Анкета для учащихся «Готов ли ты к выбору профессии? Анкета мотивов выбора профессии

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

Использование данной методики позволяет осуществить предварительный анализ интересов, близких к тому или иному виду деятельности (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская). Настоящая карта содержит 174 вопроса, относящихся к различным сферам человеческой деятельности или ориентированных на выявление определённых свойств личности, которые необходимы для той или иной профессии.

Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк- лист ответов к карте интересов. Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую либо зачитывает педагог, либо учащиеся читают самостоятельно.

Инструкция: Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз в том, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (+ +), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится - один минус (-), а если очень не нравится – два минуса (--). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

    Знакомиться с жизнью растений и животных.

    Уроки по географии, чтение учебника географии.

экспедициях.

    Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

    Уроки домоводства или домашние задания по домоводству.

деятельности выдающихся физиков.

радиотехники.

    Знакомиться с различными металлами и их свойствами.

    Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

    Узнавать о достижениях в области строительства.

(автомобильного, железнодорожного и т.д.).

    Знакомиться с военной техникой.

    Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

22.Заботиться о порядке в вещах, в помещении, в котором учитесь, живёте, работе.

24.Изучать экономическую географию.

25.Изучать иностранные языки.

26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития

изобразительного искусства.

27.Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами,

коллекционировать их фотографии.

28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории

музыкального искусства.

30.Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31.Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.

области медицины.

34.Посещать с экскурсией предприятия лёгкой промышленности.

36.Наблюдать за химическими явлениями в природе, производить опыты по химии,

следить за ходом химических реакций.

37.Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки

для металлообработки и работать с ними.

38.Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

39.Знакомиться с измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.

40.Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.

41.Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.

крупных сражений.

45.Обсуждать текущие политические события в своей стране и за рубежом.

47.Слушать радио, смотреть теле новости и тематические телепередачи.

48.Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране, за рубежом.

49.Помогать товарищам выполнять учебные задание, если они не могут сделать его сами.

50.Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51.Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание для всех во время похода.

53.Интересоваться народным хозяйством.

55.Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.

56.Посещать драматический театр или театр юного зрителя.

57.Слушать оперную или симфоническую музыку.

58.Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и

телепередачи.

59.Посещать биологический кружок.

60.Заниматься в географическом кружке.

61.Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли,

минералов.

62.Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути

лечения.

63.Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64.Проводить опыты по физике.

65.Готовить раствор, взвешивать реактивы.

66.Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67.Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметр,

амперметром); производить разнообразные расчеты.

68.Мастерить различные предметы и детали из металла.

69.Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно

обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).

70.Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71.Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей.

72.Участвовать в секции парашютистов, кружков авиамоделистов или в работе

авиаклубов.

73.Заниматься в стрелковой секции.

74.Изучать историю возникновения различных народов и государств

75.Писать классные и домашние сочинения по литературе.

76.Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.

77.Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-

либо дело.

78.Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать,

помогать им чем-либо.

79.Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.

80.Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81.Заниматься в математическом кружке.

82.Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области

планирования и учёта на промышленном предприятии.

83.Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах малознакомого языка.

84.Посещать музеи, художественные выставки.

85.Выступать на сцене перед зрителем.

86.Играть на одном из музыкальных инструментов.

87.Играть в спортивные игры.

88.Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.

89.Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные

географические материалы.

90.Собирать коллекции материалов, экспонаты для геологического музея.

91.Знакомиться с работой врача.

92.Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.

93.Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

94.Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии.

95.Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолёты, корабли и др.).

96.Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических

машин; собирать, контролировать радиоприборы, приёмники, проигрыватели и пр.

97.Уроки труда в школьных мастерских.

98.Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.

99.Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

100.Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.

101.Участвовать в секции гребцов, яхтсменов, аквалангистов, в бригаде по спасению

утопающих.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры города.

104.Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе

или иностранному языку.

105.Вести личный дневник.

106.Выступать в классе с сообщениями о международном положении.

107.Выполнять работу вожатого.

108.Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

109.Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110.Решать сложные задачи по математике.

111.Точно вести расчёт своих денежных расходов и доходов.

112.Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.

113. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности.

115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

116.Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или

животных.

118.Участвовать в географической экспедиции.

119. Участвовать в геологической экспедиции.

120.Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их страдания.

121.Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ или посещать их.

122.Участвовать в физических олимпиадах.

123.Решать сложные задачи по химии, участвовать в олимпиадах по химии.

124.Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами

станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных работах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса,..

130. Летать на самолетах скорой помощи или управлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на

исторические темы.

133. Работать с литературными источниками, вести дневники впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить классные собрания, школьные сборы.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания

детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138. Постоянно общаться с различными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования,

заработной платы, организации труда.

141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

146. Выращивать в саду или огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за

ними.

147. Производить топографические съемки местности.

148. Участвовать в длительных трудных походах, во время которых приходится

напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать в предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей,

кондитером и т. д.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительной бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160. Быть военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры или праздники для детей.

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической

консультации).

167. Оказывать людям различные большие и малые услуги.

168.Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.

169.Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий

народного хозяйства.

170.Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.

171.Участвовать в выставках изобразительного искусства.

172.Играть на сцене или сниматься в кино.

173.Быть музыкантом, музыкальным режиссёром или преподавателем музыки.

174.Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка листа ответов (см. ниже) производится следующим образом. В каждом из столбцов подсчитывают отдельно количество плюсов и минусов, результаты записывают в свободные клеточки под каждым столбцом; в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец листа ответов (благодаря специальной группировке вопросов) соответствует той или иной области деятельности (см. дешифратор к листу ответов ниже). После подсчёта плюсов и минусов следует выделить 3-4 столбца, содержащих наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым числом плюсов, то преобладающими следует считать те, которые содержат меньше число минусов. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать, прежде всего, при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализов столбцов с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с учащимся.

Дешифратор к листу ответов

№ столбца

№ столбца

Интересы, область деятельности

1

Биология

16

История

2

География

17

Литература

3

Геология

18

Журналистика

4

Медицина

19

Общественная деятельность

5

Лёгкая и пищевая промышленность

20

Педагогика

6

Физика

21

Право, юриспруденция

7

Химия

22

Сфера обслуживания

8

Техника

23

Математика

9

Электро- и радиотехника

24

Экономика

10

Металлообработка

25

Иностранные языки

11

Деревообработка

26

Изобразительное искусство

12

Строительство

27

Сценическое искусство

13

Транспорт

28

Музыка

14

Авиация и морское дело

29

Физкультура и спорт

15

Военные специальности

Бланк

Бланк

Инструкция: из перечисленных мотивов необходимо вы­брать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; на листе ответов напротив цифры вопроса поставьте (+), если данный мотив значим, и (-), если не имеет значения.

Текст опросника: Прочтите внимательно вопросы анкеты и определите для себя, насколько важны при выборе профессии:

    Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

    Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

    Влияние семейных традиций.

    Желание приобрести материальную независимость от родителей.

    Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

    Желание руководить другими людьми.

    Привлекает индивидуальная работа.

    Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.

    Уверенность, что избранная профессия соответствует твоим способностям.­

    Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

    Стремление сделать, свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

    Возможность проявить самостоятельность в работе.

    Меня привлекает предпринимательская деятельность.

    Необходимость материально помогать семье.

    Желание приобрести экономические знания.

    Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

    Привлекает профессия, которая истребует длительного обучения.

    Желание работать в престижном месте.

    Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

    Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).

    Желание приносить пользу людям.

    Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.

    Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

Бланк ответов:

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.

Наибольшее количество баллов указывает на преобладающий вид мотивации:

    в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;

    в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;

    в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым тех­нологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

АНКЕТА

«Профориентация учащегося»

Цель анкетирования: выявить, в какой профессии учащиеся хотят себя реализовать.

1. Какая профессия Вас привлекает?

2. Что Вас в ней привлекает? (Отметить не более трех позиций.)

Социальная престижность;

Зарплата;

Возможность сделать карьеру;

Возможность развить свои способности (назовите какие);

Интеллектуальный характер профессии;

Возможность командовать другими;

Творческий характер профессии;

Возможность приносить пользу людям;

Возможность общения с людьми;

Сложность профессии;

другое ________________________________________.

3. Как Вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (Отметить не более трех позиций.)

Изучаете индивидуальные особенности своей личности;

Интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

Знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема;

Начали самостоятельно углубленно изучать предметы, необходимые для поступления;

Начали усиленно заниматься с репетиторами.

4. Из каких источников, от кого Вы получаете информацию о будущей профессии? (Отметить не более трех позиций.)

Родители;

Родственники;

Педагоги;

Знакомые.

5. Что о Вашем выборе говорят родители?

______________________________________________.

6. Что, выбирая эту профессию, Вы дадите обществу?

ГОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии.

Ход опроса: Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора – материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности , Вам не достает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

гОТОВНОСТЬ учащихся К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Обработка и интерпретация результатов

(методика)

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:

0–6 баллов – неготовность;

7–12 баллов – низкая готовность;

13–18 баллов – средняя готовность;

19–24 балла – высокая готовность.

Диагностика

профессиональных установок учащихся

Пункты опросника профессиональных установок

1. Я слишком плохо знаю мир профессий.

2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.

3. От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.

4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.

5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.

6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь.

7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.

8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.

9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.

10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников.

11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости.

12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.

13. Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии.

14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.

15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.

16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.

17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.

18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.

19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.

20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.

21. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.

22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему.

23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.

24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.

25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.

26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.

27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.

28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.

29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.

30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.

31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.

32. Я не доверяю внешней привлекательности профессии.

33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.

34. Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.

35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию

36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.

38. Главное в моей будущей профессии – добиться личных достижений.

39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.

40. В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать.

Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок учащихся, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок».

В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.

Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Соответственно при низких знаниях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.

Второй фактор (F 2) , «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.

Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.

Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.

Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.

ВОПРОСЫ Ответы
да сомневаюсь нет
1.Данная профессия удовлетворяет всем моим жизненным потребностям и запросам?
2. Мои мысли о будущей карьере в данной профессиональной деятельности доставляют мне радость?
3. Мне легко адаптироваться к выбранной мною профессии?
4. мой интерес кспециальностивозник достаточно давно задолго до поступления на факультет, он способствовал тому, что я поставил себе цель поступить на данный факультет?
5. Для меня не составляет труда адаптироваться к новому коллективу?
6. Данная профессия для меня - это один из способов самореализации в жизни?
7. У меня есть потребность большую часть своего свободного времени проводить, занимаясь производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско–технологической, опытно-экспериментальной деятельностью?
8. Данная профессия не всегда вызывает у меня положительные эмоции?
9. Я уже давно просчитал все, что мне нужно для того, чтобы работать по профессии?
10. Я не уверен, что обучение по выбранной мною специальности способствует моему саморазвитию?
11. Образования, которое мы получаем в университет, будет вполне достаточно на всю мою карьеру?
12. Пока я не строю планов, что буду делать после окончания университета?
13. Мне бы хотелось, чтобы преподаватели помогли адаптироваться к выбранной мною специальности?
14. Я учусь для того, чтобы оказывать профессиональную помощь?
15. есть некоторые вопросы в выбранной мною специальности, которые до конца мне не ясны, но я знаю, как можно получить интересующую меня информацию?
16. Я долго размышлял, взвешивая все «за» и «против», прежде чем сделать свой профессиональный выбор?
17. Я думаю, что пока учишься, необязательно приобретать опыт производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско–технологической, опытно-экспериментальной деятельности?
18. У меня нет особого желания работать по специальности?
19. Если бы я вновь оказался в ситуации выбора, то уже не избрал бы вновь специальность как сферу профессиональной деятельности?
20. Я очень расстраиваюсь при мысли, что по причине каких-либо обстоятельств не смогу работать по выбранной специальности?
21. Я разочарован, так как представлял профессию несколько иначе?
22. Я считаю, что в профессии нельзя ставить себе цели, планировать, чтобы потом не разочароваться?
23. Я могу однозначно утверждать, что работа по профессии – это мое призвание?
24. Выбранная мною специальность, как и любая другая специальность – лишь средство зарабатывать деньги?
25.Я знаю, чтобы адаптироваться к выбранной мною специальности мне необходимо обладать такими качества как мобильность, идентичность, профессионализм?
26. Я представляю, что академическая мобильность в вузе, это главный старт для строения моей будущей карьеры?
ИТОГ подсчитайте общее количество ответов с утверждением «ДА», «СОМНЕВАЮСЬ», «НЕТ», поставить общее количество ответов с утверждениями в каждой строке Свой результат Свой результат Свой результат

Уважаемые студенты!

Пожалуйста, внимательно заполните все анкеты,

Вам необходимо будет только поставить «+», «-» в строке вариант ответа

БЛАНКА ОПРОСНИКА

«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова)»

Методика № 7 Место работы (учебы) Забайкальский государственный университет

Дата обследования 14.11.2012 год. Группа ЭКБ- 12-4

ФИО Факультет Пол Возраст Национальность
Укажите свои инициалы построчно Название факультета Номер факультета Поставить цифру факультета Пол Номер пола Поставить цифру Возраст количество полных лет Номер возраста Поставить цифру Название нац-сти Номер нац-сти Поставить цифру
Ф энергетический мужской Русский
Бурят
экономики и управления Татарин
И Китаец
юридический Монгол
женский Армянин
О строительства и экологии Грузин
Узбек
Киргиз

Инструкция

Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
ДА НЕТ
«+» «-»
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
5. Считаете, ли вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?
6. Любите ли вы читать книга о чем-то новом, еще неизвестном вам?
7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?
10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?
12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
13. Вы избрали свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?
14. Считаете ли вы, что 8 жизни важно уметь играть на музыгальных инструментах, рисовать и т. п.?
15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберете ли вы время, чтобы его навестить?
16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?
17. Любите ли вы читать научно-популярные книга?
18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?
19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?
20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?
21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?
23. Главное для вас - ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?
24. Считаете ли вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?
25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?
26. Как вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню, или нет?
27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?
28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?
29. Власть - это почетно и значимо или от нее больше хлопот и всяких неприятностей?
30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?
31. Приходило ли вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?
32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?
33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?
34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?
36. Хотели бы вы заняться фотографией?
37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
38. Чувство любви для вас - это первооснова жизни или нет?
39. Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»
40. Хотели бы вы «делать» политику?
41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам -вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»
42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?
43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?
44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?
45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
46. Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?
47. Часто ли вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?
48. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
49. Любите ли вы маленьких детей?
50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?
51. Хотите ли вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?
53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?
54. Вы человек решительный?
55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?
56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?
57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?
58. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
59. Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?
60. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
61. «Во всем хочется дойти до самой сути» - это про вас?
62. Вы хотели бы, чтобы ваши дета стали знаменитыми людьми?
63. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?
64. В общественной жизни пусть остается все как есть?
65. Общение - это лишь пустая трата времени?
66. Здоровье - это не самое главное в жизни, не так ли?
ИТОГ: Подсчитайте количество плюсов

БОЛЬШОЕ СПАСИБО

Анкеты для учащихся (выбор профессии)

  1. Анкета (для учащихся) Чтобы не ошибиться при выборе профессии

  2. Анкета для учащихся

  3. Анкета для старшеклассников

  4. Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя

  5. Опросник к выбору профессии

Анкета (для учащихся) Чтобы не ошибиться при выборе профессии
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной 23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное в деятельности?

Анкета для учащихся
1. Вы обсуждали с родителями вопрос своей будущей профессии?

2. Едины ли Ваши родители во взглядах на Вашу будущую профессию?

3. К какому профилю можно отнести Вашу будущую профессию?

4. Вы считаете, что для дальнейшего выбора Вашей будущей профессии важны и необходимы более глубокие знания по математике и информатике?

5. Вы хотите, обучаться в классе с профильным изучением математики и информатики?

6. Какая помощь школы необходима Вам для решения данного вопроса?
Анкета для старшеклассников

Анкета для старшеклассников


  1. Выбрали ли Вы уже для себя профессию?
Да нет думаю

(если да, то какую _______________________________________)

2. Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):

1.________________________ 6.______________________

2.________________________ 7.______________________

3.________________________ 8.______________________

4.________________________ 9.______________________

5.________________________10.______________________

Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя

Анкета для старшеклассников, выбравших профессию учителя.

1. Когда у Вас возникло желание стать учителем?

В 1-4 классах; в 5-7 классах; в 7-8 классах; в 10-11 классах.

2. Желание стать учителем пробудили у Вас:

Родители, учителя, друзья, родственники, литература, кино, театр, общественная работа?
3. Какая работа, в которой Вы принимали участие, способствовала Вашей подготовке к выбору профессии учителя?


  • Шефская работа,

  • Просветительская работа,

  • Занятия с отстающими учениками,

  • Работа консультантом по учебному предмету,

  • Выступление на уроках с докладами, проведение урока в школе.
4. Что Вас привлекло в деятельности Ваших учителей?

  • Отличное знание предмета,

  • Умение хорошо и интересно преподавать свои знания, умение строить воспитательную работу,

  • Умение устанавливать взаимоотношение с детьми,

  • Широкий кругозор,

  • Энергичность.
5. Что Вас огорчало в деятельности Ваших учителей?

  • Отсутствие любви к предмету,

  • Скучное преподавание изучаемого материала,

  • Неумение строить воспитательную работу,

  • Узость интересов,

  • Необъективность в оценке знаний,

  • Что еще?______________________
6. Что Вы цените в профессии учителя?

  • Возможность быть полезным людям,

  • Возможность заниматься любимым делом,

  • Возможность преподавать знания другим,

  • Возможность руководить людьми,

  • Возможность проявить свои способности,

  • Возможность для самосовершенствования,

  • Общение с детьми, молодежью,

  • Общение с широким кругом людей,

  • Творческий характер педагогического труда,

  • Авторитетность профессии в обществе,

  • Хорошая заработная плата,

  • Продолжительный летний отпуск.

  • Что еще? ______________________
Опросник к выбору профессии

Опросник к выбору профессии

Фамилия, имя_____________________________________________

Пол______________________ год рождения____________________

Школа______________________________ класс________________

Состав семьи:
Отец_____________________________________________(да, нет)

(где и кем работает или работал)

Мать _____________________________________________(да, нет)
Как я учусь:
а) отлично (преимущественно получаю «10-8»),
б) хорошо (почти не получаю «5» и ниже),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «4 и 3»),
г) плохо (часто получаю «2 и 1»).

Мои любимые предметы: ____________________________________

Нелюбимые учебные предметы: ______________________________
___________________________________________________________

Мои любимые занятия на досуге:
Чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.
___________________
Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса:
а) учиться (в школе, ссузе, ПТУ),
б) работать и учиться,
в) работать,
г) не знаю.

Если учиться в школе, то в каком классе хотел бы:
а) в общеобразовательном,
в специализированном по предмету (математическом, химико-биологическом, историческом, литературном… ______________)
в) профильном (педагогическом, медицинском, МЧС, классе менеджеров … _______________)

Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? _________
__________________________________________________________
Не выбрал(а) и почему?
Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии:
а) родители, б) родственники,
в) учителя, г) товарищи,
д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов,
ж) __________________________