Размеры звезды для метания. Как сделать из бумаги сюрикен. Подробная инструкция с фотографиями и видео. История и мифы про сюрикены

Метательное оружие сопровождает человека с древнейших времен. Первый камень, брошенный в мамонта, положил начало эволюции самых невероятных летающих предметов, необходимых для выживания. О них мы сегодня и поговорим. Ножи и , и специальные метательные пластины: образцы метательного оружия, дошедшие до нас из глубины веков, отличаются формой, весом, материалом из которого они изготовлены, дальностью действия, но объединяет их одно - без тренированной руки, это всего лишь кусок металла.

Мастера единоборств, говорят, что в умелых руках может стать оружием. Конечно, человек издревле , используя их на охоте, но если рассматривать предметы, именно, как оружие: , сякен, топор, нож и т.д., то здесь необходимо потратить определенное время на то, чтобы научиться им владеть, научиться правильно его метать, подготовить свое . Существует много видов метательного оружия, но сегодня мы с вами рассмотрим только четыре из них.

Сюрикен

Сюрикен (бо-сюрикен) - большой кованый штырь с заточенным концом. Это секретное оружие ниндзя. Дословный перевод с японского - клинок, скрытый в руке. Сюрикен - оружие скрытого ношения в виде стального штыря для стремительной атаки на коротких дистанциях. Длина бо-сюрикена варьируется от 12 до 21 сантиметра, а вес, от 35 до 150 грамм. Сюрикен, сам по себе может использоваться не только, как метательное оружие, но и, как оружие рукопашного боя. С сюрикенами устраивались ловушки.

Существует две основные , зависящие от хвата. При первом хвате сюрикен берется острым концом вверх. Это безоборотное метание. При втором хвате кончик сюрикена поворачивается вниз - метание вполоборота.

Если просто потренироваться в метании сюрикена человеку, который этим никогда не занимался, то у него начинает на следующий день болеть не только рука, но и все тело. Потому что здесь используется биодинамика всего тела, начиная от ног, вкручивание бедер, торс, пресс, грудная клетка и руки, то есть, практически используется полностью работа всего тела.

Задача бойца при метании сюрикена, превратить свое тело в катапульту. Энергия броска зарождается в еле заметном движении ног. Мастер подает тело вперед, придавая бедрам, импульс вращения и только на финальной стадии в этот механизм включается рука. То есть, практически рука - это завершающая стадия. Практически мы .

Сюрикен наиболее эффективен, при безоборотном метании. То есть он не вращается в вертикальной плоскости. Практически все зависит от расстояния до цели и угла атаки.

При любом броске, необходимо мгновенно определить расстояние до цели, определить положение цели в пространстве, понять свое собственное положение в пространстве, и только учтя все эти факторы, совершить бросок. Реальная дистанция поражения цели сюрикеном, варьируется где-то от двух до четырех метров.

В японских боевых искуствах сюрикен несет отвлекающую функцию. То есть, например, с левой руки идет бросок сюрикена, с правой руки .

Сякен

Следующий образец метательного оружия - это сякен, или, иначе - метательная звездочка ниндзя. Это плоское метательное оружие с количество лучей от четырех до восьми, действительно похожее на звезду. Диаметр сякена колеблется от пяти до десяти сантиметров, а вес может доходить до 300 граммов. Будьте внимательны, формально, применение сякенов, как и бо-сюрикенов, закон об оружии запрещает, но, только, если речь идет о боевых , а не о спортивных. Но как их отличить - закон разъяснения не дает. Хотя в этом случае отсутствие четких критериев, дает вольную трактовку закона об оружии. Эксперт может признать сякен холодным оружием, а может и не признать. И все же, пользоваться подобным метательным оружием вне стен спортивных секций - не рекомендуется.

Вопреки распространенному мнению, ниндзя не старались наносить большой вред, а старались минимизировать его, и, по возможности, вообще избежать столкновения. Соответственно, сякен был тоже отвлекающим , чтобы разорвать дистанцию и скрыться. В средневековой Японии, одежда была достаточно свободная. И один из вариантов использования этой одежды было защита от сюрикенов и сякенов, так как свободно висящая ткань - это достаточно серьезная преграда для сякена, перекрывающая траекторию его полета.

Техника метания сякена может быть различной. Подготовленный боец способен бросить метательную звезду из любого положения и попасть в цель. При этом не нужно контролировать, какой стороной это метательное оружие войдет в цель, и заморачиваться на тему количества оборотов. В полете звездочка крутится вокруг своей оси. Это вращение вызывает явление, схожее с действием гироскопических сил на волчок. Пока юла вертится - она не падает. Чем сильнее импульс вращения, которое передает сякену рука бойца, тем стабильнее полет метательной звезды.

Для отвлечения внимания можно метать любые подручные средства, например металлические деньги, и эффект при этом будет примерно тот же.

Шиньбяо - гибкое копье, или дротик на веревочке

Это тяжелый кованый клинок, который прикреплен к длинной веревке. Этим оружием можно наносить удары на манер , раскрутив веревку, и ударив кованым клинком плашмя, а можно раскрутить и пустить вперед, чтобы он летел острием, и в случае поражения мишени, выдергивался назад за веревку, и ты снова остаешься при своем оружии.

Шиньбяо - это один из видов, так называемого, веревочного копья. Длина исторических образцов этого оружия достигала 20 сантиметров, а масса доходила до 300 граммов. Это довольно серьезный вид оружия, и, как и любое гибкое оружие, он крайне сложен в освоении и требует много времени на это.

В отличие от сякенов и сюрикенов, действие которых наиболее эффективно на дистанции пять метров, дальнобойность и скорость шиньбяо, значительно выше. Техника его использования очень зрелищная и интересная. Позволяет метнуть его в одну сторону, выдернуть, и сразу же, ничего больше не делая, метнуть его в другую сторону.

Метательный нож

Только по форме напоминает нож классический. Как правило - это толстый, тяжелый снаряд, вес которого может доходить до 500 граммов. В отличие от обычного ножа, у спортивного снаряда нет режущей кромки, поэтому спортсмен может свободно брать его за клинок, не опасаясь порезаться.

В России к ножам, с которыми тренируются спортсмены, предъявляют особые требования. У ножа должна быть односторонняя заточка, ширина клинка не более 6 сантиметров и отсутствие упора (гарды). Частично это обуславливает закон, частично - правила международных соревнований.

Человек придает ему линейную и угловую скорость. Оба этих параметра должны быть полностью подконтрольны спортсмену. Линейная скорость - это скорость, с которой нож движется к мишени. Угловая - скорость вращения ножа вокруг своей оси.

Чем ближе мы стоим к мишени, тем ближе мы берем нож хватом за к кончику. Нож, соответственно, совершает большее число оборотов. Чем дальше отходишь от мишени, тем выше перехватываешь нож за клинок. На больших дистанциях нож берется под самую рукоятку. При этом нож крутиться медленнее. Хороший, тяжелый нож из кованой стали, имеет большую скорость и пробивную способность при броске. При этом даже если попадает в более твердую цель, чем обычная мишень, например, металлический лист, он не тупится.

Внешний вид сюрикэнов отражает интерес японцев к мистицизму. Часто различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

Как правило, в арсенале воина сюрикэны были дополнительным оружием, прилагавшимся к мечу катана или копью яри , но часто именно они играли решающую тактическую роль в сражениях. Искусство владения сюрикэнами , известное как сюрикэн-дзюцу, преподавалось в качестве второстепенного навыка во многих известных школах: Ягю Рю, Катори Синто Рю, Итто Рю, Кукисин Рю, Тогакурэ Рю . В наше время можно приобрести сюрикэн в качестве сувенира , но в некоторых странах для этого нужно обладать специальным разрешением.

Существует два основных вида сюрикенов : бо сюрикэны и сякэны (среди сякэнов различают хира сюрикэны, сэмбан сюрикэны, тэпан сюрикэны).

Бо сюрикены

Бо сюрикены

Бо сюрикен - метательное оружие в виде клина, изготовленное из железа или стали ; имеет четырёхугольную, круглую или восьмигранную форму. Как правило, заточены с одной стороны, но встречается и двуострые экземпляры. Длина бо сюрикэнов колеблется от 12 до 21 см, а вес от 35 до 150 г. Оружие бросается разными способами: из-за головы, снизу, сбоку и назад, и в каждом из вариантов лезвие с помощью пальцев направляется в нужную сторону. Не следует путать бо сюрикэны и кунай (ударное и тычковое оружие, которое тоже иногда использовалось как метательное). Бо значит «игла»; на фото - не иглы, а заготовка для куная.

Существует два основных метода броска бо сюрикэна: дзики да-хо и хан-тэн да-хо. В первом случае лезвие перед попаданием в цель не вращается, во втором - наоборот.

Бо сюрикэны изготавливались по образцу повседневных предметов и имеют разные размеры и форму. Некоторые из них получили названия от своего прародителя: куги-гата (форма гвоздя), ари-гата (форма иглы), танго-гата (форма ножа), другие были названы по предметам, на которые они были похожи: око-гата (форма копья), мацуба-гата (форма сосновой иголки).

Разные мастера-оружейники наносили на сюрикены различную информацию, которая (как они считали) должна была облегчить жизнь воина-ниндзя.

Существуют другие орудия, напоминающие бо сюрикены по форме: когай (шпилька), когата (нож) и хаси (палочки для еды), но они не ассоциировались со школой сюрикен-дзюцу и бросались только опытным мастером в подходящем для этого случае.

Происхождение

Несмотря на то, что было проведено огромное количество исследований, происхождение бо сюрикенов в Японии остаётся загадкой. Частично это связано с тем, что искусство сюрикен-дзютсу держится в секрете, а также с тем, что в древней Японии было много изобретателей метательных орудий. Первая упомянутая школа - Ганрицу Рю (XVII век). Сохранившиеся экземпляры лезвий этой школы представляют собой что-то между стрелой и использовавшейся в кожном деле иглой.

Также в ранних упоминаниях, например, в «Осака Гунки» (военная история Осака), есть записи о коротких ножах и мечах, которые использовались как метательное оружие, а также о том, как самурай Миямото Мусаси в одном из поединков убил своего противника точным броском.

Современные сюрикены изготавливаются из нержавеющей стали. Их можно приобрести во многих оружейных магазинах Европы и Северной Америки , но во многих штатах, например, в Калифорнии , владение сюрикенами считается незаконным.

Хира сюрикен

Хира сюрикэны изготавливаются из тонких металлических пластин, полученных из обычных предметов: из монет (хиси ган), плотницких инструментов (куги-нуки) и других. Из-за формы их часто называют «звёздочками ниндзя». В центре хира сюрикэнов делается отверстие, что позволяет переносить их на верёвке и придаёт полёту аэродинамический эффект . Существует много разновидностей этих сюрикэнов, и часто их различают по количеству заострённых наконечников. Также как и в случае с бо сюрикэнами, различные формы хира сюрикэнов ассоциировались со школами, в которых они использовались.

Использование

Вопреки сложившемуся мнению (голливудские фильмы, игры, аниме), сюрикены не были главной частью арсенала ниндзя: они служили дополнительным оружием, прилагавшимся к мечу катана или копью яри. В основном сюрикэны использовались для того, чтобы дезориентировать врага, а главной целью были части тела самурая , не защищённые броней: лицо, глаза, руки и ноги.

Сюрикэны могли носить за поясом, так как в древней Японии они не считались запретным оружием. В практике ниндзюцу хира сюрикэны носились по 8-10 штук, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные по карманам одежды. Иногда их носили как шпильки для волос.

Сюрикэны могли зарыть в землю, чтобы нанести повреждение тому, кто на них наступит или держать в руке, используя в ближнем бою. Иногда на них наносили яд и бросали или просто оставляли на видном месте, чтобы кто-то подобрал и заразился.

В отличие от катаны древние сюрикэны плохо сохранились до нашего времени, так как они изготавливались из подручных средств и часто использовались как одноразовое оружие.

Отражение в культуре

Принято считать, что сюрикэны были оружием японских ниндзя. Их можно встретить во многих старых и современных книгах, фильмах и играх. Ими пользовались герои книг-комиксов: Бэтмен , Электра , Черепашки-Ниндзя , Михо; персонажи игр: «Mortal Kombat: Deception », «Ninja Gaiden », «Tenchu», «Shadow Warrior», аниме: «Наруто » и фильмов: «Три ниндзя ». Хотя сюрикэны ассоциировались с ниндзя и, в меньшей степени, с убийцами и ворами, иногда можно встретить упоминания о том, что их использовали совершенно другие существа: например, персонаж романов Даррена Шана - воин-вампир Ванча Марч сражался только этим оружием. В игре «Painkiller » есть «пушка», которая стреляет сюрикэнами и молнией, нечто похожее можно увидеть и в секретном режиме игры «Tyrian ».

В фильмах

  • В фильме «Последний самурай» во время нападения на дом Кацумото ниндзя бросает хира сюрикэн в самурая.
  • Сюрикэн - главное оружие многих персонажей аниме «Наруто ».
  • В фильме «Гамера против Гирона» Гирон метает сюрикэн .
  • В фильме «Живёшь только дважды » Тайгер Танака, бросая сюрикэн , спасает Джеймса Бонда от пистолета Блофельда.
  • В фильме «Завтра не умрёт никогда » Вай Лин с помощью сюрикэна спасает Джеймса Бонда от выстрела.
  • В фильме «Чужой против Хищника » Хищник имел на вооружении сюрикэн -бумеранг.
  • В фильме «Лихач» англ. Hot Rod отец Рода кидает в него сюрикэн , и он попадает ему в грудь.
  • В фильме «Повелитель зверей » сюрикэнами пользуется Кири в сцене у ворот Арока, чтобы отбить нападение стражника.
  • В мультсериале «Южный парк » Кенни умел обращаться с сюрикэнами и попал им в глаз Баттерсу
  • Мэй из мультсериала «Аватар: Последний маг воздуха » - отлично владеет сюрикэн-дзюцу: она отлично владеет бо и хира сюрикэнами .
  • В мультфильме «Трансформеры: Кино 2» почти все персонажи время от времени употребляют сюрикэны .
  • В мультсериале «Трансформеры: Анимация» хира сюрикэнами вооружён автобот Сыщик.
  • В фильмах «Трансформеры » и «Трансформеры: Месть падших » автобот Рэтчет во время боя может использовать диски своей циркулярной пилы, которые обычно применяет в ходе спасательных работ, в качестве сюрикэнов .
  • В фильме «Трансформеры » десептикон Френзи погибает от своего собственного сюрикэна .
  • В "Джиперс криперс 2" сюрикэн , которым сам Джиперс криперс пробивал колёса школьному автобусу, был сделан из человеческой кожи и костей.

В играх

  • В игре Infernal главный персоаж может исользовать сюрикены
  • В «Shinobi» сюрикэн - первое оружие Джо Мусаси.
  • В «Warhammer 40,000 » на вооружении эльдаров состоит множество образцов оружия, стреляющего сюрикэнами .
  • В "Neverwinter Nights" метательное оружие представлено в том числе разнообразными сюрикенами, и у персонажей имеется соответствующий навык, который можно развивать, повышая эффективность такого оружия.
  • В «Ninja Gaiden II» сюрикэн можно использовать как второй вид оружия.
  • В «Nox » сюрикэны - основное метательное оружие персонажа класса «воин».
  • В «The Elder Scrolls III: Morrowind » игрок может приобрести «метательные звёздочки» и пользоваться ими.
  • В «Final Fantasy IV» персонаж Эдж может метать в соперника оружие, напоминающее сюрикэн .
  • В «Final Fantasy V » персонажи, выбравшие работу "Ниндзя" могут метать сюрикэн или «метательные звёздочки».
  • В «Final Fantasy VI » персонаж Шэдоу может метать в соперника оружие, напоминающее сюрикэн .
  • В «Final Fantasy VII » гигантский сюрикэн - основное оружие персонажа Юффи.
  • В «Final Fantasy IX » персонаж Амарант владеет сюрикэнами .
  • В «Mortal Kombat » Нуб Сэйбот может метать сюрикэны .
  • В «No One Lives Forever 2: A Spy In H.A.R.M."s Way » Кейт Арчер, наравне со многими видами оружия, владеет сюрикэнами .
  • В «Shadow Warrior» Ло Ванг использует этот вид оружия и говорит: «Я люблю сюрикэны ».
  • В «Wonder Boy III: The Dragon’s Trap» на уровне «Японский замок» ниндзя бросают сюрикэны .
  • В «Kirby: Squeak Squad» ниндзя Кирби владеет сюрикэн-дзюцу.
  • В «Sacred 2 » Присутствует вид оружия метательные звёзды , напоминающие сюрикэн
  • В «DotA » Герой Gondar умеет кидать сюрикэн
  • В «Red Alert 3 » шпион-ниндзя Синоби (англ. Shinobi) вооружён сюрикенами
  • В "Painkiller" есть пила с диском,сам диск можно запускать во врага для его разрубки (а такие сюрикены тоже есть,правда они малы,и могут только вонзиться в кожу)

Сюрикэн – это обширная и весьма многочисленная группа японского метательного оружия, предназначенная для скрытого ношения. Иногда его использовали и для нанесения ударов в ближнем бою, в качестве колющего или режущего оружия. Название «сюрикэн» так и переводится: «лезвие, скрытое в руке».

Любопытно, что из всего многообразия японского холодного оружия именно сюрикэн и традиционный меч-катана получили наибольшую известность и популярность. И если в отношении катаны это выглядит абсолютно справедливо и обосновано, то громкая мировая слава сюрикэна вызывает некоторое недоумение. Причина подобной известности этого метательного оружия очень проста: благодаря современному кинематографу и аниме сюрикэн стал настоящей «визитной карточкой» загадочных японских средневековых убийц и шпионов – ниндзя . Хотя, данное представление не совсем соответствует действительности.

Существует огромное количество разновидностей сюрикэнов, они отличаются по своей форме, размеру, весу и способу изготовления. Существуют свои особенности и при использовании разных видов этого оружия. Все сюрикэны можно разделить на две большие группы:

  • бо-сюрикэны;
  • сякэны.

Именно к последней группе относятся хорошо всем нам известные по кинофильмам «звездочки ниндзя».

Мастера нередко наносили на сюрикэны различные мистические знаки, чтобы в предстоящем бою привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы. В целом же, можно сказать, что сюрикэн был весьма распространенным видом метательного оружия в средневековой Японии и пользовались им не только ниндзя , но и самураи . Поэтому технике его использования обучали практически во всех известных японских школах боевых искусств.

Сегодня сюрикэны можно купить в обычных оружейных магазинах Европы и США. Хотя, в некоторых странах продажа этого холодного оружия запрещена. Согласно российскому законодательству (по ГОСТу), длина лучей сюрикэна не должна превышать 8 мм, в противном случае он будет считаться холодным оружием.

Однако прежде чем перейти к описанию этого оружия и его классификации, следует несколько слов сказать об истории его возникновения.

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики , топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи . В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду.

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета .

Классификация

Дать общее описание сюрикэна проблематично, ибо оружие это имеет большое количество разновидностей, весьма отличающихся по внешнему виду и характеристикам. Как уже было сказано выше, метательное оружие сюрикэн разделяется на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны или бодзё-сюрикены. Это вид холодного метательного оружия, которое имеет вид стержня, круглого, восьмигранного или четырехгранного сечения. Как правило, бо-сюрикэны затачивались с одного конца, но встречаются и экземпляры с двухсторонней заточкой. Эти смертоносные палочки могли иметь длину от 12 до 25 см и вес от 30 до 150 гр. Форма бо-сюрикэнов могла быть самой разной: палочкообразной, клиновидной, веретенообразной, напоминать иглу, нож или гвоздь. В настоящее время известно более 50 форм этого оружия.

Техника применения бо-сюрикэнов изучалась во многих японских школах боевых искусств. Так что не только шпионы-ниндзя, но и самураи весьма прилежно изучали секреты использования сюрикэнов в бою.

Сякэны (или курума-кэн, что переводится как «меч-колесо»). Этот вид метательного оружия, выполненного в виде тонкой металлической пластины звездообразной или круглой формы с острозаточенным краем. Диаметр такой пластины мог составлять от 100 до 180 мм. Это оружие имело разную толщину: от весьма небольшой (менее 1 мм) до довольно значительной (около 3 мм). Тонкие и легкие сякэны проще метать, но их дальность и точность ниже. К тому же таким оружием тяжело нанести серьезные повреждения противнику. Тяжелые «звездочки» имели лучшую баллистику и пробивные свойства, но бросать их было тяжелее. Поэтому скорострельность снижалась. Иногда толщина сякэна снижалась от центра к его краям. Подобная конструкция улучшала баллистические характеристики оружия, но усложняла его изготовление.

Во время изготовления плоскую металлическую пластину равномерно закаляли, после чего формировали лучи (если, конечно, делали «звезду»). А затем остро затачивали их.

В центре подобной пластины обычно делали отверстие, которое улучшало аэродинамические свойства этого оружия, к тому же позволяло переносить сюрикэны на веревке, словно связку ключей. Кроме того, отверстие облегчало извлечение этого оружия при застревании в чем-либо (в дереве или голове самурая). Кстати, благодаря более совершенной аэродинамической форме сякэны имели большую дальность поражения, чем бо-сюрикэны. У «звездочек» она составляла примерно 12-15 метров, а заточенный стержень можно было метнуть всего метров на 7-8.

Кстати, «звездочки» действительно были более популярны у ниндзя, самураи предпочитали использовать прямые бо-сюрикэны. Существует огромное количество разновидностей сякэнов (не менее пятидесяти). В первую очередь они отличаются своей формой: круглые, шестиконечные, четырехугольные, трехлучевые и другие. Их названия – так же как у бо-сюрикэнов – связаны с той или иной школой боевых искусств, использовавших их чаще всего.

Разнообразие размеров и форм как бо-сюрикэнов, так и сякэнов во многом обусловлено различными техниками их использования, которое, кстати, и сегодня продолжается в восточных школах боевых искусств. Также следует понимать, что общего стандарта изделий в то время не существовало, так что каждый кузнец делал уникальные изделия, с собственными размерами и формой. Кроме того, при изготовлении сюрикэнов, конечно же, учитывались индивидуальные особенности бойца, а также его предпочтения.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Считается, что воин-ниндзя должен был уметь бросать «звездочки» из абсолютно любого положения: стоя, сидя, лежа, на бегу. Их обучали одинаково умело пользоваться обеими руками, метать оружие под разными траекториями, молниеносно выхватывать сюрикэны из любых мест хранения (из-за пояса, нарукавников, отворотов одежды). Сегодня известно о семи базовых способах метания этого оружия, девяти секретных способах и восьми средней сложности, которыми пользовались ниндзя.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Как правильно метать сюрикен

Традиционным оружием ниндзя являются метательные "звездочки" и стрелки-сюрикены. Термин "сюрикен" является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине - звездочке, то более правильное ее название "сякэн", однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин "сюрикен", поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.

Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес - до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.

Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек . Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют "картами смерти"). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.

Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены , подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти - все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.

При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены , - они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть "очередью" сюрикенов значительный сектор поражения.

Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.

Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.

  • Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
  • Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
  • Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
  • Бросок с разворотом корпуса. Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд. Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.
  • Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.

Удивительно, но среди огромного разнообразия японского холодного оружия наибольшую (можно сказать, мировую) известность получили два его вида: традиционный меч катана и метательные звезды сюрикэны. И если популярность катаны не вызывает особых вопросов, то громкая слава «летающих звездочек» кажется немного неадекватной. Сюрикэны получили свою известность благодаря огромному количеству голливудских фильмов, рассказывающих западному обывателю о непобедимых японских воинах-шпионах ниндзя, без промаха бросающих «звезды» в своих противников.

На самом же деле, все не так однозначно: сюрикэн никогда не был исключительно оружием ниндзя. Кроме того, в средневековой Японии существовало огромное количество различных видов этого оружия, иногда весьма непохожих на те, что были растиражированы кинематографом.

Сюрикэн – это довольно обширная группа (известны десятки разновидностей) холодного метательного оружия, которое предназначено в первую очередь для скрытого ношения. Причем его можно не только метать в противника, но и с большим успехом использовать в ближнем бою, нанося противнику колющие или режущие удары. Недаром, что само название «сюрикэн» переводится с японского, как «лезвие, скрытое в руке». В Японии владение сюрикэнами развилось в отдельное воинское искусство – сюрикэн-дзюцу, оно изучалось (и изучается) в крупнейших школах единоборств. Хотя, надо отметить, что в арсенале японского воина это метательное оружие всегда было второстепенным, своеобразным дополнением к мечу или копью.

Ниндзя действительно часто использовали сюрикэны, но не меньшей популярностью это оружие пользовалось и у самураев.

Сюрикэны можно разделить на два вида:

  • сякэны;
  • бо-сюрикэны.

Хорошо всем известные «звездочки» относятся к сякэнам – к обширной группе метательного оружия, в которую входят плоские металлические диски различной формы с острой режущей кромкой.

В Европе практически не существовало аналогов японскому сюрикэну. Исключением может быть разве что так называемый немецкий метательный крест, который еще называли метательной секирой. Он был в обиходе весьма длительное время, с XII-XVII столетие. Несмотря на это, данное оружие практически неизвестно широкой публике, более того, о нем не упоминается ни в одном художественном произведении. Считается, что это оружие было «неблагородным», то есть, его не использовали рыцари, поэтому после окончания Средних веков оно было основательно забыто.

Сюрикэны нынче стали модной игрушкой в США и Европе, их легко можно купить в любом оружейном магазине. Не представляет труда сделать это оружие самостоятельно, в интернете достаточно материалов по этой теме. Однако не следует забывать, что сюрикэн – это довольно опасное оружие и относиться к нему следует соответственно. По российскому законодательству, если длина луча «звезды ниндзя» превосходит 8 мм, то сюрикэн уже считается холодным оружием и у его владельца могут быть серьезные проблемы. В некоторых странах продажа сюрикэнов вообще запрещена законом.

История

В Японии, в отличие, например, от средневековой Европы или античного мира, метательное оружие не было очень распространено. В средневековых трактах описано, как воины поражали противников, метая в них самые разнообразные предметы: стрелы для лука или короткие мечи вакидазаси.

В древнейшем японском письменном трактате «Кодзики» описывается, как правильно бросать камни в неприятеля, в другихстаринных источниках можно найти наставления о метании стрел. Первое упоминание о сюрикэне встречается в «Военной повести замка Осака». Один из героев данного произведения, воитель Тадамаса, позже стал основоположником искусства метания сюрикэнов – сюрикэн-дзюцу.

В ранние периоды японской истории наиболее популярными метательными снарядами были обычные камни. В противника их бросали просто руками или используя традиционную японскую пращу исихаджики. Причем речь идет не только об индивидуальных поединках. В старинных хрониках можно часто встретить описание использования камней в довольно значительных битвах. В японских армиях существовали специальные отряды камнеметчиков, а использование этого простейшего метательного снаряда называлось «индзи-ути», что означает «камнемётный бой». Воины, использующие камни для поражения противника, именовались «передовыми камнеметчиками» (мукаи цубутэ-но моно). По всей видимости, они шли впереди войска и обстреливали вражескую пехоту (как пращники у римлян).

Позже – примерно с XIII столетия – простые камни стали дополняться специальными металлическими метательными снарядами, которые назывались индзи-яри, а по своей форме напоминали наконечник копья. Вероятно, что баллистические и пробивные характеристики нового оружия были значительно выше, чем у обычных булыжников. Примерно в XVI столетии появился еще один тип японского метательного оружия – цубутэ, которое представляло собой заточенные металлические пластины квадратной или многоугольной формы.

Цубутэ было весьма популярным оружием, упоминается о нем и в так называемых трактатах ниндзя. Убить с его помощью было тяжело, особенно одоспешенного противника, но нанести рану, попав в незащищенный участок тела или просто отвлечь противника – запросто.

Существует предположение, что именно индзи-яри стали предшественниками бо-сюрикэнов, а от пластинок цубуте«произошли» звезды-сякэны. Такое предположение подтверждает даже сам перевод слова «сюрикэн» - «лезвие, скрытое в руке». Вероятно, что первые сюрикэны, скорее, напоминали удлиненное лезвие, чем многоугольную заточенную звезду.

Есть и другая версия происхождения сюрикэнов. Согласно ей, это оружие произошло от обычных бытовых предметов, которые додумались использовать для защиты или нападения. В подтверждение этой гипотезы можно привести тот факт, что многие виды сюрикэнов сохранили в названиях имена своих «прародителей»: куги-гата (в форме гвоздя), ари-гата (в форме иглы), танго-гата (в форме ножа).

Так или иначе, но уже к середине Эпохи Эдо сюрикэн-дзюцу – или метание сюрикэнов – стало довольно популярным и развитым боевым искусством. Где и как оно зародилось до сих пор остается загадкой для историков.

Популярность сюрикэнов в Средневековой Японии объяснить несложно, ибо это оружие было сравнительно простым, очень дешевым и при этом довольно эффективным. Кроме того, сюрикэны прекрасно подходили для скрытного ношения (не зря же их так полюбили ниндзя-синоби), поэтому с помощью сюрикэна всегда можно было неприятно «удивить» противника. Для изготовления этого оружия подходила сталь среднего качества, да и квалификация кузнеца могла быть не самой высокой. Кроме того, сюрикэны можно применять и в ближнем бою, когда других вариантов уже не оставалось.

Иногда на поверхность сюрикэнов наносились различные знаки, обычно они носили мистический характер и предназначались для более эффективного использования этого оружия.

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Следует отметить, что бо-сюрикэны были более популярны у самураев, а звездочками-сякэнами действительно больше пользовались ниндзя.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

В полете сякэну придавали вращательное движение, что улучшало точность и дальность броска. Кстати, по своим боевым характеристикам сякэны превосходили бо-сюрикэны, дальность полета звездочек достигала пятнадцати метров.

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.