История освобождения александра

Донбасс, переживающий сегодня войну, не в первый раз становится целью захватчиков. В начале Великой Отечественной войны овладение Донбассом вошло в число приоритетных задач, поставленных перед вермахтом.

Подобное стремление гитлеровцев объяснялось высочайшим промышленным потенциалом данного района. Город Сталино, как тогда назывался Донецк, являлся одним из крупнейших индустриальных центров Советского Союза, обеспечивавшим 7% общесоюзной добычи угля, 5% производства стали и 11% производства кокса.

К началу 1941 года в Сталино находились более 220 предприятий союзного и республиканского подчинения.

В начале осени 1941 года за Донбасс разгорелись ожесточённые бои. Несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, 20 октября 1941 года немецкие и итальянские войска вошли в Сталино. Началась оккупация Донбасса, растянувшаяся на долгие 700 дней.

Сначала переименования, затем убийства

Одним из первых решений захватчиков стало постановление о переименовании улиц и площадей, дабы полностью стереть из памяти местных жителей воспоминания о «большевистском режиме». Самому городу вернули прежнее название Юзовка, проспект Лагутенко стал улицей Базарной, проспект Труда — улицей Музейной, проспект Павших Коммунаров — улицей Николаевской, проспект Чайковского — улицей Садовой, проспект Дзержинского — улицей Пожарной, и так далее.

Гитлеровцы установили жёсткий режим, пытаясь обеспечить скорейшее восстановление и использование местной промышленности.

В годы оккупации Донбасса здесь активно действовали советские подпольщики и партизанские отряды. В ответ гитлеровцы проводили карательные акции и массовые казни. Шурф шахты № 4/4-бис в Сталино превратился в огромную братскую могилу. За время оккупации туда были сброшены от 75 до 100 тысяч человек. Одних сбрасывали в шахту после расстрела, других живьём. Из всех жертв удалось опознать не более 150 человек.

Удержать во что бы то ни стало

Несмотря на жесточайшие репрессии, покорить жителей Донбасса нацистам так и не удалось — сопротивление продолжалось в течение всего времени оккупации.

Восточная часть Донбасса была освобождена советскими войсками в феврале 1943 года, сразу после победы под Сталинградом. Однако развить успех не удалось из-за отсутствия резервов для дальнейшего наступления, а также из-за упорного сопротивления фашистов.

Летом 1943 года на совещании с генералитетом вермахта Гитлер придавал важнейшее значение удержанию Донбасса.

Поражение немцев на Курской дуге и успешное наступление советских войск на Белгородско-Харьковском направлении создало условия для изгнания захватчиков из Донбасса.

Выполнение задачи было поручено советской группировке войск, насчитывавшей более миллиона солдат и офицеров, 21 000 орудий, 1257 танков и 1400 самолётов. Гитлеровцы могли противопоставить наступающим около 540 тысяч солдат и офицеров, 5400 орудий, 900 танков и 1100 самолётов.

Южный фронт идёт в прорыв

Донбасская операция советских войск началась 13 августа 1943 года наступлением правого крыла Юго-Западного фронта. Эти части, форсировав реку Северский Донец, оказали помощь Степному фронту в освобождении Харькова.

Наступление в центре Юго-Западного фронта, начавшееся 16 августа, было остановлено немцами почти сразу — советские войска не смогли преодолеть линию мощных вражеских укреплений на реке Миус, так называемый «Миус-фронт».

Тем не менее, удар Юго-Западного фронта генерала Родиона Малиновского заставил гитлеровцев использовать для его отражения значительную часть резервов.

18 августа, воспользовавшись ситуацией, в наступление перешли войска Южного фронта под командованием генерала Фёдора Толбухина . Парировать этот удар немецкая группа армий «Юг», которой командовал фельдмаршал Эрих фон Манштейн , уже не могла. В первый же день наступления советские войска прорвали оборону гитлеровцев на глубину 8-9 километров.

К исходу 20 августа прорыв войск Южного фронта составлял уже до 24 километров в глубину и до 16 в ширину.

Сражение за Саур-Могилу

Выполняя директиву Берлина об удержании Донбасса во что бы то ни стало, Манштейн отдал приказ о нанесении серии контрударов, благодаря которым наступление Красной Армии удалось затормозить. Но в ночь на 24 августа советские части заняли дорогу на Таганрог, лишив противника возможности маневрировать резервами.

28 августа начался штурм Саур-Могилы — вершины, имеющей в Донбассе стратегическое значение. Сражение за Саур-Могилу продолжалось трое суток и было особенно ожесточённым. Утром 31 августа бойцы 96-й гвардейской стрелковой дивизии окончательно сбросили противника с вершины, приступив к преследованию отступавших гитлеровцев.

30 августа советские войска при поддержке морского десанта освободили Таганрог, окружив и разгромив в районе города 29-й немецкий корпус.

5 сентября 1943 года части Южного фронта вошли в Артёмовск. Манштейн докладывал в Берлин — продолжение удержания Донбасса чревато полным разгромом группы армий «Юг». Гитлер вынужден был дать «добро» на отвод войск за Днепр.

Откровения Манштейна

Как писал в мемуарах Мантшейн, отступление из Донбасса был «самой тяжёлой операцией» 1943-1944 годов. Немцы не успевали вывозить боеприпасы, имущество и даже раненых. Эвакуацию предельно осложняли удары Красной Армии.

То, что немцы не могли забрать с собой, они уничтожали, применяя тактику «выжженой земли». «В зоне 20-30 км перед Днепром было разрушено, уничтожено или вывезено в тыл всё, что могло помочь противнику немедленно продолжить своё наступление на широком фронте по ту сторону реки, то есть всё, что могло явиться для него укрытием или местом расквартирования, и всё, что могло обеспечить его снабжение, в особенности продовольственное снабжение его войск», — писал Манштейн. Лиц призывного возраста, находившихся в оккупации, гитлеровцы угоняли в Германию.

7 сентября 1943 года развернулись бои за столицу Донбасса город Сталино. Утром 8 сентября в город со стороны Рутченково ворвались подразделения 50-й стрелковой дивизии полковника Владычанского . В освобождении города также принимали участие бойцы 301-й и 230-й стрелковых дивизий и партизаны.

К исходу первой половины дня Сталино полностью оказалось под контролем советских войск. Впоследствии именно 8 сентября стали отмечать как День освобождения Донбасса.

Донбасс не сломить

Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, приказом Верховного Главнокомандующего от 8 сентября 1943 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Донбасская операция завершилась 22 сентября 1943 года с выходом советских войск на рубеж Новомосковск — восточное Запорожье — река Молочная.

В боях за освобождение Донбасса от фашистов погибли более 66 тысяч советских солдат и офицеров, более 200 тысяч были ранены. Точные потери гитлеровцев неизвестны.

За воинское мастерство, массовый героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе Донбасской операции, свыше 40 соединений и частей Красной Армиибыли удостоены почётных наименований Артёмовских, Горловских, Славянских, Сталинских.

В Сталино к моменту оккупации гитлеровцами находились около 400 тысяч человек, освобождения дождались около 175 тысяч. Советских солдат встречали руины жилых домов и предприятий, разрушенные и полузатопленные шахты, многие из которых таили в себе тела жертв нацистского террора.

Но уничтожить Донбасс нацистам не удалось. Уже к началу 1945 года три четверти шахт возобновили работу, заработали крупнейшие предприятия региона.

27 января 1945 года советские войска вошли в концентрационный лагерь Освенцим (Аушвиц) и освободили заключенных. В 2005 году ООН издала резолюцию, согласно которой 27 января объявлялось Международным днем памяти жертв Холокоста.

Лагерь смерти

Под Аушвицем, или Освенцимом, понимают не один нацистский концентрационный лагерь, а целый комплекс лагерей смерти, ставший одним из основных символов Холокоста. Немцы использовали название «Аушвиц», оно же вошло в мировую общеупотребительную практику. В советский лексикон вошло польское название «Освенцим», соответствующее названию города, возле которого располагался этот лагерь смерти. Лагерь Аушвиц I был основан в 1940 году на территории Польши, взятой немецкими войсками в 1939-м, впоследствии были основаны Аушвиц II и Аушвиц III.

Нечеловеческие условия

В Аушвице заключенные были вынуждены выживать в нечеловеческих условиях, при изматывающем графике работ, скудной пище, антисанитарии и издевательствах. Осенью 1941 года здесь впервые были проведены испытания отравления людей «Циклоном Б» - ядовитым газом на основе синильной кислоты. При поступлении новых узников в лагерь их бегло осматривали врачи, три четверти заключенных сразу отправлялись в газовые камеры - обычно это были старики, дети, слабые или больные люди. Тела умерщвленных сжигались в специальных печах. Также в лагере активно проводились опыты над живыми людьми, в том числе под руководством печально известного доктора Йозефа Менгеле по прозвищу Ангел Смерти. Для сравнения: лагерных служебных собак держали на специально отведенной большой территории с газоном, для них выстроили ветеринарную больницу и отдельную кухню.


После освобождения

Точное число жертв Аушвица установить сложно; по разным оценкам, оно варьируется от 1,1 до 4 млн человек. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер перед лицом наступавшей Красной Армии отдал приказ эвакуировать работоспособных заключенных на территорию Германии и уничтожить печи с газовыми камерами, а также многие другие улики, в том числе документы и склады с вещами убитых. Однако полностью выполнить приказ лагерная охрана не успела. После того как советские войска вошли в Аушвиц, они освободили около 7 тысяч узников, притом что в августе 1944 года в лагере находилось около 130 тысяч узников и он являлся самым крупным концлагерем Третьего рейха. После освобождения часть строений Аушвица была оборудована под госпитали для бывших заключенных, а затем использовалась в качестве тюрьмы НКВД СССР и Министерства общественной безопасности Польши. Впоследствии польские власти создали на территории лагеря музей, хранящий память об ужасах нацизма.

5 мая, 7:00 - около 8:00 по местному времени

Несмотря на раннее утро, солнце уже обжигает волны Аденского залива. Танкер «Московский университет» плывет без конвоя по обычному маршруту. На судне 23 человека, в том числе две женщины. Неожиданно к капитану танкера Юрию Тульчинскому подбегает вахтенный помощник. Он скороговоркой докладывает о появлении на горизонте подозрительных шлюпок. Тульчинский сразу понимает, что что-то не так. В последние годы все моряки, идущие через Аденский залив, испытывают тревожное чувство из-за участившихся нападений пиратов, а тут уж больно целе­устремленно лодки шли наперерез танкеру, рыбаки обычно так не спешат.

Худшие подозрения капитана подтверждаются через минуту, когда над головой раздается свист и затем взрыв. Стреляют из гранатомета. Капитан бежит на ходовой мостик. Моментально вспоминает правила о противодействии пиратам и объявляет общесудовую тревогу. Выйдя на коротковолновую связь, Тульчинский кричит: «Маршал Шапошников», «Маршал Шапошников, прием!» Его крик заглушают пули и голоса членов экипажа, своими силами пытающихся спасти судно от захвата…


« В мае 2010-го мы уже несколько месяцев выполняли задачи в Аденском заливе на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников». 5-го числа получили разрешение встать на мелкий ремонт у острова Сокотра. Я велел механику разбирать двигатель. Представьте: тропическое утро, тишина, спокойствие... Не помню зачем, буквально за какой-то мелочью, я пошел на ходовую, где стоит радиостанция »

Командир отряда кораблей Тихоокеанского флота Ильдар Ахмеров (позывной «Нулевой»)

Едва зайдя на ходовую, Ахмеров слышит позывные. Уже одно то, что звук идет по коротковолновой связи, подозрительно: она работает на тысячи километров, а потому используется в исключительных случаях. Ответив, Ильдар слышит: «Московский университет» вызывает! На нас нападают пираты, мы отбиваемся!» Ахмеров тут же снабжает капитана танкера инструкциями: «Старайтесь не терять скорость, маневрируйте, ищите помещение, в котором забаррикадируетесь!» Параллельно командир вызывает на ходовую механика, которому ранее велел чинить двигатель. «Володя, срочно собирай все обратно, нужно сниматься», - командует ошарашенному механику Ахмеров.

Тем временем экипаж танкера продолжает отбиваться от незваных гостей. В какой-то момент бой затихает, и лодка с пиратами исчезает на горизонте. Но скоро возвращается в компании еще одной лодки - видимо, подкрепление прибыло с пиратского судна, плававшего неподалеку. Вновь команда танкера начинает защищать судно от захвата. В ход идут подручные средства (гражданским судам запрещено иметь на борту огнестрельное оружие). Вокруг кормовой части судна для создания водяной завесы пущена вода из пожарной магистрали. У всех членов экипажа в руках эффективные самодельные рогатки, стреляющие гайками и шарами из подшипников. Пенопушки тоже весьма кстати: все пожарные и сервисные насосы запущены для подачи воды в пожарную магистраль и дополнительный дизель-генератор.


* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Секрет бесстрашия сомалийских пиратов кроется в их любимом наркотике - кате. Это сушеная трава, заменяющая еду, сон и атрофирующая чувство страха »

Капитан Тульчинский переходит на ручное управление кораблем и дает полный ход. Он изо всех сил пытается маневрировать танкером с водоизмещением 100 000 тонн. Но даже с максимальной скоростью - 13 узлов, то есть 25 км/ч, судну не уйти от быстроходных катеров пиратов. Кроме того, танкер начинают обстреливать из гранатомета РПГ, граната попадает в кормовую мачту и повреждает кабель питания радаров и ходовых огней.

Когда самодельные боеприпасы экипажа танкера заканчиваются, одна из пиратских лодок подходит к борту судна и под прикрытием второй приступает к захвату с помощью специальной семиметровой лестницы, позволяющей преодолеть колючую проволоку, защищающую танкер. Старший помощник капитана изо всех сил пытается противостоять поднимающимся на борт пиратам, но очевидно, что захват все-таки состоится.

У Тульчинского остается один выход - укрыться с экипажем в надежном месте. Он знает, что «Маршал Шапошников» придет на помощь, но, если в руках пиратов окажется хоть один заложник, спасители танкера будут бессильны. Капитан Тульчинский объявляет команде о своем решении укрыться в румпельном отделении. Оно предварительно подготавливалось для этих целей и является тем местом, откуда можно управлять судном в аварийном режиме в случае желания пиратов прокатиться до родных берегов.

Укрытие в румпельном отделении и разработка плана

5 мая, около 8:00 - 6 мая, 2:00
« Врать не буду, мысль о том, что на танкере наши, россияне, подстегивала. Только в океане, во время многомесячного плавания, можно почувствовать, что значит принадлежность к нации »

Сверившись с картой, Ахмеров находит координаты, указанные капитаном танкера «Московский университет». И понимает, что его от танкера отделяют примерно 800 км. Учитывая, что максимальная скорость «Маршала Шапошникова» около 25 узлов, то есть порядка 40 км/ч, расчетное время плавания - 18 часов. Ахмерову остается лишь надеяться, что экипаж танкера продержится до прихода его команды...

Теоретически команде «Московского университета» могут помочь и суда других стран. Для тех, кто плавает в Аденском заливе, есть сайт «Меркури», что-то вроде местных «Одноклассников». Информация на нем обновляется в режиме онлайн: кто куда поплыл, на кого напали.

Как только связь с капитаном «Московского университета» оборвалась, Ахмеров размещает на этом сайте обращение: «Всем-всем! Нападение на танкер. Окажите помощь». Моментальная реакция: все начинают докладывать координаты. Ахмеров понимает, что ближе «Шапошникова» к танкеру никого нет, только в двух сутках хода есть один французский корабль.


Зато дежурящий в регионе корабль НАТО тут же отправляет к месту происшествия самолет на разведку. Самолет пролетает над танкером и докладывает: широта такая-то, долгота такая-то, на верхней палубе никого нет, свет выключен, экипаж говорит тревожным голосом, просит помощи.

Ахмеров связывается с владельцем танкера - Новороссийским морским пароходством Novoship. Правда, до него оказалось нелегко достучаться. Девушка из головного офиса, услышав сообщение о срочности, пиратах и Аденском заливе, говорит: «А ну кончайте хулиганить, а то милицию вызову!» Когда все-таки удается связаться с руководством пароходства, оно снабжает команду «Шапошникова» полезной информацией: схемами танкера, фото, описанием ходов-выходов. Теперь можно разрабатывать план захвата.


Тем временем экипажу «Московский университет» не приходится скучать. Едва оказавшись в румпельном отделении, моряки начали работу по укреплению двух ведущих в него дверей, верхней и нижней. Нижнюю дверь, выходящую в моторный отсек, команда подпирает металлической сеткой и наваливает (укладывает шлаг к шлагу) имевшиеся на судне швартовные концы. Благо их много, 10–12 штук, каждый по 220 мет­ров в длину и 7–9 сантиметров в диаметре. В результате получается огромная гора высотой около 4 метров и шириной 3–4 метра.

« Я до сих пор наизусть помню этот план - листок формата А4. Не такой, знаете, как в кино показывают, во всю стену и утыканный флажками, а реальный. Спрашиваю своих: «Ну что, товарищи офицеры, кто пойдет в бой?» Грубо прикинули, как будем отбивать заложников, не зная ни количества пиратов, ни того, какое у них оружие. Главный козырь, который у нас был, - постоянная выдача координат от компании Novoship. Капитан танкера догадался включить аварийный буй, благодаря чему мы знали, куда плывет «Московский университет». Пираты ведь не дураки. Они, когда захватывают судно, включают двигатель, и оно находится в постоянном движении. Если бы не аварийный буй, едва ли бы мы нашли танкер. Это только кажется, что он гигантский. Ну да, в длину порядка 230 метров, в ширину около 41 метра, но в Аравийском море это песчинка »

Сверху эту гору поливают водой из пожарной магистрали для утяжеления и предотвращения горения в случае поджога.

Вторую дверь укрепляет сам Тульчинский с помощью стропов и талрепов, стропя их за задрайки двери. Работа по укреплению не прекращается, даже когда пираты обнаруживают экипаж и стараются открыть дверь с по­мощью кувалды и зубила. Один из пиратов пытается палить из АК по экипажу танкера, используя технологический стакан возле двери, но все время промахивается.

К наступлению ночи пиратам удается добиться некоторых успехов: несколько задраек и обе петли на верхней двери срублены, поэтому команде «Университета» приходится заводить дополнительные стропы за технологические выступы на двери. Вскоре у пиратов получается сделать брешь и в нижней двери. Через эту брешь сомалийцы пытаются вытащить уложенные швартовы, а потом в образовавшейся полости разжечь огонь. Но команда экипажа не сдается - продолжает накладывать концы сверху и поливает их водой, чтобы не загорелись.

Параллельно с оборонительной работой Тульчинский регулярно выходит в эфир - покидая навигационный мостик, капитан прихватил с собой все переносные рации, в том числе из числа оборудования ГМССБ. В один из сеансов Тульчинский слышит вызов танкера коалиционным самолетом. Отвечает на вопросы, докладывает, что команда танкера продолжает держать оборону, ждет помощи и сдаваться не собирается.


« До сих пор помню часы, проведенные в румпельном отделении. Мы пытались шутить, поддерживать друг друга, вести себя достойно, учитывая, кроме всего прочего, что в числе экипажа были две женщины. Лично о себе могу сказать, что сдаваться просто так я не собирался, а отсюда и соответствующее настроение. Единственное, так до конца и не верилось, что это произошло на самом деле и именно с тобой! Мне даже страшно было представить, что сейчас переживают мои родные и близкие люди! Конечно, я мог предполагать, что рано или поздно их известят о случившемся. Я пытался не думать об этом. Также пытался не думать о том, что исход операции по нашему освобождению может быть не благоприятным, а каким-то иным... »

БПК «Маршал Шапошников» подходит к танкеру около двух часов ночи. К этому моменту сформированы и готовы к захвату три штурмовые группы, каждая из восьми морских пехотинцев. Следуя инструкции, Ахмеров строит группы и спрашивает: «Кто чувствует, что не готов, скажите сейчас. Там небезопасно, однозначно будет перестрелка». Он обязан это спросить по уставу. Тишина. Кое-кто из пехотинцев ухмыляется в ответ.


Проведение операции

6 мая, 2:00 - около 3:00


« Мы стояли от танкера примерно в 600 метрах, в кромешной тьме. Мы использовали вертолет в операции. Вертолеты на «Маршале Шапошникове» не предназначены для штурмовых действий, это же противолодочный корабль. Конечно, с них можно выпустить веревки и спуститься на палубу с высоты 10-этажного дома, но велика вероятность, что, пока будешь спускаться, пираты тебя расстреляют. Они же сразу на верхнюю палубу ставят вахту. Тем не менее мы снабдили штурмовую группу оборудованием для высадки с вертолета, дали по две пары перчаток, чтобы руки об канат не содрать »

Примерно в два часа ночи вертолет с «Маршала Шапошникова» поднимается в воздух. Без фар, без света, управляется исключительно по приборам. Но лететь тихо он, конечно, не может. Стоит вертолету подлететь к танкеру, как пираты открывают огонь на звук.

По связи пилот докладывает Ахмерову: «По мне применяют оружие». Командир тут же сообщает на сушу об обстреле вертолета и, когда Главком дает добро, Ахмеров кричит по связи: «Огонь на поражение!» В кромешной тьме начинается перестрелка между пиратами с танкера и вертолетом. Пилот видит, что в него стреляют только по световым вспышкам, которые оставляют автоматы, и ухитряется уворачиваться. Воздушный бой отвлекает пиратов, появляется возможность забраться на борт. От «Шапошникова» отчаливают три лодки со штурмовыми группами. Ахмеров видит, как с мостика танкера по катеру, в котором сидят восемь бойцов, стреляют из гранатомета. «В ту секунду мне показалось, что по мне выстрелили», - признался позже Ахмеров. Но обошлось: пираты промахиваются. Теперь оказавшимся у танкера морпехам предстоит забраться на борт.


« Две наши штурмовые группы были укомплектованы и оснащены. На штурмовых лодках уязвимые места были закрыты бронежилетами. С целью идентификации своих бойцы маркировались белыми платками на рукавах одежды, так как работать предстояло в темное время суток, а танкер был обесточен. Вес наших бронежилетов составляет около 6 килограммов, плюс автомат и канаты для абордажа. Высота борта судна - 9–10 метров. По периметру борта была натянута «спираль Бруно» (колючая проволока), которая была беспрепятственно преодолена первым поднявшимся на борт бойцом и не помешала ему закрепить штурмовой трап »

Командир 1-й группы захвата морской пехоты Андрей Ежов
(позывной «Еж»)

Едва морпехи попадают на борт и начинают прочесывать с автоматами палубу, как на связь с Ахмеровым выходит главарь пиратов. На ломаном английском сообщает, что экипаж танкера уже у них и они будут расстреливать его прямо на глазах у команды «Шапошникова». Но к этому моменту с Ахмеровым уже успел связаться Тульчинский. Он доложил, что все члены экипажа танкера в безопасности - в румпельном отделении.

Абордаж продолжается. Вертолет расстреливает ходовую рубку (там, где предположительно прячутся захватчики), а штурмовые группы прочесывают корабль в поисках пиратов.

Редкий кадр ночной битвы, снятый с «Маршала Шапошникова»

Перестрелки короткие, расстояние между морпехами и пиратами около 20 метров. Несколько пиратов подстрелены, остальные бросают оружие и выбегают на открытое пространство палубы с поднятыми руками. Начинает светать.


После боя

« Сложно описать наши эмоции, когда мы покинули наконец румпельное отделение. Мы благодарили Бога, что он был все это время с нами и охранял нас каждую минуту, как и тех ребят, которые освобождали судно от этого зверья, ведь для них такого рода операция тоже была первой. Обычно в освобождении заложников вовлечены спецгруппы по борьбе с террористами, но наши ребята дали всем фору! Как мы их ждали!

Усилился ли страх перед пиратами? Да его как не было, так и нет. Появилась большая уверенность в том, что с этим злом нужно что-то делать. Своими мыслями я поделился с руководством компании Novoship. В данный момент ни одно из наших судов не ходит через зоны повышенной опасности без вооруженной охраны. Моряки группы компаний СКФ уверены, что подобного с ними не произойдет и их семьи могут быть спокойны за своих мужей, сыновей и отцов

»


Врач с «Маршала Шапошникова» обрабатывает рану пирата « Хочу отметить мужество наших гражданских моряков, оказавшихся в заложниках у пиратов, грамотные действия капитана танкера Юрия Тульчинского, старшего помощника Михаила (фамилию, к сожалению, не помню), которые самоотверженно отбивались от пиратов в момент захвата, а позже, забаррикадировавшись в румпельном отделении танкера, дали нам возможность провести эту операцию »

« Все удалось: ни один человек из штурмовых групп и экипажа танкера не получил ни ранения. Хотя мне потом старпом показал, что на одной нашей лодке борт прострелен - видно, это случилось в тот момент, когда меня страх в сердце кольнул. Вся операция продолжалась меньше часа.

Помню, иду после боя по «Шапошникову». Тишина. Солнце уже высоко, припекает, а экипажи боевого корабля и танкера спят крепким сном, все здоровы и невредимы. Вот тогда я почувствовал, что живу не зря

»


Так что же стало с пиратами?

На данный момент международная юридическая практика такова: захваченных пиратов можно доставить для суда либо в Кению, либо на Сейшельские острова. Поскольку российские военные моряки не сделали ни того ни другого, Интернет наполнился слухами. Моряков обвиняли в том, что они расстреляли пиратов.

Предоставим слово Ильдару Ахмерову. «Да, принято отвозить пленных в Кению или на Сейшельские острова. Но у них там тюрьмы забиты под завязку, и они уже не рады пополнениям. По этому везти их следует по месту службы захватившего их корабля. В моем случае - в Россию. Я как представил, что с десятью пиратами на корабле будем еще месяц службы плавать, а потом еще месяц во Владивосток возвращаться... Говорю юристу: «Извини, принято решение отпустить». Мы забрали у пиратов все оружие, оборудование для захвата судов, радиоприборы. Врачи осмотрели четырех раненых, обработали раны, снабдили бинтами. Мы им дали еды, воды и посадили в лодку, на которой они и приплыли. Долго нас потом ругали за это. Хотели даже возбудить дело по статье «Оставление в опасности». А уж какой поток грязи в Интернете! То ли мы этих пиратов расстреляли, то ли посадили в надувную лодку... В общем, было неприятно. Особенно моим бойцам, которые спасли жизнь захваченного экипажа».

«Незадолго до того, как я взялся за работу над „Освобождением“, на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне как старому солдату было нестерпимо обидно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, рассказать о том, как всё было на самом деле».(Режиссёр Юрий Озеров)

Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».

В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.

Создатели фильма - участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…

Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.

Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины - генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.

Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).

В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей - его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны - как тогда, так и сейчас.

Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).

Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.

Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны - Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.

Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.

А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.

Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.

Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.

С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров - клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу - и ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, «яков» и «лавочкиных», пушек, грузовиков. Серьёзные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» - изготовить немецкие танки.

На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие - для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 - в роли «Мессершмиттов».

В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя - это непростая задача, но она была решена.

Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен - здесь все подчинено главному - рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

Съёмочная группа Юрия Озерова решила снимать битву в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка. Для того чтобы привести огромную съёмочную площадку в состояние боевой готовности, специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в тридцать километров.

На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились - через рации - все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.

Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов - у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.

В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения - и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.

Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.

Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.

Драматические события, определяющие движение всей мировой истории, центр которых - на советско-германском фронте, развёртываются в разных странах. Американские солдаты с десантных барж и шлюпок высаживаются на юге Италии. В Варшаве два антифашиста подкладывают бомбу в кинотеатр «Аполло», предназначенный «только для немцев».

И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.

Третий фильм эпопеи - «Направление главного удара» - рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.

Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.

Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин - в Берлине, Варшава - в Варшаве, Крымская конференция - в Ливадийском дворце, арест Муссолини - в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».

Один из самых сложных в фильме - эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление - в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.

Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники - Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.

С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина - Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения - и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это - русский солдат.

Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.

Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.

Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах - освобождения Люблина и Варшавы - снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев - актёры ГДР и Австрии.

Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал - число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре - 400 миллионов человек! И это только за один год.

В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды - Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Четыре года назад мы решили выйти из нашего Египта. Тогда мы и не догадывались, что нам предстоит пережить. И какой результат это принесет.

Что же нам помогло? Об этом мой рассказ.

Открываю Библию. Исход. История освобождения Израильского народа. Как часто ее читала, обсуждала вместе с собратьями на уроках. Какие же они были глупые –
эти израильтяне! Как они могли тосковать по Египту, когда Сам Господь их вел по пустыне в плодородную, цветущую землю? В их землю?

Постой. А не так ли сегодня поступаем мы сами?

*************

Что же такое Египет? Почему он так крепко держит нас в своих объятиях?

Какой была жизнь рабов? Почему они согласны были вернуться к своим надзирателям?

Каковы были обязанности раба? Выполнять беспрекословно все приказы своего господина. Работать и на 100% выполнять свои обязанности.

Рабы были разные. Были чернорабочие. Вся самая грязная работа была на них. Самая тяжелая работа выполнялась ими.

Были рабы управляющие. Здесь был более интеллектуальный труд. Истории Даниила и Иосифа повествуют о том, что способные и одаренные рабы получали хорошее место в жизни. У них была возможность совершить карьерный рост. Подняться по служебной лестнице.

К рабам относились как к вещам. Они ничего не стоили. Пока были никем. Однако хороший раб имел и хорошую цену. И это было капиталовложение.

Хозяева предоставляли рабам жилье, одежду и пищу. Рабы работали, их кормили, одевали и предоставляли крышу над головой. Или место, где они могли себе построить жилище. Было почетно быть рабом известного господина, влиятельного и уважаемого в обществе.

Не так давно были раскопаны казармы, в которых жили рабы, которые строили пирамиды. Здесь работали лучшие специалисты своего времени. Их хорошо кормили. Привозили воду. Обеспечивали всем необходимым.

Потом нечто изменилось. Библия говорит, что фараон решил уничтожить израильтян как нацию. Все мальчики должны были быть убиты.

Пока рос Моисей, а это было 40 лет, власти уничтожали еврейский народ. Пока Моисей жил за границей (а это еще 40 лет), власти пытались сдерживать рождаемость Божьего народа.

Бог пришел вместе с Моисеем в Египет и показал великие чудеса и знамения. Египетские боги были поражены. Фараон и египтяне выгнали израильтян из своей страны.

И вот она – долгожданная свобода. Народ ликует. Впервые многие из них проснулись не от крика надзирателя, а от света зари. Бог был с ними. Столп огня и облако постоянно охраняли их. Больше нет плеток. Больше нет злых египтян. Они могут рожать сыновей. Их род имеет продолжение. Конец тяжелой, изнуряющей, надрывающей здоровье работе. Свобода!

Однако была проблема. Те, кто не умел заботиться о себе, кто не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь, стали плакать. Они роптали. Они хотели обратно. Они чуть было не убили Моисея. Для них не было ничего удивительного в Столпе. Это был не их Бог, а Бог Моисея.

Эта категория людей тосковала о котлах с мясом. Потому что скромная пища в виде манны их не устраивала. Они хотели защищенности. Вокруг была пустыня. И нужно было самим решать бытовые вопросы. Уже не было хозяина, который думал обо всем. Нужно было включать свой мозг.

Теперь все были равны в своих свободах. И никто не будет думать за тебя. Никто не будет контролировать тебя, каждый твой шаг. У тебя масса возможностей. Ты можешь быть скотоводом. Ремесленником. Придя в обетованную землю, будешь земледельцем. Ты постигаешь законы свободы, которые сделают тебя частью великого народа.

Однако перед глазами стояли кувшины с родниковой водой, котлы с мясом, вкусные овощные салаты. Разнообразие вкуса на фоне пустынной воды и однообразной манны.

Четыре года назад мы с мужем задумались. А не похоже ли это и на наше время?

Муж уходил на заре из дома на работу. Приходил затемно. Он не видел, как рос наш сынишка. Потому что уставшее тело отчаянно требовало отдыха. Работа была тяжелой. Столярка. Тяжести. Невероятный шум. Травматизм. Постоянные сложные расчеты, потому что изготавливались элитные высокохудожественные изделия.

Он не имел права, как рабочий, плюнуть на все и отлежаться дома, восстановить силы тогда, когда это действительно было необходимо. Две недели он работал на то, чтобы оплатить жилье, а две недели на то, чтобы оплатить все остальные наши расходы. Если он заболевал или получал травму, то был выбор: или не есть, или не иметь крышу над головой.

Нужно было ходить и отпрашиваться у начальника по всякому поводу. А тот думал, дать отгул или не дать.

Поразмыслив, мы решили уйти из нашего персонального Египта.

Мы создавали свое рабочее место. Мы создавали свой доход. Мы искали свое жилье взамен съемного. Мы молились обо всем этом Богу, признавая только в Нем Одном своего Хозяина.

И у нас началась пустыня. Мы прошли свою пустыню за руку с Богом.

Был ли ропот? Скажу честно, я часто задавала Богу вопросы: Зачем? Почему?

Было страшно.

В подобные моменты иногда было ощущение, что стоишь на краю обрыва. Идти вперед – пустота. Пропасть. А назад уже возврата нет.

Страшно. Потому что не было гарантированной зарплаты. Потому что суммы поступали малыми дробными частями. Потому что нужно было привыкать совсем по-другому вести хозяйство. Потому что в доме был четырехлетний ребенок. Потому что дом состоял всего лишь из стен и крыши. Все остальное нужно было сделать. А мы уже в нем жили.

Было ли все гладко? Нет. Было трудно. Очень трудно. Когда было голодно и в доме +8 целую зиму.

Нам в это время нужно было научиться мыслить, как мыслят свободные люди. Уже не было начальника. Нужно было включать мозги и думать. Искать. Находить. Применять.

Бог вел нас. Он дал нам наш дом. Нашу землю. Он дал нам источник дохода.

Сейчас мой муж работает 2-3 дня в неделю и имеет доход, превышающий прежнюю зарплату.

Теперь он воспитывает нашего сына. Мальчик ездит с папой и учится его делу. Он видит, как зарабатываются деньги. Он учится ими управлять. В 4 года он уже умел пользоваться практически всеми основными домашними инструментами мужа. Умел и ветку отпилить, и гвоздь забить.

Сегодня все совсем по-другому. Бог благословляет и поднимает. Он выводит нас из нашей пустыни к водам тихим. Нам только нужно было это выдержать и не отступить. Мы заплатили свою цену.

Сегодня мы имеем свободу передвижения. Сегодня только мы решаем, что важнее: остаться дома или поехать за деньгами. Если в какой-то день важнее выделить время для семьи, муж без колебаний и сожалений выделяет этот день.

Может быть, у нас богатые родственники или мы живем в супербогатой стране? Нет. Мои родители обычные пенсионеры, воспитавшие четверых детей. Сегодня меньшая сестра еще только заканчивает школу. У мужа родители тоже обычные трудяги, отдавшие свою жизнь и здоровье производству.

Может быть, у нас супер-образование? Опять-таки, нет. У нас нет высшего образования.

Тогда как же это нам удалось?

Четыре года назад у нас не было ничего. Муж начинал с того, что в посадку кто-то выбросил разбитый пылесос. Мотор оказался рабочим. Муж взял этот мотор, вырезал из старой лопаты нож. Держак от тяпки стал ручкой. Получилась коса. Электрическая. Которая косила даже кусты.

Вот с этой косы и началась наша свободная жизнь. К покосу стали добавляться такие услуги, как наточить ножи, отремонтировать розетку, бытовую технику и т.д. потом стали давать объявление в газете.

Может быть, муж занимается чем-то, что совсем недостижимо для обычного человека? Опять-таки НЕТ. Он делает только ту работу, которую большинство мужчин делают у себя дома.

Мы приняли твердое решение ни за что на свете не возвращаться в наш Египет. Как бы трудно не было.

Свобода никогда не дается даром. Ее нужно выносить, отстоять. Нужно меняться. Менять мышление. А это серьезная ломка. Это бульдозер, который срывает до основания прежние установки. И тебе нужно заново все отстраивать.

Почему так мало тех, кто действительно хочет свободы? Потому что в душе живет страх потерять гарантии Египта. Свобода ведь ничего не гарантирует. А это страшно.

Страх парализует. Завораживает. Заставляет вернуться туда, где ты так отчаянно не хочешь быть.

Стоит ли идти к свободе? Я считаю, что стоит. Ничуть не жалею о том, что все было именно так.

Когда я говорю о том, что свобода есть, многие обижаются. Потому что привыкли к своему рабству. Им очень трудно и даже страшно думать о том, чтобы потерять оковы гарантий. Мнимых гарантий.

Многим легче быть мучениками, плачущими рабами. Потому что это не требует особых усилий. Плакать умеют все. А вот изменять что-то к лучшему – единицы.

Куда ты идешь? Где ты находишься? Что выбираешь? Египет, который делает все, чтобы твой род выродился, чтобы пахал по-рабски, принося доход и прибыль своим владельцам, или Земля Обетованная? Земля, которой надо обладать, где нужно учиться, где нужно оставить все, что знал раньше и с чистого листа писать свою жизнь?

Рабство или Воля?

Поражение или Успех?

Гарантии или Свобода?

Выбираешь только ты сам. И ответственность за свой выбор будешь нести только ты сам.

P.S.
Я знаю, что не все согласны с Библией. Это мой личный взгляд. И это мой личный выбор. Каждый имеет право на свой путь. У каждого человека свое мировоззрение. Если наша история поможет кому-то встать и пойти навстречу своей свободе – буду считать свою миссию выполненной.