Что нужно знать и уметь бизнес-аналитику? Курс молодого БА: Кто такой бизнес-аналитик

Для начала хочу описать как я понимаю профессию бизнес-аналитика. Лично я вижу специализацию бизнес-аналитика в двух плоскостях - в бизнесе и в сфере ИТ. На мой взгляд - это два принципиально разных по навыкам специалиста.

1. Бизнес-аналитик в сфере ИТ

Бизнес-аналитик - это разносторонний специалист, который должен уметь:

  • коммуницировать с различными заинтересованными сторонами (это может быть топ-менеджмент компании, либо мидл-менеджмент)
  • коммуницировать с бизнес-пользователями
  • коммуницировать с членами команды (разработчики, аналитики, менеджеры проектов)
  • использовать различные инструменты для систематизации требований (именно инструменты - почти всегда Excel)
  • знать и уметь предвидеть какие требования нужны для каждого конкретного проекта и кому задавать вопросы
  • уметь правильно формулировать вопросы и «выковыривать» информацию из людей (это очень сложный процесс, особенно когда начинается скрытое сопротивление)
  • проводить интервью по выявлению требований
  • понимать «политику игры» различных заинтересованных сторон и влияние этого процесса на исход проекта
  • видеть влиятельных людей и уметь убеждать их
  • уметь исключать мешающих членов рабочей группы из проекта (того, кто постоянно тратит время команды, либо уводит проект не в ту сторону, желательно перевести на другую деятельность внутри компании и обращаться только за отдельными консультациями)
  • уметь четко формулировать тезисы, делать четкие выводы
  • уметь проводить воркшопы для уточнения требований
  • уметь проводить общие конструктивные собрания (цель собрания, проблема, возможные решения должны описываться до собрания, чтобы исключить лишние бла-бла-бла)
  • понимать принципы построения систем, уметь трансформировать цели проекта в бизнес-требования, а бизнес-требования в функциональные и нефункциональные требования (т.е. трассировка должна быть в таком порядке)
  • быть способным генерировать новые решения
  • знать sql, принципы построения моделей данных, бизнес-процессов
  • знать и уметь использовать визуальные инструменты для представления информации

1. Всегда пишите документацию для непосвященных людей в концепцию и внутреннее содержание системы, поэтому:

  • Включайте в документацию вводную часть о системе (либо ссылку на документ, который описывает систему)
  • Включайте в документацию список сокрещений
  • Если используются узкоспециализированная терминология - добавьте словарь в документ, либо создайте отдельный документ и приложите ссылку на него
  • Стремитесь сопровождать большие участки текста схемами, где показывается взаимодействие различных компонентов системы
  • После написания инструкций или документации, представьте себя человеком, который ранее не работал с данной системой и прочитать инструкцию/документацию. Если что-то непонятно - перепишете/дополните

2. Как документировать скрипты системы:

  • В документе должно находиться общее концептуальное описание последовательности запусков тех или иных скриптов
  • Можно представить карту вызова скриптов из компонентов системы, можно сделать некую «карту» по скриптам (mindmap)
  • Сами скрипты в документе описывать не надо. Скрипты должны быть самодокументируемыми, т.е. в коде должны быть комментарии, которые заполняются разработчиками (в том числе для разъяснения бизнес-смысла скрипта)

3. Всегда стремитесь к балансу между картинками и текстом. Отсутствие или избыток картинок - не самые лучшие варианты оформления документации

Отношения с подчиненными

  • Неважно какую должность Вы занимаете и сколько опыта у Вас - уважайте своих подчиненных, обсуждайте трудности, нехватку знаний или проблемы в работе. Не обвиняйте их, иначе при любой возможности они свалят от Вас (именно свалят и не будут даже думать о возникших резко у Вас трудностях при потере специалиста).
  • Ставьте задачи правильно и корректно
  • Обсуждайте с подчиненным всегда заранее о необходимости задержаться на работе - помните, что у подчиненных есть личная жизнь и свободное время, которое они не обязаны тратить на работодателя (либо Вы будете всегда работать с не очень выдающимися специалистами, т.к. хорошие сотрудники при случае свалят 😉)
  • Многое другое можно найти в опубликованных материалах стратоплан.ру (участвовал в их конференциях и семинарах - и Вам советую)

Как устроиться работать бизнес-аналитиком

1. Открываем HeadHunter;
2. Находим 20 вакансий по бизнес-анализу;
3. Выписываем из них главные пункты, которых ожидают от бизнес-аналитиков;
4. Составляем список 7 наиболее важных (общих для всех вакансий), которыми Вы не владеете;
5. Изучаем быстро за неделю;
6. Идем на собеседование (получаем обратную связь);
7. Учим дальше;
8. Повторяем цикл пунктов 6-7-6-7-… до тех пор, пока не устроитесь;
9. Сначала идите на совеседование в те компании, устроиться в которые Вы не хотите (чтобы не потерять шанс устроиться в хорошие компании при плохом исходе собеседования).


Программа профессиональной переподготовки в области интеллектуальной обработки данных, управления требованиями к проектируемым информационным системам, стратегического бизнес-анализа. Программа обучения охватывает все основные аспекты деятельности специалистов по системному и бизнес-анализу: выявление круга заинтересованных лиц, сбор бизнес требований, анализ объекта автоматизации, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, анализ требований к системе, построение моделей, формирование требований к информационной системе, интеллектуальная обработка данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств.

Для желающих повысить свой статус, поменять профессию, приобрести новые знания в удобное для себя время, а так же получить престижный диплом ведущего университета.

Программа разработана на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK (Business Analysis Body of Knowledge), а так же с учетом требований российского профессионального стандарта «Системный аналитик » (Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014).

В настоящее время подобных программ на образовательном рынке России нет.

Программа реализуется с 2011 года.

За это время прошли обучение несколько сотен человек из Челябинска, Сахалина, Волгограда, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Брянка, Владимира, Кирова, Перьми, Уфы, Томска, Казани,Тамбова, Белгорода, Смоленска, Москвы и других городов.

Форма обучения: заочная (дистанционная)
Срок обучения по программе: 8 месяцев
Выдаваемый документ: диплом установленного образца Высшей школы экономики о профессиональной переподготовке. Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере бизнес-аналитики
Начало занятий: 05 июня 2019 года
Прием документов: до 25 мая 2019 года
Условия поступления: - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;
- лица, получающие профильное (техническое, экономическое, управленческое) высшее образование.
Стоимость 136 000 рублей. Оплата производится частями. Минимальный платеж - 1 раз за 2 месяца.

Подайте заявку на обучение

Цель реализации программы:

  • формирование системных знаний и компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере бизнес-анализа, и позволяющих осуществлять управление требованиями к программному обеспечению, интеллектуальную обработку данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств моделирования бизнес-процессов и обработки данных.

Главная задача обучения по программе – не прохождение тестирования по дисциплинам, путем заучивания учебного материала, а получение слушателями навыков управления данными, формирования требований к проектируемым ИС, моделирования бизнес-процессов реальной компании путем выполнения контрольных домашних заданий c помощью консультаций от практиков-экспертов.

Структура и содержание программы

Эксперты подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», обосновывать принятие управленческих решений на основе интеллектуального анализа данных, и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.

Планируемые результаты обучения: В результате освоения программы слушатели должны:

  • обосновывать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность;
  • выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • знать методы стратегического анализа и планирования;
  • описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы компании;
  • разрабатывать и применять экономико-математические модели для обоснования принятия управленческих решений;
  • применять инструментальные средства моделирования социально-экономических процессов;
  • знать особенности процесса управления изменениями в организации при доработке ИТ-решений;
  • иметь представление об основных методах анализа бизнес-требований;
  • уметь разрабатывать бизнес-требования к ИТ-решениям;
  • уметь проектировать ИТ-решения на основе анализа бизнес-требований;
  • знать современные подходы к моделированию и анализу предметной области организации;
  • знать и уметь применять стандарты, своды знаний, корпоративные методики в области проектирования информационных систем;
  • уметь выбирать методику и технологию проектирования в соответствии с особенностями проекта;
  • проводить обследование деятельности объекта автоматизации;
  • применять специализированные формализованные языки и нотации для описания моделей.

Программа разработана ведущими преподавателями НИУ ВШЭ и практиками-экспертами, имеющими большой опыт практической работы и обучения взрослых людей.

Для качественного освоения материала имеет значение, как состав, так определенная последовательность изучения дисциплин.

Для задания необходимой логики изучения, а также приобретения практических навыков, программа разбита на четыре блока с соответствующими контрольными практическими заданиями:

1) Стратегический и финансовый анализ

1. Стратегический менеджмент.

2. Финансовый анализ.

3. Финансы для ИТ-менеджеров.

4. Основы бизнес-планирования.

5. Основы бизнес-аналитики.

Контрольное домашнее задание 1.

2) Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики

7. Введение в аналитику больших массивов данных.

8. Алгоритмы интеллектуальной обработки больших объемов данных.

9. Моделирование бизнес-процессов.

10. Оптимизация бизнес-процессов.

Контрольное домашнее задание 2.

3) Системный анализ и проектирование ИС

11. Информатизация предприятия.

12. Анализ требований к автоматизированным информационным системам.

13. Проектирование информационных систем.

14. Применение ГОСТ 34 в проектах создания современных автоматизированных систем.

15. Архитектура предприятия.

Контрольное домашнее задание 3.

4) Дополнительные дисциплины

16. Гибкая процессная методология Agile.

17. Процессы анализа и управления рисками в области ИТ.

18. Google Analytics.

Выпускная аттестационная работа

Особенности заочного (дистанционного) обучения

Материалы дисциплин представлены в виде видеофильмов или электронного текста.

Возможность обучения 24ч 7 дней в неделю: обучение и контроль знаний происходят полностью дистанционно в любое время суток и в любой стране мира. Для обучения слушателям нужны только компьютер и доступ в интернет.

Индивидуальный подход к слушателям. В процессе обучения слушатели смотрят, слушают или читают лекции. Каждый слушатель получает необходимые консультации и поддержку персонального куратора.

Гибкий график. Слушатель сам задаёт темп образовательному процессу, ориентируясь исключительно на себя и свою загруженность, а также распорядок дня.

Контроль знаний проводится после изучения каждой темы (лекции) и после завершения изучения каждой дисциплины. Это необходимое условие аттестации. Только этим задается определенная очередность изучения материала.

Большая практическая работа слушателя, с использованием информации, бизнес-процессов компании, в которой он работает. Для освоения полученных теоретических знаний и применения их на практике, по каждому блоку дисциплин слушатели выполняю контрольное домашнее задание. КДЗ – это письменная работа, в которой слушатели раскрывают выбранную тему, при желании используя реальную информацию своей практической деятельности. Или тема КДЗ может иметь аналитический аспект. Выполняется КДЗ под руководством научного руководителя, назначаемого из преподавателей и экспертов ВШБИ НИУ ВШЭ.

ТЕМА КДЗ формулируется слушателем самостоятельно, и согласуется с руководителем. Слушатель имеет возможность, используя современные средства коммуникаций, задать вопросы руководителю, получить консультацию и обратную связь о результатах выполненной работы.

Выполненные в процессе обучения КДЗ, могут составить основу выпускной аттестационной работы. Выпускная работы выполняется слушателем по выбранной им тематике самостоятельно под руководством научного руководителя. Как правило, тема выпускной работы связана с практической деятельностью слушателя.

Основа такого дистанционного обучения – самостоятельная работа под руководством научного руководителя.

Для планирования времени, необходимого на освоение программы, рекомендуется следующий график: изучение дисциплин каждого блока, соответствующего тестирования и выполнения домашнего задания, планируется два месяца:

Блок «Стратегический и финансовый анализ» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за первый и второй месяцы обучения.

Блок «Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за третий и четвертый месяцы обучения.

Блок «Системный анализ и проектирование ИС» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за пятый и шестой месяцы обучения.

Седьмой и восьмой месяцы обучения отводятся на самостоятельное изучение дополнительных дисциплин и подготовку выпускной аттестационной работы.

Защита выпускной аттестационной работы может проводиться очно в ВШБИ или, по желанию слушателей, дистанционно.

Нужны ли белорусским компаниям бизнес-аналитики? В рекламе говорят, что это одна из самых востребованных профессий в IT, что получить ее не так и сложно, зарплаты измеряются тысячами долларов, а вакансий на сайтах по поиску работы неисчисляемое количество. Так ли это на самом деле? И как стать бизнес-аналитиком, если далек от сферы IT?

Кто такой бизнес-аналитик и в чем суть его работы?

Главная задача бизнес-аналитика – детальное изучение структуры компании, поиск проблем и оптимальных путей их решения. Чаще всего бизнес-аналитики анализируют финансовую деятельность организации, разрабатывают новую или улучшают старую бизнес-модель, оптимизируют процесс работы и всеми силами стремятся увеличить прибыль компании.

Бизнес-аналитики нужны крупным предприятиям, банкам, строительными организациям, и, конечно, IT-компаниям.

К примеру, в компанию обратился клиент, у которого упали продажи. Бизнес-аналитику необходимо выяснить, почему это случилось: некачественный контент на сайте, высокие цены, сложный интерфейс, отсутствие коммуникации в социальных сетях. Затем бизнес-аналитик подробно описывает результаты своего исследования и предлагает решение проблемы.

Творческая работа

Работа творческая: необходимо понимать, что нужно заказчику, видеть пути реализации идеи, предлагать новые решения для развития компании, решать, какие технологии будут использованы при работе. Бизнес-аналитик – это творческое лицо команды, ведь именно он передает требования клиента разработчикам и оформляет их должным образом.

При этом бизнес-аналитик должен уметь вежливо общаться с клиентом и решать конфликты, быть аккуратным и внимательным к мелочам, уметь представить проект в его окончательно стадии и быть, как говорится, «на два шага впереди».

Методы управления проектами

Методы управления проектами – одно из ключевых требований, которое предъявляют работодатели. Если говорить простыми словами, то управление проектами (project management) – это управление и организация всеми процессами, которые приведут к цели, будь то анализ конкурентом или маркетинговая кампания.

Сложность состоит в том, что все проекты разные, а значит - к каждому нужен свой подход. Для этого была разработана целая система методологий управления проектами, и, конечно, работодатели будут требовать эти знания.

Каким должен быть бизнес-аналитик?

А какие еще требования предъявляются к бизнес-аналитику?

  • Умение работать в команде,
  • Знание достаточно большого количества ПО,
  • Знание методологии разработки программных продуктов,
  • Активность и желание развиваться,
  • Английский язык.

Если ваш уровень ниже Upper-Intermediate – получить должность бизнес-аналитика будет довольно сложно. Ведь в ИТ чаще всего клиенты - западные компании.

Сколько зарабатывают бизнес-аналитики?

Хороший бизнес-аналитик может рассчитывать на зарплату не менее $1200. Если верить статистике dev.by, то медианная зарплата бизнес-аналитика - $1600. Senior получает около $3000. Конечно, все будет зависеть только от ваших профессиональных навыков и желания развиваться.

Почему управление проектами так важно для бизнес-аналитиков?

Почему управление проектами так важно для бизнес-аналитиков? Об этом рассказывает Алена Волчек , специалист по PMI, AGILE (scrum, kanban) и преподаватель в

- Сейчас наиболее востребованными на рынке труда являются так называемые «универсальные специалисты». Я их называю « PM - BA ». Мне самой часто приходилось собирать требования у заказчика, писать ТЗ и КП. Проектный менеджер может быть хорошим бизнес-аналитиком, а вот обратное не всегда работает.

Для ребят, которым надо определиться, идти: в бизнес-анализ или управление проектами, этот курс идеален. Поскольку тут идет база и по бизнес анализу и управлению проектами. А куда специализироваться дальше, уже зависит только от них.

Сейчас управление проектами очень актуально для Беларуси, особенно последние полтора года. Проектный подход внедряется повсеместно, даже не в IT , а, скажем, в ресторанном бизнесе, туристическом. Вопрос лишь в кадрах. Хороших менеджеров проектов мало, а которые разбираются в IT специфике – еще меньше.

Есть ли здесь разделение на гуманитариев и технарей? Гуманитарии, как правило, выбирают специализацию «Бизнес-анализ», а что касается технарей, то, мне кажется, им все подвластно, если не смущает тот факт, что в «Управлении проектами» или «Управление проектами+Бизнес-анализ» нужно постоянно общаться. Не все технари это могут.

Нашу Академию стоит выбрать за очень комфортную атмосферу! Группы становятся настолько сплоченными за время занятий, что к концу курса многие становятся настоящими друзьями, помогают друг другу с трудоустройством. Преподаватели выстраивают программу курса, учитывая интересы каждой конкретной группы, и делают упор на нужные группе темы.

Темы на занятиях будут очень интересные: это прохождение собеседований и особенности формирования команды, защита от манипуляций и проведение переговоров и совещаний. А еще «микс» в управлении классики и легких методологий, т.е. agile и pmi!

Работу после курсов найти очень даже реально. Из группы минимум 2-3 человека находят работу в первые месяцы после окончания курсов. Но эти люди очень заинтересованы в обучении и готовы менять работу. При этом они понимают, что без опыта работы сразу рассчитывать на зарплату в $1500 нельзя, и начинать надо с малого, примерно с $400. Но и уровень ответственности у помощника PM гораздо ниже.

А что касается лучших выпускников, то здесь все как в университете. Можно быть лучшим в теории, но завалить практику. Поэтому для меня лучшие те, кто быстро осваивают программы для управления проектами, схватывают идеи, как их сочетать. Пробелы в теории легко восполнимы, но нужно назубок знать основные моменты: риски, сроки, стоимость и команду.

Если вы решили что-то менять в жизни, в профессии, меньше сомневайтесь, а больше делайте. Не попробовав, вы никогда не поймете, ваша это профессия или нет. А пока вы думаете, кто-то уже записался на ваше место ко мне в группу!

Гуманитариям есть место в IT

Виталий Бородин , практикующий бизнес-аналитик и преподаватель в рассказал о том, почему гуманитарии могут быть лучше технарей, и почему проекты могут «провалиться» без бизнес-аналитиков.

- Важность профессии бизнес-аналитика объясняется очень просто, и вместе с тем достаточно сложно. Давайте попробуем разобраться. В классическом понимании БА – посредник между заказчиком и разработчиком, но что за этим стоит на практике? Тяжелый интеллектуальный труд, которой не сводится к простой ретрансляции желания заказчика.

Я знаю много проектов, которые не стали успешными именно по причине отсутствия бизнес-аналитика. Как все происходило: заказчик говорит: «Я хочу…», а разработчик реализовывает желание заказчика. Заказчик смотрит на результат и понимает, что реализовано то, что он хотел, но пользоваться этим совершенно невозможно в силу некоторого списка причин.

В случае же, когда в проекте участвует бизнес-аналитик, то он в первую очередь анализирует бизнес заказчика, определяет узкие места, причины, по которым деятельность не так успешна, как могла бы быть. После чего определяет и согласовывает с заказчиком выявленные потребности, подходы к их удовлетворению, определяет концепцию решения, которое может быть связано не только с разработкой нового программного продукта, но и с модернизацией бизнес-процессов. Если предложенная концепция заказчиком принята, то можно продолжать работу. При этом бизнес-аналитик должен помнить и том, что, возможно, в некоторых случаях следует оставить все как есть, и это будет более эффективно.

Пять-семь лет назад аналитики не были так популярны у нас, так как мы традиционно отстаем во многих областях. Сейчас же компании учатся вести деятельность более разумно, и приходят к пониманию необходимости и важности роли бизнес-аналитика. Да, возможно, у бизнес-аналитика высокие вознаграждения, но они окупаются снижением времени разработки и созданием более качественных программных решений.

Бизнес-анализ – это далеко не такая простая профессия, как кажется. И этому есть много объяснений. В первую очередь, создаваемое программное обеспечение не должно быть просто программой. Идеальный вариант – это когда удается создать новую философию ведения операционной деятельности компании, которая интегрирована в бизнес-процессы, а в некоторых случаях даже с помощью программного продукта выстроить бизнес-процессы, отрегулировать и регламентировать деятельность каждого сотрудника.

Например, кто может себе представить современную компанию, которая не использует CRM ? Или какой-то программный продукт для ведения бухгалтерского учета? А теперь представьте себе компанию, каждый программный продукт которой имеет интеграцию с другим, когда вы можете получить информацию, которая вам нужна в данный момент в несколько манипуляций в одной и той же программной среде. Просто? Вряд ли.

Теоретически, кто угодно может выучиться на бизнес-аналитика, но с одним условием: должна быть четкая мотивация и понимание, зачем это нужно. Кроме этого, необходимо четко понимать, что бизнес-анализ изучается все время, пока он работает. Никогда не знаешь, какой проект будет следующим: сайт, поисковая система, интернет-магазин, справочно-информационная система, сервис оплаты, графический редактор.

Молодые специалисты с зашкаливающими амбициями часто совершенно забывают о том, что для высоких зарплат необходимо достаточно много потрудиться, и одних лишь теоретических знаний, полученных пусть и в престижном учебном заведении, абсолютно недостаточно.

Я не знаю ни одной профессии, где с ходу можно получать большие деньги. В любом случае, нужно получить некоторый набор базовых знаний, практических навыков. Потом будет первый проект, первые шишки, опять новый проект, много новых знаний, и так до бесконечности. Это опыт. Вот тот опыт и знания, которые бизнес-аналитик получает с каждым проектом, может превратиться в коэффициент, по которому будет меняться вознаграждение новичка. И через какое-то время, это может быть и несколько месяцев, для кого-то несколько лет, можно добраться до понятия «много зарабатывать».

Я сторонник того, что эта профессия больше подходит все же гуманитариям, так как они мыслят несколько иначе, для них не существует слова «невозможно», они в большей степени творцы, чем работяги. Главное, о чем стоит помнить – чтобы творение отвечало интересам заказчика. Технический специалист мыслит формулами, тогда как гуманитарий описывает саму сущность.

Наша ИТ-Академия «БелХард» обладает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для успешного обучения. В первую очередь - это кадры. Все преподаватели являются практикующими специалистами, в портфолио каждого из них есть различные проекты, благодаря чему «сухая теория» объясняется на практических примерах и конкретных решениях, которые принимались при реализации проектов. Кроме того, курс построен таким образом, что обучиться может любой человек, независимо от его возраста и знаний.

Дам новичкам несколько рекомендаций. Убедитесь, что есть мотивация и желание изучить новое направление, есть готовность много учиться, и после окончания курса начать карьеру практически с самого начала, и, независимо от возраста и прошлых заслуг, стать новичком, который через какое-то время станет специалистом и сможет услышать, как довольный пользователь скажет: «Какая крутая программа, ее придумал гений!» Но предстоит сложный и долгий путь.

Как стать бизнес-аналитиком?

Если вы все-таки уверены в своей мотивации стать частью IT, то следует узнать, где сможете получить эту профессию.

ИТ-Академия «БелХард» предлагает интегрированный курс . Здесь вы научитесь проектировать информационную систему и управлять ее разработкой, научитесь эффективным методам сбора требований пользователей, их формализации в доступной и понятной всем заинтересованным лицам форме, узнаете, как управлять совместной работой команд, которые решают разные задачи и научитесь создавать готовый продукт.

От обычного бизнес-анализа этот курс отличается тем, что вы научитесь не только анализировать бизнес и предлагать стратегию развития, а и самому управлять проектами, человеческими ресурсами, рисками. Вы приобретете навыки сразу в двух специальностях, а это в два раза увеличит ваши шансы найти престижную и высокооплачиваемую работу.

Также ИТ-Академия «БелХард» разработала курс , после которого вы станете настоящим бизнес-аналитиком!

На курсах вы узнаете об особенностях софтверных проектов и современных методологиях разработки ПО, познакомитесь с функциями, выполняемыми бизнес-аналитиком, а также с основными навыками бизнес-аналитика, изучите необходимые инструменты и ПО, получите бесценный опыт составления и оформления технического задания.

Кстати, если вы пожелаете стать настоящим профессионалом в сфере бизнес-анализа и изучить эту сферу чуть глубже, то можно пройти курс Вы изучите язык моделирования UML, узнаете, что такое пользовательские истории, научитесь управлять требованиями.

Все курсы в ИТ-Академии «БелХард» направлены на практические занятия, чтобы добиться наиболее высоких результатов. По окончанию курсов все участники сдают проект, по которому и будет проводиться итоговая аттестация. И помните, что главная инвестиция в вашей жизни – это инвестиция в себя и свои знания!

От автора: хотите освоить увлекательнейшую профессию под названием веб-аналитик? Тогда милости просим на борт. В этой статье я детально разберу понятие веб-аналитика (основы, секреты, трюки), расскажу об особенностях, инструментах и принципах этой интернет-профессии. И все это доступным, человеческим языком.

Предположим, начитавшись статей про веб-аналитиков, ваше сознание озарилось шаровой молнией мотивации, вследствие чего захотелось действовать и зарабатывать на этом деле тысячи долларов.

Окей, но с чего начать изучение веб-аналитики? Каким образом выполнить комплексное изучение работы сайта? Как увеличить посещаемость при слабых показателях? Об этих и не только вопросах мы поговорим ниже. Я попытаюсь не нагружать вас тяжелыми терминами, а разложить все по полочкам понятным языком.

Основы веб-аналитики

Под основами веб-аналитики можно понимать изучение набора элементарных программ и инструментов, позволяющих собрать статистические данные касательно конкретного интернет-проекта, чтобы в дальнейшем интерпретировать их в зависимости от целей анализа.

JavaScript. Быстрый старт

В первую очередь, необходимо понять основные задачи, которые стоят перед представителем этой профессии. Они заключаются в том, чтобы на базе анализа интернет-ресурса составить определенные рекомендации, позволяющие добиться конкретного измеримого результата.

Под последним можно иметь в виду задачи повышения релевантности сайта, увеличения количества посетителей, оптимизации проекта, доработки или отказа от определенного функционала. То есть, другими словами, веб-аналитика - это методика формирования решений по улучшению показателей на базе найденных статистических недочетов.

Я в очередной раз акцентирую внимание на основах, так как хочу, чтобы вы фундаментально понимали значение своей работы. В наше время развелось огромное количество псевдоспециалистов, которые днем ловят по офису покемонов, а после рабочего дня с умным видом выходят на улицу и говорят, что являются веб-аналитиками 80 левла.

Несмотря на то, что рынок электронной коммерции подвергается изменениям в лучшую сторону для потребителей и предпринимателей, процесс интернет-мониторинга с каждым нововведением лишь усложняется. Это можно объяснить значительным ростом конкуренции в любой из ниш, а также постоянными обновлениями принципа работы систем сбора статистики.

Вы должны понимать, что веб-аналитика для начинающих предусматривает такой же серьезный подход к делу, как и у профессиональных специалистов. Чем глубже вы копаете статистику, тем больше фактов и эффективных инсайтов можно достать.

Принципы веб-аналитики

К фундаментальным принципам веб-аналитики можно отнести следующие три пункта:

проблему лучше предупредить, нежели дождаться пока она наступит, и после этого заниматься ее решением;

постоянное развитие, изучение новых разработок, методик, инструментов, а также применение их в практической деятельности;

гибкость менеджмента - чтобы добиться максимальной эффективности принятых решений на базе аналитики, необходимо организовать слаженную внутрипроектную работу.

Ключевые инструменты веб-аналитики

Если вы новичок, то не спешите хвататься сразу за все первоуслышанные слова вроде метрики, вебалайзера, директа, трафика. Основы веб аналитики - вот то, на чем нужно сконцентрироваться на старте пути. Узнали интересный инструмент - изучите его досконально, научитесь выжимать из него максимум ценной информации. Поверьте, порою куда эффективнее глубже копнуть за счет хорошего уровня знаний в конкретной системе интернет-статистики, нежели распыляться на всевозможные варианты сбора информации и в итоге снять только сливки данных.

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Классифицируются ключевые инструменты веб-аналитики на два вида:

Системы онлайн-статистики.

К этой категории имеют отношение внешние программы, работа которых предполагает установку на сайт небольшого фрагмента кода. Он позволяет заносить данные по посещениям и поведению людей в базу, которая размещается на площадке-сервере поставщика услуги. Примеры подобных систем: Google Analytics, Liveinternet, Яндекс.Метрика и т. д.

Лог-анализаторы.

Это программы, которые устанавливаются на компьютер пользователя. Сбор и обработка данных со стороны лог-файла происходит с определенной периодичностью. Информация хранится в архиве внутреннего характера. Освоение подобных инструментов несколько сложней, чем в случае с системами онлайн-статистики. В качестве примеров лог-анализаторов можно привести: AWStats и Webalizer.

Как быстро перейти от статуса новичка до профессионала?

Чтобы быстро продвигаться по карьерной лестнице, вам необходимо накапливать багаж результатов. Запрограммируйте себе в голове, что проводить веб-аналитику нужно не для того, чтобы отработать свои деньги, а для поиска проблем в проекте заказчика, на базе которых в дальнейшем нужно будет сформировать метод их решения.

Вы находите брешь в системе и говорите, как ее залатать. Научившись мыслить результатом, со временем вы даже сами не заметите, как начнете становиться лучше, умнее и эффективнее.

Разбавляйте практическую деятельность в процентном соотношении примерно 70 на 30 получением новых знаний, проходя различные курсы web-аналитика, изучая текстовые статьи, фото- и видеоматериалы, направленные на разбор каких-то конкретных приемов или инструментов в этой сфере деятельности.

Где обучаться веб-аналитике, и сколько это будет стоить?

Вы удивитесь, но базовые качественные знания может обеспечить даже бесплатное обучение web-аналитике. Главное - подобрать надежный информационный ресурс, целью которого является помощь начинающим представителям этой профессии, а не желание последующей наживы на них.

Не дайте себя обмануть

Напоследок, раскрываю секрет, на котором держится вся веб-аналитика. Предположим, на ваш сайт дверной фурнитуры пришли 200 человек по запросам «купить дверные замки», и 200 человек пришли по запросу «дверные замки отзывы».

Общий отчет Google Analytics может показать, что на сайте было 400 человек, в среднем они смотрели две страницы, время проведения на сайте 3 минуты. Если же разделить эту информацию по двум посетителям, то картина получается не слишком приятная. Самый выгодный трафик как раз и не «выстрелил».

Вывод: посетителей и трафик нужно сегментировать. В Google Analytics уже есть готовый набор сегментов, кроме этого можно создать свои сегменты или скачать их с интернета.

Другой секрет заключается в том, чтобы не анализировать статичные данные. Их нужно все время сравнивать. О чем вам говорит эта статистика за неделю?

Да практически ни о чем! Другое дело - в сравнении с предыдущей неделей.

Ну что, студенты? В целом все понятно? Тогда вперед практиковаться на открытом поле боя. Работать наемным сотрудником или получать заказы во фрилансе - выбор ваш. Если хотите стремительного развития, тогда рекомендую отдать предпочтение первому варианту. В компании вам и клиентов найдут, и базовым знаниям научат, и на недостатки укажут. Если же хотите максимальной свободы и независимости, тогда выбирайте фриланс. Успехов в новых начинаниях. Всего доброго, скоро увидимся!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Существует пять шагов к карьере бизнес-аналитика. Откуда взялись эти пять шагов? У меня заняло примерно 2 года, чтобы понять, как стать бизнес-аналитиком без какого-то определенного опыта. Как показать работодателю то, что у меня имелось, не имея конкретного аналитического опыта и получить работу в этой сфере.

Каждый человек смотрит на одну и ту же вещь по-разному. То есть, кто-то из вас скажет: «у меня нет опыта в бизнес-анализе», то другой человек, посмотрев на тот же опыт, скажет: «у меня же есть опыт в бизнес анализе» или «я — прирожденный бизнес-аналитик» и пойдет и получит работу уже за короткое время.


Шаг 1
, это анализ вашего предыдущего опыта .
Прежде всего, мы с Вами уже обсудили, что у Вас есть навыки бизнес-аналитика, которые аналитик выполняет каждый день, и, поверьте, какие-то навыки у Вас уже имеются. Вы просто о них ещё не знаете. Мы сейчас покажем, как Вы можете определить эти навыки. И следующее, это определение мягких навыков. Мягкие навыки очень важны для бизнес-аналитика, потому что кто-то сказал, что нужно даже степень в психологии в бизнес-анализе. Насчет степени, не знаю, но нужно быть хорошим коммуникатором, нужно быть «тонким» человеком, который понимает в психологии других людей. Это, на самом деле, верно.

Давайте с Вами посмотрим на анализ Вашего предыдущего опыта. Здесь мы ищем такие понятия: сбор требований, анализ требований, взаимодействие с различными отделами и выявление из нужд. То есть Вы ищете такие термины. Что Вы можете для этого сделать?

В принципе, это задание для обоих навыков. Также и для мягких. То есть, чтобы понять конкретно, какие же мягкие навыки нужны бизнес-аналитику, мы уже перечисляли. Чтобы на данный момент понять, есть такое упражнение, которое можете дома проделать. Рассмотрите 20 открытых позиций бизнес аналитика в Интернете. Просто найдите в поисковике любые сайты по поиску работы и составьте две страницы уникальных обязанностей бизнес-аналитика в документе Word. Здесь Вы пишете не ваши обязанности, которые Вы когда-то выполняли, а просто обязанности бизнес-аналитика. Это поможет вам понять, а что же все-таки выполняет бизнес-аналитик. Почему 20 открытых позиций, потому что ВЫ должны проанализировать большой «френч», несколько профессий, что бы посмотреть, что всё же является характерным для бизнес анализа. Когда Вы поймете эти обязанности, тогда Вы поймёте, какие же навыки для этих обязанностей нужны. Ещё очень часто в вакансии говорят о том, какими навыками должны обладать аналитики. То есть, даже пишут так: например, коммуникабельность или умение общаться с заказчиками и т.д.

Цель этого шага, это понять, что же требуется от бизнес-аналитика.

Следующий пункт в этом упражнении, это, вообще, понять, что же требуется от бизнес-аналитика. Следующее, проанализируете и поймите каждую обязанность, проходя по каждой из них, анализируя есть у вас она или нет. Элементарно, что Вы можете сделать это просто узнать через google, что имеется ввиду, под каждой обязанностью.

Далее определите те обязанности, которые Вы выполняли в прошлом. Даже если у Вас сейчас есть резюме и оно не записано тем же языком, просто подчеркните те обязанности, пускай их будет не много. Поэтому мы советуем 20 позиций, чтобы у Вас получился хотя бы лист или половина подчеркнутых обязанностей, в зависимости от того, что Вы уже выполняли или нет. Если меньше, то у Вас уже будут какие-то совпадающие обязанности.

Шаг 2. Следующий шаг это тренинг .
В тренинге важно, чтобы Вы получили результат. Когда Вы поняли, какие навыки и обязанности должны быть у бизнес-аналитика, и сравнили с тем, что есть у Вас, то Вам нужно пройти какой-то теоретический тренинг. Естественно, бизнес-аналитик должен обладать каким-то инструментарием. Для того, чтобы этот инструментарий понять, также понять на каком языке все таки говорить бизнес-аналитик, на каком языке говорит IT, нужно пройти тренинг.

Желательно, чтобы тренинг был с практическими заданиями, чтобы вы могли работать с какими-то реальными заданиями и реальной командной работой. Вы должны помнить, что любое образование, которое Вы получаете, должно быть практическим. Когда выбираете тренинг, обязательно спросите, насколько будет много практических заданий, насколько будет много каких-то игр ролевых. Чего-то, где Вы можете проработать теорию. Это очень важно для тренинга. В тренинге важно не коллекционировать корочки, идти от одного тренинга к другому, от одной компании к другой, а найти ту компанию, которую даст вам конкретную подготовку в бизнес-анализе.

После предыдущего шага, Вы поймёте, что самое важное в бизнес-анализе, и что у Вас отсутствует. Это поможет определить, какой тренинг будет являться правильным для Вас.

Шаг 3. Конечно, следующий шаг это


Когда Вы проанализировали, что требует рынок, Вы уже приобрели какие-то навыки по ходу Вашего тренинга, который, желательно, должен быть практическим, Вы составляете своё резюме. Резюме это тоже важный элемент, потому что это Ваше лицо, это то, как Вы себя предоставляете потенциальным работодателям.

Поэтому один из таких интересных моментов... обязательно добавляйте просто перечисление своих обязанностей, также дополняйте тем, что Вы покажете свои достижения. То есть не только перечисляйте все то, что Вы делали на этой конкретной позиции, но и обязательно перечисляйте достижения. Потому что работодатель любит видеть не просто какого-то простого исполнителя, одного из многих, но ещё и того человека, который чего-то достиг. То есть, если Вы что-то делали такое, что можно написать в резюме например, Вы разработали какую-то новую систему передачи заказа: с того, как он поступает заказчику, до того момента, как этот запрос обработан. Вы сделали какое-то новое своё приложение, которое было принято. И это увеличило или уменьшило время обработки заказа, к примеру, на 30%.

Это интересный маленький совет. Это то, что любят видеть работодатели. Они любят видеть не только перечисление того, что Вы делали на работе, но и ваши достижения. Для тех, кто работает, для тех, кто на рынке труда, можете использовать этот совет для того, чтобы переделать свой резюме и показать свои достижения. Чем же Вы отличаетесь от других людей.

Для тех, кто только ищет, следующий совет. Пишите в резюме только те позиции, которые каким-то образом относятся к бизнес-анализу. Допустим, если Вы работали или работаете секретарём, то можете ставить должность секретаря. Но проделав первый шаг, по максимуму напишите те функции, которые Вы делали, как бизнес аналитик. Например, анализ рынка, работа с клиентом. Это то, что работодатель хочет увидеть в резюме, как в резюме бизнес-аналитика.

Шаг 4 . Следующий шаг, это поиск работы.

Когда у Вас уже есть резюме, на котором Вы правильно себя показали, правильно себя за позиционировали, Вам нужно искать работу. Существует, конечно, очень много разных способов поиска работы. Для тех, кто начинает, мы бы посоветовали искать стажировку. Это практикуется в Америке, это практикуется на постсоветском пространстве. Компании очень часто берут к себе на стажировку каких-то талантливых людей. Иногда они могут делать даже тренинг, а после этого тренинг брать на стажировку. Если есть такая возможность, Вы можете пойти на такую стажировку.

Один из вариантов, Вы можете искать работу внутри своей же компании. Особенно подходит для тех, кто решил сменить карьеру уже работая в IT. Допустим, вы уже тестировщик, вы уже разработчик. И вот вам вдруг захотелось все-таки уйти больше в бизнес. У Вас наибольшие шансы сделать это в своей же компании. Потому что они будут уже вас знать за Ваши достижения, что Вы делаете хорошо. Допустим, вы разработчик, но Вы умеете хорошо собирать требования, потому что на каких-то мелких проектах Вы этим занимались. И Вы хотите этим заниматься дальше и показывать своё желание перейти на позицию, на карьеру бизнес-аналитика.

Также нужно искать вакансии младшего аналитика, после того, как Вы прошли тренинг и какую-то стажировку, или только после тренинга. На эти все вакансии, которое можно искать в поисковиках в Интеренете, нужно подавать свое резюме. Но ещё очень важно, это не сидеть и не ждать, что Вам кто-то позвонит из тех вакансий, на которые Вы подали свое резюме.

Очень важно это развивать свои связи. Кто слышал, на английском это называется «net-working», создание своей сети связей. То есть связи — это не только те люди, которые Ваши родственники, или Ваши очень хорошие друзья. Но это и Ваши знакомые, и Ваши бывшие коллеги. Тем, кто уже работает в бизнес-анализе, обязательно держите связь со своими бывшими коллегами, со своими одноклассниками, со своими одногруппниками. Это огромный ресурс, которым Вы будете пользоваться еще много-много лет. Вы будете помогать друг другу в профессии и карьере. Этот интересный момент очень часто люди упускают. Это очень хороший способ найти работу. Когда Вы говорите, «меня интересует такая-то профессия, нанимают ли бизнес-аналитиков у Вас? Можешь ли ты меня порекомендовать своему начальнику?» Очень важно выстраивать такие связи.

Шаг 5. Следующий шаг это коучинг и поддержка группы.

Сейчас вы находитесь в группе, которая заинтересовалась бизнес-анализом. Когда Вы будете представлять себя другому человеку, узнайте какой интерес у этого человека к бизнес-анализу. Может быть, человек уже работает бизнес-аналитиком, или даже у него в компании есть какая-то открытая позиция. Может быть, этот человек является руководителем или программистом, который уже знает, что есть позиция и порекомендует Вас.

Коучер — это как тренер команды. Человек, который Вас вдохновляет, поддерживает, наставляет. Поэтому, если есть такой человек, это может быть или тот, кто уже прошёл этот путь, или человек, который может быть уже более высокой позиции. Ищите таких людей. Ищите людей, кто уже работает аналитиками и спрашивайте, как они этого достигли. И, может быть, они возьмутся за то, чтобы повести Вас в этом направлении. То есть обязательно, чтобы Вас поддерживало Ваше окружение и у Вас были какие-то люди или один человек, который бы являлся Вашим коучем или ментором.