Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках. Конспект ИОС по развитию речи и художественной литературе в старшей группе «В сказочном лесу Как в сказках называют жителя берлоги

О братьях наших меньших

Ответы к стр. 16 — 17

Константин Ушинский
Плутишка кот

Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран. Жили они дружно: сена клок и тот пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит. Вот идёт раз котишко-мурлышко, серый лобишко; идёт да таково жалобно плачет.
Спрашивают кота козёл да баран:
— Котик-коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?
Отвечает им Вася:
— Как мне не плакать! Била меня баба, била; уши выдирала, ноги поломала, да ещё и удавку на меня припасала.
— А за что же на тебя такая беда пришла? — спрашивают козёл да баран.
— Эх-эх! За то, что нечаянно сметанишку слизал!
— Поделóм вору и мýка, — говорит козёл, — не воруй сметаны!
Вот кот опять плачет:
— Била меня баба, била; била — приговаривала: придёт ко мне зять, где сметаны будет взять? Поневоле придётся козла да барана резать.
Заревели тут козёл да баран:
— Ах ты, серый ты кот, бестолковый твой лоб! За что ты нас-то сгубил?
Стали они судить да рядить, как бы им беды великой избыть, — и порешили тут же: всем троим бежать. Подстерегли, как хозяйка не затворила ворот, и ушли.

II

Долго бежали кот, козёл да баран по долам, по горам, по сыпучим пескам; пристали и порешили заночевать на скошенном лугу; а на том лугу стога, что города, стоят.
Ночь была тёмная, холодная: где огня добыть? А котишка-мурлышка уже достал бересты, обернул козлу рога и велел ему с бараном лбом столкнуться. Стукнулись козёл с бараном, искры из глаз посыпались: береста так и запылала.
— Ладно, — молвил серый кот, — теперь обогреемся! — да недолго думавши и зажёг целый стог сена.
Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость — мужичок-серячок, Михайло Потапыч Топтыгин.
— Пустите, — говорит, — братцы, обогреться да отдохнуть; что-то мне неможется.
— Добро пожаловать, мужичок-серячок! — говорит котик. — Откуда идёшь?
— Ходил на пчельник, — говорит медведь, — пчёлок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась.

III

Вот стали они все вместе ночку коротать: козёл да баран у огня, мурлышка на стог сена залез, а медведь под стог забился.
Заснул медведь; козёл да баран дремлют; один мурлыка не спит и всё видит. И видит он: идут семь волков серых, один — белый и прямо к огню.
— Фу-фу! Что за народ такой! — говорит белый волк козлу да барану. — Давай-ка силу пробовать.
Заблеяли тут со страху козёл да баран; а котишка — серый лобишко повёл такую речь:
— Ах ты, белый волк, над волками князь! Не гневи ты нашего старшего: он, помилуй бог, сердит! Как расходится — никому несдобровать! Аль не видишь у него бороды: в ней-то и вся сила; бородой он всех зверей побивает, рогами только кожу сымает. Лучше подойдите да честью попросите: хотим-де поиграть с твоим меньшим братцем, что под стогом спит.
Волки на том козлу кланялись; обступили Мишу и ну заигрывать. Вот Миша крепился-крепился да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря. Выбрались волки из-под стога еле живыми и, поджав хвосты, — давай бог ноги!
Козёл же да баран, пока медведь с волками расправлялся, подхватили мурлышку на спину и поскорее домой! «Полно, говорят, — без пути таскаться, ещё не такую беду наживём».
Старик и старушка были рады-радёхоньки, что козёл с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку ещё за плутни выдрали.

1. Как в сказке называют кота? Запиши.

Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.

2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить — рассуждать .
Запеть лазаря — жаловаться, плакать .
Плутишка — хитрец, обманщик .

3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши «имя», «отчество» и «фамилию» гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

5. Составь план сказки (запиши или нарисуй). Подготовь пересказ.

1. Побег кота, козла и барана.
2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.
3. Расправа медведя с волками.

6 ∗ . Допиши предложение словами из текста. Как отнеслись к возвращению козла, барана и кота? Подчеркни.

Галина Диденко
Конспект ИОС по развитию речи и художественной литературе в старшей группе «В сказочном лесу»

Конспект Игровой образовательной ситуации с использованием ЦОР

Развитие речи. Художественная литература

в старшей группе «В сказочном лесу»

Цель: - развивать образность речи, интонационную выразительность;

Формировать звуковую культуру речи;

Углублять интерес к сказкам, пословицам;

Воспитывать интерес к языковому богатству.

Материал: иллюстрации к сказкам, маски-шапочки, карточки-задания, диски с мультфильмами

Ход ИОС:

Звучит музыка и песенки из сказок.

Воспитатель: (в костюме сказочника) Внимание!

"Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда ты видна!

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути

Нас к себе впусти!"

Предлагаю вспомнить сказки.

Назовите ваши любимые сказки? (Ответы детей).

Как обычно начинаются сказки? (Ответы детей)

Дети стоят полукругом, перед ними лес (декорация,

звучит тихая музыка «пение птиц, журчанье ручья»)

Воспитатель: - Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы детей.)

А кто живет в сказочном лесу? (ответы детей).

Посмотрите, кто к нам навстречу вышел? (сказочные жители: лиса, белка,

медведь и заяц).

О чем они будут говорить, как вы думаете?

Давайте послушаем.

(Диалог сказочных зверей).

Заяц: - Я на речке хвостик мыл.

Мыл, мыл, да упал,

Снова хвостик замарал!

Медведь: -А я в густом лесу

Встретил рыжую лису:

Лиса: - Ты куда идешь медведь?

Медведь: - Да на пчелок поглядеть.

Лиса: - А зачем несешь бачок?

Медведь: - Так, повешу на сучок.

Заяц: - Белка, где твой склад грибов?

Белка: - По дуплам у дубов!

Заяц: -А дом твой где?

Белка: - В дупле!

Заяц: - А постель?

Белка: - Постель на мне.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте вспомним загадки:

Плутовка издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка

Какое жилище у лисы?

(ответы детей)

Воспитатель: Где ее можно встретить?

(ответы детей: в лесу, в сказках, в мультфильмах, кино)

А еще кого из зверей можно встретить в сказках?

Назовите сказки, где встречается лиса?

(ответы детей) Лисичка-сестричка и серый волк", "Лиса и заяц", "Лиса и

рак", "Кот и лиса", "Медведь и лиса".)

Воспитатель: А как лису называют в разных сказках?

(ответы детей) "Лиса Патрикеевна, лисичка - сестричка, кумушка, плутовка).

А зайца, медведя, их, как можно назвать?

(ответы детей) Зайчишка-трусишка, заяц длинные уши, короткий хвост;

Медведюшка - батюшка, мишка - топтыжка).

Какая из сказок вам больше всего нравится и почему?

(Показ отрывка из сказки)

Сейчас послушаем загадку, скажите о каком лесном жителе говориться?

Ребенок загадывает загадку: "Он в лесу огромней всех,

Носит он богатый мех,

Спит в берлоге до весны,

Видит сказочные сны (медведь)

Представим, что мы повстречались в лесу, с…кем бы вам хотелось? Как вы поведете себя при встрече с лесным жителем? (звучит музыка)

Что можно делать в лесу? А когда кричите, то в ответ слышится? (ответы детей)

Поиграем в игру «Эхо»

Воспитатель громко произносит какое-нибудь слово,

дети отзываются тихо, затем наоборот; (2-3раза).

Ребята, давайте поговорим о лесных жителях. Назовите их,

как можно охарактеризовать медведя, он какой? Расскажите о зайце,

сравните их между собой?

(ответы детей)

А, чем питаются медведь? Заяц?

(ответы детей)

(Здоровьесберегающая)

Физкультминутка: темном лесу есть избушка,

Встала задом наперед.

В той избушке есть старушка-

Бабушка Яга живет!"

(Дети идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру, а потом лицом в круг).

"Нос крючком, глаза большие

И, как уголь, все горят.

Ух, сердитая какая. Дыбом волосы торчат!

Воспитатель: Ребята, кто нам пословицы расскажет? Но не просто сказать, а подумать и сделать вывод. Что такое вывод?

Дети: "Без труда не выловишь рыбку из пруда"

(Учит быть трудолюбивым) - ответ детей

"Любишь кататься - люби и саночки возить".

(О трудолюбии)

"Семь раз отмерь, один раз отрежь".

(Прежде, чем что-то сделать или сказать, надо хорошо

подумать).

Какая из пословиц вам запомнилась? Почему?

Что это принес нам ветер? (ответы детей)

Дети берут по лепестку.

Воспитатель: "Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север через юг

Облетевши сделай круг

(дети «летят»)

1,2,3-цветочек соберись!

(Дети из лепестков делают цветочек).

Воспитатель: Ребята,

кто догадался, как называется сказка, строчки из которой я прочитала? Вспомните, чем закончилась сказка?

(ответы детей)

Подведение итога

Что для вас оказалось интересным?

Как вы справились с заданием в игре?

Где возникло затруднение?

О каких животных вам хотелось еще поговорить? Почему?

Вспомните пословицы, чему каждый из вас научился, слушая пословицы? Подтвердите ответ одной из них.

На вопрос, насколько давно появились народные сказки, фольклористы не дают точного ответа и рассуждают о том, что историзм фольклора не равен прямому отражению истории. Тем не менее и историкам, и фольклористам удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных сюжетов.

Морозко и Баба-яга

Эти персонажи пришли в русский фольклор едва ли не из первобытных времен. Специалисты усматривают в Бабе-яге признаки древней богини, в которой соединились черты хозяйки царства мертвых и повелительницы зверей. У нее костяная нога. У многих индоевропейских народов такая хромоногость является признаком принадлежности одновременно и к этому миру, и к потустороннему царству. Для образа Бабы-яги характерен дуализм – она может быть и злой ведьмой, и доброй помощницей, что также является отражением древнейших представлений о духах природы.
Визит к колдунье юного героя (девочки-падчерицы, Иванушки и т. п.) фольклористы интерпретируют как отголоски древнейшего обряда инициации, перехода из детского состояния во взрослое. Баба-яга сажает героя на лопату и грозит отправить его в печь, чтобы потом съесть. Согласно представлениям многих народов инициация это смерть ребенка, который должен переродиться во взрослого. Сюжет про Морозко фольклористы, в том числе С. Агранович, интерпретируют, как «ледяной» вариант «огненной» смерти подростка в печи. Отец по очереди отвозит своих дочерей в зимний лес и оставляет там на всю ночь без огня. Задача девушки - стойко перенести испытание холодом и выжить в лесу. Та, которой это удается, получает приданое, то есть возможность выйти замуж, став взрослой. Другая, которая оказывается не такой стойкой, приданного не получает. В наиболее архаичном варианте сказки злая сестра гибнет в лесу.

Сюжеты, связанные с медведем

К числу самых распространенных сюжетов, связанных с медведем, относится сказка про девочку, которая оказалась в медвежьей берлоге, но сумела перехитрить зверя, заставив его отнести себя домой («Маша и медведь»). Второй известный сюжет – «Медведь – липовая нога». Медведь по многим признакам может интерпретироваться как древний тотемный зверь славян. Об этом говорит хотя бы тот факт, что наши предки еще в глубокой древности остерегались называть медведя его подлинным именем, прибегая к иносказанию: «мёд ведающий». Настоящее имя этого зверя, вероятно, сродни германскому «бэр», отсюда и берлога – «логово бэра». Сюжет о девочке, оказавшейся в берлоге, может рассматриваться, как отголоски древнейших жертвоприношений хозяину леса.
История о старике и старухе лишена счастливого финала - это одна из самых страшных русских сказок, которыми темными ночами пугали друг друга наши славянские предки. Старик караулил огород и исхитрился отрубить медведю, который повадился воровать репу, лапу, которую принес домой. Старуха стала лапу зверя варить в котле. А медведь сделал себе лапу из липового пенька и пошел к дому стариков. Он поет жуткую песню про старуху, которая «на его коже сидит, его шерсть прядет, его мясо варит». Старик бросается закрыть дверь, но поздно - медведь на пороге! Фольклористы усматривают здесь мотив оскорбления тотемного животного и наказания за подобное святотатство. Тотемизм, жертвоприношения – все это переносит нас во времена первобытнообщинные.

Мотив змееборства

Сказок, главным сюжетом которых является мотив сражения со змеем или иным чудовищем, наш фольклор знает немало. Эти сюжеты тоже имеют древнее происхождение. Лингвист Топоров возводит мотив змееборства, который есть в сказках многих народов, к основному мифу, сложившемуся в ту эпоху, когда индоевропейцы были еще единым народом. Миф повествует о борьбе героя-громовержца и хтонического змея. Поскольку разделение индоевропейцев на отдельные народы началось около III тысячелетия до нашей эры, мы можем датировать истоки сказок о змееборцах примерно этим временем.
Впрочем, другая теория относит их сюжет к более близкому времени, к эпохе первых столкновений праславян со степными кочевниками. Академик Рыбаков датирует это событие примерно III-II веками до нашей эры. Столкновения с киммерийцами, сарматами, аланами, затем с печенегами и половцами породили сюжеты о сражениях со змеем (иногда противника называют Чудо-юдо). При этом датировку упрощает тот факт, что иногда победителем чудовища является не воин, а чудесный кузнец. Появление кузнечного дела рассматривалось нашими предками как некое колдовство, а сами кузнецы считались могучими колдунами. Эти представления относятся к заре развития металлургии у наших предков, то есть примерно к тому же времени. Кузнец побеждает змея, набрасывает на него ярмо и пропахивает борозды, которые впоследствии получат название «Змиевы валы». Их можно видеть на Украине и сейчас. Если верна теория о том, что эти валы связаны с именем римского императора Траяна (другое название их«Траяновы валы»), то это говорит о III-II веках до нашей эры.

Как медведь стал символом России и почему медведицы - самые лучшие мамы в мире животных.

Первый Байкальский

Герб, гимн, флаг в любой стране более всего характеризуют ее духовные и политические основы, традиции, особенности национального характера. Но в России существует и такой интереснейший народный символ, как медведь, издревле считающийся признанным хозяином леса, равному которому по силе нет. Именно он являлся для россиян воплощением мужества, ума, ловкости… К тому же, Олимпиада-80 в Москве запомнилась всем медвежонком, добродушно улыбающимся с московских небес на закрытии праздника. Медведь – это и символ ведущей российской партии «Единая Россия». Поэтому не случайно, что образ медведя в мире – это образ России.

Но давайте от медведя абстрактного перейдем к разговору о медведе конкретном, нашем, прибайкальском, который чувствует себя хозяином этих мест. Однако рассказать при этом хочется не о самом владыке тайги, а о его супруге и потомках-медвежатах.

Больше всего бурых медведей живет на особо охраняемых территориях Байкала.

Медведицу в русских сказках уважительно называют матушка-медведица, Авдотья Топтыгина, Акулина, Матрена Михайловна, Аксинья.

Сибирский бурый медведь достигает 2,5 метра в длину и до 1,5 метра высотой в холке. Средний вес самцов – примерно 350 – 400 кг, и они где-то в полтора раза крупнее самок, которые во взрослом возрасте набирают до 250 кг.

Новорожденные медвежата и их первый дом

Появляется на свет медвежонок в берлоге, устраиваемой под большими камнями, в расщелинах, в выворотнях корней, иногда в пещерах или больших норах. Собственно «спальное место» в берлоге не очень велико, особо не разлежишься, но медведица к его обустройству подходит крайне ответственно. Зимнее жилище выстилается мхом, сухими листьями, хвойными ветками. Как правило, медведица укладывается в берлогу накануне сильных снегопадов. Ее спячка – это не анабиоз, а именно сон; правда, резко замедляются процессы обмена, реже дыхание (где-то один раз в 4 минуты), но сохраняются и нормальная температура тела, и способность восстановить активные действия мгновенно. Как уточняет ряд знатоков, потревоженная в берлоге медведица, даже если там есть детки, убегает и обратно практически никогда не возвращается. Полагают, что материнский инстинкт у нее развивается только по мере воспитания медвежат.

Рожает медведица не каждый год, как правило, в январе, в среднем – 1-2 детенышей, но сотрудники особо охраняемых территорий Байкала отмечают, что встречаются случаи, когда в одной берлоге появляется 3 медвежонка.

Новорожденные детки – крошечные (примерно 500 грамм), слепые, глухие, беззубые, практически голые.

Небольшие размеры берлоги и мизерный вес при рождении объясняются суровыми законами природы. Ограниченные размеры первого медвежьего дома позволяют медведице лучше согревать потомство. Разгадка же такой массы тела, более похожей на массу щенка собаки, связана с тем, что, питаясь только «нагуленными» жировыми запасами, медведица не смогла бы выкормить более крупных медвежат. А такие крохи, даже при родах, не особенно беспокоят медведицу, хотя ряд исследователей утверждают, что на время родов она просыпается, вылизывает деток и вновь уходит «в спячку». Медвежата сразу «закапываются» в густой материнский мех, находят один из 6-ти сосков и начинают сосать очень жирное молоко, которым питаются до 4-х месяцев. И пока их основное занятие – есть и спать. За это время открываются слуховые проходы (примерно через 2 недели), а где-то через месяц медвежата начинают и видеть.

Весной, на момент выхода из берлоги, вес детенышей увеличивается в 4-5 раз, они обрастают шерстью и могут активно передвигаться.

Чему и как учит медведица свое потомство

Оказывается, ученые выстроили «лестницу» ответственности живых существ в воспитании потомства, и по подобной градации медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню ухода за своими детенышами. Получается, что к продолжению рода медведица подходит на основе, по сути, «человеческих понятий»: уделять внимание не количеству детей, а качеству их охранения, обучения, адаптации к жизни. И медведицы – очень заботливые мамаши.

Период выхода из берлоги у медведей и медведиц отличается. Как правило, медведицы выбираются на воздух после зимней спячки позже, когда в лесу появляются многочисленные проталины с травой. Тем более что к 3-м месяцам у медвежат уже вырастают все молочные зубы, и они могут есть зелень и насекомых.

Ко всему, отличается и поведение медведя и медведицы. Если он, покинув берлогу, заботится о добыче пищи сугубо для себя с целью поскорее набрать вес, то самка, как бы она ни была голодна, обнаруженную пищу отдает медвежатам. Более того, если самец сильно голоден, он может попытаться съесть малышей, что категорически пресекается медведицей, которая не только активно прячет детенышей, но и самоотверженно прогоняет медведя.

Отец-медведь не принимает никакого участия в воспитании потомства.

Выбравшись с матерью « в большой мир», медвежата под ее приглядом постигают азы жизни в природе. Именно она дает детям первые уроки того, что мы называем «социальным поведением». В возрасте 4-х месяцев медвежата уже ищут в лесу пищу вместе с матерью, обращая внимание на все, чем можно подкормиться. В игре медвежата развивают основные навыки, нужные для взрослой медвежьей жизни, и, в первую очередь, в охоте. Остальное время – спят.

Играют детки очень активно – бегают, толкаются, дерутся, везде «суют нос», живо интересуясь окружающим, лазают на деревья. Все отмечают невероятную выдержку матери, которая терпит, когда медвежата карабкаются на нее, кусают, дергают за хвост и лапы. Но уж если она выйдет из себя… Непоседа может получить мощный шлепок и услышать сердитый рык.

И основная задача медведицы на первом году жизни потомства – научить его искать пищу, купаться, забираться на деревья и, самое главное, охотиться.

Поиски пищи и медвежьи «няньки»

Медвежата из последнего выводка называются лончаками (сеголетками), но часто с матерью остаются детеныши из прошлого помета – пестуны, которые помогают медведице заботиться о младших. Дескать, называются они так потому, что присматривают, «пестуют» своих братьев и сестер. Они и являются своеобразными нянями, на практике прививающими малышам принцип «делай как я».

И хотя медведи – хищники, они всеядны. Естественно, медвежата при помощи мамы и нянек должны овладеть знаниями, что и как можно использовать в пищу. Поэтому они ищут растения, которые плодоносят, с удовольствием собирают ягоды, не откажутся «закусить» грибом. Поедаются и разнообразные насекомые – например, в муравейнике медвежонка научат выедать не только взрослых муравьев, но и их личинки.

Важный урок – добыча ореха. По деревьям могут лазать только маленькие молодые мишки, так как из-за своеобразного строения когтей и лап взрослые особи эту способность теряют. Соответственно, главный интерес представляют кедровый стланик, шишка-паданка и добыча птиц-кедровок, чьи запасы, спрятанные в норках во мхе, и учат разорять медвежат.

Особое место добычи пропитания – Байкал, к берегу которого регулярно спускается медвежья семья. Огромный интерес вызывают места прибрежных лежбищ нерпы. Одно из известных – у мыса Саган-Марян, но с берега из-за прибрежных скал оно недоступно. Местные старожилы рассказывают, что медведицы с молодняком текущего года и пестунами добираются вплавь, то есть мать прививает практические навыки по крайне специфическому способу добывания пищи.

Байкал – это и достаточно богатый источник легкодоступной белковой пищи: икры байкальских бычков, которой облеплены прибрежные камни, и трупики однодневного насекомого «байкальский ручейник», который гибнет после вылета, покрывая воду у берега.

Умению ловить рыбу на Байкале и впадающих в него реках так же «натаскивают» медведица и пестуны.

По наблюдениям, даже передвигается медвежье семейство в определенном порядке – впереди мама, затем медвежата, завершают цепочку пестуны.

И вот здесь момент крайне интересный. Кто-то из знатоков медвежьей жизни утверждает, что «нянька» – это самочка, которую медведица оставляет при себе как будущую маму. Другие, наоборот, настаивают, что пестун – это исключительно медведь-самец. Вопрос неоднозначный, и многие специалисты вообще отрицают наличие пестунов в медвежьей семье.

Медведь и человек в заповедных местах Прибайкалья

В заповедной зоне Прибайкалья из-за уникального наличия кормовой базы медведей очень много. Поэтому крайне вероятна встреча с человеком, который всегда должен помнить, что медведь – это дикий зверь. Особенно опасна встреча с медведицей, гуляющей со своим выводком.

Оптимальный вариант – не попадаться им на глаза. Почувствовав приближение опасности, медведица смело бросится навстречу, защищая своих детей. И тогда с разъяренным зверем вряд ли справится даже вооруженный человек. Косолапая мамаша бегает очень быстро – со скоростью 55 км в час; другое дело, что она не будет бежать очень долго.

Очень часто туристы сами провоцируют зверя, почему-то полагая, что в заповедных зонах живут чуть ли не дрессированные медведи, и с медвежатами, как с котятами, можно поиграть. Кроме того, частые пожары в лесных зонах Байкала выгоняют зверей к стоянкам туристов. Чаще всего это происходит на полуострове Святой Нос. Посетители зачастую не утилизируют пищевые отходы, а иногда и специально «прикармливают» мишек, пользуясь тем, что детеныши очень любопытны. Ничем хорошим подобная «доброта» может и не закончиться.

Несколько иной характер носит знакомство медвежьей семьи с местными жителями – постоянными обитателями заповедной зоны. По рассказам старожилов поселка Давша (поселок в Северо-Байкальском районе Бурятии на территории Баргузинского заповедника), несколько лет там постоянно появлялась медведица с тремя медвежатами. Малыши шкодили, лезли через заборы за рыбой и другими лакомствами. А медведица вставала на задние лапы, нависала над забором и, раскачиваясь, смотрела за детьми. Позже там стал появляться и собственный «местный» медведь – давшинец. Он бродил по улице ночью, порой засыпая прямо у какого-нибудь крыльца, агрессии не проявлял, ходил по берегу, пасся на поляне перед поселком, днем ходил по дорожкам и заглядывал в огороды. Жители поселка полагают, что этот медведь – из компании тех трех медвежат, которые появлялись здесь с мамой.

Завершая рассказ, напомним, что медвежата «ходят» с мамой до 3-х лет, после чего она отправляет их в полностью самостоятельную жизнь.

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.