Храм рождества иоанна предтечи красной пресне. Церковь иоанна предтечи. Храм Иоанна Предтечи в Керчи

После крещения русский народ ещё долго не мог оставить языческие верования. Одним из них было поклонение Купале. Праздник отмечался в день летнего солнцестояния. Он слился в народном сознании с Рождеством Иоанна Крестителя, которое праздновалось 24 июня. Многие москвичи приезжали в этот день к слиянию рек Пресни и Москвы-реки, чтобы совершать ритуальные купания и другие языческие обряды.

Такое положение дел тревожило отцов церкви. Чтобы вразумить крещёных людей и прекратить безумное поклонение бесу, патриарх Иеоким велел на этом месте построить храм в честь великого пророка и проповедника покаяния Иоанна Предтечи.

Строительство

В 1687 году храм уже стоял на своём месте . В 1714 году деревянная церковь сильно обветшала. Было принято решение построить на её месте новый каменный храм. Строительство растянулось на долгие годы. Лишь в 1734 году состоялось освящение храма с новым приделом во имя святого мученика Иоанна, которого очень почитали в Москве.

Икона святого Иоанна Воина написана иконописцем Тимофеем Кирилловым и была ещё в старой деревянной церкви.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня . Через 6 лет была построена новая, в модном тогда стиле ампир. Были планы строительства трапезной части храма, которая бы соединила древний храм с новой колокольней, но им помешала война 1812 года.

К строительству вернулись лишь в 1824 году. Архитектор Фёдор Михайлович Шестаков достойно справился с нелёгкой задачей, совместить основной четверик петровского времени классицистическую колокольню. В храме появился ещё один предел Софии Премудрости Божьей.

Описание

В конце XIX века во время капитального ремонта алтарные преграды пределов Софии Премудрости Божьей и святого мученика Иоанна Воина были заменены на более удобные резные иконостасы, подражавшие древним образцам. Фрески трапезной части выполненные в 1894 году, копируют фрески из храма Христа Спасителя в Москве. В главной части храма за основу взяты росписи из Свято-Владимирского Собора в Киеве.

Знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов с учениками, принимал участие в росписи и создании мозаик. В сводчатой части алтаря, он выполнил композицию Христос Иммануил. На противоположной стороне над гробницей полукруглая роспись Положение во гроб. Авторская копия киевского образца.

Неожиданно выглядит мозаичное панно оконных проёмов, выполненное в стиле модерн. Мозаика равноконечный крест с монограммой на голубом фоне. Крест наложен на перекрещивающийся четырёхугольник. Эту тему развивают отходящий от креста радугой сферы. Эта иконография восходит к древним образцам и символизирует Бога Творца и жертвенную любовь. Авторство этой композиции также приписывают Васнецову.

В иконостасе главного алтаря сохранились иконы прежней деревянной церкви, выполненные царскими изографами конца XVII века:

  • Божьей Матери;
  • Господа Иисуса Христа;
  • Рождества святого Иоанна Предтечи;
  • Всех Скорбящих Радости;
  • Акафистная.

Слева находится главная чтимая икона Иоана Предтечи, перед ней в праздничные дни ставится для поклонения верующих ковчег с частицей мощей Иоанна Крестителя.

Во время гонений на Русскую православную церковь из старинного краснопресненского храма были вывезены не только драгоценные ризы икон, но и изъяты многие древние образа. На протяжении веков здесь почитались иконы Божьей Матери Фёдоровская и Святого мученика Кира. Тут же хранился ларец с его мощами, которые были принесены сюда грузинским митрополитом в начале XVIII века. Они пропали после революции.

Храм святого Иоанна Предтечи в XX веке не закрывался. В начале войны, когда хотели превратить церковь в склад, монахиня Епимистия заперлась в нём и никого не пускала. Несколько дней она жила в холодном неотапливаемом помещении, и власти отступили. На пасхальную службу весной 1944 года здесь собралось около 6 тыс. человек. Люди заполнили вместительный двор и переулки возле церкви.

Многие храмовые иконы были принесены сюда из закрывающихся в советское время церквей в районе красной Пресни:

  • Филарета Милостивого;
  • Сергия Радонежского с клеймами жития;
  • Божьей Матери Никейская;
  • Неопалимая Купина;
  • Великомученика Пантелеймона.

Расписание богослужений

В будние дни в 7:30 Божественная литургия. В 17:00 Вечерняя. В воскресенье и в дни церковных праздников проходят специальные службы.

Храм находится рядом со станцией метро «1905 года» . Малый Предтеченский переулок, дом 2.

Святой, предшественник Иисуса Христа. Придерживался аскетизма, жил в пустыне и проповедовал священные омовения, которые впоследствии стали называть обрядом крещения. Иконы Иоанна Предтечи имеют особое отличие - в левой руке святой держит процветший крест.

Усекновение главы

В результате козней иудейской царицы Иродиады и дочери ее Саломеи Иоанн Предтеча был казнен в темнице, ему отрубили голову. С тех пор на Руси существует праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи, который приходится на 29 августа. В память о великом постившемся Иоанне в этот день соблюдается строгий пост.

Популярность приходов Иоанна Предтечи особенно возросла в период правления Ивана Грозного, а с середины 16 века по всей Руси стали возводить храмы, посвященные Святому Крестителю Божьему.

Расположение

Наиболее известные церкви и соборы Иоанна Предтечи находятся в крупных российских городах. Ниже приводится список действующих храмов:

  • Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи в Москве, на Пресне.
  • Храм в Коломенском.
  • Церковь в Калуге.
  • Храм Святого Крестителя в Братеево.
  • Церковь Предтечи в Керчи.
  • Храм Крестителя в Нижнем Новгороде.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Кирове.

Кроме перечисленных храмов, есть еще немало церквей на территории России, посвященных Святому Крестителю.

Церковь в Москве

Храм Иоанна Предтечи на Пресне был построен в период с 1714 по 1734 год. В 1804 году случился пожар, огонь уничтожил деревянную колокольню. Урон церкви был нанесен ощутимый, и Православная епархия Москвы решила заново отстроить колокольню из камня. Предполагалось возвести трехъярусную конструкцию высотой в 25 метров с главой и крестом. При этом проект предусматривал вход в церковь через двойную палладианскую арку, расположенную между рустованными пилонами. Архитектурная ценность строения резко возросла, в Москве тогда не было ни одной колокольни подобного типа, если не считать огромной четырехъярусной звонницы Кудринской церкви Покрова Богородицы.

Поручительство мецената

Большое внимание зодчие уделили обустройству трапезной храма. К проекту подключился известный московский архитектор - Шестаков Федор Михайлович. Трапезная и сопутствующие пристройки должны были быть построены к осени 1828 года. Чтобы соблюсти сроки, за строительство поручился знатный прихожанин церкви, статский советник, Ушаков Николай Васильевич.

В годы Советской власти храм Иоанна Предтечи на Пресне не получал никаких средств от государства и существовал исключительно на пожертвования прихожан. Это был тяжелый период как для церкви, так и для священнослужителей, сохранивших верность архитектурному шедевру.

Восстановление

Когда наступил постсоветский период, храм Иоанна Предтечи на Пресне заново отремонтировали, в 90-е годы отец-настоятель Николай инициировал восстановительные работы. Полностью заменили крышу, все скаты покрыли листовой медью. Позолотили крест на колокольне, перестроили звонницу. На входе в церковь в специальных нишах были установлены иконы. Вновь зазвучали колокола, особенно красиво звонил новый большой колокол, привезенный издалека.

Специальным постановлением Правительства Москвы церкви был возвращен участок земли в 13 соток. Таким образом, храм Иоанна Предтечи на Пресне полностью возродился. Благодарные прихожане собираются возделывать угодья, чтобы получать экологически чистый урожай.

Церковь в Коломенском

Храм Святого Иоанна Предтечи, который по сути находится в деревне Дьяково, построили во второй половине 16 века. Он расположен неподалеку от главной достопримечательности Коломенского - церкви Вознесения, возведенной в 1534 году. По своей архитектуре храм Святого Крестителя относится к столпообразным сакральным постройкам. Ученые-историки предполагают, что закладка церкви была приурочена к (в 1547 году). Хотя некоторые специалисты склонны считать, что постройка храма связана с рождением царевича Ивана, появившегося на свет в 1554 году.

В любом случае храм Иоанна Предтечи в Коломенском был выстроен, и некоторое время в нем действительно служили молебны во здравие царевича Ивана. Позже церковь принимала прихожан со всей округи, москвичей и жителей близлежащих сел.

Единство стилей

Храм представляет собой центральный восьмигранник высотой в 35 метров с примыкающими к нему четырьмя башнеобразными приделами (высотой 17 метров каждый). Все пять строений соединены между собой крытой галереей. На западном фасаде галерея двухъярусная, несущая на себе звонницу, которая по своей архитектуре перекликается с колокольней Духовской церкви в Сергиевом Посаде. Внешние контуры периферийных столпов отражают стиль псковского церковного зодчества.

Обновление

Храм Иоанна Предтечи в Коломенском был радикально обновлен в 1964 году, реконструкцию провели с целью восстановления первоначального облика. В первую очередь были расчищены и доработаны фрагменты иконописных сюжетов на своде купола главного столпа. В ходе реставрационных работ были обнаружены уникальные детали росписи, значение которых ученые объяснить не смогли. Исследования продолжаются до сих пор, но конкретных результатов пока нет.

Вятская церковь

Есть великолепный город занимает в нем одно из первых мест в списке достопримечательностей. Церковь построили в 1711-1723 годах, причем это было сделано в обход указа Петра I, который строго-настрого запрещал любые каменные постройки на территории России, за исключением Санкт-Петербурга.

Архитектура храма повторяет каноны сакрального зодчества, которым строители следовали неукоснительно. Нижняя часть представляла собой восьмерик, эта форма больше соответствовала деревянным церквям, а в каменных постройках практически не применялась. И действительно, сначала церковь выстроили из деревянных бревен, установили сруб на земляном валу близ городских ворот. Это произошло в 1711 году. Тогда же был организован приход. Храм Св. Иоанна Предтечи освятили, и он стал самым популярным местом для верующих.

Спустя три года священник Лука вместе с Григорием при поддержке прихожан решил построить каменную церковь. Возведение продолжалось долго, трапезная и колокольня были готовы только в конце 20-х годов XVIII столетия. На квадратном основании покоился столп восьмигранной башни со звонницей и небольшой главкой на глухом барабане. Форма верхней части храма была позаимствована у церкви Великого Устюга.

Затем несколько раз перекраивали трапезную, которая казалось темной и недостаточно просторной. Реконструкция позволила существенно поднять центральный неф, за счет чего появилась возможность обустроить верхнее освещение.

В годы Советской власти храм лишился восьмериков и верхних ярусов колокольного придела, поскольку его переоборудовали под партийный архив. Затем (начиная с 1961 года) в церкви разместился планетарий, куда стекался посмотреть на звезды весь город Киров. Храм Иоанна Предтечи вернули верующим только в начале 90-х годов прошлого столетия. Все помещения пришлось ремонтировать и перестраивать заново, чтобы вернуть церкви первозданный вид.

Храм Иоанна Предтечи, Нижний Новгород

Древнейшая православная церковь Арзамасской Епархии. История ее уходит корнями в 16 век.

Церковный приход был известен еще с 15 века как деревянная клетская церковь Иоанна Предтечи на Нижепосадском торге.

В 1676 году купец Дранишников Гавриил Степанович получил благоволение митрополита Филарета на возведение каменного храма на свои деньги. Строительством он хотел подтвердить свою приверженность православной вере, так как жена его вместе с сыном изменили ей, стали старообрядцами и удалились в Керженские скиты. Получив разрешение на строительство, купец вложил капитал в проект и, несмотря на болезнь и плохое самочувствие, принялся за дело.

В августе 1679 года Дранишников Гавриил скончался, однако храм был достроен стараниями его брата Лаврентия. Церковь возвели на высоком кирпичном фундаменте, помещения внутри которого позже использовались для сдачи внаем купеческой братии. Так коммерческая жилка купца-строителя и на этот раз проявила себя. В создании храма Иоанна Предтечи торгаш искал выгоду.

Однако все же церковь была построена. В 1855 году к храму присоединили часовню Александра Невского. Спустя пятнадцать лет полностью перестроили колокольню. И, наконец, в 1899-м был переложен алтарь.

Советская власть не принесла храму Иоанна Предтечи ничего хорошего. В 1937 году настоятеля расстреляли по распоряжению Берии, в церкви разместили организацию ДОСААФ.

Получила назад свое имущество после распада СССР, в 90-х годах прошлого столетия. В 1994 году начались богослужения, а спустя 10 лет в храме Иоанна Предтечи развернулись ремонтные работы. Многомиллионные средства были получены благодаря меценатам, в частности хороший вклад внес Балахнинский ЦБК. Ремонт провели достаточно быстро, весной 2005 года уже освятили три новых креста для куполов, а в августе установили купол и крест на колокольню. Характерно, что во время ремонтных работ службы в храме не прекращались.

Церковь Святого Иоанна в Калуге

Калужский храм Иоанна Предтечи изначально был деревянным, сложенным из сухой сосны. Простоял он до 1735 года, когда в городе вспыхнул пожар. Церковь сгорела дотла вместе с пристройками. Пономарь успел вынести икону, а сам погиб в огне. Пепелище разровняли и на месте сгоревшей церкви возвели каменный храм.

Еще одно потрясение случилось в 1956 году. Городские власти Калуги снесли алтарный придел, выходивший на Московскую улицу и якобы мешавший автомобильному движению. Прихожане тогда сравнили действия горисполкома с "усекновением главы", по аналогии с тем, что самому Иоанну Предтече когда-то тоже отрубили голову.

В 1995 году храм был окончательно передан Православной епархии Калуги. Три года понадобилось для реставрации шедевра церковного зодчества, каковым является Храм Иоанна Предтечи. Калуга вскоре отпраздновала начало богослужений. Сегодня при церкви открыта Воскресная школа.

Храм Иоанна Предтечи в Керчи

Древнейшее церковное сооружение на территории России - крестово-купольный храм Крестителя Божьего Иоанна - расположен на Крымском полуострове. Время постройки определяется VIII-IX веками нашей эры. Во время реставрации церкви в кладке были найдены "голосники" - амфоры, издававшие трубные звуки при дуновении ветра. Храм сложен из белого камня, перемежающегося с рядами красного кирпича. Такая кладка была характерна для византийского архитектурного стиля.

С 1974 по 1978 год церковь реставрировали. Необходимо было укрепить центральный купол, пострадавший от времени и сейсмических колебаний. Внутри установили жесткий металлический каркас, а художники сделали прежней роспись на древней штукатурке. По окончании реставрационных работ в храме открыли отдельную экспозицию керченского музея истории.

Более шестисот лет назад, когда Черное и Азовское моря находились во власти генуэзцев, а Керченский пролив носил имя Святого Иоанна, главным местом паломничества православных верующих стал Храм Иоанна Предтечи. Керчь считается одним из самых религиозных городов Крыма. Поэтому сегодня Московский Патриархат вкладывает значительные средства в содержание действующей церкви.

Братеево, адрес расположения храма

В московском муниципальном районе Братеево, на юго-востоке столицы, находится Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Приход известен с 16 века, а каменный храм в Братеево, Иоанна Предтечи, построили в 1892 году. В церкви было два престола, главный, Крестителя Божьего, и боковой, Архангела Михаила.

Затем более полувека храм существовал на пожертвования прихожан. Во время Второй мировой войны церковь была полностью разрушена. Затем долгий послевоенный период не позволял приступить к строительству новой церкви, и только в 1996 году храм в Братеево, Иоанна Предтечи, восстановили. В настоящее время службы в нем проходят в полном объеме.

Прихожане с удовольствием посещают храм Иоанна Предтечи. Адрес в Братеево: 115563, Москва, Каширское шоссе, 61А.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - православный храм Центрального благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Пресненский, Центрального административного округа города Москвы (Малый Предтеченский переулок, д. 2).

Скорее всего, временем начала и окончания строительства первого деревянного храма Рождества святого Иоанна Предтечи можно считать 1685 год. Этому предположению не противоречит и то обстоятельство, что храмовая икона «Рождество святого Иоанна Предтечи» датирована в надписи на ней 1686 годом. В то время год начинался 1 сентября, таким образом, икона могла быть закончена и поставлена в иконостас к освящению храма осенью 1685 года.

В переписной книге церковь не описана. Как она выглядела - неизвестно, но её местоположение на церковной земле представимо. Выход из церкви, естественно обращённый на запад, открывался на улицу, ведущую к Ваганькову, - не к современному кладбищу, а к тому месту, на котором находится Никольская церковь. Справа от храма через переулок располагался обширный двор настоятеля священника Варфоломея (Кузмина). Слева по выходу из церкви располагались узко нарезанные дворы предтеченского причта, упомянутые в описях. Таким образом, зафиксировано расположение земельных участков, показанное впоследствии на картах и сохранившееся до наших дней. Оно сложилось с конца XVII века при отводе церковной земли под храм, кладбище и дворы причта. Сама церковь при этом выходила непосредственно к переулку и располагалась примерно на месте современной колокольни и притвора. Когда позднее вместо неё стали строить каменный храм, его заложили, отступя к востоку, на его теперешнем месте, и после освящения деревянный храм был разобран. Новый храм оказался в глубине церковной земли, что, видимо, всегда сознавалось как неудобство.

После сооружения деревянного храма слобода на Пресне продолжала строиться и расти. Согласно Переписной книге 1696 года, в ней насчитывалось уже 330 дворов, часть которых относилась к Никольскому приходу. Первые сведения о Предтеченском приходе даются в 1693 году. В то время в нём было 196 дворов, к 1702 году их число выросло до 240. Приход увеличивался, и поскольку более половины людей в нём были весьма состоятельными, то по прошествии тридцати лет со времени постройки деревянного храма зашла речь о сооружении каменного.

В прошении 1714 года было написано: «В прошлых годех построена у нас приходская церковь деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи, что за рекою Преснею, которая от давних лет весьма обветшала». Вместо неё просили дать указ построить каменную церковь. Очевидно, строительство началось, но вскоре было прервано, так как вышел указ, запрещающий каменное строительство по всей империи ради скорейшего возведения Санкт-Петербурга. В 1728 году запрет был отменен, строительство храма возобновилось.

7 декабря 1731 года священник Пётр (Михайлов) с приходскими людьми просили в Синодальном Казённом приказе об освящении новопостроенного придела во имя Иоанна Воина. Предположительно под Рождество Христово в 1734 году протопоп (благочинный) Никифор (Иванов) освятил каменный храм.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Его внешний вид с несимметрично расположенным левым приделом и устаревшей архитектурой тогда явно отставал от времени, и духовенство и прихожане решились на серьёзный проект: построить новую каменную трехъярусную колокольню высотой более 25 метров с крестом, вынеся её из глубины участка на красную линию улицы, и после этого соединить оба строения в единое целое.

Колокольня в классицистском стиле строилась с 1806 по 1810 год под руководством церковного старосты купца Фёдора Резанова. Её нижний ярус, прямоугольный, с рустованными углами, представлял собою не только основание для верхних ярусов, но и торжественно устроенный вход в храм с использованием палладианского мотива сдвоенной арки, вписанной в рустованные пилоны. В настоящее время этот мотив сохранился только в передней, западной части колокольни. С юга и севера колокольню позднее застроили, что лишило её большей выразительности. В то время во всей пресненской округе не было ни одной подобной колокольни. Исключение составляла лишь огромная четырёхъярусная колокольня церкви Покрова Богородицы в Кудрине.

Создателем проекта трапезной храма был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Фёдор Михайлович Шестаков. Точных сведений о том, когда завершилось строительство трапезной не сохранилось, однако, согласно смете, строительные работы должны были быть произведены в течение лета 1828 года. Среди поручителей о строении трапезной в 1828 году первым от прихожан подписался статский советник Николай Васильевич Ушаков.

В январе 1843 года был освящен южный придел Софии Премудрости Божией, усстроенный на средства доктора медицины Матвея Яковлевича Мудрова.

В мае 1889 года отец Феодор (Ремов) и староста Е. С. Матюшин обратились в городскую управу за разрешением сломать на церковной земле все существующие строения и построить заново каменный двухэтажный дом и одноэтажный каменный сарай. Речь шла о возведении взамен деревянных домов диакона, дьячка и пономаря, нового каменного дома причта. Вскоре по завершении строительства дома причта, летом 1892 года на пустом церковном месте началось строительство ещё одного жилого строения, а 10 октября 1893 года состоялось освящение и открытие церковно-приходской школы на верхнем этаже и богадельни на нижнем.

К концу XIX века возникла необходимость увеличения трапезной части церкви. Это было связано с прибавлением числа живущих в приходе людей и увеличением церковного имущества - старых помещений для его хранения уже не хватало. Вскоре после освящения богадельни и школы священники и староста церкви приступили к новому строительству и в январе 1894 года обратились за благословением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором значилось: «Прихожанин церкви Рождества Святаго Иоанна Предтечи, за Преснею, Рогожской слободы ямщик Александр Павлов Напалков изъявил желание на собственные средства сделать каменную пристройку к означенной церкви, с северной и южной сторон паперти и колокольни, для увеличения трапезы и устройства особых помещений ризницы и кладовой. Староста же церкви, московский купец Георгий Стефанов Митюшин, заявил готовность пожертвовать средства для штукатурки и окончательной отделки всей пристройки. Находя таковое расширение церкви весьма желательным, а устроение ризницы и кладовой необходимым, просим разрешить произвести означенную пристройку...».

20 марта последовала положительная резолюция митрополита, и 22 мая 1894 года была заложена трапезная при приделах храма по проекту архитектора П. А. Кудрина. Возможно следующим летом, когда устоялась кладка, пристройку оштукатурили и покрасили в цвет всего храма.

На этом завершилось начатое в 1714 году строительство каменного храма. И в натуре и на плане 1913 года хорошо видно, что храм поставлен косо по отношению к Малому Предтеченскому переулку, на который он выходит. Храм смотрит в сторону Нововаганькова, которое было для него главным ориентиром в конце XVII - начале XVIII века. Затем в топографии местности возобладали параллельно расположенные Пресненские улицы, система градостроительных координат сместилась к северу, и храм в неё не вместился. Пристройки боковых объёмов в 1894 году пытались сгладить этот перекос за счёт удлинения западного фасада храма и придания ему плоскостно-монументального характера. Вблизи неправильность расположения храма практически незаметна, но издали, со стороны Большого Предтеченского переулка, видно, что храм расположен к нему под углом.

С 1886-го по 1898-й год при настоятеле о. Феодоре (Ремове) и старосте Егоре Степановиче Митюшине в храме была выполнена целая строительная программа: завершён храм, полностью обновлено его внутреннее убранство, построены новая школа, богадельня и дом причта. Ко всему этому надо добавить ремонтно-восстановительные работы начала XX века.

В марте 1922 года власти приступили к изъятию церковных ценностей из Кремля и московских монастырей. 31 марта произошло изъятие и из Предтеченского храма. Сохранилось несколько «совершенно секретных» отчётов председателя Губкомиссии Ф. Медведя, заместителя чекиста Уншлихта, из которых следует, что 31 марта и 1 апреля изъятию из них ценностей подлежало 12 храмов Краснопресненского района. Всего из храма было изъято 8 пудов 30 фунтов 30 золотников серебра, 4 золотника золота, 24 бриллианта, 1 рубин и мелкий жемчуг. В 1922 году настоятелем храма оставался о. Алексий Флерин (прослужил на приходе до 1937 года). Храм, во многом, видимо благодаря своему настоятелю избежал сетей обновленческого раскола, и на всём протяжении 20-30-х годов, когда повсеместно закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, не прерывал богослужений. Они не прекратились ни разу за все годы советской власти.

В 1930 году церковь была лишена звона. Сбрасывая колокола, борцы с религией повредили ступени крыльца. В это время были осквернены захоронения старого кладбища.

В послевоенные годы с оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма. Значительный цикл работ в храме приходится на 1960-е годы. Была восстановлена живопись, позолота Царских врат, обновлены паникадила. Латунные решетки на главной и придельных солеях заменены мраморной балюстрадой. Боковые стены прохода и столпов трапезной облицованы белым мрамором. В нижние части окон трапезной вставлены плохо сохранившиеся цветные расписные стекла. Были заложены придельные части западной стены трапезной, до тех пор открывавшиеся через деревянную балюстраду в храм. В северо-западной нижней комнате устроили крестильню, что по тем временам было редкостью. В 1960-1961 гг. провели центральное отопление. Дубовый тамбур из притвора в трапезную разобрали. Бойлерная разместилась в западном подвале, где стоял калорифер; в восточном подвале устроили склад. Тогда же был выстроен отдельный домик для кухни, столовой и туалета. Прорублены боковые двери из трапезной на церковный двор и сделана капитальная каменная ограда двора. Сам храм был покрыт железом. В таком виде храм и двор предстают перед нами и в настоящее время.

В послевоенные годы храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.

С окончанием советского периода открылись реальные возможности для разносторонней деятельности прихода. В 1990-е годы под руководством настоятеля о. Николая (Ситникова) были выполнены значительные ремонтные работы: крыша храма покрыта листовой медью с заменой и переборкой стропил и подрешетника. Позолочен крест с колокольни. Возобновлён колокольный звон. Колокола из северного притвора, где ютилась звонница, вынесены наверх; к набору малых был добавлен большой новый колокол. При входе в храм в боковых нишах установлены иконы Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая, восстановлены иконы на жести над окнами трапезной с юга и севера и на южных въездных воротах. Двор вымощен брусчаткой. Внутри храма была произведена промывка всех стен и сводов. К старым образам прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых.

Постановлением правительства Москвы приходу возвращена часть бывшей церковной земли в 13 соток, которую приходу ещё предстоит освоить.

За последние годы в помещении крестильни выстроена мраморная купель в форме креста для крещения взрослых с полным погружением.

При храме вот уже более 15 лет действует воскресная школа. С 1995 года приход духовно окормляет пациентов городской клинической больницы № 19.

Сайт: http://www.ioannp.ru/

Паломнические поездки к Храму Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в г. Москва