Театральная площадь. Смотреть что такое "Площадь Свердлова" в других словарях

Сталинское метро. Исторический путеводитель Зиновьев Александр Николаевич

Площадь Свердлова (ныне Театральная)

Станция Площадь Свердлова открылась на Горьковском радиусе 11 сентября 1938 года. Проект станции создал известный архитектор И.А.Фомин. Но автор станции не успел увидеть своё детище - Фомин скончался 12 июня 1936 года, станцию достраивал его ученик Л.М.Поляков. Название станции дано по имени площади, под которой она расположена. Несмотря на то, что имя Свердлова давало направление на революционное художественное оформление, Фомин правильно трактовал близость с Большим и Малым театрами - станция получилась именно «театральной», но такое название она получит только в 1990 году, когда переименуют саму площадь.

Собственного наземного вестибюля у станции нет, а есть совмещенный павильон (арх. А.Душкин), через который осуществляется вход и на Площадь Революции. Надо отметить, что интерьер этого зала не отличается особым архитектурным богатством по причине его предполагаемой «временности» (см. Вторая очередь: Площадь Революции). Второй выход совмещен с вестибюлем станции Охотный ряд.

Спустившись на станцию, пассажир видит перед собой просторный зал, выполненный в классическом стиле. Почти у краев пилонов установлены каннеллированные полуколонны из белого мрамора. В нишах, между колонн, установлены мраморные скамьи, над которыми закреплены небольшие, почти домашние бра. Это добавляет станции долю интимности. Над бра расположены бронзовые вентиляционные решетки. Свод центрального зала станции художественно кессонирован: в ромбовидных кассетах, в близлежащем к пилонам ряду, вставлены фарфоровые фигурки-рельефы работы скульптора Н.Я.Данько. Фигурки изображают мужчин и женщин народов СССР в национальных одеждах, кто-то танцует, а кто-то играет на национальном музыкальном инструменте. Изначально планировалось сделать изображения спортсменов (видимо, повлияли парады физкультурников, любимые Сталиным), но близость к театрам заставила поменять тему. Между фигурками людей в кессонах расположены венки из фруктов. Они также дублируются в верхних рядах кессонов. Пол центрального зала, как и всех других станций того времени, был облицован мраморными плитами белого и черного цветов в шахматном порядке. Со временем мрамор был заменен гранитными плитами аналогичной расцветки. Боковые залы оформлены в одинаковом стиле с центральным: те же скамейки и бра, исключение составляет оформление свода - грубые квадратные кессоны без украшений. Потолки проходов между пилонов обработаны такими же кессонами. Различие в обработке свода дает противопоставление между камерным центральным залом с его фарфоровыми фигурками и функциональными боковыми залами. Залы освещаются с помощью круглых люстр с матовым стеклом.

Площадь Свердлова после открытия стала главной пересадочной станцией: через совмещенные вестибюли она стала связывать Горьковский радиус со всеми открытыми на тот момент линиями: Арбатско-Покровской и Кировско-Фрунзенской. Однако метод пересадки через совмещенный вестибюль не оправдал надежд - стали выстраиваться длинные очереди, стало необходимо строить отдельные переходы. Строительство началось во время войны (!) и уже 30 декабря 1944 года был открыт переход, ведущий с Охотного Ряда в центр зала Площади Свердлова (арх. И.Таранов, Н.Быкова). Две пары эскалаторов из центра зала станции Охотный Ряд спускали пассажиров в аванзал. Во время спуска напротив пассажиров возникал барельеф И.В.Сталина работы В.И.Мухиной. Потолок аванзала украшен лепниной, а мраморную стену раньше украшала большая надпись «Переход между станциями Охотный Ряд - Пл. Свердлова. Сооружен в 1944 г., в дни Отечественной Войны». Переход на всем протяжении оформлен лепными арками, внося разнообразие в монотонность свода. Освещение производится с помощью настенных бра. Около спуска на станцию Площадь Свердлова имелась арка, оформленная металлической решеткой с растительным орнаментом. Среди растений было две вставки с изображением балерин, симметричных относительно центрального медальона. Вероятно, этот медальон предназначался под профиль Сталина. Ныне этой решетки нет, она демонтирована в ходе постройки гермозатвора. На боковых стенах у лестниц имеется также две решетки, на которых имеются рельефы с изображением двух великих композиторов - Глинки и Чайковского. На стенах, напротив лестниц, расположены барельефы на тему парного балетного танца. Спустя некоторое время одну из трех лестниц разобрали, поэтому один барельеф стал недоступен для обзора.

Cт. Площадь Свердлова. Фарфоровые рельефы в кессонах у основания свода центрального зала

В настоящее время движение по переходу осуществляется в противоположном направлении, поэтому, чтобы увидеть эти барельефы надо при переходе на Охотный Ряд обернуться назад. Автором всех рельефов перехода является Е.А.Янсон-Манизер.

9 мая 1946 года, на годовщину Победы, был открыт для пассажиров другой прямой переход - со станции Пл. Революции на станцию Пл. Свердлова. Архитектура перехода посвящена теме Победы (автор Н.Андриканис). Барельефы над арками прославляют оружие. На барельефе над глухой аркой в начале перехода слова Сталина «Наше дело правое - мы победили». Фамилия вождя ныне стерта. Арка слева украшена орденом «Победа» и лавровыми листьями. Весь переход богато украшен лепниной. В центре каждой лепной розетки раньше были подвешены люстры, ныне они утрачены. Стены облицованы рельефной керамической плиткой сложной формы. На стенах закреплены металлические вставки. Переход зрительно делится с помощью арок, кессоны которых украшают лепные цветы. В конце перехода расположена арка, украшенная барельефом с датой открытия «1946».

В 1974 году были построены дублирующие переходы: между центром зала Пл. Свердлова и торцом Пл. Революции, и между северным торцевым залом Пл. Свердлова (там был установлен бюст Я.М.Свердлова работы А.П.Шлыкова) и Охотным рядом. Новые переходы заметно отличались своим лаконизмом по сравнению со старыми. Таким образом, после открытия вторых коридоров пассажиры стали переходить со станции Пл. Свердлова из центра зала, а приходить на нее - через торцевые аванзалы.

5 ноября 1990 года станция получила свое современное название - Театральная. По оформлению и по расположению относительно поверхности - оно было самое точное.

Ст. Площадь Свердлова. Барельефы на театральную тему в переходе на ст. Охотный Ряд

Ст. Площадь Свердлова. Переход от станции Охотный ряд на станцию Площадь Свердлова. (ЦАЭИАДМ,

Утраты станции

1. Форма плафонов бра на станции. Старые плафоны в виде рожка были заменены на шарообразные.

2. Два барельефа И.В.Сталина в переходе с Охотного Ряда.

3. Лепная арка в переходе с Охотного Ряда с изображением балерин. Демонтирована из-за установки гермозатвора.

4. Один из барельефов с изображением танца в переходе с Охотного Ряда стал недоступен для обзора.

5. Памятная надпись о сооружении перехода с Охотного Ряда. Утрачена при устройстве второго перехода в 1974 году.

6. Бюст Я.М.Свердлова из северного торцевого аванзала станции. Остался постамент.

7. Фамилия Сталина на барельефе в переходе с Площади Революции.

8. Оригинальные люстры в переходе с Площади Революции.

9. Мраморный пол центрального зала заменили на гранитный аналогичного цвета.

Из книги Москва и москвичи автора

Театральная площадь Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов - то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Театральная площадь по праву считается одним из старейших градостроительных объектов Петербурга. Возникновение ее относится к тридцатым годам XVIII века. С постройки Большого театра, открытого в 1783 году, начал складываться классицистический облик

Из книги Крушение мировой революции. Брестский мир автора Фельштинский Юрий Георгиевич

Из доклада Свердлова на собрании партийного актива Нижегородской организации о Седьмом съезде партии 23 марта 1918 г. Тов. Свердлов говорит, что он не намерен делать доклад ни о текущем моменте, ни о съезде и ни по другим каким-либо вопросам дня, но для него важно выяснить

Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полдень: Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади автора Горбаневская Наталья

Вместо послесловия «Можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь» («Русская мысль» №3479, 25 августа 1983)Пятнадцать лет спустя – что нового могла бы я рассказать о демонстрации? Даже для того, чтобы сейчас восстановить ее точную картину, мне пришлось бы обратиться к мною

Из книги Еврейский вопрос Ленину автора Петровский-Штерн Йоханан

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Театральный проезд и Театральная площадь Возрождение исконных московских названий избавляет нас от затруднений в поиске отходящего от Лубянской площади Театрального проезда. Еще совсем недавно эта небольшая, но оживленная городская артерия, пролегающая здесь с XV в.,

Из книги Реабилитация: как это было Март 1953 - февраль 1956гг. автора Артизов А Н

№ 9 ПИСЬМО А.Я.СВЕРДЛОВА Г.М.МАЛЕНКОВУ 25 августа 1953 г.Дорогой Георгий Максимилианович!Я вынужден обратиться к Вам, к руководству партии с просьбой разрешить вопрос обо мне, определить мое место в жизни, потому что совершенно незаслуженно и необоснованно я выведен из

Из книги Отечественные спецслужбы и Красная армия. 1917-1921 автора Войтиков Сергей Сергеевич

Глава 1. «В МАТЕРИАЛАХ… Я.М. СВЕРДЛОВА, В.И. ЛЕНИНА, Л.Д. ТРОЦКОГО»: ОПЕРОД НАРКОМВОЕНА НА ЗАЩИТЕ РЕВОЛЮЦИИ Октябрь 1917 г. стал рубежом в отечественной истории. Основным театром его стал Петроград, но и в Москве революционные события разворачивались до крайности бурно. Из

Из книги Большой театр автора Зарубин Валерий Ильич

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ Здание Большого Петровского театра, «удивительное огромностью, прекрасное соразмерностью частей и изящное по своей отделке...», венчало Театральную площадь Москвы. Восторгаясь его величием и красотой, 19-летний юнкер лейб-гвардии гусарского полка

Из книги Москва и москвичи автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Театральная площадь Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

Площадь Свердлова - центральная площадь Москвы. Название свое она получила в 1919 г. в память Я. М. Свердлова. До этого с 1829 г. она называлась Театральной, по стоящим на ней до сего времени театрам, а еще раньше - Петровской, по проходящей мимо улице Петровке.

В XV в. местность, занимаемая площадью, была полупустынной. Там, где сейчас стоит здание Малого театра, текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая наискось площадь. По правому берегу реки шла дорога из Петровского монастыря к Кремлю - позже Петровская улица. Во время наводнений и больших дождей река разливалась, особенно по правому, низкому, берегу и затапливала почти всю площадь. Когда от Пушечного двора к западу через Неглинную был переброшен деревянный мост, то он тянулся через всю площадь до Пушкинской улицы на 120 саженей (256 м). Очевидно, вне моста здесь большую часть года нельзя было ни пройти, ни проехать. Мост в 1488 г. назывался Петровским.

В 151б г. в южной части площади был выкопан большой пруд и построена плотина, преграждавшая реку Неглинную. Пруд через подземный тоннель питал водой крепостной ров на Красной площади. За прудом проходила с 1538 г. крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые из Китай-города ходили к пруду за водой. В 1647 г. эти ворота были уже заложены.

В начале XVII в. на площадь, между современными старым фонтаном и сквером перед Большим театром, шли от Охотного ряда параллельно изгибу реки Неглинной Мучной и Житный ряды. Между рядами с Петровки до Тверской улицы проходила Петровская улица. За рекой Неглинной, к югу от Петровского моста, стояли две деревянные бани с журавцами, подававшими воду из реки.

Северная сторона площади в XVII в. была занята дворами знати, среди которых, против входа в современный Детский театр, стояла каменная церковь Спаса в Копье. Через ее двор шел узкий переулочек из современного Копьевского переулка на Петровскую улицу. Все дворы были застроены деревянными зданиями.

При устройстве в 1707-1708 гг. укреплений вдоль Китайгородской стены земляной вал с большим бастионом пришелся на месте современного здания гостиницы «Метрополь», а по рву впереди вала пустили реку Неглинную.

В 1737 г. все деревянные здания и лавки в рядах сгорели. На их месте к середине XVIII в. возникли большие дворы знати. Двор между современной Пушкинской улицей и площадью Свердлова принадлежал князьям Черкасским. Восточнее - на современной площади - были дворы князей Туркестановых и Голицыных. Против Малого театра на площади - дворы князя Сибирского. На месте современного сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало» с ледником, мимо которого шла с севера улица Петровка от современного ее начала в Охотный ряд, по диагонали современного сквера перед Большим театром. Южнее кабака проходил из Охотного ряда в Театральный проезд переулок. На месте, где сейчас Стереокино, находились каменные «архитекторские покои князя Ухтомского» - школа для подготовки архитекторских учеников. Она была выведена сюда из Кремля в 1752 г.

Д. В. Ухтомский был не только крупнейшим зодчим Москвы середины XVIII в., но и даровитым педагогом. Его архитектурная школа (первая в России), основанная им еще до создания Академии художеств, оказала большое влияние на развитие архитектурного образования в стране. В ней учились такие выдающиеся зодчие, как М. Ф. Казаков, А. ф. Кокоринов, И. Е. Старов. Рядом со школой Д. В. Ухтомского, к востоку, стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной. Восточнее этого двора находились деревянные бани с большим колодцем.

Перед банями стояла маленькая деревянная лавка, в которой продавали горячие блины,- «блиння».

В 1770-х годах дом князя Голицына принадлежал уже князю Лобанову-Ростовскому. Дом был каменный и имел три этажа. В пожар 1773 г. он сгорел и не восстанавливался. В 1776 г. его купили князь П. В. Урусов и англичанин Медокс, отремонтировали, и в 1780 г. Медокс открыл здесь общедоступный Петровский театр; позже он пристроил с южной стороны зал «для танцев и машкерадов». В 1805 г. театр сгорел.

С. П. Жихарев отмечает в своих «Записках»: «Многие находятся в полном убеждении, что театр сгорел оттого, что в воскресенье назначено было представление "Русалки", в которой столько чертовщины...»

В 1789-1791 гг. река Неглинная была переведена в специально вырытый канал на современной Неглинной улице, а старое русло было засыпано. Пруд реки Неглинной был спущен еще в 1785 г.; на его месте в XIX в. устроили овальный бассейн, облицованный каменными плитами.

В пожар 1812 г. все здания на площади сгорели и не восстанавливались. В 1817-1821 гг. на месте дворов, церкви Спаса в Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в ее современных очертаниях. Реку Неглинную в 1817-1819 гг. заключили в подземную трубу. При сносе в 1819-1823 гг. находившихся возле Китайгородской стены и на месте гостиницы «Метрополь» земляных бастионов площадь была значительно подсыпана и выровнена. На месте театра Медокса к 1824 г. был построен архитектором О. И. Бове, по творчески переработанному им проекту академика А. А. Михайлова 2-го, казенный Большой театр (открыт 6 янв. 1825 г.). В том же году и тем же архитектором был выстроен на земле и на средства В. В. Варгина Малый театр (открыт 14 окт. 1824 г.), сдававшийся в аренду театральной дирекции и только в 1830 г. приобретенный ею в казну. На площади, по сторонам проезда в Охотный ряд, уже в 1820-х годах стояли двухэтажные каменные дома: на северном углу - К. М. Полторацкого, на южном - Сенатской типографии. Первый был построен в 1821 г., последний - в 1818-1821 гг. по проекту архитектора Г. Н. Матвеева. В 1830-х годах их обязали сделать свои дома по фасаду подобными Малому театру.

В 1841 г. Малый театр был несколько перестроен архитектором К. А. Тоном: в северной части дома им прибавлен выступ, подобный угловому с Театральным проездом.

Здание Малого театра дает наглядное представление о характере застройки площади Свердлова в 1840-х годах, когда она получила строго симметричный архитектурный ансамбль.

В центре площади находился незамещенный «плац-парад» для смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на столбиках; на всех четырех его сторонах горели масляные фонари.

К югу от «плац-парада» с 1835 г. находился фонтан мытищинской воды, которую до 1890-х годов доставляли москвичам водовозы и водоносы. Фонтан был украшен скульптурой И. П. Витали и в таком виде сохранился до нашего времени, хотя давно уже перестал выполнять первоначальную свою функцию.

У Китайгородской стены стояли деревянные лавочки, в которых продавали цветы, деревья-саженцы, семена и т, п. В 1851 г. лавки были переведены на Трубную площадь.

Зимой возле театров ставились «печи ради проходящих и ночных сторожей», с железными крышами. У этих печей грелись и прохожие, и кучера, привозившие господ в театр.

В 1853 г. Большой театр сгорел. О пожаре читаем в «Дневнике» И. М. Снегирева: «11 марта 1853 г. ... услышал о пожаре Императорского театра, загоревшегося в 10 часов утра от неосторожности ламповщиков. Пламя было ужасное. В середине погибло довольно много людей. Это случилось во время репетиции». В 1856 г. театр был заново отстроен архитектором А. К. Кавосом. Он надстроил третий этаж и пристроил к театру с боков галереи на чугунных столбах. Сейчас театр имеет пять ярусов лож и шестой - балкон, всего в театре вмещается до двух с половиной тысяч зрителей. Его величественный фасад доминирует над другими строениями площади и, прекрасно сочетаясь с нарядным сквером, придает ей особую торжественность.

Во второй половине XIX в. площадь потеряла свой архитектурный ансамбль. Дома были надстроены и оформлены в разных стилях. В доме Бронникова (бывшем Полторацкого) в 1882-1885 гг. находился театр М. В. Лентовского, в 1898 г.- Новый императорский оперный театр. В начале XX в. здесь был драматический театр Незлобина.

Дом Сенатской типографии, в 1894 г. переданный городу, был занят гостиницей «Континенталь», в которой иногда останавливался писатель Г. И. Успенский. До неузнаваемости был перестроен дом Челышева - современная гостиница «Метрополь».

В 1910-1911 гг. на месте «плац-парада» были разбиты два сквера. В 1913 г. у стены Китай-города был устроен третий сквер - «розариум», в котором было множество кустов лучших штамбовых роз.

По площади с 1904 г. в разных направлениях проходили трамвайные линии. На проезде стояли два трамвайных павильона. Здесь 18 октября 1905 г. происходил митинг, требовавший амнистию политзаключенным.

9 января 1917 г. здесь также происходила демонстрация рабочих, разогнанная полицией и казаками.

В октябрьские дни 1917 г. Театральная площадь находилась в сфере влияния контрреволюционных войск, занявших на ней все здания.

В 1929 г. у Малого театра поставлен памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому (работы Н. А. Андреева). В 1937 г. у Китайгородской стены выросло здание вестибюля станций метро «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова». Проектировал и строил первую станцию архитектор А. Н. Душкин, вторую - архитектор И. А. Фомин. В 1948 г. по сторонам площади посажены тенистые деревья, вокруг фонтана разбит красивый сквер, л в сквере перед Большим театром устроен второй фонтан.

    • Театральная пл. (1829 год).
      Старое название: Петровская площадь (начало XIX века), по проходившей через нее Петровской улице (Петровка ул). В 1919-1990 годы называлась: площадь Свердлова, в честь председателя ВЦИКа Я. М. Свердлова.На пересечении Охотный Ряд ул. , Петровка ул, Копьевский пер. и Театральный пр

      Китай-город (общий очерк)
      Кроме остававшихся до самого последнего времени Воскресенских, Никольских, Ильинских, Варварских ворот, не считая появившихся в XVIII-XIX вв. «проломных», были еще ворота на площадь Свердлова1, Троицкие ворота к улице Рождественке и Москворецкие - на Москворецкий мост

      От Манежной до Варварки. Площади Москвы
      В 1919 году площадь опять переименовали, присвоив на этот раз название площади Свердлова, тогда же на ней ему установили и памятник. В 1991 году памятник снесли, а площади вернули прежнее название, она вновь стала называться

Площадь Свердлова (Новосибирск) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Примечательные здания и сооружения

«Стоквартирный дом»

Стоквартирный жилой даун - одно из самых значительных жилых зданий 1930-х годов, яркий пример постконструктивистских «неоклассических» поисков архитектурной стилистики. Автор проекта Андрей Крячков .

Дом строился с 1932 по 1937 годы для работников Западно-Сибирского краевого исполкома . На Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году проект дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) удостоен высшей награды - диплома «Гран-при» и Золотой медали (на той же выставке Гран-при удостоен и проект здания Новосибирского театра оперы и балета).

П-образное в плане восьмиэтажное здание, расположенное с отступом от красной линии проспекта, занимает подчиненное положение в архитектурном ансамбле площади, подчеркивая в нем главную роль соседнего здания - Крайисполкома (ныне здание правительства Новосибирской области). Тем не менее чувствуется масштабность и «дворцовый» характер сооружения.

При проектировании дома тщательно продуман набор жилых и подсобных помещений в квартирах, удачные пропорции комнат с их хорошей ориентацией и инсоляцией. На протяжении длительного времени дом считается самым престижным в Новосибирске. В нем жили академик Евгений Мешалкин , биатлонист Александр Тихонов , художник Николай Грицюк, директора крупных новосибирских заводов, во время эвакуации артист Николай Черкасов . Мемориальные доски в память о трех знаменитых жильцах - Николае Грицюке, Евгении Мешалкине и Борисе Галущаке - установлены на главном фасаде дома.

Художественный музей

Это здание - яркая страница в истории послереволюционной Сибири, с 1926 года в нем была сосредоточена вся политическая власть Сибирского края .

7 февраля 1925 года Роберт Эйхе поручил архитектору Андрею Крячкову составление проекта и сметы на строительство здания Сибревкома , а также наблюдение за работами по его возведению. Через 7 месяцев трехэтажное кирпичное здание было построено. В его оформлении использованы приемы неоклассицизма и рационалистического модерна . У здания хорошие пропорции, высокопрофессиональный рисунок деталей и элементов от красивого абриса купола до решетки, ограждающей его. Оно имеет монументальный вид, а фигуры рабочего и крестьянина с серпами и молотами придали архитектуре здания конкретное идеологическое содержание.

Позже у здания появилась пристройка по улице Свердлова, в которой были квартиры для высших региональных чиновников, в частности, в 1930-1937 годах здесь жил сам Роберт Эйхе. В 1982 году, после того как областной и городской комитеты КПСС покинули здание, здесь разместилась Новосибирская картинная галерея. 5 марта 2004 года она переименована в Новосибирский художественный музей.

Здание правительства Новосибирской области

Одно из самых значительных сооружений Новосибирска, построенных в период формирования города как административного центра Сибирского края, объединившего пять бывших губерний царской России.

Бюст Александра Покрышкина

Напишите отзыв о статье "Площадь Свердлова (Новосибирск)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Площадь Свердлова (Новосибирск)

– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.

Театральная площадь в Москве была построена в начале двадцатых годов XIX века. Она расположена в самом центре города, к северо-востоку от еще одной исторической достопримечательности — площади Революции. Что находится здесь? На Театральной площади в Москве расположены Большой и Малый театры. Это место можно назвать культурным центром столицы, да и всей страны.

Предыстория

В пятнадцатом веке неподалеку от Театральной площади в Москве расположились торговые ряды. Приблизительно в это время был построен Китай-город. В шестнадцатом столетии бастионы знаменитой стены были значительно расширены — жители города опасались вторжения неприятеля. Пожары в Москве происходили регулярно. Один из них, случившийся в 1736 году, уничтожил всё в округе.

Впервые о строительстве площади заговорили в 1775 году. Было принято решение обустроить район. А точнее, устроить несколько площадей в окрестностях Кремля и Китай-города. Как это нередко бывает, к строительству приступили не сразу, а спустя много лет.

Возникновение Театральной площади в Москве

В 1812 году в столице произошёл очередной пожар, о причинах которого известно даже школьникам благодаря нетленному произведению Лермонтова. Французу столица не было отдана, однако за патриотизм и стойкость пришлось поплатиться архитектурными Позже для восстановления города была созвана специальная комиссия. Над проектом работал Осип Бове. Планировка площади под руководством опытного и известного к тому времени архитектора началась в 1816 году.

Фонтан

Когда-то здесь был расположен бассейн Мытищинского водопровода. Позже по проекту И. П. Витали на его месте построили фонтан. На Театральной площади он, пожалуй, был главной достопримечательностью, не считая, конечно, всемирно известных театров. В начале XIX века фонтаны чаще называли "водометами". В Москве их тогда было немного. А если точнее, то фонтан на Театральной площади в Москве стал первым общественным. Он изображает четырех амуров, символизирующих такие направления в театральном и литературном искусстве, как музыку, поэзию, комедию и трагедию.

После революции

В советское время почти все улицы в Москве и других городах были переименованы. Не миновала эта участь и Театральную площадь. Более 70 лет она называлась площадью Свердлова. Не только название изменилось, но и сам облик этих мест. Так, некоторое время на площади возвышался памятник политическому деятелю Якову Свердлову, не имеющему никакого отношения ни к театру, ни к истории Москвы. В 1991 году монумент убрали.

Большой и Малый театры, ЦУМ — все эти издания играют важную роль в облике современной Театральной площади в сюда? Конечно, на метро. При этом воспользоваться можно не только Замоскворецкой линией, на которой расположена станция «Театральная». Выйти можно также из «Охотного ряда» или «Площади Революции». Сокольническая, Замоскворецкая и Арбатско-Покровская линии пересекаются как раз в том месте, где расположена Театральная площадь.

Легенды

Большой театр был открыт в марте 1776 года. За время своего существования он видел многое, хранит интересные тайны и секреты. Немало легенд за более чем два столетия породила площадь и театр, расположенный на ней.

Пять веков назад здесь было непроходимое болото. В него, согласно одной из легенд, угодил как-то раз неудачливый доктор, который имел обыкновение москвичей не так лечить, как отправлять на тот свет. За что и поплатился.

О пожарах как о главной напасти не только деревянной, но уже и сказано выше. Большой театр был построен после одного из них, можно сказать, на пепелище. Назван он был Петровским. Простоял всего четверть века, затем сгорел. Самый страшный пожар в истории Театральной площади произошел в 1805 году, в тот день, когда на сцене Большого театра состоялась премьера оперы "Русалка". Перестраивали и реставрировали главный культурный символ страны множество раз.