Дети Йети. Потомки Заны. Снежный человек или йети Снежный человек как по другому

Огромный интерес вызывает йети или снежный человек. Об этом существе уже несколько десятилетий ходят разнообразные слухи. Кто такой йети? Ученые могут лишь предположить, так как доказать его существование очень сложно из-за недостатка фактов.

Очевидцы, встречавшие странное существо, подробно описывают его внешность, наводящую страх:

  • чудище, похожее на человека, передвигается на двух ногах;
  • конечности длинные;
  • рост 2 - 4 метра;
  • сильный и проворный;
  • может лазить по деревьям;
  • имеет зловонный запах;
  • тело полностью покрыто растительностью;
  • череп вытянут, челюсть массивная;
  • шерсть белого или коричневого цвета;
  • лицо темное.

  • Кроме того, ученым довелось изучить размер ноги чудища по отпечаткам, оставленным на снегу или земле. Также очевидцы предоставили клочки шерсти, найденные на зарослях, через которые пробирался йети, рисовали его по памяти, пытались сфотографировать.

    Прямые доказательства

    Определить с точностью, кто такой снежный человек, невозможно. При приближении к нему у людей начинает кружиться голова, меняться сознание и подниматься давление. Существа действуют на энергетику человека таким образом, что их просто не замечают. Кроме того, йети внушают всем живым существам животный страх. При его приближении вокруг наступает полная тишина: птицы замолкают, а животные убегают.

    Многочисленные попытки снять существо на видеокамеру оказывались практически безрезультатными. Даже если это удавалось, снимки и видеозаписи были очень плохого качества, несмотря на высококачественную аппаратуру. Это объясняется не только тем, что йети слишком быстро передвигаются, несмотря на огромный рост и плотное телосложение, но и тем, что техника, так же как и люди, начинает выходить из строя. Попытки догнать убегающего «человека» не принесли успеха.

    Те, кто хотел сфотографировать йети, рассказывают, что при попытке посмотреть ему в глаза, человек перестает себя контролировать. Соответственно, снимки просто не делаются, или на них видны посторонние предметы.

    Факт. Очевидцы из разных уголков планеты обрисовывают существа либо женского, либо мужского пола. Это говорит о том, что снежные люди, скорее всего, размножаются обычным способом.

    Кто такой снежный человек на самом деле - не понятно. То ли это инопланетное существо, то ли индивид из древности, сумевший чудом дожить до нашего времени. А может это результат опытов, проводимых между человеком и приматами.

    Где живет снежный человек

    Тибетские древние летописи имеют повествование о встречах буддийских монахов и огромного волосатого чудища на двух ногах. С азиатских языков слово «йети» переводится как «некто, который живет среди камней».

    Факт: первые сведения о снежном человеке появились в печати в 50-х годах прошлого столетия. Авторами этих текстов стали альпинисты, пытавшиеся покорить Эверест. Встреча с йети произошла в гималайских лесах, в которых находятся тропы, ведущие к вершине горы.

    Места, где живет мистическое существо, представляют собой леса и горы. Снежный человек в России впервые зафиксирован на Кавказе. Очевидцы уверяют, как только они увидели огромного примата, он исчез прямо на глазах, оставив после себя небольшое облако дымки.

    Пржевальский, занимавшийся изучением пустыни Гоби, столкнулся с йети еще в XIX веке. Но дальнейшее исследование было прекращено из-за отказа государства выделять деньги на экспедиции. На это повлияли церковнослужители, считавшие йети существом из ада.

    После этого снежного человека видели в Казахстане, Азербайджане и других местах. В 2012 г. охотник из Челябинской области столкнулся с человекоподобным существом. Несмотря на сильный страх, ему удалось заснять чудище на мобильный телефон. Потом йети много раз видели вблизи поселений. Но его приближение к людям пока не нашло объяснений.

    Несмотря на то, что никто не может сказать, кто такой йети, . Это подкреплено не только слабыми фактами, но и верой, которая порой сильнее всех доказательств.

    Многие века необъяснимое притягивает пытливые умы. И с чем человек сталкивается, познавая новые стороны жизни, не укладывается в логику сознания. Все это заставляет посмотреть по-новому на то, что такое жизнь... и каковы ее возможности в прошлом, настоящем и будущем...

    Сне́жный челове́к (йети, сасквоч, бигфут) - человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный). Большое внимание теме снежного человека (называемого реликтовым гоминоидом) уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев.

    Описание

    Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

    Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах веэтнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, сьма интересны с точки зрения неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

    Снежный человек

    Снежный человек также известен как медведечеловек или тибетский йети. Полагают, что снежный человек обитает в горах Гималаев выше линии снегов.

    Местные шерпы верили в этого зверя с их самой ранней известной истории. Разные экспедиции отправлялись на поиски йети, но никто не вернулся с живым или мертвым существом, каким-нибудь его кусочком скелета или кости, волос или кожи, следами выделений или остатками жилища. Но вера в него до сих пор сильна.

    Различные следы, по-видимому, гоминидного происхождения, найденные выше линии снегов, приписываются этому зверю. По анализу ученых, веривших в существование йети, следы говорят о гоминиде высокого роста, вероятно около 7 футов (2,13 м). Многие ученые, включая известных зоологов, однако, высказывали предположение, что следы, приписываемые большому гоминиду, скорее всего были оставлены медведями. Хорошо известно, что большинство медведей способны ходить на своих двух задних ногах в почти вертикальном положении. На больших расстояниях эти прямоходящие медведи вполне сошли бы за гоминида по виду и позе. При некоторых походках некоторые медведи, как оказалось, оставляют следы, которые кажутся следами большого гоминида: задняя ступня, частично перекрывающая переднюю, кажется ступней крупного человекообразного существа.

    Другие сомнительные следы йети, найденные выше линии снегов, также отнесены к другим животным, живущим в Гималаях, таким как козы, волки и снежные леопарды. Другие следы, предположительно принадлежащие снежному человеку, приписываются отпечаткам, оставленным упавшими камнями, булыжниками и глыбами снега. Тем не менее многие уважаемые натуралисты и исследователи зарегистрировали поразительные следы, оставленные по-видимому реальными животными, живущими в Гималаях, которых до сегодняшнего дня скептики не способны объяснить как оставленные известным существом.
    Знание о йети было частью религиозных верований и традиций шерпов еще с ранних дней буддизма в этом регионе. Они полагают, что на верхних склонах Гималаев живут духи и демоны, а на нижних - йети. Возможно, подразумевалось, что эти загадочные люди существуют как духи, всегда прячась от взгляда простых смертных.

    Первым хорошо известным и задокументированным наблюдением феномена, приписываемого йети, было обнаружение отпечатков оголенных ступней в снегах горы Эверест на высоте 21 000 футов (6,4 км) в 1921 году. Наблюдение было сделано полковником Говард-Бери (C.K. Howard-Bury), хорошо известным и уважаемым альпинистом. Это случилось, когда он возглавлял экспедицию на Эверест. При осмотре следов носильщики сообщили, что они принадлежат меч-кангми, что в приблизительном переводе означает снежный человек ("канг" - снег и "ми" - человек), отвратительно пахнущий ("меч" примерно переводится как выражение чего-то отвратительного - хотя слово само по себе можно перевести различными другими значениями, происходящими от больших различий тибетского диалекта). Так родилось слово снежный человек.
    СМИ немедленно сделали сенсацию из открытия до сих пор неизвестного вида животных, возможно даже гоминида, который может быть близким родственником современного человека. С другой стороны наука подошла к ситуации со скепсисом и ни одно серьезное научное исследование не было проведено в течение нескольких лет после открытия.

    С тех пор произошли тысячи наблюдений неуловимого существа и его знаменитых следов. Самое известное и возможно то, что заставило провести серьезное научное исследование возможности существования этого и других гоминидов, это серия четких фотографий, сделанных Эриком Шиптоном (Eric Shipton) в 1951 году во время экспедиции на Эверест. Фотографии были сняты в месте под названием Менлунг Гласир (Menlung Glacier) примерно на высоте 22 000 футов (6 705 м). Самый заметный след был измерен как 12,5 x 6,5 дюймов (31,25 x 16,25 см) с помощью сфотографированного рядом ледоруба. Это одно единственное наблюдение стало легендарной основой веры в возможность существования гигантских гоминид и проложило дорогу серьезному научному изучению других гигантских волосатых людей-обезьян, таких как сасквоч (Sasquatch) и бигфут.

    Самое интригующее и самое спорное наблюдение йети было сделано в 1970 году Доном Виллансом (Don Whillans). Вилланс был заместителем руководителя экспедиции на южную сторону Анапурны в Непале. На месте лагеря, который разбили Вилланс и Дугал Хастон (Dougal Haston) на высоте 14 000 футов (4 267 м), группа наткнулась на ряд по-видимому человекоподобных следов в месте, где не было людей отродясь. После фотографирования следов Вилланс увидел в свой бинокль темное двуногое существо, убегающее по той стороне горы, где стоял их лагерь. Наблюдение длилось полчаса, пока существо не исчезло в группе деревьев. Хотя высота места была ниже, чем в большинстве случаев наблюдения следов, на которой галлюцинации никогда не фиксировались и никто из группы не взял виски, многие скептики все еще сомневались в реальности наблюдения. Однако из-за отсутсвия ранее у Вилланса интереса к снежному человеку, можно предположить, что он действительно видел, как что-то исчезло в деревьях в тот день.

    Непальскому населению область наблюдений йети давно известна под названием "местность великой обезьяны".

    Более раннее наблюдение возможно существующего гоминидного создания было произведено А.М.Томбази (A.M.Tombazi) в районе Сиккима (Sikkim) в 1925 году. Несмотря на то что считается, что это было наблюдение йети, это могло быть наблюдение и другого существа, возможно родственного и похожего на снежного человека.

    Йети называют разными именами в зависимости от географического положения региона наблюдения или легенды. В Непале известны 3 типа снежного человека: очень большой йети, являющийся по словам вегетарианцем, исключая случаи, когда недостаток пищи заставляет его становиться всеядным; меньшая разновидность, агрессивная и плотоядная; и существо, часто зовущееся ракши-бомпо (Rakshi-Bompo), часто вредное, нападающее на посевы, но быстро убегающее при приближении людей. Ракши-бомпо возможно получил свое имя от зверя, о котором есть упоминание в индийской эпической поэме "Рамаяна". Эта поэма 3-4 веков содержит отрывки, говорящие о существовании демонов по имени Ракша (во множественном числе Ракшаса), которых часто описывают имеющими ту же внешность, что у снежного человека.
    В различных областях Гималаев йети зовется банг (Bang), бангйакри (Bangjakri), бан-ванас (Ban Vanas) и ван-манас (Van Manas) вместе с рядом других имен.

    Русский Кавказ изобилует историями и свидетельствами о йетиподобных существах. Передовыми исследователями феномена йети в этом регионе являются профессор Борис Поршнев, русский историк, и профессор Ринчен из Монголии. Оба проводили исследования снежного человека большую часть своей жизни. Последователь профессора Поршнева, профессор Джин Кофман (Jeanne Kofman), продолжает его работу в кавказском регионе до настоящего времени. Многочисленные доказательства, собранные за годы полевых исследований, включают запасы еды, найденные в высоких травах и записи наблюдений существа. Местные жители региона, изолированные от остального мира, являющиеся по большей части сельхозработниками, часто рассказывают истории о столкновениях с такими созданиями. Они считают йети застенчивым, вежливым существом, которое при виде людей немедленно исчезает в дымке, прячась от глаз.

    В другом безлюдном регионе России ходят истории об алмасах, примитивных существах-полулюдях, с которыми в 19 веке столкнулся русский полковник Николай Пржевальский во время своих глубоких исследований Монголии и пустыни Гоби. Дальнейшие исследования этих существ были приостановлены русским правительством и имперским судом из-за страха испытать неловкость, если бы им пришлось публично принять возможность существования этих существ. Алмасы также известны под именем алмаст и снежный человек.

    В других советских республиках йетиподобные существа (которые, как полагают, существуют) включают в себя абанауйу (Abanauyu) - "лесной человек", биабангули (Bianbanguli) в Азербайджане, дев (Dev) в некоторых областях на Памире и киик-адам (Kiik-Adam), по-казахски "дикий человек".

    Помимо упоминания о йетиподобном существе в "Рамаяне", другое упоминмние было сделано Карлом Линнеем, шведским ботаником и натуралистом. В рукописи "Звероподобный человек" Линней назвал снежного человека гомо ноктюрнус (Homo nocturnus) ("человек ночи"). Это название видимо, дано из-за неуловимости йети. Кроме якобы существования неких скальпов йети, нет больше никаких доказательств, что снежный человек как таковой есть на Земле, поскольку нет никаких остатков скелета.

    Так является ли йети человекообразным животным, которое еще ждет своего открытия? Является ли он предгоминидным пережитком прошлого из времени, когда человек еще не стал до конца человеком? Бесконечное море свидетельств существует в различных легендах, содержащих постоянно повторяющиеся, часто противоречивые ключи к разгадке. Но одно можно сказать точно. Когда бы ни произошло сомнительное наблюдение, как, например, в случае с Виллансом, за этим следует тишина. Возможно, человек с его верой в чудеса науки и свои знания природы все еще отказывается признать возможность, что есть место, где могут до сих пор жить существа, считающиеся вымершими.

    Наши комментарии:

    Землю населяют различные существа непонятного современному мировоззрению происхождения.

    Согласно Эзотерической картине Мира, и многим преданиям, Етуны (Йо-Ту),прилетевшие на планету Земля с Марса, Были ростом под 3 метра, и их тело было покрыто длинной рыжеватой шерстью.

    Нахождение следов йети, встречи с ними в различных регионах Земли свидетельствуют о проживании популяций существ, чье описание совпадает с описаниями Етунов.

    Последние находки в Грузии и Штате Джоржия также дают новые факты для размышления.

    Описание

    В свидетельских показаниях о встречах со «снежными людьми» чаще всего фигурируют существа, которые отличаются от современного человека более плотным телосложением , заострённой формой черепа , более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах , лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). Очень быстр. Он может обогнать лошадь, причём на двух ногах, а в воде - моторную лодку. Всеядный, но предпочитает растительную пищу, очень любит яблоки. Очевидцы описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

    Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов . Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

    Происхождение названия

    Снежным человеком его назвали благодаря группе альпинистов, покоривших Эверест . Они обнаружили пропажу пищевых запасов, затем услышали душераздирающий крик, и на одном из заснеженных склонов появилась цепочка следов, похожих на человеческие. Жильцы пояснили, что это Йети, ужасный снежный человек, и категорически отказались разбивать лагерь в этом месте. С тех пор европейцы и называют это существо снежным человеком.

    Существование

    Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

    …о снежном человеке он сказал: «Очень хочется верить, но нет оснований». Слова «нет оснований» означают, что вопрос изучался, и в результате изучения обнаружилось, что нет оснований доверять первоначальным утверждениям. Это: и есть формула научного подхода: «хочется верить», но раз «нет оснований», то надо от этой веры отказаться.
    Академик А. Б. Мигдал От догадки до истины.

    Отношение профессионального биолога к вопросу о возможности существования «снежного человека» проиллюстрировал палеонтолог Кирилл Еськов в популярной статье :

    Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]
    Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

    - «Криптуха, сэр!», статья. Кирилл Еськов, Компьютерра, 13.03.07, №10 (678): стр. 36-39.

    В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году , после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны .

    Однако, следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке.

    С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

    На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложенияи сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
    А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
    И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
    В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
    Игорь Бурцев, канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминология, Москва.

    Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

    Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

    Члены комиссии Ж.-М. И. Кофман и профессор Б. Ф. Поршнев и другие энтузиасты продолжали активно заниматься поисками снежного человека или его следов .

    Общество криптозоологов

    Упоминания в истории и литературе

    Абстрактный рисунок снежного человека.

    Известны многочисленные изображения существ, подобных снежному человеку (на предметах искусства Древней Греции , Рима , Древней Армении , Карфагена и этрусков и средневековой Европы) и упоминания, в том числе в Библии (в русском переводе косматый ), Рамаяне (ракшасы ), в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов (фавн , сатир и силен в Древней Греции , йети на Тибете , в Непале и Бутане , гулей-бани в Азербайджане , чучунны, чучунаа в Якутии , алмас в Монголии , ежэнь (野人 ), маожэнь (毛人 ) и жэньсюн (人熊 ) в Китае , киик-адам и албасты в Казахстане , леший , шиш и шишига у русских , див в Персии (и Древней Руси), чугайстер на Украине , дев и албасты на Памире , шурале и ярымтык у казанских татар и башкир , арсури у чувашей , пицен у сибирских татар , абнауаю в Абхазии , сасквоч в Канаде , тэрык , гиркычавыльин , мирыгды , килтаня , арынк , арыса , рэккем , джулии на Чукотке , бататут , седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве , какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.). В фольклоре предстают в виде сатиров , бесов , чертей , леших , водяных , русалок и т. п.

    Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

    Ссылки

    См. также

    Примечания

    1. К. Еськов. «Криптуха, сэр!»
    2. Фильм Паттерсона
    3. Б. Ф. Поршнев Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах Винити, Москва, 1963
    4. Советский «снежный человек». Журнал «Итоги»
    5. Жанна-Мария Кофман
    6. см. например, «Популярный биологический словарь», 1991, Изд. АН СССР под редакцией членом-корреспондента А. В. Яблокова
    7. В. Б. Сапунов, доктор биол. наук Снежный человек в двух измерениях, или альтернатива ноосферы
    8. Ж. Кофман У истоков новой науки (К 40-летию выхода в свет монографии профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах» ВИНИТИ 412 с 1963) журнал «Медиана» № 6 2004
    9. КАЗАХСТАНСКАЯ ХРОНИКА «П» Год 1988
    10. Трахтенгерц М. С. Область обитания приматов вида аламас журнал «Естественные и технические науки» ISSN 1684-2626, 2003, № 2, стр.71-76
    11. Dmitri Bayanov, Igor Bourtsev In The Footsteps of the Russian Snowman 240 pages «Pyramid Publications» 1996 ISBN 5-900229-18-1 ISBN 978-5-900229-18-8 (англ.)
    12. Б. А. Шуринов Парадокс XX века «Международные отношения» 315стр. 1990 ISBN 5-7133-0408-6
    13. Российский биолог считает сасквачей и прочих йети одичавшими олигофренами .
    14. Бейко В. Б., Березина М. Ф., Богатырёва Е. Л. и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 303 с. УДК 087.5, ББК 28.6, стр. 285.

    Многие мифы и легенды мира тесно перекликаются с реальными событиями и встречами, которые не поддаются объяснению. Снежный человек является одной из наиболее неоднозначных фигур в истории. Хотя его существование не доказано, есть очевидцы, утверждающие, что встречали настоящего йети.

    Происхождение образа йети

    Первые упоминания о существовании огромного, волосатого человекоподобного существа, обитающего в горах, встречаются в . Есть запись о том, что на этой территории обитает человекообразное существо невероятных размеров, обладающее инстинктом выживания и самосохранения.

    Термин «снежный человек» впервые появился благодаря людям, которые отправлялись в экспедиции и покоряли заснеженные вершины тибетских гор. Они утверждали, что видели огромные следы на снегу, принадлежащие . Сейчас этот термин считают устаревшим, т. к. стало известно, что йети предпочитают горные леса, а не снег.

    В то время как среди учёных всего мира активно проходит дискуссия о том, кто такой снежный человек - миф или реальность, обитатели горных местной восточных стран, а в особенности Тибета, Непала и некоторых регионов Китая, абсолютно уверены в его существовании и даже часто выходят с йети на контакт. В середине XX в. правительство Непала даже признало существование йети на официальном уровне.

    По закону, тот, кто сможет обнаружить место обитания снежных людей, получит большое денежное вознаграждение.

    На основе этого можно сказать, что йети - мифическое или реальное человекоподобное животное, обитающее в горных лесах Тибета, Непала и некоторых других местностей.

    Описание внешнего вида йети

    Из тибетских легенд и наблюдений очевидцев можно многое узнать о том, как выглядит снежный человек. Характерные черты его внешности:

    • Йети относят к семейству гоминидов, которое включает в себя наиболее развитых особей приматов, т. е. людей и человекообразных обезьян.
    • Особенностью таких созданий является их чрезвычайно большой рост. Среднестатистическая взрослая особь этого вида может достигать от 3 до 4,5 м.
    • Руки йети несоразмерно длинные и почти достигают ступней.
    • Всё тело снежного человека покрыто шерстью. Она может быть серого или чёрного цвета.
    • Считают, что самки этого вида гоминидов отличаются настолько большим размером груди, что во время быстрого передвижения им приходится закидывать их на свои плечи.

    Семья йети - американский и южноамериканский бигфут. В некоторых источниках назван Большеногим.

    Характер и образ жизни существа

    Несмотря на свой внешний вид, йети далеко не агрессивен, обладает относительно уравновешенным и миролюбивым характером. Избегают контакта с людьми и ловко карабкаются по деревьям, подобно обезьянам.

    Йети всеядны, но отдают предпочтение фруктам. Обитают в пещерах, но есть предположения, что некоторые виды, обитающие глубоко в лесу, способны строить себе дома на деревьях.

    Гоминиды способны развивать небывалую скорость до 80 км/ч, из-за чего их так трудно поймать. Ни одна попытка ловли йети не увенчалась успехом.

    Встречи с йети в реальности

    Истории известно множество случаев встречи человека с йети. Обычно главными действующими лицами таких историй становятся охотники и люди, ведущие отшельнический образ жизни в лесной или горной местности.

    Йети является одним из главных предметов изучения для людей, увлекающихся криптозоологией. Это псевдонаучное направление, занимающееся поиском доказательств существования мифических и легендарных созданий. Часто криптозоологами являются простые энтузиасты без наличия высшего научного образования. Они по сей день прикладывают много усилий, чтобы поймать мифическое существо.

    Впервые следы снежного человека были обнаружены в Гималайских горах в 1899 г. Свидетелем был англичанин по фамилии Уэддел. Согласно словам очевидца, само животное он не обнаружил.

    Одно из официальных упоминаний о встрече с йети датируется 2014 годом во время горной экспедиции профессиональных альпинистов. Экспедиторы покоряли высшую точку Гималайский гор - Джомолунгму. Там, на самой вершине они сначала заметили гигантские следы, находящиеся на довольно большом расстоянии между собой. Позже они увидели широкую, волосатую фигуру человекоподобного существа, достигавшую ростом 4 м.

    Научное опровержение существования йети

    В 2017 году доктор биологических наук Пётр Каменский дал интервью для научного издания «Аргументы и факты», в котором доказывал невозможность существования йети. Он использовал несколько доводов.

    На данный момент на Земле не осталось не изученных человеком мест. Последний крупный вид приматов был открыт более 100 лет назад. Окрытия современных деятелей науки - это преимущественно редкие маленькие растения и т. д. Йети слишком большой, чтобы иметь возможность постоянно укрываться от исследователей, зоологов и простых жителей горных местностей. Большую роль играет численность популяции йети. Понятно, что для поддержания существования отдельного вида в одной местности должно обитать не менее нескольких десятков особей. Скрыть такое количество огромных гоминидов задача не из лёгких.

    Подавляющая часть доказательств в пользу существования снежного человек оказались фальсификацией.

    Образ йети в массовой культуре

    Как и множество других фольклорных и мифических существ, образ снежного человека активно используется в искусстве и различных проявлениях массовой культуры. В т. ч. литература, киноиндустрия и компьютерные видеоигры. Персонажа наделяют как положительными, так и негативными чертами.

    Снежный человек в литературе

    Персонаж йети активно используют в своих произведениях писатели всего мира. Образ огромного волосатого гоминида встречается как в фантастических, мистических романах, научно-популярных работах, так и в детских книгах.

    Одну из главных ролей йети играет в романе американского фантаста Фредерика Брауна «Ужас Гималаев». События книги разворачиваются в гималайских горах во время съёмки кинофильма. Неожиданно актрису, игравшую в фильме главную роль, похищает йети - огромное человекоподобное чудовище.

    В фантастической серии «Плоский мир» известного британского прозаика Терри Пратчетта йети являются одной из основных . Они являются дальними родственниками гигантских троллей, обитающими в местности вечной мерзлоты за Овцепикскими горами. Они обладают белоснежной шерстью, могут подчинить себе ход времени, а их гигантские ступни считают мощным афродизиаком.

    В детском фантастическом романе Альберто Мелиса под названием «В поисках Йети» описаны приключение команды исследователей, отправившихся в Тибетские горы, дабы спасти снежного человека от вездесущих охотников.

    Персонаж в компьютерных играх

    Снежного человека можно назвать одним из наиболее частых персонажей компьютерных игр. Обычно обитают в тундрах и других ледяных локациях. Для игр существует стандартный образ снежного человека - существо, напоминающее что-то средне между гориллой и человеком, гигантского роста с белоснежной и густой шерстью. Такой окрас помогает им эффективно маскироваться в окружающей среде. Ведут хищный образ жизни и представляют опасность для путников. В бою применяют грубую силу. Главный страх - пламя.

    Бигфут и его история

    Бигфут или сасквоч - это родственник тибетского снежного человека, населяющим лесные и горные местности американского континента. Впервые термин появился в конце шестидесятых благодаря американскому бульдозеристу Рою Уоллесу, который обнаружил вокруг своего дома следы, напоминающие по форме человеческие, но достигавшие огромных размеров. История Роя быстро набрала популярность в прессе, а животное признали родственником тибетского снежного человека.

    Спустя почти 9 лет Рой представил в СМИ короткий видеоматериал. На видео можно увидеть, как самка бигфута передвигается по лесу. Это видео долгое время находилось на экспертизе и всевозможных деятелей науки и не только. Многие признали его настоящим.

    После смерти Роя его друзья и родственники признались, что все истории Уолесса были лишь выдумкой, а подтверждения являлись фальсификацией.

    • Для следов он использовал обыкновенные доски, вырезанные в форме больших ступней.
    • На видео была жена бульдозериста, переодетая в костюм.
    • Ложными оказались и остальные материалы, которые Рой регулярно демонстрировал общественности.

    Хотя история Роя оказалось ложной, это не означает, что в Америке не водится человекообразных гоминидов. Есть ещё немало историй, в которых сасквоч фигурирует в качестве главного действующего лица. Индейцы, коренные жители Америки, утверждают, что огромные гоминиды обитали на территории континента задолго до них самих.

    Внешне бигфут выглядит почти также, как и его тибетский родственник - снежный человек. Главными отличиями является то, что максимальный рост взрослой особи достигает 3,5 м. Окрас американского бигфута рыжий или бурый.

    Альберт в плену у бигфутов

    В семидесятые годы некий Альберт Остман, работавший всю свою жизнь лесорубом в Ванкувере в Канаде, рассказал свою историю о том, как он жил в плену у семьи бигфутов.

    На тот момент Альберту было всего 19 лет. После работы он остался ночевать на окраине леса в спальном мешке. Посреди ночи кто-то огромный и сильный схватил мешок вместе с Альбертом. Как потом оказалось, его выкрал бигфут и отнёс в пещеру, где также жила самка и двое детей. Существа не вели себя агрессивно по отношению к лесорубу, а скорее относились к нему как люди относятся к домашним питомцам. Спустя неделю парню всё-таки удалось сбежать.

    История бигфута на ферме Мишелин

    В начале XX в. в Канаде на ферме семьи Мишелин некоторое время происходили необычные события. В течение 2-х лет они сталкивались с бигфутом, который со временем просто исчез. Со временем семья Мишелин поделилась некоторыми историями из встреч с этим существом.

    Впервые с бигфутом лицом к лицу они столкнулись, когда их младшая дочь играла неподалёку от леса. Там она заметила большое, волосатое существо, напоминавшее ей человека. Когда бигфут увидел девочку, то направился в её сторону. Тогда она принялась кричать и сбежались мужчины с ружьями, спугнув неизвестное чудовище.

    В следующий раз девочка увидела гоминида, когда занималась домашними делами. Был полдень. Она подняла глаза к окну, то столкнулось со взглядом того самого бигфута, который теперь пристально наблюдал за ней через стекло. В этот раз девочка снова закричала. К ней на помощь прибежали родители с ружьём и прогнали существо выстрелами.

    Последний раз бигфут пришёл на ферму ночью. Там он столкнулся с собаками, которые громко лаяли, из-за чего он исчез. После этого гоминид больше не появлялся на ферме Мишелин.

    История замороженного бигфута

    Одной из наиболее нашумевших историй, связанных со встречей человека и йети, является история американского военного лётчика Фрэнка Хансена. В 1968 г. Фрэнк появился на известной гастролирующей выставке. У него был необычный экспонат – огромный холодильник, внутри которого находилась глыба льда. Внутри этой глыбы можно было рассмотреть тело человекообразного существа, покрытое шерстью.

    Спустя год Фрэнк позволил двум деятелем науки изучить замороженное существо. Со временем к экспонату Фрэнка начала проявлять интерес служба ФБР. Они хотели заполучить замороженный труп бигфута, но тот таинственным образом исчез на долгие годы.

    После смерти Хансена в 2012 году его семья признала, что Фрэнк в течение нескольких десятков лет хранил холодильник с замороженным трупом в подвале собственного дома. Родственники лётчика продали экспонат Стиву Басти, хозяину Музея странностей.

    Профессиональная экспертиза экспоната

    В 1969 г. Фрэнк Хансен позволил зоологам Эйвельмансу и Сандерсену осмотреть экспонат. Они составили небольшую научную работу, описав в ней свои наблюдения.

    Хансен отказался говорить о том, откуда у него появился труп бигфута, поэтому изначально зоологи предположили, что тот является неандертальцем, который сохранился в глыбе льда со времён каменного века. Затем было обнаружено, что существо погибло от пулевого ранения в голову и находилось во льду не более 2-3 лет.

    1. Особь была мужского пола, а ростом достигала почти 2 м. Особенность заключалось в том, что всё тело гоминида было покрыто густой, длинной шерстью чёрного цвета, что абсолютно не характерно для людей, даже при наличии заболеваний чрезмерного волосяного покрова.
    2. Пропорции тела бигфута довольно близки к человеческим, но больше напоминают телосложение неандертальца. Широкие плечи, слишком короткая шея, выпуклая грудная клетка. Конечности также отличались своими доисторическими пропорциями: ноги короче человеческих, выгнуты, а руки слишком длинные и почти дотягиваются до пят гоминида.
    3. Черты лица бигфута также больше напоминают внешность неандертальцев.
    4. Маленький лоб, большой рот без губ, крупный нос с раздутыми бровями, которые сильно находят на глаза.
    5. Ступни и ладони намного больше и шире человеческих, а пальцы короче.

    Признание Фрэнка Хансена

    Там он написал, что однажды отправился в горные леса на охоту. Он отправился по следу оленя, которого выслеживал уже какое-то время и совершенно неожиданно увидел шокировавшую его картину. Трое огромных гоминидов, покрытых чёрной шерстью с головы до ног, стояли вокруг мёртвого оленя со вспоротым животом и доедали его внутренности. Один из них заметил Фрэнка и направился к охотнику. Испугавшись, мужчина выстрелил ему прямо в голову. Услышав звук выстрела, два других бигфута разбежались.

    Истории о снежном человеке появляются в прессе с завидной регулярностью. Неоспоримые факты о существовании странных, страшных гоминидов обрастают снежным комом слухов и в конце концов объявляются представителями научных кругов псевдоисследованиями.
    Но как же в таком случае объяснить неоднократные встречи человека и йети, многие из которых остались задокументированы на пленке?
    Давайте попробуем разобраться подробнее.

    Российские поиски

    Общеизвестно, что на территории России поисками снежного человека занимались еще сто лет назад. В начале 1914 года дипломированный зоолог Виталий Хахлов отписывал в Академию наук информацию о том, что сумел обнаружить несомненные признаки существования нового вида животных на территории Казахстана. Зоолог даже успел дать виду название, Primihomo asiaticus и затребовал от Академии целую экспедицию. К сожалению, вскоре началась Первая мировая война и советским ученым просто не осталось ресурсов на поиски какого-то полумифического животного.

    Встреча на Эвересте

    К середине прошлого века альпинисты со всего мира принялись за освоение высочайших пиков планеты. Современное оборудование позволяло смельчакам подняться на такие высоты, что буквально захватывало дух. Примерно в начале 1950-х годов мир захлестнула волна информации о встречах странных созданий, якобы проживающих высоко в горах. Знаковым можно считать случай британского альпиниста Эрика Шиптона, сумевшего запечатлеть следы йети во время покорения Эвереста.

    Экспедиция Иззарда



    Английская пресса была настолько взбудоражена такой громкой сенсацией, что даже отрядила в горы специальную экспедицию. Возглавил ее журналист «Дейли Мэйл» Ральф Иззард, успевший до того получить докторскую степень по зоологии. Снежного человека Иззарду поймать не удалось, зато пронырливый писака сумел проникнуть в святая святых горных жителей-шерпов - высокогорные монастыри. И здесь он обнаружил свидетельства того, что огромные, покрытые шерстью полулюди-полузвери существовали прямо при монастырях. Испуганный до дрожи в коленях журналист поспешил убраться с гор куда подальше и никогда больше не соглашался даже на интервью о своей экспедиции.

    Для служебного пользования



    Очередная экспедиция советских ученых в Гималаи состоялась в 1959 году. Возглавил ее профессор Борис Поршнев, ставший впоследствии основателем целой новой науки, гоминологии. Все данные по итогам экспедиции были зашифрованы. Известно лишь, что в 1963 году Поршнев презентовал Академии Наук свою монографию «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», также вышедшую с пометкой «строго для служебного пользования».

    Смертельное знание



    Борис Поршнев неоднократно порывался опубликовать свою монографию. Он даже собрал целую книгу «О начале человеческой истории», вопреки навязчивым рекомендациям властей сохранить историю в тайне. Видный ученый всегда вел активную жизнь и был человеком спортивным. Тем не менее, незадолго до публикации у Поршнева случился внезапный сердечный приступ, которого зоолог не пережил.

    Кто эти звери!



    Но обрывки монографии в прессу все-таки просочились. На дворе стоял уже относительно свободный 1974 год. Опубликованные отрывки книги Поршнева показали, что ученый считал «снежных людей» неандертальцами, сумевших дожить до наших дней. Поршнев доказывал, будто эта боковая ветвь человеческой эволюции смогла приспособиться к жизни без использования огня, орудий труда и даже без речи.

    Американский след

    Интерес к полумифическим гоменидам вновь вспыхнул в 1967 году. Американский путешественник Роберт Паттерсон снял самку гоминида на пленку в Северной Калифорнии. Впрочем, Смитсоновский центр поспешил объявить запись подделкой и отложить на дальнюю полку. Стоит упомянуть, что Паттерсон - здоровый, крепкий путешественник в самом расцвете сил - вскоре после начала своей кинематографической карьеры скоропостижно скончался от рака мозга.

    Гибрид человека и животного



    Самая пугающая версия о происхождении йети - вивисекция.
    Еще в средних веках алхимики добивались немалых успехов в попытках создать искусственное существо, так что мешает современным, гораздо более подготовленным ученым пройти тот же путь? Совсем недавно была рассекречена биография ученика академика Павлова, Ильи Иванова. Как выяснилось, с начала 1920 годов Иванов проводил спонсируемые правительством опыты по скрещиванию человека и шимпанзе. Добился ли он успеха? Учитывая то, что опыты продолжались более 10 лет - вполне вероятно. Тем более, что как и прочие исследователи снежного человека, Иванов погиб при весьма загадочных обстоятельствах.