СКР "Сметливый": описание, характеристики и интересные факты. Сторожевой корабль «Сметливый Корабль 870 черноморский флот сметливый

Минобороны России в воскресенье заявило, что экипаж российского сторожевого корабля «Сметливый», находившегося в 22 километрах от греческого острова Лемнос северной части Эгейского моря, предотвратил столкновение с турецким сейнером. Чтобы столкновения не произошло, сторожевик открыл предупредительный огонь по курсу движения турецкого судна.

«В 9.03 мск вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре сторожевому кораблю «Сметливый» с правого борта. Несмотря на многочисленные попытки «Сметливого», экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет.

При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие», — говорится в сообщении пресс-службы, размещенном на сайте Минобороны.

В сообщении отмечается также, что после стрельбы турецкое судно «резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо «Сметливого» на расстоянии 540 метров».

Турецкого военного атташе сразу же вызвали на аудиенцию к отвечающему за международные вопросы заместителю российского министра обороны Анатолию Антонову.

Напомним, что в Средиземном море на условиях ротации (замены) с 2013 года постоянно находится оперативное соединение кораблей ВМФ России. Оно насчитывает до 10 кораблей и судов обеспечения.

Впервые «Сметливый» нес службу в средиземноморской группировке РФ в период с 30 апреля по 16 сентября 2014 года. Сторожевой корабль «Сметливый» российского Черноморского флота является старейшим боевым кораблем в Военно-морском флоте РФ. Его закладка состоялась на заводе в украинском Николаеве в июне 1968 года. В состав Черноморского флота корабль был включен 21 октября 1969 года.

После прохождения модернизации «Сметливый» вооружили пусковыми установками с противокорабельными ракетами Х-35 «Уран», артиллерийской установкой АК-726 «Волна» с 16 ракетами, торпедным аппаратом на пять торпед и двумя реактивными бомбометами РБУ-1000.

В период несения боевой службы сторожевик неоднократно принимал участие в международных учениях в разных морях и океанах. Кроме того, в августе 2008 года участвовал в вооруженном конфликте в Южной Осетии. В 2012-2013 годах был размещен у берегов Сирии. В настоящее время «Сметливый» вместе с флагманом Черноморского флота ракетным крейсером «Москва» и сторожевыми кораблями «Ладный» и «Пытливый» находится в составе ротационной группы кораблей Черноморского флота в Средиземноморье, где с 30 сентября по 7 октября также участвовал в учениях близ берегов Сирии.

Как сообщает со ссылкой на военно-дипломатический источник: «Оперативная группировка кораблей и судов обеспечения ВМФ России за последние несколько недель увеличена до 15 вымпелов в связи с обострением ситуации в данном регионе».

Провокация и беда с коммуникацией

Напряженность в отношениях между Россией и Турцией возникла после атаки 24 ноября турецким истребителем F-16 российского бомбардировщика Су-24, якобы нарушившего турецкое воздушное пространство, залетев с территории Сирии. разорвало все взаимоотношения с турецкими коллегами. Президент России Владимир Путин требует от главы Турции Реджепа Тайипа а извинений в связи с подбитием российского самолета, но Эрдоган отказывается.

Проводя в пятницу, 11 декабря, итоговую годовую коллегию военного ведомства, Путин предостерег всех, кто пытается устраивать провокации против российских военных.

«Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению», — заявил президент России.

Как пояснил «Газете.Ru» бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений , произошедший в Эгейском море инцидент не должен стать поводом для закрытия Турцией проливов Босфор и Дарданеллы для российских кораблей. Прохождение военных кораблей через проливы ограничивается принятой в Швейцарии в 1936 году конвенцией Монтрё. За ее выполнением следит Турция.

«Закрытие проливов - это очень серьезная вещь. Чтобы закрыть проливы по конвенции Монтрё, есть положение о том, что Турция должна находиться в состоянии войны или испытывать военную угрозу с нашей стороны», — пояснил Бужинский.

Собеседник «Газеты.Ru» не исключает, что произошедшее между турецким кораблем и российским фрегатом «Сметливый» — это провокация или проверка со стороны Турции после жесткого заявления о том, что будет уничтожаться все, что может быть опасно для российской военной группировки.

«Возможна и провокация. Идет игра нервов между Путиным и Эрдоганом. Путин сказал жестко действовать, а Эрдоган понял, что это адресовано не сирийцами и не американцам, а туркам. Может быть, решил спровоцировать и проверить «на вшивость», — отметил эксперт.

Бужинский не исключает, что приближение турецкого корабля к российскому вызвано тем, что «турки решили, что российский корабль находился в их территориальных водах», так как Турция некоторые греческие острова считает своими. Кроме того, отметил генерал-лейтенант, турецкие военные всегда имели проблемы с коммуникацией. Он напомнил, что в 1974 году при высадке на Кипр турки сами потопили свой эсминец.

«С коммуникацией было напряженно - они через Анкару связывались, чтобы определить, чей это корабль, а пока связывались - турецкий самолет подбил этот турецкий эсминец», — рассказал Бужинский, отметив, что в воскресном инциденте также могла иметь место проблема с коммуникацией, и не только между турецким и российским кораблем, но непосредственно самих турецких военных.

Тем временем турецкие СМИ уже начали нагнетать обстановку вокруг российских кораблей в Средиземноморье (в частности крейсера «Москва»), участия в обстреле боевиков запрещенной в России и многих странах мира с новой подлодки «Ростов-на-Дону» крылатыми ракетами, а также размещения семи российских вертолетов на аэродроме Эребуни в Армении (входит в состав российской базы Гюмри).

Программа «События» начинает серию репортажей из Севастополя, где находится очередной подшефный Свердловской области – это сторожевой корабль «Сметливый». Соглашение о шефской помощи Александр Мишарин подписал с командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Александром Федотенковым.

От самого Севастополя до бухты, где стоит сторожевой корабль «Сметливый», на катере 15 минут ходу. Вот мы и в Голландии – бухте, названной так по аналогии с бухтой в Петербурге. В XIX веке здесь были склады леса для ремонта кораблей. Работавшие на них матросы-кронштадтцы по привычке сохранили петербургское название.

Это – флагман Черноморского флота, большой противолодочный крейсер «Москва». Рядом – наш подшефный с бортовым номером 810. Корабль этот уникальный. Сторожевой корабль «Сметливый» – последний из серии так называемых «поющих фрегатов». Здесь в качестве силовой установки используются газовые турбины. Когда корабль идёт, они издают мелодичный свист.

Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Корабль был спущен на воду в 1969 году и сначала назывался «Большой противолодочный». В 90-е, когда другие суда этой серии резали на металлолом, «Сметливый» или, как его называют сами моряки, «СмЕтливый», был модернизирован и стал сторожевым.

Николай Гребнев, помощник командира по работе с личным составом: «На модернизированный корабль был установлен противокорабельный ракетный комплекс "Уран" плюс новое радиолокационное вооружение. Он стал уже по сути универсальным в плане вооружения – это означает ведение боевых действий с подводными лодками, надводными кораблями и воздушными летательными аппаратами» .

К тому же у судна – четыре двигателя по 20 тысяч лошадиных сил. При длине 137 метров корабль «бегает» со скоростью 32 узла, или 64 километра в час – средняя скорость движения автомобиля по городу. Во время недавних российско-итальянских учений в Ионическом море он даже обогнал «итальянцев». Тогда совместно с итальянцами наши моряки захватили корабль условных террористов.

Сергей Малачлы, командир электромеханической боевой части: «Было дело, гонялись с итальянцами, американцами, корабль им не уступает» .

Говорит представитель итальянских ВВС: «По традиции, когда в любой стране встречаются два моряка, они становятся друзьями. Мы имеем одинаковую форму, думаем в одинаковой манере. Наши цели и задачи – защищать рубежи родины и взаимодействовать друг с другом» .

«Сметливый» – один из лучших кораблей Черноморского флота. Только что он вернулся с боевых стрельб. Простояв в порту Севастополя всего несколько дней, корабль снова уходит в трёхнедельный поход – на охрану южных рубежей России. В составе команды четверо уральцев – двое призывников и двое контрактников. О том, как служат «наши» на Черном море – в следующем репортаже из Севастополя в программе «События».

Екатерина Хожателева

Корабль «Сметливый» - единственное действующее судно отечественного флота из всех разработок проекта 61. Для Советского Союза «шестьдесят первые» считались действительно революционными изделиями среди существующих БПК. Отличительной особенностью этих кораблей была многорежимная газотурбинная установка. На флоте «шестьдесят первые» были окрещены поющими фрегатами за мелодичное посвистывание газовых турбин и изящность силуэта. Для проекта 61 были своего рода визитной карточкой.

Краткая история

СКР был построен в Николаеве и 25 сентября 1969 года пополнил флотилию. С тех пор корабль «Сметливый» принимал участие в многочисленных учениях, вооруженном конфликте, перевозил мощи Андрея Первозванного и был задействован еще во многих других мероприятиях. Несмотря на свой возраст, СКР все-таки есть чем огрызнуться. На борту корабля установлены восемь пусковых контейнеров ракетного противокорабельного комплекса «Уран».

В 2015 году 18 сентября СКР «Сметливый», несущий номер «810» на борту, после ремонта на тринадцатом судоремонтном заводе находился в составе 30-й дивизии Черноморского флота. Группа вышла в Средиземное море на боевую службу из Севастополя.

С началом проведения в Сирии операции российских ВКС в составе флотилии, возглавляемой крейсером «Москва» и сторожевиками «Пытливый» и «Ладный», противолодочный корабль «Сметливый» участвовал в учениях у сирийских берегов, переросших в патрулирование между Сирией и Кипром. Группа обеспечивала ПВО Латакии и Тартуса с приморского направления. Также осуществлялся конвой кораблей «Сирийского экспресса».

Мощи Андрея Первозванного

Сторожевой корабль "Сметливый" принял участие в международном мероприятии. И зашел в греческие порты Лафкада и Корфу. Во время захода в порт Патры 22 сентября митрополит Патрский передал ковчег с мощами Андрея Первозванного в качестве подарка Черноморскому Флоту. По заказу Фонда для сохранения священной реликвии изготовлен ковчег, который находится в Севастопольском храме Архистратига Михаила. Этому способствовал командующий Флотом адмирал Александр Витко. После проведения мероприятий корабль продолжил выполнение задач в Средиземном море в составе соединения ВМФ России.

Современное вооружение

Российские корабли проекта 1155 были оснащены современным вооружением. Глубокая модернизация целесообразной не была, но до сих пор постепенно проводится дальнейшее совершенствование. Основным направлением модернизации является оснащение современным вооружением. Обновленные корабли способны прослужить еще более десяти лет после ремонта.

Сегодня в состав ВМФ входят восемь больших судов проекта 1155 и одно построенное по усовершенствованной программе 1155.1. Не считая последнего, корабли такого типа оснащены противолодочными комплексами и ЗРК без крылатых ракет, поражающих береговые и надводные цели.

Российско-турецкие отношения

Утром 13 декабря произошли очередные события, способствовавшие формированию сегодняшних российско-турецких отношений. Корабль Черноморского Флота «Сметливый», стоящий на якоре возле побережья острова Лемнос на расстоянии двенадцати был вынужден сделать предупредительный выстрел по направлению движения турецкого сейнера «Балик Гечицилер Чилик», чтобы избежать столкновения. Это событие усилило напряженность в межгосударственных отношениях, возникшее 24 ноября 2015 года после атаки нашего бомбардировщика Су-24 в Сирии.

Теоретически СКР имел возможность в течение десяти минут запустить газотурбинную установку и двинуться вперед. Но, по словам Минобороны, якорь был на дне в это время. Если при этом корабль находился в боевой готовности, то снять с якоря его можно было только в течение 15-20 минут. Наш СКР явно не имел возможности дать ход или сняться с якоря, чтобы столкновения не произошло. Сейнер на своей обычной скорости доплыл бы до противолодочного корабля всего за три минуты.

Предупредительный выстрел

Не имея никакой возможности уйти с курса турецкого судна самостоятельно, командиры корабля «Сметливый» предприняли попытку привлечь внимание. Подавались сообщения по радио, визуальное оповещение световым семафором, а также Сейнер не отзывался, несмотря на приложенные усилия экипажа СКР.

Избежать столкновения не удавалось. Сейнер не сходил со своего курса. В сложившейся ситуации командиры корабля приказали сделать предупредительный выстрел. В соответствии с приказом по направлению движения сейнера с шестисот метров несколько раз были произведены выстрелы автомата Калашникова и пулемета.

Турецкое судно резко изменило направление движения, а затем просто ушло с места происшествия. «Сметливый» доложил немедленно на борт флагмана «Москва». Крейсер ретранслировал сообщение в столицу РФ.

Возможные причины

После ознакомления со всей имеющейся информацией будет целесообразным поинтересоваться причинами, побудившими сейнер к таким рискованным действиям. Поскольку мотивация турецких рыбаков остается неизвестной, можно только строить предположения. Остается просто перечислить некоторые возможные причины. Одной из них может оказаться банальное отсутствие профессионализма членов экипажа рыболовецкого судна.

Возможно, причина кроется в стремлении турецкой стороны столкнуть сторожевой корабль «Сметливый» с сейнером. Это происшествие можно будет использовать в качестве повода перекрыть проливы для движения наших судов. Также не исключается возможность связи данного события с проведением турецкими спецслужбами своих операций. Дело в том, что рыболовецкий сейнер довольно часто был замечен возле военных причалов НАТО в средиземноморье.

Показания военных моряков свидетельствуют о том, что на борту турецкой лодки находилось много радиоэлектронного оборудования. Это не является нормальным для Также не исключено, что к усилению напряженности между Россией и Турцией приложила руку третья сторона. Пролить свет на реальные причины этого события можно будет только после проведения соответствующего расследования.

Не в первый раз

Российские корабли уже неоднократно становились участниками конфликтных ситуаций с турецкими судами. Так, в 1985 году 25 сентября Р325 под турецким флагом стал препятствовать маневрированию советского учебного судна 1 ранга «Хасан» во время прохода через Учебный корабль в итоге протаранил катер и разрезал его на две части. Носовая часть Р325 опрокинулась и 5 членов экипажа погибли. Местные власти задержали корабль «Хасан» до выяснения обстоятельств, вина командования турецкого катера была доказана очень быстро.

Однажды нашу подводную лодку на обратном пути похода чуть не протаранил буксир, умудрившийся выскочить на фарватер военных судов не в самое подходящее время. Причиной тому для капитана послужила необходимость отлучиться в гальюн, а его помощнику в этот момент как раз нужно было сходить за сигаретами. Стажер остался у штурвала. Курс ему указали, но не сказали, как долго нужно по нему идти. Стажер и шел точно по указанному направлению, пока чуть не протаранил борт субмарины.

Бывало и хуже

Если рассматривать историю Черноморского Флота, происшествие у Лемноса нельзя назвать чем-то неординарным. Случались события посерьезнее тех, в которых участвовал сторожевой корабль «Сметливый». Состояние членов экипажа и морально психологическая обстановка на борту после случившегося, естественно, в полном порядке.

Происшествие отнюдь не уникально. При этом не исключается, что корабль «Сметливый» мог бы быть утерян в результате очередной попытки Турции «ответить» России за препятствие поставок нефти с территории Сирии, захваченной террористами ИГИЛ. Данное происшествие только усугубит наши отношения. Трудно понять причины такого поведения турецкой стороны. Возможно, дальнейшее развитие событий прольет свет на многие вопросы.

Заключение

Противолодочный корабль «Сметливый» является последней действующей разработкой советского проекта 61. Конструкторы сделали все возможное, чтобы подготовить СКР к несению службы в современных условиях. Для этого на борту установлено новое вооружение. Постепенно проводится дальнейшая частичная модернизация сторожевого корабля с бортовым номером 810. Конструкторы не видят необходимости полной замены деталей. Многие устаревшие комплектующие нормально функционируют. Корабль оснащен современной радиоаппаратурой и прекрасно показывает себя, даже в сравнении с некоторыми новыми моделями фрегатов.

Сторожевой корабль «Сметливый» первоначально был построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара, город Николаев, Украина, как большой противолодочный корабль проекта 61М (заводской № 1710). Закладка состоялась 15 июля 1966 года. 26 августа 1967 года был спущен на воду. 25 сентября 1969 года вступил в строй. 21 октября 1969 года введен в состав Черноморского флота.

Основные характеристики: Водоизмещение 4460 тонн. Длина 144 метра, ширина 15,8 метра, осадка 4,57 метра. Скорость полного хода 39 узлов. Дальность плавания 4000 миль при 20 узлах. Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии). Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.

Вооружение до модернизации:

2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000.

Вооружение после модернизации:

2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 «Уран», 1х2 76-мм артустановка АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000.

В 1970-х годах посетил с визитом Сирию, Югославию, Болгарию, в 1980 году – Тунис.

С 1990 по 1995 год находился на модернизации, в результате которой был модернизирован по новому проекту 01090.

Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.

Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран», демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.

В настоящий момент «Сметливый», бортовой номер 810, переклассифицирован в СКР, используется во всех боевых службах Черноморского флота.

В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.

В 2006 году корабль прошёл плановый ремонт в Новороссийске на судоремонтном заводе.

В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.

В период 30 октября по 19 ноября.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море.

С 01 апреля по 31 мая 2012 года нёс боевую службу в Средиземном море с заходом в порт Тартус (Сирия).

В октябре 2012 года нес боевую службу в Средиземном море.

С 08 по 10 ноября 2012 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2012» в Средиземном море.

12 сентября 2013 года вышел из Севастополя для выполнения задач в акватории Средиземного моря. С 05 по 09 ноября 2013 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2013» в Средиземном море. После этого продолжит выполнение задач в составе группировки ВМФ России в Средиземном море.

08 февраля 2014 года СКР вернулся в Севастополь после дальнего похода, в котором пробыл пять месяцев.

14 сентября 2015 года к сдаче элементов задачи К-2. 18 сентября и взял курс на Средиземное море. 22 сентября в греческий порт Патры где состоялась церемония передачи частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного. 05 октября в составе корабельных ударных групп по морским и воздушным целям из зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. 13 декабря экипаж корабля, находившийся в 22 км от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря, столкновение с турецким сейнером. 27 декабря вернулся в акваторию Черного моря. 28 декабря под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.

06 марта 2016 года корабль под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева из Севастополя и взял курс на черноморские проливы, которые 07 марта. По сообщению от 25 октября в соответствии с планом боевой подготовки в морском полигоне в акватории Черного моря зенитную ракетную стрельбу по имитатору воздушной цели. 28 октября из Севастополя в Средиземное море, взяв курс на греческий порт Пирей, где примет участие в мероприятиях Года России в Греции, которые пройдут с 31 октября по 01 ноября в Афинах и Пирее. 02 октября, после завершения мероприятий делового захода, греческий порт Пирей. В соответствии с планом похода экипаж корабля продолжит выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. 06 марта 2017 года в Севастополь, завершив выполнение задач в Средиземном море. По сообщению от 20 мая в полигоне боевой подготовки плановое одиночное учение по отражению атаки средств воздушного нападения противника. По сообщению от 22 мая к выполнению задач планового перехода из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 23 мая в Средиземном море в отработке проведения конвойной операции. По сообщению от 27 мая ракетную стрельбу комплексом «Волна» по воздушной мишени. Позднее «Сметливый» совместно с фрегатами и поразил огнем корабельной артиллерии морскую цель. Также корабли отработали атаку условной подводной лодки с выполнением стрельб реактивными глубинными бомбами. 03 июня, завершив выполнение задач в Средиземном море, на Главную базу ЧФ - Севастополь.

По сообщению от 26 февраля 2018 года артиллерийские стрельбы в морских полигонах Чёрного моря. По сообщению от 21 апреля совершает плановый из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 22 августа выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс на Севастополь.

Корабли проекта 01090 создавались для обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота и дальней и ближней морских зонах, патрулирования в заданных районах морей и океанов, обеспечения конвойных и десантных операций сил флота. Корабли проекта 61 стали этапными для отечественного ВМФ благодаря применению всережимной газотурбинной установки, управляемого ракетного вооружения и насыщенности кораблей радиоэлектронным оборудованием. При проведении модернизаций их боевые возможности значительно возросли и они стали универсальными кораблями. В течении трёх десятилетий они были «лицом» океанского ракетно-ядерного ВМФ СССР. «Сметливый» является последним действующим кораблём этого проекта в составе ВМФ РФ. Он является старейшим боевым кораблём в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1969 г.


Корабли проекта 1135 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Этот проект стал основным типом сторожевого корабля ВМФ СССР. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Ладный» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1980 г.

Корабли проекта 1135М являются дальнейшим развитием проекта 1135. Они получили более мощное вооружение и новую ГАС. СКР предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней морской и океанской зоне, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Пытливый» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1981 г.

Подводные лодки проекта 877В предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действий на коммуникациях, проведения минных постановок. Являются самыми совершенными неатомными ПЛ отечественного флота благодаря решению вопросов энерговооружённости, обеспечения скрытности на всех режимах работы ГЭУ, повышения эффективности вооружения и радиоэлектронного оборудования. «АЛРОСА» вместо гребного винта оборудована водомётным движителем, что делает её самой малошумной среди всех ПЛ проекта. В НАТО их называют «чёрная дыра» из-за малой шумности и низкого уровня акустического поля подлодок.
В составе флота с 1990 г.

Подводные лодки проекта 641Б являются дальнейшим развитием проекта 641. Они отличаются улучшенной мореходностью, более совершенными аккумуляторными батареями, новым радиоэлектронным оборудованием. Подводные лодки проекта 641Б предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действия на коммуникациях, проведения минных постановок и патрулирования в заданных районах. «Б-380» является последней действующей субмариной этого проекта.
В составе флота с 1983 г.
NB: В некоторых источниках указывается, что лодка получила название «Святой князь Георгий». С 2004 г. находится в ремонте в Севастополе, но в настоящее время все работы на ней приостановлены.

Десантные корабли проекта 1171 предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспортов вооружения в дальней и ближней морских зонах.
«Николай Фильченков» (1975 годl, бортовой номер 152),
БДК-65 «Саратов» (1966 год, бортовой номер 150),
БДК-69 «Орск» (1968 год, бортовой номер 148).

Десантные корабли проекта 775-II являются дальнейшим развитием проекта 775. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе Черноморского флота:
«Цезарь Куников» (1986 г., бортовой номер 158),
«Новочеркасск» (1987 г., бортовой номер 142),
«Ямал» (1988 г., бортовой номер 156).

Десантные корабли проекта 775-III является дальнейшим развитием проекта 775. Он получил новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе флота с 1990 г.

Ракетные корабли проекта 1239 уникальны по своей конструкции - они являются катамаранами из алюминиево-магниевого сплава с аэростатической воздушной разгрузкой (воздушной каверной). В качестве ГЭУ они получили дизель-газотурбинную установку в виде двух раздельных двигательно-движительных установок с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Ракетные корабли имеют мощное ударное и оборонительное вооружение и совершенное радиоэлектронное оборудование. Их задача - уничтожение крупных надводных кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне. Они не имеют аналогов ни в одном флоте мира.
В составе Черноморского флота:
«Бора» (1991 г., бортовой номер 615),
«Самум» (2000 г., бортовой номер 616).