Храм николая чудотворца в троекурово расписание. Свято-димитриевский троекуровский иларионовский женский монастырь епархиальный женский монастырь. Яблоневый сад на территории церкви

2 мая 1880 года игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в обители новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года строительное отделение Тамбовского губернского правления по представлению консистории рассмотрело и утвердило предложенный проект храма. В конце августа 1880 года Троекуровский Илларионовский монастырь посетил Тамбовский владыка - епископ Палладий. 25 августа после Божественной литургии он совершил торжественную закладку нового соборного храма на месте разобранной ветхой деревянной церкви над могилой старца Иллариона. Подрядчиком при строительстве будущего огромного пятиглавого собора во имя Владимирской иконы Божией Матери стал елецкий купец Петр Морев. Средства на возведение нового соборного храма поступали из многих городов Российской Империи - Москвы, Санкт-Петербурга, Вятки, Киева, Харькова и др. Так в 1884 году наиболее крупные пожертвования поступили от лебедянского помещика Михаила Штейна (500 руб.), от госпожи Перловой из Москвы (200 руб.), по духовному завещанию госпожи Демидовой от душеприказчика господина Леонида Крюкова (3000 руб.). К 1890 году насельницами обители было собрано на построение соборного храма 6460 рублей 55 копеек.

В 1893 году работы близились к завершению. В том же году у липецкого купца Ивана Егупова обителью приобретено 100 пудов листового железа для покрытия кровли, а в окна вставлены цветные стекла. Главный престол Владимирского собора был освящен 19 августа 1893 года. 45 икон главного иконостаса были написаны московским живописцем Алексеем Стороженко на сусальном золоте. Под Владимирским собором, иждивением помещика Леона Шишкова была устроена небольшая пещерная церковь с престолом и одноярусным иконостасом во имя св. Мефодия и Феодосии. В ней находилась гробница старца Иллариона, покрытая серебряной доской с изображением Троекуровского подвижника во весь рост. Строительство храма до конца не было завершено - наружные крыльца входов южного и северного фасадов так и остались неосуществленными. В 1929 году собор был закрыт и стал использоваться в качестве совхозного клуба. Он находился в здании до 1993 года.

С начала 2005 года начата активная работа по реставрации собора. В 2006 году на гробнице преподобного установили мраморную плиту с его изображением. К началу 2007 года была закончена отделка фасада южной стороны фасада. Во всех окнах собора вставлены стеклопакеты, над южными вратами написан образ святого Иллариона Троекуровского. К концу лета 2015 года красивый пятикупольный собор, сочетающий в своей архитектуре неовизантийский стиль и эклектику полностью был отреставрирован.

Источник: Троекурово

Начато сооружение теплой каменной церкви во имя Архи­стратига Михаила в 1909г., окончено в 1912 г.

В следующем 1913г. 30 мая Высокопреосвященный Кирилл (Смирнов), архиепископ Тамбовский и Шацкий освятил новопостроенную Архангельскую церковь.

К квадратному в плане основному объему церкви, увенчанному восьмигранным шатром с пятью луковичными главками на глухих барабанах примыкает прямоугольная в плане широкая трапезная в четыре световых оси. Окна прямоугольные с полуциркульным завершением, с килевидными архивольтами. Мотив трехлопастного силуэта с килевидным завершением присутствует в аттиках фасадов трапезной и оформлении верней части фасадов основного объема церкви.

13 июля 1999 года состоялось обретение честных останков затворника Илариона Троекуровского. Они были перенесены в переданный верующим Михайло-Архангельский храм, где покоятся и в настоящее время, вновь являя чудеса чудотворений и исцелений.

Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской.

Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты "белым листовым железом", крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, "на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями". Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1864 года вместо приходского стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. После закрытия монастыря в 1930 году Димитриевская церковь действовала как приходская еще несколько лет. Богослужения в ней прекратились после ареста и ссылки в 1933 году последнего священника храма Георгия Голубева. Богатейший храм монастыря был варварски разграблен, сожжены книги из библиотеки, многие иконы.

Помещения бывшего храма использовалось под склад, а затем в нем открыли цех консервного завода. В 1956 году сломали обе звонницы и купол церкви. В самом конце 1980-х годов в селе Троекурово был построен консервный завод и территорию монастыря освободили, передав помещения православной церкви. В конце 1990-х годов начались реставрационные работы. Заботами основного попечителя обители Н.Д. Еремеева и его сына - генерального директора агрофирмы "15 лет Октября" Д.Н Еремеева благоустраивается территория, реставрируются храмы: в 2005 году - начата реставрация Димитриевской церкви. В 2007 году Еремеевы пожертвовали 7 колоколов дя восстанавливаемых звонниц церкви св. Димитрия Солунского.

В 1873 году в управлении монастырем игуменьей Анфисой, по предсмертному благословению затворника Иллариона, а также иждивением Александры Голдобиной заложена и начата постройкой каменная надвратная церковь Святого пророка Илии. В конце августа 1880 года монастырь посетил епископ Тамбовский Палладий, а 26 августа он освятил сооруженный тщанием и иждивением Александры Голдобиной и данковского помещика Леона Шишкова двухпрестольный каменный о трех главах Ильинский храм над святыми воротами в западной стене обители. Второй престол был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Ильинский храм был двусветный, внутри стены его были отделаны под серый мрамор. Благотворители обители сестры Александра и Анна Голдобины скончались 30 и 27 сентября 1879 года соответственно и были похоронены на приходском кладбище. Епископ Палладий благословил перенести прах устроительницы обители Александры в специально устроенную под Покровским престолом усыпальницу. Храм был трехкупольным, с прямоугольной апсидой, в плане представлял прямоугольник. Западный фасад фланкирован двумя квадратными со срезанными углами в плане ризалитами. По периметру фасады храма обработаны филенчатыми пилястрами, декоративный пояс ширинок подчеркивает раскрепованный профилированный карниз. Оконные проемы и ниши первого и второго этажей прямоугольные с полуциркульным завершением, обработанные полуциркульными архивольтами. Центральные участки фасадов акцентированы тройными окнами и треугольными фронтонами (на восточном фасаде фронтон - килевидного рисунка). После закрытия монастыря купол и главки церкви были разобраны. Храм был разграблен, а здание приспособлено под склад. Позже в нем была организована пекарня.

После передачи территории монастыря под нужды совхоза "15 лет Октября" в здании храма было организовано хранение яблочного пюре, упакованного в деревянные бочки. Позже в 1993 году с территории монастыря завод был выведен. В 2010 году начата реконструкция храма. В начале лета 2011 года было завершено восстановление главного купола. В 2015 году с храма были сняты строительные леса, закончена реставрация с северной и западной стороны. С восточной же стороны была воссоздана надвратная фреска с образом Святого пророка Илии.

Церковь, построенная на рубеже XVII-XVIII вв., имеет ряд нестандартных конструктивных решений, что позволяет сделать предположение об участии в ее строительстве иностранных мастеров. Храм центрический, я бы даже сказал, концентрический. Внутреннему цилиндрическому объему отвечает завершающая храм ротонда. Внешний объем также цилиндрический, имеет выступы-ризалиты, ориентированные по сторонам света (некоторые описывают этот объем как "четверик со скругленными углами"). Ризалиты имеют полуциркульное завершение, и, если смотреть со стороны, создается впечатление, что церковь имеет крестово-купольную конструкцию. Это, однако, не так. Собственно храм, а точнее храмы, поскольку церковь имеет два яруса, находятся во внутреннем цилиндре. Внешние стены образуют галереи нижнего и верхнего ярусов. Верхний и нижний храмы между собой не связаны, доступ в верхний храм осуществляется через колокольню. Колокольня, построенная в середине XVIII века, соединена с верхним храмом переходом. Нижний теплый храм действующий, освящен в честь Николая Чудотворца, в верхнем летнем храме Алексия Митрополита сейчас идут работы по росписи интерьеров, после чего храм, надо полагать, будет заново освящен. Декоративная обработка фасадов, по всей видимости, предполагала широкое использование резьбы по камню, однако замысел не был воплощен, поэтому декор имеет упрощенные сухо-геометрические формы. Завершение храма первоначально выглядело несколько иначе - его украшала корона, подобная той, которую имеет церковь Знамения в Дубровицах.



Храм Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково - Матвеевское (ЗАО).

Деревня Троекурово (так же Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

С середины XVIII века и до закрытия храма в 1931 году его архитектурный облик существенных изменений не претерпевал. После закрытия венчавшие храм и колокольню главы и кресты были сняты, внутреннее убранство утрачено, а бывшее здание церкви передано кожевенному заводу. В послевоенное время здание принадлежало организации "Совэкспортфильм", которая использовала его в качестве склада.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Троекурове был возвращён русской православной церкви, а спустя год в нём возобновились богослужения. Позднее внешний облик храма и колокольни был восстановлен.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/



Церковь Николая Чудотворца в Троекурове

Ансамбль храма состоит из основного объёма и пристроенной к нему колокольни. Основное здание выдержано в форме двухъярусного четверика, на который надстроена крупная ротонда, увенчанная, в свою очередь, барабаном с одиночной главой, причем последняя первоначально представляла собой корону вместо обычной луковицы. Во внешнем декоре здания элементы барокко просматриваются в основном за счет закруглённых форм четырёхугольника и белокаменных фасадных деталей. В сходном с основным объёмом стиле выдержана и четырёхугольная трехъярусная колокольня с широкими арками звона по периметру второго яруса и с круглыми декоративными окошками на третьем ярусе, увенчанном стройной главкой с крестом. В целом архитектурный стиль храма в Троекурове относят к раннему московскому барокко с отдельными элементами петровского барокко, сравнивая храм с построенной примерно в то же время Рождественской церковью в подмосковной усадьбе Марфино.

http://dic.academic.ru/



Село Хорошово-Троекурово в XVI ст. - сельцо Московского уезда, принадлежавшее некогда боярину Ивану Ивановичу Годунову, потом князю Ивану Федоровичу Троекурову; в 1627 г. состояло «в поместье за князем Борисом Ивановичем Троекуровым, сыном князя Ивана Троекурова; в сельце находился 1 двор помещиков». К Хорошову в 1627 г. принадлежали: «деревня Хламова, Харламова тож, а в ней 5 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских, в них 10 человек» и пустошь, «что бывало село Никольское, в котором некогда существовала церковь Николая Чудотворца, уничтоженная когда и по какому случаю - неизвестно.

На Никольской пустоши, находившейся рядом с сельцом Хорошовом, разрешено было князю Борису Ивановичу Троекурову построить новую церковь. В записной книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин с грамот, выданных из того же приказа в 1644 г., значится: «мая в 30 день запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в сельцо Хорошово, по челобитью стольника князя Бориса Ивановича Троекурова на один престол Николы Чудотворца; пошлин гривна взято».

В переписных книгах 1646 г. написано: «за стольником за князем Борисом Ивановичем Троекуровым в вотчине, в сельце Хорошово, без жеребья, да к тому же сельцу припущено в пашню село, что была пустошь, Никольское пусто, строится в нем церковь Николы Чудотворца, да того ж сельца деревня Хламова, Харламова тож, а в ней 8 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских, в них 14 человек».

Церковь св. Николая Чудотворца была построена в 1648 г. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1648 г. написано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облезова да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория прибыла вновь церковь Николы Чудотворца в вотчине князя Бориса Ивановича Троекурова, дани 5 алтын, 3 деньги, заезда гривна». За последующие 1678 - 1740 гг. Николаевская церковь в приходных книгах того же казенного приказа писалась под Загородскою десятиною «в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Троекурова в селе Хорошове, с обозначением вышеозначенной дани, а с 1712 г. - «13 алтын, 5 денег».

После князя Б.И. Троекурова село Хорошово с деревнею Харламовою в 1674 г. досталось его сыну князю И.Б. Троекурову и того же года оно было утверждено за ним отказною книгою, в которой упоминается: «в селе церковь Николы Чудотворца, а в церкви образы и сосуды, и ризы, и книги и всякое строение боярина князя Бориса Ивановича Троекурова; у церкви во дворе поп Яков Харитонов, во дворе дьячок Федка Иванов».

В записной книге Патриаршего казенного приказа о выданных антиминсах за 1701 г. значится: «августа в 30 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину князя Ивана Борисовича Троекурова в село Хорошово, в церковь Николая Чудотворца, взял антиминс Большого собора диакон Иван Аврамов и росписался».

Князь И.Б. Троекуров свои имения в разных уездах отдал в наследство детям Ивану и Федору, а последние в 1703 г. передали своим детям Алексею, Петру и Александру Ивановичам и девице Прасковье Федоровне, жене князя С.М. Голицына. По переписным книгам 1704 г. значится: «в селе Хорошове церковь каменная во имя Николая Чудотворца и Алексея митрополита, которая, вероятно, была освящена в 1701 г., двор вотчинников, двор скотный и 5 дворов кабальных, в них 35 человек.

В 1728-31 гг. село Хорошово принадлежало князю А.И. Троекурову, а от него перешло к его дочери Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за графа В.С. Салтыкова; в 1773 г. - графу С.В. Салтыкову, по разделу с родными братьями Алексеем и Петром и племянницами Прасковью и Марьею Николаевнами Салтыковыми.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 27.04.2014

Адрес : Москва, Рябиновая ул., д. 24а, м.Кунцевская 4 км
Как добраться : от м. Университет автобусы № 103, 130, 187, 260; от м. Юго-Западная автобус № 630; от м. Кунцевская автобус № 11, 610, 612 9 остановок, 8 мин до ост. «Рябиновая улица».

Владельцы усадьбы: Шереметьевы, Воронцовы, Бекетовы.
От усадьбы сохранился: комплекс прудов и каменная церковь Николая Чудотворца 1704 г.
Село в имении бояр Троекуровых находилось в живописном месте, за что получило название Хорошево. Первое упоминание о селе встречается в завещании царя Ивана Грозного в 1572 г.
После Ивана Грозного им владели Годуновы, затем в 1627-1731 г.г. Троекуровы. По имени Б.И.Троекурова, жившего в XVII в., село и получило своё имя. Б.И.Троекуров поставил в селе церковь во имя Николая Чудотворца и митрополита Алексия (1699-1706 гг.).
Троекуровых в селе сменили Салтыковы. Тогда было закончено строительство колокольни, разбит парк, выкопаны пруды и построен каменный арочный мост.
В Троекурове с 1858 по 1862 г.г. проживал известный писатель И.И.Лажечников, автор исторического романа «Ледяной дом». Он построил здесь из огромных сосен барский дом, простоявший более ста лет, поставил новую мельницу.
В конце ХIХ в. на даче в Троекурове гостил в то время гимназист Максимилиан Волошин.
После революции 1917 г. в селе значилось 13 крестьянских дворов, а в бывшей усадьбе построили кожевенный завод, при котором проживало 315 рабочих. Строительство завода стало началом промышленной застройки земель Троекурова и превращения этих земель в промышленную зону.
В 1955 г. в усадьбе Троекурово ещё существовал деревянный, на каменных сводчатых подвалах, господский дом, построенный в начале ХIХ в. Внутри дома в парадных комнатах уцелели архитектурная разделка стен и живописный плафон в зале. В парке с большой липовой алеей интересный арочный мост и целый ряд копаных прудов.
В 1960 г. Троекурово вошло в состав Москвы. В наши дни эти земли являются составной частью промзоны Очаково. От бывшего села сохранилась лишь церковь Николая Чудотворца. В конце 1980-х г.г. она была отреставрирована и сейчас является действующим храмом.

Троекуровские пруды
Оба пруда (Восточный и Западный) питаются родниковыми водами, относительно чисты, обладают богатой водной флорой.
Оба пруда копаные, но их вытянутость вдоль Сетуни говорит об изначально старичном происхождении котловин. На заболоченных участках по берегам прудов наблюдался телиптерис болотный - папоротник, занесённый в Красную книгу г. Москвы (2001 г.).
Восточный пруд овальный, при ширине до 55 м вытянут в том же направлении на 170 м, площадь 0,9 га, имеет сток в Троекуровский ручей (даёт начало его нижнему левому притоку).
Западный пруд имеет почти прямоугольную форму, при ширине около 70 м. вытянут с юго-запада на северо-восток на 140 м; площадь 0,9 га, имеет сток непосредственно в Сетунь. Берега естественные, местами заболоченные, с заброшенными садами.
Северо-восточнее был ещё один пруд, но теперь он полностью заболотился.


Весенний разлив Троекуровского ручья


Яблоневый сад на территории церкви

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

“Если бы не “батины” правила и строгости, – говорит мне один из старых обитателей центра, Олег, вор-рецидивист, – тут бы такое началось… Ведь почти все мы сидели, привыкли к неволе, порядок без строгости для нас – не порядок. А так, народ, конечно, расслабляется, как только “батя” за ворота, но – стараются оставаться в рамках. Потому что здесь за нарушение установленных правил и “приложить” могут”. Отец Александр подтверждает: “Да, иногда трудно сдержаться”
Материал журнала «Фома»

“Из нашего центра на зону не возвращаются, – говорит отец Александр, – но некоторые попадают в тюрьму, уже выйдя от нас, через год-другой самостоятельной жизни. Не все нынешнюю жизнь выдерживают… Я слежу за нашими “выпускниками”, когда они уходят отсюда, но за всеми не углядишь…”

До церкви св. Николая в Троекурове человеку “безлошадному” добираться сложно – храм стоит далеко от метро, в промзоне на западе Москвы. А вот если ехать на машине – то от правительственной трассы рукой подать: поворот с Можайки на Рябиновую, после Троекуровского кладбища направо, и вот он, двуглавый храм святителя Николая Мирликийского. Восстановили церковь из руин и продолжают здесь трудиться воспитанники созданного при храме реабилитационного центра – бывшие зэки, бомжи и алкоголики. Сейчас их здесь свыше пятидесяти человек, а всего за десять лет в храм обратились больше тысячи людей, оказавшихся в трудной ситуации (официально центр существует с 2000 года, фактически же – с 1992 года).


Троекуровский “батя”
– Этому храму уже триста лет, его построил здешний владелец имения, князь Троекуров, – рассказывает отец Александр. – Когда я пришел сюда в 1992 году, здесь не было ни маковок, ни крыши, только стены без штукатурки. А теперь осталось роспись закончить, и все.
Батюшка – среднего роста, поджарый человек лет пятидесяти с огромной лысиной и аккуратно подстриженной седой бородкой, между службами носит не рясу, а обычную “мирскую” одежду, ходит быстро, говорит отрывисто, глядит властно. Настоящий “батя” (или “папа”), как уважительно именуют его между собой обитатели центра.
С отверженными общества и проблемами выживания он столкнулся еще в молодости. “Я родился в Тернополе. Мои родители – папа из Харькова, мама из Винницы – приехали после войны на Западную Украину бороться с бандеровцами и устанавливать советскую власть. Папа, кстати, из очень древнего рода, из Рюриковичей… Наша семья всегда была верующей – даже бабушка, которой это не мешало быть идейной коммунисткой. И я с детства веровал в Бога. Но поведения был сложного – дрался все время, за что и был отправлен в интернат для трудновоспитуемых. Четыре года, пока там учился, постоянно приходилось отбиваться кулаками. В первый год сильно доставалось. Но в интернате нами занимались, там были хорошие тренеры. Я пошел было в секцию бокса, но меня почему-то не взяли. Зато попал к прекрасному наставнику по вольной борьбе”.
Звание мастера спорта по вольной борьбе Немченко получил в армии – отслужил полтора года в ПВО, а дослуживал уже в спортроте СКА, штатным армейским борцом. “С детства хотел быть летчиком, но не получилось”, – говорит отец Александр. Когда врачи не допустили его к службе в ВВС, он решил приблизиться к Небу иначе – стать священником. Это решение было принято и окрепло в армии. Александра “настоятельно просили” остаться на сверхсрочную и продолжить спортивную карьеру. “Но я уже собрался в духовную семинарию. В советские времена такой выбор считался, мягко говоря, не самым удачным. Меня, чтобы “переубедить”, даже отправили “на переподготовку” в команду бывших солдат дисбата. А дисбат, дисциплинарный батальон – это хуже, чем тюрьма. Драться приходилось каждый день… После армии я четыре раза пытался в семинарию поступить. В результате обучался заочно”.
Его старший брат, Анатолий, тоже пошел в семинарию – сейчас он настоятель одного из приходов в городе Бендеры (Приднестровье). А отец Александр начал свое служение в 1979 году, в Пензенской области – сначала клириком одного из храмов, а потом настоятелем полностью разрушенной церкви святителя Николая в Колопено (Краснослободский район, Мордовия). Восстанавливать храм ему помогали ссыльные и бесконвойные – “а таких там каждый второй”. Но местным властям активность нового попа не понравилась, и от правящего архиерея потребовали его убрать. В результате отец Александр оказался в Москве, в только что открытом и тоже еще до конца не восстановленном Даниловском монастыре. “Там была настоящая школа аскетизма – сочетание труда и молитвы. Ее устроил для нас архимандрит Евлогий, тогдашний настоятель Свято-Данилова монастыря, один из замечательных деятелей русской церкви (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский – А.Ч. ). Многие тамошние методы я и сейчас применяю”.
В монастыре он пробыл четыре года, потом его направили в единоверческую церковь – снова во имя святителя Николая – на Рогожском кладбище. И наконец, в 1992 году предложили разрушенную церковь на окраине столицы, в Троекурове. И хотя предупреждали, что храм этот “трудный”, отец Александр стал его настоятелем. В то время в церкви находился склад, принадлежащий “Мосфильму” и переданный в аренду какой-то коммерческой фирме. Никто не хотел расставаться ни с помещением, ни с огромным – в гектар – прилегающим к церкви земельным участком. “Была большая борьба, причем не только переписка и кабинетные разборки. В меня, когда я находился в храме, дважды стреляли, правда, промахнулись – пули застряли в алтаре, – вспоминает батюшка. – Видно, хотели напугать, не знали, что пугать меня бесполезно. Я только Бога боюсь”.
Последний раз на отца Александра напали весной 2002 года – несколько человек с бейсбольными битами набросились на него прямо на крыльце храма. У священника было тяжелое сотрясение мозга. Он не любит об этом говорить: “Я всех их нашел и простил. А зачем искал? Мне было интересно, это просто пьяная молодежь или наемники? Оказалось, все-таки – наемники. Слишком многим нравится наш кусок земли, особенно после того, как мы привели его в порядок. Но для меня самое главное – чтобы люди принесли покаяние”.

Режим и его строгости
Вокруг газона на церковном дворе – аккуратный кирпичный бордюр, посередине три солидных валуна и надгробный крест. Дорожки и все пространство вокруг храма вымощены плитами. А дальше – рабочий пейзаж с элементами дачного колорита: гараж, штабели стройматериалов, тракторы и бульдозеры, барак, на каждой дорожке – будки с собаками. Чуть поодаль – два кирпичных дома. За ними, ближе к пруду, в котором бывшие зэки выращивают огромных щук – небольшой уютный домик с каминной трубой, садик с облепихой, сиренью и жасмином, на задах припаркован подержанный “Форд”. Здесь живет отец Александр.
Почему рядом с церковью, а не в своей однокомнатной квартире? Да чтобы не оставлять чад без присмотра. “Как их одних оставить? И работать перестанут, и пить начнут… К тому же я должен сам жить той же жизнью, что и они, чтобы быть для них примером. Мне это нетрудно, я ведь человек одинокий – дал обет безбрачия, потому что до принятия сана не женился”.
В первом жилом двухэтажном домике – спальни, уставленные кроватями в два яруса, комната отдыха с телевизором, внизу, в подвале – кухня и столовая. Когда мы с “батей” входим, ребята быстро убирают со стола и прячут какую-то доску (скорее всего, для игры в нарды). Какой-то мужичонка с маленькой головой, огромными оттопыренными ушами и синими от наколок руками пробегает по коридору на улицу с банкой, полной чайной заварки. Чифирь пили.
“Если бы не “батины” правила и строгости, – говорит мне один из старых обитателей центра, Олег, вор-рецидивист, отсидевший в общей сложности восемнадцать лет, – тут бы такое началось… Ведь почти все мы сидели, привыкли к неволе, порядок без строгости для нас – не порядок. А так, народ, конечно, расслабляется, как только “батя” за ворота, но – стараются оставаться в рамках. Потому что здесь за нарушение установленных правил и “приложить” могут”. Отец Александр подтверждает: “Да, иногда трудно сдержаться. Потом переживаю, молюсь. Если не прав – а бывает и так, – прошу при всех прощения. Но послушники наши – народ сложный. Сейчас много людей воевавших, ветераны разных войн, в основном чеченских – и первой, и даже второй. Они порой теряют контроль над собой”.

Правила висят на стене в прихожей. Обитатели центра именуются в них по-монастырски “послушниками”:

“Для всех послушников:

1. Ходить оправляться ночью только в туалет, соблюдать личную гигиену;
2. Стирать одежду и постельные принадлежности;
3. Поддерживать чистоту в местах проживания, следить за заправкой коек;
4. Не садиться на чужие койки без разрешения;
5. Бороться с пьянством, наркоманией и игрой в карты;
6. Нести каждому свое послушание.

За пьянство, драки и интриги, нахождение после отбоя не на своем спальном месте – администрация центра оставляет за собой право наказания послушников: до 00.00 часов – хозяйственные работы, лишение завтраков, обедов и ужинов; за неоднократные нарушения – удаление за ворота”.

Чуть ниже – Распорядок дня в общежитии:

7.00 – 7.30 подъем, заправка коек
7.30 – 8.00 завтрак
8.30 – 14.00 рабочее время
14.00 – 14.15 обед
15.00 – 19.00 рабочее время
19.30 – 20.30 ужин
23.00 – отбой
Телевизор – до 23.30.

За чистотой, порядком и отсутствием окурков на полу следят ночные и дневные дежурные. Но следят именно за порядком, а не за “послушниками” – доносительство, обозначенное в правилах словом “интриги”, считается грубейшим нарушением распорядка, за которое могут вообще выгнать из центра.
Зимнее время вносит в расписание свои поправки – работа заканчивается с наступлением темноты, примерно в 17.00, после – свободное время, которое каждый проводит по-разному: кто читает, кто смотрит телевизор, кто занимается спортом. “Некоторые наши послушники посещают вечернюю школу, несколько учатся в ПТУ, а кое-кто – и в высших учебных заведениях, – не без гордости говорит отец Александр. – Но мы здесь не только к церковной жизни и учебе стараемся их приобщить, но и к занятиям спортом. Во дворе, возле моего домика, “спортзал” – есть тренажеры, штанга, два столба с прикрепленными к ним боксерскими лапами. В свободное время любой из обитателей центра может заниматься спортом. Некоторые, вместе со мной, ходят в спортзал соседнего профтехучилища. Я считаю, что православный христианин должен быть совершенным как духовно, так и физически”. Сам отец Александр по сей день продолжает тренироваться, осваивает боевое самбо и рукопашный бой.
“Я не беру в центр гомосексуалистов, – говорит он, – так как придерживаюсь мнения о необходимости 25-летнего отлучения таких противоестественных блудников от церковного общения. Не беру растлителей малолетних. Не беру больных СПИДом, венерическими заболеваниями, туберкулезом – во-первых, есть риск заразить здоровых, во-вторых, у меня нет условий для лечения и содержания этих несчастных людей, мы передаем заботы о них организации “Врачи без границ”. Кроме того, я никогда не беру в центр людей без документов. Ну и еще мы отказываем в пристанище, если к нам приходят пьяные. Если ты напился и идешь в церковь, значит, ты Церковь не уважаешь. А мне такие не нужны”.
Спускаемся вниз, в кухню. Повариха Марина и Олег (сегодня он дежурный) накрывают столы на пятьдесят с лишним человек. Отец Александр снимает крышку с огромной кастрюли, стоящей на стуле – она почти доверху полна вкусно пахнущими вареными сардельками. Рыбный суп, подливка, сардельки с картошкой, хлеб, чай или компот – вот скоромное меню сегодняшнего ужина. Есть и постное меню (идет Рождественский пост) – картошка с салатами, постный суп. “Вы поститесь?” – спрашивает нас с фотографом отец Александр. Мы постимся. “Поститься или нет, у нас в центре каждый решает сам, – объясняет батюшка. – Вот только спиртное у нас строго запрещено для всех”. Священнику и нам с фотографом накрывают ужин за отдельным столом. Пришедшие с работы мужики, в основном, налегают на рыбный суп и сардельки. Настоятель мясного не ест, но от рыбного не отказывается. Но сначала – молитва. И, как только священник поднимается со своего места и, повернувшись лицом к иконам, начинает читать “Отче наш”, все встают и хором повторяют вслед за отцом Александром.

От клички к имени
Помимо официального списка “послушников”, который показывают милиционерам и другим проверяющим, существует и неофициальный – для подсчета едоков в столовой. Здесь, в основном, прозвища: Длинный, Рудик, Мурзик, Зятек, Балалайка… Причем, прозвища эти даны уже здесь, в Свято-Никольском реабилитационном центре – клички, полученные на зоне, здесь никто не вспоминает.
Страдавшего раньше сильными запоями и успешно прячущегося от журналистов художника прозвали “Карлом Марксом” за удивительное сходство с отцом “научного коммунизма”. Бомжа Сашу называют “Молитвенником” за хитрость – он попросил пустить его в закрытый храм помолиться, хотя молитв он тогда не знал, просто на улице было слишком холодно. А повариху Марину, мать двоих детей, уважительно величают “Мамаша”.
Сейчас в общине – пятьдесят пять человек. Бывает и больше сотни. С наступлением лета многие уходят, а осенью возвращаются, чтобы пережить зиму в тепле. Но кто-то уходит и навсегда. Так, пакистанец Саид, студент Воронежского университета, которого обокрали в московском аэропорту, принял Православие с именем Александр и женился на беженке-чеченке, которая тоже жила здесь, при храме, и тоже крестилась; теперь живут в городе – снимают квартиру. “Из нашего центра на зону не возвращаются, – говорит отец Александр, – но некоторые попадают в тюрьму, уже выйдя от нас, через год-другой самостоятельной жизни. Не все нынешнюю жизнь выдерживают… Я слежу за нашими “выпускниками”, когда они уходят отсюда, но за всеми не углядишь…”.
Саид-Александр – один из тех “послушников” центра, которые никогда в тюрьме не были. Таких здесь тоже немало. Среди них местные старожилы, чета из Харькова – Геннадий и Валентина. Обоим под пятьдесят, на Украине у них остались взрослые дети. Гена и Валя приехали в Подмосковье на заработки, а в итоге чуть не попали в рабство – вкалывали за еду на даче милиционера в деревне Михеево. При Троекуровском храме они живут уже восемь лет.
Прораб Сергей, которому в день нашего знакомства исполнился пятьдесят один год, тоже в тюрьме не сидел – он пил. По пьянке на вокзале потерял документы. Радуется, что попал сюда, что “уже давно” не пьет, что вовремя “уволился из армии” – ему, “спецназовцу военной разведки”, “после командировки во Вьетнам” служить как-то расхотелось.
Отец Александр, наоборот, рассказывает о том, как был на войне, с видимым удовольствием: он ездил в Чечню освящать разрушенный храм Архангела Михаила в Грозном. Говорит, мол, не каждого священника военные туда позовут. “Это было во вторую военную кампанию. Боевики предупредили: мол, любой священник, который появится у храма, получит пулю. А когда каждую минуту можешь оказаться в мире ином… Этим человек тоже проверяется. Крестил, причащал. Не раз был под огнем, летал на вертолетах низко над землей – чтоб не сбили. Военные потом говорили, что за время моего присутствия в частях потерь не было. Горжусь тем, что находился во многих местах боев рядом с генерал-полковником МВД, главкомом войск в Чечне Иваном Ивановичем Голубевым, ныне покойным. Собираюсь как-нибудь еще в Чечню съездить”.
Но сейчас пока дела не пускают. И без того многогранную деятельность своего прихода (помимо прочего, “батя” еще помогает своим питомцам получить документы и, если нужно, находит адвокатов), настоятель хочет еще расширить. “Вот здесь мы построим семинарию, – показывает он на пока еще пустой кусок земли в стороне от церкви. – Она будет выпускать священников для тюрем и воинских частей. В каждой зоне должен быть священник. Это даст огромный результат. Надо, чтобы они не только служили в зонах, но и церкви там создавали, и молельные комнаты. Кроме духовного, у каждого тюремного священника должно быть юридическое образование – помимо служения и наставления, они должны быть способны защищать права заключенных. А молодые военные священники должны получать здесь офицерские звания, должны уметь постоять и за себя и за веру…”.