Потанин доченька почему она стала. Наталия Потанина: «Предложение о разводе стало шоком. У Потанина импульсивный характер

Владимир Потанин – один из богатейших людей планеты, который уже 20 лет занимает лидирующие позиции среди российских и мировых миллиардеров. Владимир Потанин - владелец крупнейшей в России инвестиционной компании «Интеррос», а также владеет контрольными пакетами акций горно-металлургической компании «Норильский никель», российского медиахолдинга «Проф-Медиа» и горнолыжного курорта в Красной Поляне «Роза Хутор».

Родился Потанин Владимир Олегович 3 января 1961 года в столице России в семье торгового представителя Минвнешторга СССР Олега Романовича и врача Тамары Ананьевны. Владимир стал первым и единственным сыном у родителей, вложившим в сына все самое лучшее. В виду работы главы семейства Потаниных Владимир по меркам советского времени относился к категории «золотой молодежи», но собственным родителям хлопот не доставлял.

В детстве и юности будущий миллиардер рос всесторонне развитым мальчиком. Мальчик увлекался изучением иностранных языков и спортом, а за школьной партой вел себя как примерный ученик. Это позволило Владимиру по окончании школы без труда поступить в МГИМО на факультет международных экономических отношений на коммерческом отделении. Из ВУЗа юноша вышел с дипломом «экономиста-международника» и по стопам отца устроился в Министерство внешней торговли СССР, где проработал 8 лет до начала 90-х.

Бизнес

Бизнес-карьера у Владимира Потанина начала развиваться в 1990 году – Владимир Потанин основал и возглавил собственную инвестиционную компанию «Интеррос». В этом же году бизнесмен познакомился с , который в будущем стал главным партнером Потанина по бизнесу.

Вместе бизнесмены основали банк «Международная финансовая компания», президентом которого стал Потанин. Это финансовое учреждение считается первым получившим лицензию банком России, так как в него были переброшены все советские авуары МБЭС на сумму в 400 млн долларов вместе с банковской клиентурой. Позже Владимир Олегович стал президентом АКБ «ОНЭКСИМ», который на сегодня входит в ТОП-5 крупнейших банков РФ.

В 1995 году Потанин выкупил контрольный пакет акций российской горно-металлургической компании «Норильский никель», а в 1997 году создал холдинг «Проф-Медиа», в который вошли крупнейшие российские СМИ, такие как «Известия», «Афиша», «Комсомольская правда», «Большой город».

В 2007 году Владимир Потанин объявил о разделе бизнеса со своим давним партнером Михаилом Прохоровым. Этот процесс затянулся на несколько лет и вылился в серьезный конфликт. К «войне» Потанина с Прохоровым подключились и другие крупные бизнесмены страны, что повлекло скандал между «друзьями» с широким масштабом и освещенностью.


Главным направлением деятельности Потанина на сегодня стало развитие компаний «Интеррос» и «Норильский никель». Также в развитии собственных бизнес-проектов Владимир Потанин объединился с , владеющим холдингом «Металлоинвест». Бизнесмены планируют с помощью «тройственного» союза компаний создать мировой металлургический гигант, который будет лидером в производстве никеля, железной руды и алюминия на планете.

Политика

Помимо бизнеса миллиардер Владимир Потанин на протяжении собственной карьеры регулярно участвовал в политической жизни страны. В 1996 году Владимир Потанин был назначен первым вице-премьером РФ. Тогда в обязанности бизнесмена входила координация экономического блока вопросов.


В тот период Потанин также возглавлял 20 федеральных, межведомственных и правительственных комиссий по денежно-кредитной и финансовой политике России. Также Потанин стал управляющим от РФ в МБРР и Многостороннем агентстве по инвестиционным гарантиям.

В 2006 году олигарх вошел в состав Общественной палаты РФ, где стал председателем Комиссии по вопросам волонтерства и благотворительности. Благодаря инициативам этой комиссии в стране были приняты федеральные законы в поддержку развития общественных организаций и НКО, а осуществляющие благотворительность физические лица получили налоговые льготы.

Благотворительность

Благотворительная деятельность Владимира Потанина занимает немаловажное место в биографии бизнесмена. Уже 20 лет бесперебойно работает созданный миллиардером «Благотворительный фонд Потанина», который осуществляет деятельность, направленную на развитие культуры и образования в России.


«Фонд Потанина» предлагает стипендиальные программы для талантливых студентов. У фонда функционирует официальный сайт , где размещены подробности работы фонда и требования к получателям помощи. Благотворительная программа действительно помогает студентам и преподавателям. Собственной целью фонд видит создание «условий для раскрытия творческого потенциала, развития креативного мышления, расширения возможностей профессиональной и творческой реализации». За 20 лет гранты и стипендии получили 26 тысяч студентов и 2 тысячи преподавателей из 83 вузов России.

Кроме того, благотворительный фонд проводит мероприятия для поддержки культурных инициатив и филантропии. На сайте анонсированы лекции и семинары, посвященные работе НКО в России.


С 2003 года миллиардер стал главой Попечительского Совета Государственного Эрмитажа, в который из собственных средств вложил 5 млн долларов. В 2006 году Потанин взял под свое попечительство родной МГИМО, в эндаумент-фонд которого пожертвовал 6,5 млн долларов.

В 2013 году Владимир Олегович присоединился к филантропической кампании «Клятва дарения», чем согласился передать не менее половины своего состояния на благотворительные нужды. Он стал первым российским бизнесменом, решившимся на такой смелый шаг.

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Потанина всегда была предметом интересов широкой общественности. Первый раз он женился еще в студенческие годы на подруге детства Наталье, с которой прожил в браке более 30-ти лет. За это время в семье Потаниных родилось трое детей – Анастасия, Иван и Василий. Старшие дети миллиардера являются чемпионами России и мира по аквабайку.


В 2014 году крепкая и большая семья олигарха распалась, инициатором чему стал Владимир Олегович. По словам супруги миллиардера, для нее стало шоком его заявление о , но сохранить брак не удалось. Бракоразводный процесс супругов Потаниных проходил долго и громко. Они и до сих пор не решили все финансовые вопросы, так как жена бизнесмена настаивает на разделе имущества, нажитого в совместной супружеской жизни.


После развода с Натальей Владимир Потанин . Его супругой стала младшая его на 14 лет Екатерина, которая на момент замужества воспитывала трехлетнюю дочь Варвару. Отцом девочки, по данным открытых источников, является Потанин. В 2014 году журнал Forbes сообщил, что у олигарха родился пятый ребенок.

Владимир Потанин сейчас

На январь 2016 года состояние Владимира Потанина было оценено в 12,1 млрд долларов, что позволило ему занять четвертую позицию в рейтинге самых богатых людей России. По сравнению с 2015 годом олигарх потерял 3,3 млрд долларов, за счет которых он был лидером среди российских миллиардеров и самым богатым человеком страны.


В 2017 году журнал «Форбс» поместил Потанина на 8-ю строчку Российского рейтинга миллиардеров и на 77-ю позицию в мире. Состояние бизнесмена было оценено в $14,3 миллиарда.

Тем не менее, часть собственных доходов Владимир Потанин тратит на благотворительность. Например, бизнесмен пожертвовал $5 миллионов в эндаумент-фонд Эрмитажа.

Проекты

  • 1990 - президент внешнеэкономической ассоциации «Интеррос»
  • 1992-1993 – президент и создатель банка «Международная финансовая компания»
  • 1993 – президент АКБ «ОНЭКСИМ Банк»
  • 1995 – владелец контрольного пакета акций «Норильского никеля»
  • 1996 – член совета директоров «Связьинвест»
  • 1997 - создал холдинг ЗАО «Проф-Медиа» («Известия», «Комсомольская правда», «Афиша» и «Большой город»)
  • 1998 – председатель совета директоров холдинговой компании «Интеррос» (ФПГ «Интеррос», «Норильский никель» и «СИДАНКО»)
  • 1999 - учредил некоммерческую благотворительную организацию «Благотворительный фонд Потанина»
  • 2000-е - начал строительство и освоение горнолыжных трасс в районе Красной Поляны, которые впоследствии стали частью площадок ХХII Зимних Олимпийских игр
  • 2001 – член Совета попечителей фонда Соломона Гуггенхайма
  • 2002 - председатель совета директоров Благотворительного фонда «Эрмитаж-Гуггенхайм»
  • 2003 - председатель Попечительского совета Государственного Эрмитажа
  • 2006 - возглавил Комиссию по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства
  • 2008-2010 – возглавлял проекты по совершенствованию законодательства о НКО
  • 2013 – первый российский предприниматель, который присоединился к филантропической кампании «Клятва дарения»

Российский миллиардер Владимир Потанин разводится с женой. Хотя казался "последним из могикан" по устойчивости семейной жизни.

У Владимира и Натальи Потаниных трое детей: 29-летняя чемпионка мира по аквабайку Анастасия, 24-летний Иван и 13-летний Василий. И дети Потанина, наверное, почти единственные олигархические дети, лишенные "нуворишного" варварства "золотой молодежи". Не плавают прилюдно на роскошных яхтах, не купаются в бассейнах с шампанским, не рассекают по Швейцарии на Lamborghini, а занимаются спортом, завоевывают честные спортивные медали и т.д. В общем, так пристойны, что даже скептиков склоняют к вере в то, что у русского капитализма есть шанс на культурный прогресс. "Нувориши" покупают тещам на день рождения крокодилов, а их высокообразованные внуки уже коллекционируют редкие книги и поддерживают гениальных художников.

Поэтому даже социально симпатичный многим отказ Потанина передавать детям по наследству свое состояние вызвал у части публики сочувствие: мол, наследства лишили лучших детей.

И вот развод. Судебный процесс закрыт для прессы. Новости о личной жизни богатейших людей мира "утекают" в ("желтую", как правило) прессу почти в обязательном порядке, но, в общем, олигархи не обречены на публичную личную жизнь, как политики. Однако нагрузка публичности возникает в ней хотя бы потому, что олигархи - элита. Уж точно - экономическая и социальная. (Гораздо реже - культурная. Еще реже - интеллектуальная и нравственная.) А элита задает образцы. Как только родится в семье олигарха четверо детей от одной жены, так и в обществе произойдет серьезный переворот, говорят эксперты. У Потанина почти родилось. Но он развелся. И с этой точки зрения его развод выглядит как потеря последней надежды на образец.

Но и политики, чья семейная жизнь просвечивается рентгеном публичности, разводятся тоже.

Конечно "чужая жизнь - потемки", и семейные истории наименее хочется судить - так много нюансов, которых не знаешь, а узнав, не поднимешь руки, чтобы "бросить камень". Но осторожность психологического взгляда на проблему не перечеркивает критическую необходимость взгляда нравственного и социологического. Потому что простое наблюдение "бальзаковским методом" - всматривания в истории жизни - складывает факты в тревожную картину. Верность и преданность перестают быть достоинством (за исключением экстремальных случаев, когда муж в тюрьме, на войне, в страдании). В безмятежной ситуации они превращаются в трэш. И скоро мы вслед за поэтом повторим "как непонятной верности причины" - она действительно станет нам непонятна.

Предприниматели, тем более владельцы бизнес-империй - это, как правило, целеориентированные люди: для них цель важнее, чем нормы и ценности. И тем более чувства. Это и делает их двигателями прогресса - материального, научно-технологического.

Но, вероятно, они хотят "прогресса" и в семье, которая с этой точки зрения сразу превращается в анахронизм. Новая молодая жена как-то всегда "прогрессивнее" прежней.

Между тем семья - это "инвариант", тот, в общем, Богом установленный "институт", который не знает прогресса. И две тысячи лет назад, и сейчас это все равно семья. Нечто выстроившееся на любви мужчины и женщины. И верность и преданность всегда были ее первыми достоинствами, а не наоборот. Также как и терпение, жертвенность. Отношения, призванные уходить вглубь, сегодня уходят вширь.

Еще печальнее другая тотальность - женщины, жены все больше становятся имиджевым капиталом. Иногда почти товаром. Дорогая цена таких "покупок" не окупает "ужас овеществления", одинаково портящий и тех, кто овеществляет, и тех, кто овеществляется...

Недаром большинство настоящих (не квази) религий препятствует разводам, а не поощряет их. А если таковые случаются, то либо смотрят на них с печалью, как на зло, либо отлучают от таинств Церкви - самого главного, что в ней есть.

Возвращаясь с Рождественских каникул, встретилась в купе поезда с молодой, молчащей и жестом раскрыленной птицы что-то закрывающей от меня женщиной. Оказалось, инстинктивно прячет больную дочку. ДЦП - спинка не держится, ножки не разгибаются, судороги не проходят даже от бельгийских лекарств, речи пока нет. Но Анька очень много смеется. Потому что любима мамой, сестрой, дедом, бабушкой. Единственный, кто отказал ей в этом, - отец. Ушел из семьи. Единственное, от чего у ее стоической матери появляются на глазах слезы, - от воспоминания об этом. "Предательство", - говорю как можно равнодушнее.

А внутри вскипают царственно-презрительные слова Ахматовой о том, что "они", мужчины, почти не стояли в очередях к тюрьмам с передачами. "Низшая раса" - отрезала Ахматова.

На фоне модных ссылок на нелюбившего женщин Шопенгауэра эти ахматовские слова весьма кстати. Но вообще-то клеить "расистские" ярлыки по половому признаку не хочется. "Низшая раса" - это те, кто предает.

Комментарий психолога

Ольга Маховская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН:

Сначала скажу, что в этой истории хорошо. Хорошо, что у Потаниных был большой семейный стаж. Потому что сейчас, увы, в большинстве случаев он очень маленький - супруги разводятся со 2-го или 3-го года совместной жизни.

Серьезных причин таких разводов, на мой взгляд, две. Во-первых, у нас меняется модель семьи. Мы переходим к американским стандартам взаимоотношений: семья становится партнерской. А в партнерской семье - когда вырастают дети, супруги часто разводятся. А что, они выполнили свою родительскую функцию и, часто сохраняя хорошие отношения, начинают жить каждый сам для себя. Раньше же у нас семья строилась по православному типу - это была наша титульная модель. Она в принципе и сейчас тоже возможна.

Семья же по "модели партнерства", в которой мужчина и женщина равны, предполагает даже при длительной сохранности брака их достаточно большую дистанцию друг от друга. У людей протестантской культуры дистанция психологической близости вообще очень большая. Но эта дистанция и у нас сейчас сильно меняется. Когда мы, психологи, разговариваем с богатым мужчиной, решившимся на развод, то у него в голове, как правило, обнаруживается "партнерская модель" семьи.

Вторая серьезная причина развода - то, что появление "на стороне" молодой дамы и перспективы второго брака в данном случает приходятся как раз на "возраст мужского кризиса". От 50 до 55 лет - это как раз тот самый возраст "мужского кризиса". В нем мужчина выбирает между тем, чтобы вести отношения с женщиной "на глубину" и последним подростковым возрастом, "последним сексом". Мужчина болтается между этими полюсами и часто, очень часто, не решается выбрать путь большей мудрости, модель серьезной жизни. Многие хотят продлить молодость. Мужчина в 52-53 чувствует, что он еще не стар. И в этом последнем "подростковом возрасте" очень часто хочется запустить сценарии "в последний раз". Но, выбирая этот путь "последнего раза", он очень сильно рискует здоровьем.

Поскольку у нас в стране о разводе объявила президентская чета, то можно ожидать, что откроется новый тренд. Все разводы, которые проходили втихую и обнаруживались только при подаче налоговых деклараций (которые обычно показывают, что у депутатов, например, было много разных, и не только официальных, жен), теперь перестанут быть стеснительными. Мораль будет еще меньшим сдерживающим фактором, и в высоких кругах может установиться даже мода на развод. Конечно жены в олигархических разводах у нас, в отличие от американской практики, почти не защищены. Юридически мы еще вообще, по-моему, живем в СССР. Все юристы вам скажут, как нехорошо у нас "бросают жен", оставляя их материально неприкрытыми. Хотя мне все-таки кажется, что такие мужья, как Потанин, будут беспокоиться о своих бывших женах. Но, как правило, это не снимает недовольства бывших жен.

СОКОЛОВА:

Наталия, на сегодняшний день вы являетесь фигуранткой самого громкого в России развода. Ваш бывший муж, Владимир Потанин, по оценкам Forbes на 2014 год, обладает капиталом в $12,6 миллиарда. В чем суть вашего конфликта и как продвигается ваше дело в суде?

ПОТАНИНА:

В суде сложилась следующая ситуация: в декабре прошлого года Владимир Олегович подал на развод. В мае нас развели. На раздел имущества он подал в феврале, не дожидаясь развода.

И вы не согласились с предложенным им способом раздела имущества?

Не согласилась, потому что сочла это предложение унизительным.

Известно, что ваш муж - в бизнесе очень жесткий человек, привыкший ставить задачи и добиваться своего, по большому счету мало считающийся с морально-этическими факторами. Именно такой стиль во многом позволил ему стать одним из самых богатых людей в России и мире. Вы не предполагали, что настанет момент, когда у вас случится конфликт интересов и ваш муж проявит все упомянутые качества в общении с вами?

Для меня он, наверное, был другим человеком. Я не думаю, что ему свойственна готовность добиваться цели всеми доступными методами, но с тем, что он человек, который всегда идет к заранее намеченной цели и четко просчитывает маршрут, я соглашусь.

Как вы думаете, почему господин Потанин решил сделать процедуру развода максимально дискомфортной для вас?

Это для меня загадка. Я вам ответить на этот вопрос не могу.

Я правильно понимаю, что вы прожили вместе тридцать лет?

Да, мы со школы знакомы, с девятого класса. Поженились мы в 1983 го­ду на последнем курсе института. Я училась в Московском институте инженеров транспорта, а он - в МГИМО. Мы жили рядом, в соседних домах, в небольшом микрорайоне Давыдково. И поэтому практически каждый день после института встречались.

Мне трудно представить ситуацию, когда люди, прожившие вместе тридцать лет, в отсутствие острого конфликта, взаимной ненависти не могут договориться об условиях развода. Как вы думаете, в чем причины сложившейся ситуации?

Я раньше не могла себе представить, что со мной подобное может случиться. Мне трудно об этом рассуждать. Когда все произошло, я испытала ужасное чувство, поверьте. Мой муж всегда был для меня самым близким, дорогим человеком, которому я абсолютно доверяла. После того как родители постарели и я вышла замуж, я всегда считала, что, если что-то случится в жизни, мой муж первым придет на помощь. Этот человек был для меня как... не знаю, как человек-скала, как спинка кресла, на котором я сидела. Человек, которому я верила бесконечно и который был все в моей жизни - и радость, и печаль, и горе, и улыбка, и слезы. Все было в нем!

Владимир Потанин и Наталия Потанина познакомились в старших классах школы и прожили вместе тридцать лет. В настоящее время они не общаются

Владимир Потанин и Наталия Потанина познакомились в старших классах школы и прожили вместе тридцать лет. В настоящее время они не общаются

Что же могло случиться с ним, с вами, чтобы все так перевернулось? Может, вы не заметили чего-то важного, что за эти годы произошло?

Наверное, чувства меняются, трансформируются, но я полагала, что этот человек будет всегда рядом со мной.

Новость о разводе стала для вас неожиданностью?

Да, полной, я этого не предполагала.

И что вам было предложено?

Мне было предложено отказаться... То есть сначала было предложено подписать бумаги, что с моей стороны не будет никаких материальных претензий. Мне было предложено подписать бумаги, что мои интересы в суде будет представлять человек, которого выбрал он. И мне было предложено подписать бумагу, что я не возражаю против передачи денег на благотворительность. Больше ничего.

Вам было назначено содержание? Возможно, вам предложили отступные - недвижимость, активы, яхту, самолет?

Если вы думаете, что он мне предложил деньги, яхту, самолет, то глубоко ошибаетесь.

А почему бы и нет?

Потому что у моего бывшего мужа ни яхт, ни самолетов нет - так он заявляет в суде.

А что есть?

То, что он предложил к разделу. То есть практически ничего. Например, по его мнению, мы должны поделить даже дом на шести соткаx, который построили мои же родители до моего рождения. Еще мы делим деньги на счетаx и акции. Правда, делим мы иx по состоянию на 2007 год. Нетрудно догадаться, что этиx акций и денег давно нет. То есть мы делим виртуальные деньги. Я ответила на такие предложения «нет».

Он удивился?

Не знаю. Мне кажется, никак не прореагировал. Потому что, наверное, был уверен, что я все равно буду вынуждена согласиться.

Честно говоря, его уверенность можно понять. Выиграть дело у такого противника довольно затруднительно.

Иметь такого человека в оппонентах - это очень опасно.

Вам страшно?

Некомфортно. Если бы у меня была возможность не бороться с ним, я бы, конечно, не боролась.

У вас есть такая возможность - согласиться на его условия. Может быть, выторговать еще что-то.

Я считаю унизительным что-то выторговывать у человека, с которым прожила вместе столько лет. В том, что семья обладает таким благосостоянием, есть и моя заслуга. И заслуга нашиx детей. Я не претендую на половину его состояния, отдавая должное его таланту и труду. Но не считаю правильным предоставить моему бывшему мужу безапелляционную возможность решать за меня, что мне дать или не дать. Я борюсь в том числе за справедливость, за законность. В конце концов, понятия чести и порядочности еще никто не отменял.

**Я СЧИТАЮ УНИЗИТЕЛЬНЫМ ЧТО-ТО ВЫТОРГОВЫВАТЬ У ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ПРОЖИЛА ВМЕСТЕ СТОЛЬКО ЛЕТ. **

Жаль, что о них обычно вспоминают только тогда, когда начинают делить имущество. Наталия, так долго живя с мужем, вы не могли не замечать, что он имеет, так сказать, два различных modus operandi. В семье он - человек надежный, любящий отец. А вне семьи ведет себя по-другому - жестко, агрессивно, стараясь всегда добиться своего, прогнуть оппонентов и так далее.
Вас это не настораживало?

Смотрите, вы сказали «жестко». Но он и в семье был достаточно жестким. В семье всегда был патриархальный уклад.

В чем это выражалось?

Все поступали так, как считал нужным отец. Те решения, которые он считал нужным принять, те и принимались.

Вас это устраивало?

Строгость - это рамки. Это же не значит, что не было любви, гармонии, внимания или теплого отношения, в том числе к детям. Все это было. Я считаю, что и дети у нас благодаря строгому воспитанию выросли очень хорошими и достойными гражданами. Они состоявшиеся и интересные личности, которые найдут свое место в этой жизни.

Когда мы договаривались об интервью для GQ, вы сказали, что хотели бы обратиться именно к мужской аудитории. Чем вызвано это ваше желание?

Наше общество все-таки более... мужское.

В каком смысле?

Идеологию, тренды, мотивации в обществе задают больше мужчины, чем женщины. Поэтому чем более целевая аудитория, тем ­короче цель.

И какая цель у вас? Что вы хотите сказать мужской аудитории?

Мне хотелось бы сказать о том, что если мужчины у нас определяют тот или иной стиль поведения, то они за него должны нести ответственность. Совершая что-либо или предопределяя тренд, влиятельный, имеющий большие возможности мужчина направляет общество на определенный путь развития. Поэтому мне кажется, что Владимир Олегович таким отношением ко мне и к семье показал не очень правильное...

Пожалуйста, помогите мне сформулировать.

К сожалению, я не могу вам помочь. Потому что вижу в вашем обращении к российской мужской аудитории по поводу неправильного поведения Владимира Олеговича серьезную логическую несостыковку. Вы апеллируете к тысячам других Владимиров Олеговичей, многие из которых считают вашего экс-супруга супер­успешным человеком и ролевой моделью, и хотите, чтобы эти люди его пожурили за то, что он не хочет отдавать имущество жене. Первый вопрос, который вам задаст мужская аудитория, будет: а какое отношение вы, Наталия, имеете к деньгам вашего мужа?! Это же он их зарабатывал - умом, энергией, рисками, всей своей жизнью, наконец. Почему он должен с вами теперь свое имущество пополам делить?!

По закону. Мы живем в государстве, в котором есть закон, не так ли? И этот закон трактует, что, ежели в семье есть благосостояние, деньги или имущество, все это положено поделить пополам.

Вы знаете хотя бы один прецедент, среди даже не супербогатых, а просто богатых людей в России, кто развелся бы пятьдесят на пятьдесят?

Поэтому я и обращаюсь к СМИ, которые в большой степени влияют на идеологию общества. Кроме того, в нашей стране есть и соответствующий закон.

Как и прекрасные способы его обходить. Например, трастовые фонды.

Вероятно, да. Но вы сказали правильное слово «обходить». А правильно ли обходить закон, манипулировать законом? Правильно ли использовать свое положение, трактуя закон в своих целях?

Правильно или неправильно, здесь так делают все, кто имеет такую возможность и не имеет моральных ограничителей. Вы не можете этого не знать.

Я знаю. И хочу привлечь к этому внимание в том числе и через это интервью.

Ксения Соколова, Наталия Потанина

Ксения Соколова, Наталия Потанина

Понятно. Давайте поговорим о технической стороне вопроса. Имущество господина Потанина находится в трастах. Прежде чем его делить, его принадлежность надо доказать. В России и за ее пределами. Я знаю, что в России вы последовательно проигрываете все процессы.

Да, это так.

Почему... Сказать, что судьи меня не слышат, наши доказательства не принимают, не хотят видеть подоплеку того, что происходит, значит не сказать ничего.

Как вы думаете, в чем причина?

Возможно, действует магия имени, влияния или даже магия цифр.

Правильно ли я понимаю, что вы столкнулись с ситуацией, когда закон говорит одно, а в реальности происходит другое?

Да, но если есть цель, ее надо добиваться, надо в нее верить.

Огласка - одно из средств борьбы?

Если моя история станет достоянием публики, это поможет многим призадуматься, а возможно, будет способствовать справедливому принятию решений, в том числе и в суде. Общество не должно мириться с бесправием. Искренне верю, что мой голос будет услышан.

С вашего позволения я еще раз спрогнозирую реакцию вашей целевой аудитории – мужчин. Они назовут ваши интервью «бабскими методами», истерикой и соплями. И пожелают твердости Владимиру Олеговичу в борьбе со склочной бывшей женой.

Факт публикации этого интервью в мужском журнале говорит о том, что я именно хотела избежать любых «соплей и истерик». Я просто хочу рассказать о том, что делает и как чувствует себя женщина, с которой феноменально, необъяснимо бессовестно поступил человек, с которым она прожила три десятка лет и от которого родила троих детей. Я могла бы рассказать о том, что чувствуешь, когда вокруг тебя рушится весь мир и мужчина, которому ты доверяла, тебя предает, но мы же договорились без истерик.

Вы инициировали процессы и разыскиваете имущество Владимира Потанина на Кипре и в США?

В Америке мы начали процедуру «Дискавери»: это не суд, а процесс поиска имущества, который идентифицирует активы и их владельца. Это было инициировано в помощь русскому суду, потому что найденную информацию можно использовать в других юрисдикциях.

Это дорогие процессы?

Они оказались дороже, чем мы предполагали, поскольку процесс затянулся, оппоненты оказывают сильное сопротивление. Представлено огромное количество документов, которые надо изучать, это требует времени, а время стоит денег. Но я надеюсь, что эти документы помогут. После ряда процедур мы надеемся, что сможем законно использовать полученную информацию и в других юрисдикциях, в том числе на Кипре, где мы также подали иски о заморозке активов. Все это мы планировали в поддержку российского суда. Но оказалось, что российский суд с большой неоxотой оперирует понятиями «бенефициар» и «трастовая собственность».

Что значит «российский суд не оперирует понятием «бенефициар»?

Законодательство в России пока не охватывает все аспекты бенефициарной собственности. Суды общей юрисдикции в редких случаях готовы углядеть за сложными схемами владения реального собственника. Невозможно прийти в российский суд и подать иск о разделе имущества, принадлежащего какому-либо трасту. В начале интервью вы упомянули яхты и самолеты. Да, есть и яхты, и само­леты у Владимира Олеговича. Но формально у него нет ничего, кроме того, что было приобретено в 1980-е годы. Больше ничего ему как физлицу не принадлежит. И яхты все оформлены на трасты, и само­леты. Не принадлежат ему ни «Лужки», ни «Дмитровские просторы», ни «Норильский никель» – никакие активы вообще. Все оформлено на трасты. На Кипре или на Британских Виргинских островах. Даже дом, в котором я живу, и тот в трасте, оформлен на компанию, никакой прямой связи с Владимиром Олеговичем не имеющую.

ЕСЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ОН МНЕ ПРЕДЛОЖИЛ ДЕНЬГИ, ЯХТЫ, САМОЛЕТЫ, ТО ОШИБАЕТЕСЬ.

Но ведь Владимир Олегович Потанин - не чужой вам человек. Вы были вместе тридцать лет. Вы не пытались ему как-то по-дружески сказать: «Вова, давай не будем позориться на весь мир и решим по-человечески. Мне не нужна половина твоих миллиардов, отдай мне дом такой-сякой, такую-то сумму и живи спокойно»?

Я изначально попросила у него незначительную сумму, но он мне в ней отказал. Сказал, что мне деньги не нужны. Я не понимаю, почему Владимир Олегович наделил себя правом решать, что мне нужно, а что нет. По-человечески меня его решение поразило. Мне казалось, что это просто... нерационально.

Нерационально

очень точное слово. Именно это меня и удивляет в вашей ситуации. Ваш экс-супруг действует так, как будто вам за что-то кроваво мстит. Трудно себе представить, что так может вести себя респектабельный публичный человек, активно занимающийся благотворительностью, всегда декларировавший приверженность семейным ценностям. Этот развод, огласка - прежде всего репутационные потери.

Его поведение мне кажется нелогичным, излишним, выбивающимся из всяких рамок. Не имеющим отношения к моему мужу, которого я знала все эти годы.

Вы сейчас находитесь с ним в контакте? Можете ему позвонить?

Все на самом деле гораздо хуже. Нашему младшему сыну пятна­дцать лет. Ребенок несколько месяцев не разговаривал с отцом, отец его не спрашивал, как он живет, чем интересуется, хотя бы просто - как он себя чувствует? С 25 декабря они с отцом не общались. Отец сказал ему, когда они последний раз говорили: «Больше не звони».

Как эту ситуацию вообще ребенок воспринимает?

Василий не имел возможности поговорить с отцом, чтобы разобраться в мотиваx его поступка. В сложившейся ситуации он оказался просто ненужным.

А как со старшими детьми?

Анастасия работает в одной из компаний «Интерроса». Иван после первой же попытки разобраться в происходящем был выгнан из компании, которая принадлежала структуре Владимира Олеговича. Мало того что выгнан, во все инстанции были написаны уведомления об отзыве его рабочей визы.

Вот как... Но тогда все выглядит еще более странно. По какой-то причине господин Потанин внезапно стал считать врагами не только свою жену, но и собственных детей. И причина эта, как вы говорите, в весьма скромной доле имущества, которую он не хочет по закону вам отдавать. Вы раньше замечали, что ваш муж страдает подобной патологической жадностью?

Раньше не замечала. Сейчас Владимир Олегович действительно пытается вредить везде, где можно сделать больно. Он очень властный человек, но жадным я бы его не назвала. Мне казалось, что у меня муж щедрый и порядочный.

Тогда, возможно, у него просто есть другая женщина?

Сейчас выяснилось, что есть. Отношения длятся минимум три года.

И вы не знали об этом?

Не знали или не хотели знать?

Как сказать... Честно, не видела. У меня был, может быть, момент в жизни, когда я подозревала, что нечто такое происходило. В конце концов, можно влюбиться, всякое может случиться, чувства же приходят иногда внезапно и независимо от наших желаний. Поэтому в ситуации, когда мы уже прожили много лет, мне казалось нормальным рассказать, если вдруг случится что-то подобное.

Вам правда так казалось? И что бы вы ответили?

В такой ситуации я сама бы предложила ему развестись.

То есть жить параллельно с другой семьей вы бы не стали?

Нет, не стала бы.

Почему? Вы его любите?

Мне казалось, что безумно.

А сейчас?

Сложный вопрос. Хотелось бы на него ответить «нет».

Вернемся к вашему суду. Какой результат инициированных вами процессов вас бы удовлетворил?

Больше всего меня бы устроило, если бы мы смогли договориться. Это был бы лучший выход для каждого из нас.

Вы предлагали переговоры?

Да, но ответа не получила.

В случае если договориться не удастся, что бы стало для вас приемлемым вариантом решения?

Wish list еще не составляла. Точно могу сказать, что хотела бы оставить себе дом, в котором жила моя семья и из которого нас сейчас пытаются выселить.

У вас до этого дошло?

Увы. Нас выселяют, на нас подали очередной иск в суд - сначала об арендной плате, потом о выселении, теперь уже об упущенной бизнес-­выгоде.

Похоже, ваш экс-супруг решил разбираться с вами «по понятиям».

Именно так. И я вынуждена перевоплотиться из женщины в самурая, защищающего себя и детей.

Наталия, поправьте меня, если я ошибаюсь. Но, возможно, в том, что вы рассказали про выселение вас из дома и так далее, и содержится ответ на вопрос: что же случилось с Владимиром Потаниным? Нужно просто попробовать посмотреть на ситуацию с точки зрения криминальной этики. Поскольку эта этика предельно шовинистическая, в ее рамках женщина, бывшая жена, - никто и права голоса не имеет. Пахан просто ставит перед фактом. «Деньги тебе не нужны, сиди под плинтусом, я сказал». И тут случается неожиданное - вместо того чтобы делать, что велели, вы идете в суд. Это, разумеется, вашего экс-мужа страшно бесит. И с вами начинают разбираться «по понятиям» - выселять, прессовать и так далее.

Да, в целом я с вами соглашусь. Мало того, в этой ситуации под плинтусом оказываются все моральные устои общества. Любое противодействие игнорируется или подавляется силой или деньгами.

Если вы согласны, то должны понимать, в какую игру вступаете и как с вами будут себя вести. Все то российское мужское сообщество, к которому вы пытались обратиться, будет настроено против вас. Потому что вы собираетесь противостоять смеси криминальных понятий и шовинизма, которыми пропитано мужское население современной России за крайне редкими исключениями - снизу до самых верхних слоев. Особенно верхних слоев, потому что большие деньги развращают и позволяют «понятиям» проявиться во всей красе. Яхты и джеты, коллекционирование искусства, рассуждения про семейные ценности и благотворительность - в нашем случае только попытки завуалировать правду. А правда в том, что эти люди, когда им что-то активно не нравится, моментально теряют лоск и начинают вести себя как отморозок в ватнике из пятого барака. То, как ведет себя ваш муж с вами, к сожалению, очень яркое и очень печальное доказательство моей правоты. Никакого иного объяснения тому, что взрослый человек не может договориться с женой, с которой прожил тридцать лет, я не вижу. Вы уверены, что у вас, женщины, достаточно сил, чтобы ввязываться в ­такую драку?

С каким человеком я борюсь - я понимаю. Какими качествами он обладает, для того чтобы быть победителем, я тоже знаю, какой целеустремленностью и какой порой маниакальной уверенностью в своей правоте и целях. Поэтому я думаю, что мне будет нелегко.

У вас есть хотя бы один козырь - доскональное знание противника.

Так наоборот, я не знала противника, раз оказалась в такой ситуации.

Предположу, что вы знали, просто не хотели это знание в себя впускать. Потому что тогда вам пришлось бы отдать себе отчет в том, что перед вами не только надежный, добрый и щедрый муж, любящий отец, а кто-то еще.

Мне все же кажется, что он не был таким. Он изменился. Знаете, что самое тяжелое во всем этом? Необходимость полностью убить в себе доверие. Отучить себя верить. Это самая страшная вещь!

Допустим, вы выиграете процессы и получите какую-то часть активов мужа. Что вы будете делать? И что будет, если вы проиграете?

Честно говоря, я надеюсь выиграть. Я не закладываюсь на про­игрыш.

Но даже если не будет денег, жизнь-то не кончится.

Конечно! Есть вещи поважнее денег. Хотя деньги, согласитесь, важный элемент существования. Без денег тебе вряд ли удастся сделать то, что хотелось бы.

**ГЛАВНЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, КАМЕННАЯ СТЕНА, СКАЛА В ОДИН МИГ ОБОРАЧИВАЕТСЯ ПРОПАСТЬЮ. НА КОГО ОБИЖАТЬСЯ?! **

А что бы хотелось?

Никаких особенно экзотических пожеланий у меня нет. Не думаю, что начну скупать бриллианты на аукционах - я к ним достаточно равнодушна.

Может, зря? Может, поэтому вашему мужу и казалось, что деньги вам не нужны?

Деньги зарабатываются трудом, сколько бы их ни было, это все равно труд. Возможно, он несколько переоценен, но это труд по-любому. К этому надо относиться с уважением. Поэтому я, наверное, никогда и не тратила деньги, сколько бы их ни было. Для того чтобы купить себе лишнее, надо себе морально это позволить. Мне было достаточно того, что я имею. Поэтому каких-то таких страстей, которые меня обуяли бы и я хотела бы купить что-то необыкновенное, не знаю, шикарный дом, бриллианты, таких желаний у меня нет. И потом, я же относилась к этому богатству как к своему, это были деньги семьи, зачем же их тратить просто так, впустую? А теперь я понимаю, что деньги мне очень даже нужны и я знаю, на что их потратить.

Деньги могут многое. Иногда они действительно создают жизнь, спасают от смерти, дают возможность найти уникальных людей, напечатать уникальную книгу или отреставрировать музей, который дорог был с детства, с какой-то твоей юношеской поездки. Можно помочь музею отреставрировать картины, которые лежат в запасниках, которые никто никогда не видел, потому что они просто гниют в подвале. Деньги могут работать, могут принести очень много пользы!

По-моему, то, что вы сказали, замечательно. Помимо всего грустного и нудного ваша история дает вам возможность прожить еще одну, совершенно новую жизнь. И все благодаря вашему экс-мужу. А влюбиться хотели бы?

Скорее, xотела бы найти человека, который был бы рядом, был бы дорог и которому я была бы нужна и дорога. Как говорила Одри Хепберн: «Если есть искорки в глазах, значит, вы видите добро в людях». Я предпочитаю все-таки добро в людях видеть. Да, мир ­жесток, власть и деньги значат очень много, зло и несправедливость часто побеждают. Но несмотря на это, надо идти и добиваться своего, если ты уверен в своей правоте и честности.

К сожалению, это трудно доказать обществу, которое молится на власть имущих и привыкло безропотно подчиняться сильному, богатому и так далее. Я понимаю, что это ничто в масштабах вечности и добро все равно победит, но вашу задачу современное положение дел сильно затрудняет.

Я понимаю. И, кстати, считаю, что в ситуации с разводами виноваты не только мужчины. Женщины слишком многое терпят и соглашаются на то, на что ни в коем случае нельзя соглашаться.

А вы никогда не соглашались?

Наверное, и я тоже создала себе эту проблему. Потому что, будь я более агрессивной, более жесткой, более строгой, более въедливой, было бы все по-другому. Но у меня был принцип - я всегда уважала его собственное «я». Бизнес - это тяжело, и мне всегда его... не то что было жалко, это неправильное слово, но я уважала то, как он работает. Работал он действительно много, ответственность была большая.

Как бы вы могли описать ваше состояние сейчас? Вам больно, обидно?

Здесь слово «обида» не подходит, здесь что-то другое, такое большое. Здесь и обижаться как-то нелепо... Главный и единственный человек, каменная стена, скала в один миг оборачивается пропастью. На кого обижаться?! С кем бороться? С этой вселенской ­дырой?

Теперь, когда вы все это сказали, я в последний раз задам вам главный вопрос: какая внутренняя эволюция произошла за эти тридцать лет с вашим бывшим мужем? Почему, по-вашему, он позволил себе так с вами поступить?

А нипочему! Просто он решил, что будет так. И он решил, что его отношения со мной в этот день просто банально закончились. То есть он сможет уйти и просто выкинуть меня из жизни. Поэтому у меня выбора не было. Был бы шанс получить какое-то предложение, какую-то дискуссию, обсуждение, сохранить лицо, это было бы другое дело! Но не было ни-че-го! Я понимаю, я не воин. Но у меня же внутренние устои какие-то есть, свое достоинство, у меня тоже есть понятие ценностей, я что-то собой представляю! И если так ко мне относится самый близкий человек, как мне потом строить ­отношения с детьми, с друзьями, с обществом?!

ГМК «Норильский Никель». Через сеть офшорныx компаний оформ­лено 30,27 % акций.

Горнолыжный курорт «Роза Xутор». Через офшор.

**Оператор и владе­лец сети грузовыx терминалов в аэропортаx ООО «Интерпорт» (через кипрский офшор). **

Активы в недвижимости – владение через кипрский офшор в ООО «Интеррос Эстейт», ООО «Лукино Девелопмент», ООО «Силикатный плаза», ООО «Дмитровские просторы».

Сеть кинотеатров «Синема парк» через офшор.

Несколько заводов по производству кабелей и сопутствующей продукции для электросетей ЗАО «ПК-2», ООО «Севмор­кабель», ООО «АКГ», ООО «Азовкабель».

Производитель медикаментов ООО «Петровакс фарм» через офшор.

Часто проверяете почту? Пусть там что-то интересное от нас.

Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и сострадание к ближнему становятся составной частью человека и его судьбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина

В.Г. Васильченко, учитель
МОУ Журавлевская СОШ
Каргапольского района

В полной и здоровой натуре лежат на сердце судьбы родины…, всякая благодарная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

В.Г. Белинский.

В жизнь современной школы все активнее входит краеведение. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно – эстетическому воспитанию учащихся, активной жизненной позиции.
Литература - особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. Наряду с музыкой, живописью, историей она срослась с красотой русской земли. Писатель своими творениями воздействует на духовную жизнь человека. Слово писателя помогает учителю литературы формировать общечеловеческие ценности: сострадание, доброту, память, любовь к родному краю. В этом отношении показательны рассказы Виктора Федоровича Потанина, обладающие нравственным потенциалом.
Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и сострадание к ближнему становятся составной частью человека и его судьбы. Любимым жанром В.Ф.Потанина является рассказ. Семен Расторгуев из рассказа «Огорчение» находится на пороге ухода. Старику не хочется быть обузой младшему сыну, а рассудок и цепкая память остаются с Семеном. Но когда сноха отвела его в новую баню, проснулось желание жить. Ведь еще надо рассказать о старшем сыне его брату, который того почти не знал. Надо, чтобы внук Колька помнил о деде. Надо передать семейную память о корнях своих. Да и просто «пожить сдумал» старик. Однако гармонию человека и природы разрушают отношения людей.
Тема одиночества звучит в рассказе «Девочка хочет к морю». Читатель проникается чувством жалости к маленькой девочке Вере. Её мама уехала к морю, оставив девочку с ненавистным отчимом Григорием. Самым близким для Веры оказывается собака Дозор. И ещё Вера постоянно смотрит на портрет отца, погибшего в аварии на заводе. Так и не дождавшись мамы, она отправляется на почту, чтобы дать ей телеграмму: «Вера заболела. Приезжай скорей. Григорий». Женщина на почте помогает девочке отправить телеграмму, проникшись каким- то женским чутьем. Вера ждет. Герои повестей, очерков, рассказов – наши земляки-уральцы.
Так легко узнаваемы близкие сердцу пейзажные картины Зауралья. Виктор Федорович всем своим творчеством признается в любви Родине: «Что скрывать, если я с детства люблю все наши сельские дела и заботы, люблю сельскую природу - наши невообразимые по своей красоте леса и озёрные плёсы…» Он убежден, что для каждого Родина начинается с запаха парного молока, хлеба, тепла материнских рук. С какой болью вспоминает о матери герой рассказа «Успех»: «Я её очень любил, но она об этом никогда не слышала от меня. Не слышала, и это большое горе». Какие простые и вечные истины открываются для читателя: память родных людей, отчего дома, ощущение своих корней на земле-кормилице. А ведь это сама жизнь.
Идеалом для Потанина являются люди, живущие сердцем, созидатели, творящие добро по духовной природе своей. Они связаны с родной землёй, крышей дома, семьёй, языком, культурой. Любовь и сострадание к ближнему является составной частью человека и его судьбы.
Нравственные ценности у Виктора Потанина предельно конкретны. Такие понятия, как «нравственность» и «духовность», привитые с самого детства, не оставляют его на протяжении всего жизненного пути.
Я,как читатель и учитель рада, что мне удаётся читать и учить детей понимать произведения В.Ф. Потанина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. На уроках литературы, опираясь на рассказы Виктора Федоровича, пытаюсь у детей найти отклик на вопрос: что значит жить честно, по совести?
Анализируя повесть «Доченька», задаю учащимся вопросы: 1. Почему произошло разрушение крепкого круга – Семьи, в которой были любимая жена и обожаемая дочка Леночка? Осмысление текста. Краткая запись.

  • Время повлияло, когда одежда, деньги, косметика стали для Леночки критерием оценки социальной и личностной.
  • На всю зарплату жены купили дочери золотое колечко.
  • На последние сбережения приобрели ей магнитофон.
  • Пренебрежительность, снисходительное отношение дочери к родителям.
  • Бабушка раздражает – плохо слышит, «по-колхозному» подвязан платок, руки всё время тёмные и опухшие.
  • Кричит на отца и высмеивает отсталость.
  • Колечко Леночка отдаёт подруге, так как камни в Новый год «модные».
  • Когда на Олю напал хулиган, и она попала в больницу, не о подруге подумала доченька, о кольце, как быстрее снять это кольцо. И ушла с Сашей.
  • Презрение к родителям «чокнутым».
  • Николай Петрович, терпимый и мягкий человек, не в состоянии принять этот поступок, являющийся предательством подруги, всей его жизни, посвящённой дочери.

Задаю вопрос учащимся:

  • Почему Леночка из милого ребёнка превратилась в монстра?
  • Кто в этом виноват? Стечение обстоятельств, время, человек?
  • Виноваты обстоятельства, время?

Размышления учеников.

Показ слайда.

  • Нет в ней стержня.
  • Не научили её любить, заботиться о других.
  • Привыкла брать, но не отдавать.
  • Поколение Леночки - это не все «нравственные калеки», для которых украшения и наряды важнее родных людей, семьи.
  • Отсутствие совести, цинизм, «духовная ржавчина» - то, что разрушает всё живое, семейные связи.

Как вы понимаете слова героя повести «Доченька»: «Что будет со мною завтра? А после завтра? А через год?... Неужели я проживу ещё целый год?»

Рефлексия:

Как писатель повлиял на ваши взгляды?

Итог урока.


Произведения Потанина - уроки нравственности. Учение помогает понять глубину авторского замысла. Подрастающий человек нуждается в осмыслении назначения жизни, роли семьи. Произведения помогают в этом, утверждая нравственность, духовность, совестливость, правду – то, что всегда было присуще русскому человеку. На таком уроке, я уверена, в руках учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу ребят учение о доброте к ближнему, о непреходящих ценностях в человеческом обществе, ведь перед родителями мы все в неоплатном долгу. Главный предмет литературы как искусства - человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, и задача, стоящая перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей- предметников. По большому счёту наша главная цель- это душа ребёнка, это проблемы нравственности.