжалось и после перенесения мощей Святителя в Барии, на итальянскую землю.

Сокровищница

В сокровищнице базилики Святого Николая собраны драгоценные дары разных времен. Есть, например, витрина посвященная русским иконам и лампадам и витрина с древними реликвиями относящимися к XI-XII векам, которые были привезены крестоносцами на обратном пути из Святой Земли. В их числе - частицы мощей Святого Апостола Фомы, Святого Апостола Якова (правая рука с тростником) и шип из венца Иисуса Христа.

Сокровищница Св.Николая