Иммануил кант и его философия. Основные идеи философии И. Канта. Последние дни Канта

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Наверняка эту цитату знают даже те, кто с философией-то и вовсе не знаком. Ведь это не просто красивые слова, а выражение философской системы, которая коренным образом повлияла на мировую мысль.

Предлагаем вашему вниманию Иммануила Канта и этого великого человека.

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани и эпохи романтизма.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.


Портрет Иммануила Канта

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог - тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.


Дом Канта в Кёнигсберге

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9 человек.


Обед Иммануила Канта

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг , написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, . Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или . Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».
  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел , фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Имманиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Если вам нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни, — подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Во второй половине XVIII - первой половине XIX веков в Германии было несколько живших в разное время выдаю­щихся мыслителей, создавших грандиозные философские учения. Их интеллектуальная деятельность вошла в историю под названием немецкой классической философии . И хотя она не представляла собой целостного направления, тем не менее ее характеризует определенное тематическое единство, общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и решении проблем. Центральной темой немецкой классической философии является человек . Выдающиеся ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах – сделали важный вклад в постановку и разработку проблемы активности познающего субъекта , деятельности , разработку диалектического метода познания.

Основные философские идеи и.Канта

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804) – один из величайших умов человечества. Он подчинил всю свою жизнь интеллектуальной деятельности, преодолев телесную немощь, влияние страстей и эмоций. Кант вел размеренный образ жизни: подъем, утренний кофе, чтение лекций, обед, прогулки – все осуществлялось в определенное время. Но “какой удивительный контраст между внешней жизнью этого человека и его могущественным мысленным взором, преобразующим мир!” (Г. Гейне). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким проникновенным мыслителем.

Философские взгляды Канта прошли определенную эволюцию и выделяют два основных периода его творчества:

- докритический период - 50-60-е годы XVIII ст., когда его интересовали преимущественно проблемы мироздания и он выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ, материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от по­ложения Луны, а также - научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из га­зовой туманности (знаменитая работа «Все­общая естественная история и теория Неба» - 1755 г.). Основная проблема этого периода: как на основе рассмотрения только физических сил и процессов объяснить современное состояние Космоса ;

- критический период - 70-80-е гг. – когда происходит ради­кальная переориентация его интересов на проблемы человека, нравственности, познания. Главные работы этого периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разу­ма» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.). Основные вопросы этого периода: «Что я могу знать ?», «Что я должен делать ?», «На что я могу надеяться ?», «Что такое человек

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения на первом плане было учение о бытии - онтология . Философы Нового Времени перенесли акцент на общие проблемы гносеологии , но при анализе вопроса о взаимодействии субъекта и объекта предшественники Канта акцентировали внимание на анализе объекта познания. Он же делает предметом философии специфику познающего субъекта ; который и определяет способ познания.

Кант разделяет философию на теоретическую и практическую . Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ. В «Критике чистого разума» философ сформулировал свой знаменитый вопрос: «Что я могу знать ?» – и попытался средствами разума обосновать условия и возможности человеческого познания.

Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, априорные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. По Канту, знание, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: суще­ствуют вещи сами по себе ; они, воздействуя на органы чувств человека, порождают многообразные хаотические ощущения, которые упорядочиваются априорными формами чувственности - пространством и временем; вещи сами по себе через каналы органов чувств, фор­м чувственности и рассудка становятся достоянием созна­ния субъекта, “являются ему”, и он может делать о них определенные умозаключения.

Вещи, как они сущест­вуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями . Человек, по его мнению, может знать только явле­ния. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их каче­ства и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Вещи сами по себе для человека ста­новятся “вещами в себе ”, непознанными, нерас­крытыми. Такая позиция Канта дала основание говорить о его агностицизме (от греч. а – отрицание, gnosis – знание).

Высшая способность субъекта – разум ; только ему может быть доступен умопостигаемый мир - то, что находится за пределами опыта: «Бог», «мир в целом», «душа», «свобода». Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию, выходит за пределы опыта, впадает при этом в иллюзии, запутывается в противоречиях - антиномиях разума. Антиномии – это исключающие друг друга, но в то же время в равной степени обоснованные суждения. Кант приводит четыре таких антиномии:

1. Тезис : Мир имеет начало (границу) во времени и в простран­стве. Антитезис : Мир во времени и в пространстве бесконечен .

2. Тезис : Все в мире состоит из простого . Антитезис : Нет ничего простого, все сложно .

3. Тезис : В мире существуют свободные причины. Антитезис : Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы.

4. Тезис : В ряду причин мира есть некая необходимая сущность . Антитезис : В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно .

Кант отмечает, что реальный опыт никогда не даст нам окончательного ответа на эти вопросы. На каком же основании мы выбираем определенные идейные позиции? Согласно Канту, здесь мы опираемся лишь на веру . Отсюда знаменитый тезис Канта: “Мне пришлось ограничить (очертить границы) разума, чтобы освободить место вере ”. Учение Канта о пределах познания было направлено не против науки, а против слепой убежденности в ее безграничных возможностях, в том, что можно решить любую проблему научными методами. Эти взгляды Канта являются актуальными для нашего времени, когда культ научно-технического разума привел к обострению противоречий современной цивилизации, ставя под угрозу самое существования человечества.

Второй фундаментальный вопрос философии, поставленный Кантом: “Что я должен делать?” Это вопрос нравственный . В вопросах нравственности человек не может опереться на науку, а значит - и на теоретический разум, который компетентен только в сфере опыта. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира причинно-следственных зависимостей) и умопостигаемого - мира свободы.

В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Законы практического разума - это нравственные законы. Мораль нельзя вывести из опыта, нельзя научно, т.е. на основе теоретического разума, обосновать моральные нормы, поскольку они не относятся к миру явлений. Нравствен­ность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновыва­ется. Так, совесть побуждает человека к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок. То же самое можно сказать и о долге.

Кантом был сформулирован высший нравственный принцип - категорический императив (предписание), который гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”. Это зна­чит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и созда­ешь форму, характер взаимных отношений.

Иная формулировка категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели , и никогда не относился бы к нему только как к средству». Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели.

Кант с пафосом говорил: “Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем дольше мы размышляем о них, - звездное небо надо мною и моральный закон во мне”.

Трудно переоценить влияние идей Канта на современников и потомков. Его работы порождали и порождают споры и дискуссии, сформировались целые направления его последователей и противников. Но вот что символично. Кант умер и был похоронен в своем родном городе. Его соотечественники на этом месте создали мемориал. Во время войны город был целиком разрушен и единственным сооружением, уцелевшим в огненном смерче, оказалась могила Канта.

В конце XVIII в. в Германии возникает философское движение, в котором в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные преобразования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789 года, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физике, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешительность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории немецкой философии начался её классический период.

Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов.

Теория познания. Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Этика. Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира. Мораль по Канту носит характер императивности, т.е. всеобщности и обязательности требований. Одно из положений (максима) категорического императива гласила: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Человек, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир «вещей в себе». В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (доказывать отсутствие Бога или смертность души), ибо всё это ей не доступно. Единственно, по Канту, что может проникнуть в мир «вещей в себе», в состоянии оторваться от наблюдаемого мира явлений и заглянуть в потусторонний мир, - это религия.

Эстетика . Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Теория И. Канта об объективности знания

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии. Достоверность научного знания Кант обосновывает как объективное знание. Объективность отождествляется с всеобщностью и необходимостью, то есть для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, согласно Канту, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, доопытные формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка.

Пространство и время, согласно Канту, - это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, - субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство - это врожденная, доопытная, форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время - это врожденная форма внутреннего чувства (или внутреннего созерцания). Рассудок - это познавательная способность, мышление, оперирующее понятиями и категориями.

Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка понятия и категории конструктируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали, считает И. Кант.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, таким образом, обусловливает объективность знания. Что же тогда создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это сведено с особенностями субъекта.

Теория познания И. Канта

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют «вещи сами по себе», через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка они становятся достоянием сознания субъекта, и он может делать о них определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл «явлениями». Человек знает о вещах только в той форме, в какой они даны его сознанию, но каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может.

Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром «явлений». Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, умопостигаемый мир, может быть доступно только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями, а идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательством того, что идее разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антимониях разума. Антимонии - это противоречивые, взаимоисключающие положения. Антимонии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мере опыта, а о мире «вещей самих по себе». Мир «вещей самих по себе» закрыт для теоретического разума, науки. Однако это не значит, что этот мир недоступен человеку. Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум, так как его главное назначение - руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является воля, которая определяется не внешними причинами, природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит перед собой. .....................................


Философия кратко и понятно: ФИЛОСОФИЯ КАНТА. Все основное, самое главное по философии: в коротком тексте: ФИЛОСОФИЯ КАНТА. Ответы на основные вопросы, философских понятиях, истории философии, направлениях, школах и философах.


ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. Все его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается в основном проблемами естествознания и проводит идею о развитии в природе, и критический, в котором главной его задачей являлось исследование возможностей познающего разума. В критическом периоде наиболее важными произведениями Канта являются «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Гносеологические взгляды Канта включают в себя анализ трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание остается недоступным познающему разуму. Так на первой ступени познания уже возникает понятие «вещи в себе».

Вторую ступень познания Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он проводит мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов, следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Третью ступень познания Кант рассматривает в книге «Критика чистого разума» (эта книга произвела революцию в философии). В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис):

1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис);

2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей;

3) существуют два рода причинности - один соответствует законам природы, другой - свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис);

4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.

Таким образом, Кант явился представителем агностицизма.

Кант родился, прожил всю свою жизнь и умер в Кенигсберге. После окончания Кенигсбергского университета Кант некоторое время работал домашним учителем в домах прусских аристократов. Позднее он вернулся в университет, чтобы занять должность приват-доцента, а позже - профессора логики и метафизики.

Кант продолжал писать и исправлять свои теории вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет, в самом начале нового века. И хотя он никогда не покидал своего родного Кенигсберга, его разум преодолел пространство и время и оставил неизгладимый след в мышлении своей цивилизации.
......................................................