Фризские имена. Нидерландские (голландские и фламандские) имена. Полный текст публикации

Фризы живут в Нидерландах в провинции Фрисландня и на прилегающих к ней островах (более 250 тыс. человек), на Северо-Фризских островах в Дании (около 2 тыс. человек) и в ФРГ (около 6 тыс. человек), в так называемой Восточной Фрисландии - области, расположенной между реками Эмс и Везер. Провинция Фрисландия с раннего средневековья была центральной областью расселения фризского народа. Именно здесь сохраняется еще фризский язык и некоторые самобытные черты культуры фризского народа, в значительной степени утраченные восточными и северными фризами.

Фризский язык входит в одну языковую подгруппу с английским (англо-фризскую). Большое сходство между английским и старофризским языком объясняется тесными историческими и экономическими связями между фризскими и англосаксонскими племенами. Фризский язык вплоть до XVI в. был официальным языком Фрисландии, и только начиная с этого времени он все более и более вытесняется нидерландским языком, сохраняясь только в быту. В настоящее время во Фрисландии распространено два диалекта фризского языка: landfriesch в сельских местностях и stadfriesch во фризских городах. Последний диалект, по существу, является смешанным фризско-голландским диалектом.

Основное занятие большинства фризов - сельское хозяйство. Жители прибрежных деревень и поселков занимаются преимущественно рыболовством. Сельские жители и рыбаки до сих пор сохраняют много специфичного в постройках, одежде, пище, обычаях и народном творчестве. Главной отраслью хозяйства фризов, как и повсюду в Нидерландах, является молочное животноводство (сливочное масло, известное своим высоким качеством, идет на экспорт). Разводят также овец, свиней. Славятся конные заводы Фрисландии. Большие площади земли отведены под посевы льна и травосеяние.

Преобладающий тип поселений во Фрисландии - хутора. Прежде на севере поселения располагали, во избежание затопления, на искусственных холмах - терпенах. Раскопки терпен позволяют проследить историю поселений на них с древнейших времен вплоть до позднего средневековья. Теперь такие холмы уж не сооружают, но деревни тех областей, где они были распространены, сохраняют свойственное поселениям на терпенах круговое расположение дворов. Распространенный во всей Фрисландии фризский дом по конструкции и планировке настолько напоминает саксонский, что многие исследователи считают его разновидностью последнего. Фризский дом часто встречается и у северных и у восточных фризов. Для фризского дома, как и для саксонского, характерно объединение жилых и хозяйственных помещений под одной высокой пирамидальной крышей. В центре всей постройки, в отличие от саксонского дома, помещается не гумно, а обширный сарай для сена; вокруг него располагаются жилые и хозяйственные помещения. В настоящее время почти во всех районах Фрисландии жилой дом отделяется от хозяйственных помещений капитальными перегородками. Часто встречается развившийся из старого фризского дома так называемый Kopf - Hcils - Rumpf - Hcius . Жилой дом (Kopf) стоит отдельно от хозяйственных помещений. Он выстроен из темно-красного кирпича, четырехскатная стропильная крыша его покрыта шифером. Хозяйственные помещения (Rumpf ) сохраняют планировку и столбовую конструкцию старого фризского дома: обширное четырехугольное пространство посередине для хранения сена и отгороженное от него столбами стойло для скота. Хозяйственные постройки соединяются с жильщ домом небольшим узким коридором (Hals ). Этот тип дома бытует и у северных и у восточных фризов.

Больших городов во Фрисландии нет. Самый крупный из них - центр провинции старый ганзейский город Лейварден. Он похож на провинциальные голландские городки, в нем сохранились некоторые памятники средневековой архитектуры (ратуша, здание управления плотинами и польдерами и др.). Лейварден - культурный центр Фрисландии. Здесь есть библиотеки, музей, несколько учебных заведений. План города - круговой: в центре находится большая площадь, от нее радиусами расходятся улицы.

Народная одежда фризов сохранилась лишь у сельских женщин в качестве праздничной, но и у них она все более заменяется городской. Традиционная одежда фризских женщин хотя и напоминает народное платье голландок, все же имеет некоторые отличия. Старый костюм состоит из трех коротких юбок: нижней - светлой хлопчатобумажной, средней - шерстяной полосатой и верхней - темной шерстяной, собранной у талии в густые сборки, п темной кофты с длинной баской и с короткими и очень узкими рукавами. Кофта имеет глубокий вырез спереди, в который видна характерная для фризской одежды манишка (onderste ) - чаще белая, отделанная складочками и вышивкой, иногда пестрая. Своеобразны головные уборы фризских женщин: на черный чепчик, плотно облегающий голову, они надевают металлическую каску, состоящую из двух полукруглых пластинок, соединенных узким обручем. Над висками к этим пластинкам привешиваются длинные позолоченные спирали. Сверху надевается большой кружевной или тюлевый чепец.

Интересны многие обычаи фризов, их игры , развлечения, среди которых особой популярностью пользуется катание на коньках. В Нидерландах фризы пользуются славой лучших конькобежцев. Археологи находят коньки при раскопках терпен, относящихся к VIII-X вв.

Некоторые черты семейной обрядности свидетельствуют о свободном, независимом положении женщин у древних фризов. Вот как, например, в некоторых фризских деревнях проходит сватовство: молодой человек в праздничном костюме приходит в дом к девушке и родные оставляют их у горящего камина. Девушка сама решает свою судьбу: если она не подкла- дывает дров в огонь и дает ему погаснуть, это значит, что она не принимает предложения.

Среди фризов есть искусные мастера резьбы по дереву. Тонкой и изящной, преимущественно выемчатой, резьбой покрывают мебель, предметы домашнего обихода.

Из произведений устного народного творчества особенно интересны легенды о происхождении фризского народа, сказания о храбрости фризов и их любви к свободе, о героической борьбе с войсками Карла Великого.

Хотя фризы в Нидерландах еще сохраняют некоторые самобытные черты в культуре и языке, ассимиляция их голландским населением идет быстрыми темпами. В XIX в. возникло среди фризов национальное движение, виднейшие деятели которого стремились предотвратить упадок фризского языка и культуры. Во многих городах Фрисландии были созданы общества, ставящие своей целью изучение истории фризов, развитие их литературы и языка. Особенно известны литературной деятельностью братья Хальбертема, видные фольклористы, находившиеся под большим влиянием братьев Гримм.

В настоящее время имеется больше десятка различных обществ и союзов, созданных деятелями фризского национального движения. Их основные задачи сводятся к сохранению и развитию фризского языка и культуры, к восстановлению культурных связей с фризами, живущими за пределами Фрисландии.

ФРИЗЫ – название германского племени, которое во времена римского могущества обитало в северо-западной Германии близ Северного моря, между Рейном и Эмсом. Тацит разделял фризов на больших и малых. Он описывает их как трудолюбивый народ, занимающийся земледелием, скотоводством и морскими промыслами. Подчиненные императором Друзом, фризы помогали римлянам в их походах на германские земли и лишь однажды, в 28 н.э. восстали против римлян, но были усмирены. После этого они редко упоминались в истории этого периода, и то, только как смелые морские разбойники и основатели колоний в Британии.

В 7 в. фризы вступают в вооруженный конфликт с франками; франкский король Дагоберт I (622–638) основал в пограничном владении Утрехт церковь, которую фризы разрушили. Однако, спустя 40 лет герцог (или король) фризов Альдгизль I сам дал Вильфриду, архиепископу Йоркскому, разрешение на христианскую миссию и проповедование христианства. Сын Альдгизля Ратбод принужден был уступить Западную Фрисландию Пипину Геристальскому, но после смерти Пипина, при поддержке Нейстрии, отвоевал ее обратно, разбил Карла Мартела при Кельне в 716, разрушил в своей стране христианские церкви и вновь установил язычество. И хотя Мартелу удалось впоследствии покорить фризов, окончательно их усмирить удалось только Карлу Великому . С этих пор Фрисландия была полностью подвластна франкской монархии и христианство стало господствующей религией.

По Верденскому договору 843, Фрисландия досталась Лотарю и составила часть Лотарингии, которая в 870 отошла Германии.

Фрисландия сильно страдала от набегов викингов, которые даже основали здесь свое царство, существовавшее до 885. Когда в 911, после смерти Людвига Дитяти, Лотарингия отделилась от Германии, Фрисландия осталась во владениях Конрада I; таким образом она отделилась от Лотарингского союза и в течении всех Средних веков составляла отдельную землю.

В Западной Фрисландии с 9 в. властвовали графы голландские, и название «фризы» совершенно исчезло в образовавшихся впоследствии провинциях: Голландии, Зеландии и Утрехте. Прочие фризы сохранили свою независимость, и у них образовалось совершенно особенное государственное устройство. Семь франкских земель заключили союз для защиты и противодействия внешним врагам. Фризы имели общие собрания отдельных земель и, кроме того, ежегодно происходило торжественное собрание представителей всех фризов у «судебного дерева» (Upstallsboom).

В 14 в. начались распри между более богатыми «феткоперами» (торговцами салом) и и более бедными «ширингерами» (рыбаками), причем первые искали помощи у голландских графов, тогда как последние защищались только своим старинным правом. Однако ни войны, которые Альбрехт Голландский (1396–1399) предпринимал против фризов, ни усилия овладевшего Голландией Филиппа Бургундского не смогли привести к окончательному подчинению страны и еще в 1457 император Фридрих III признал непосредственную зависимость Фрисландии от империи. Лишь в 1498, когда император Максимилиан назначил герцога Альбрехта Саксонского имперским наместником Фрисландии, тот с беспримерной жестокостью подавил последнюю попытку фризов отстоять свою независимость. В 1524 наследственно наместничество в Западной Фрисландии перешло к императору Карлу V. В восточной Фрисландии с 14 в., не переставая, бушевала борьба отдельных вождей, до тех пор, пока в 1430 составился «союз свободы», представителем которого был избран Эдцард Цирксена; род его господствовал до 1744, угаснув вместе со смертью князя Карла Эдцарда. Тогда Восточная Фрисландия была присоединена к Пруссии.

Полный текст публикации

ФРИЗЫ, фризен, фрисен (самоназвание), народ в Нидерландах (западные Фризы - в основном в провинции Фрисландия, включая часть Западных-Фризских островов, а также Гронинген) и в Германии (восточные Фризы - в области Сатерланд вблизи нидерландской границы и северные Фризы - в прибрежной зоне Южного Шлезвига, южной части Северных-Фризских островов и на острове Гельголанд). Численность в Нидерландах 400 тыс. человек, в Германии 20 тыс. человек. Говорят на фризском языке западной подгруппы германской группы индоевропейской семьи, родственном нидерландскому. В Нидерландах бытует западно-фризский язык, который делится на 4 локальных диалекта; кроме того, выделяется так называемый городской фризский (смешанный фризско-нидерландский). Имеется литературный язык (стандерт фриск). Распространён также нидерландский язык. У Фризов Германии - северо-фризский и восточно-фризский языки (по другим классификациям - диалекты), делящиеся на многочисленные поддиалекты; вытесняются литературным немецким языком и нижненемецким диалектом. Верующие Фризы - в основном кальвинисты, сторонники голландской реформатской церкви, лютеране, имеются католики.
В первые века нашей эры германские племена Фризов жили по всему южному и юго-восточному побережью Северного моря, занимая также обширные пространства вплоть до провинции Зеландия на юго-западе. Этноним Фризы (в римских источниках - Frisii, Frisiavones, Frisiones) предположительно возводится к древнегерманским "храбрый", "мужественный", либо к Frese, Fries - "край", "берег" (т.е. буквально "береговые жители"). Этническая территория Фризов в средние века распалась на отдельные части. В 11-13 веках западные области (так называемая Западная Фрисландия) вошли в графство Голландия. Средняя Фрисландия (или собственно Фрисландия) фактически сохраняла независимость до начала 16 века, когда была включена в состав Нидерландов. Самостоятельное графство Восточная Фрисландия было захвачено в 18 веке Пруссией.
Основные занятия - молочное животноводство, коневодство, на побережье - рыболовство и овцеводство. Высоко развиты мореходство и судостроение. До наших дней сохранились традиционные ремёсла (ткацкое, изготовление женских украшений). Фризы заняты в многоотраслевой промышленности. Традиционное жилище - так называемый фризский дом (гульфхёйс): жилые и хозяйственные помещения с овином в центре под общей высокой четырёх- или двускатной черепичной крышей, опирающейся на внутренние столбы. Ныне хозяйственные помещения часто строятся отдельно от жилья. У северных и восточных Фризов распространился так называемый саксонский дом (халлехёйс). Более поздняя форма традиционного жилища - кирпичная жилая и хозяйственные постройки, соединённые узким коридором. Интерьер жилища также отличается своеобразием: постели скрыты в стенных нишах за деревянными резными дверцами. Традиционная женская одежда (сохранилась в сёлах в качестве праздничной) - костюм из 3 коротких юбок (нижняя - светлая хлопчатобумажная, средняя - шерстяная, полосатая, верхняя - тёмная шерстяная, собранная у талии в сборки) и тёмной кофты с длинной баской, короткими и узкими рукавами; в глубокий вырез кофты видна манишка со сборками и вышивкой. Головной убор замужней женщины состоит из чёрного чепчика, поверх которого надевают каску из двух полукруглых золотых пластинок, соединённых обручем. Сверху надевали кружевной чепец. Височные и нагрудные украшения женщин из золота и серебра передаются, как и головной убор, по наследству. Традиционная обувь - деревянные башмаки-кломпы. Традиционная пища - овощные (особенно из картофеля), молочные и рыбные блюда.
Календарные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица, дни местных святых патронов и др.) сопровождаются традиционными ритуальными огнями, ярмарками, состязаниями в беге, стрельбе из лука, играми в мяч, зимой - конькобежным марафоном. Распространены водные виды спорта: плавание, гребля, парусный спорт. Сохраняются семейные традиции и обряды - свадебные, родильные, похоронные.
В 20-е годы 19 века возникло фризское национальное движение за возрождение родного языка и культуры. В 1990-е годы фризский язык во Фрисландии получил статус "официального регионального языка", однако продолжается борьба за упрочение его позиций во всех сферах жизни. Был признан национальный флаг Фрисландии. Фризы Германии также борются за сохранение своей культуры и языка.
М.И. Решина // НиРМ

Фризы — небольшой народ, проживающий на северо-западе Германии, на низких заболоченных берегах Северного моря, граничащего с Нидерландами. Восточная Фрисландия (ВФ) — небольшая прибрежная область на северо-западе Германии (административно входит в Нижнюю Саксонию). Кроме Восточной Фрисландии существует также Западная (находится в Нидерландах) и Северная (Шлезвиг-Гольштейн) Фрисландия. Однако, культурные и исторические различия между фризами, проживающими в Восточной Фрисландии и остальными фризами столь велики, что вполне правомочно рассматривать их как отдельную этническую группу. Крупнейшие современные города Восточной Фрисландии — порты Эмден и Вильгельмсхафен. Особого колорита Восточной Фрисландии добавляет цепочка из семи крупных островов, протянувшихся вдоль всего побережья и также заселенных восточными фризами.

У фризов есть собственный фризский язык, который частично пересекается с нижне-саксонским диалектом. Вообще, если я правильно понял;-) попадавшиеся мне лингвистические материалы, то фризский язык — крайне занятное явление, нечто среднее между немецким и голландским, да еще с большой долей искаженных заимствований из английского, да плюс собственная манера произношения даже обычных немецких слов. Короче, специалисты до сих пор спорят, является ли то, на чем говорят большинство фризов своеобразным диалектом, или это все-таки отдельный язык? Но существует и «чистый» фризский язык (Seeltersk), имеющий древние корни и сохранившийся почти исключительно на островах. На конец 20 века насчитывается всего около 1000 носителей «чистого» фризского языка.

К сожалению, в настоящее время Восточная Фрисландия одни из самых депрессивных в экономическом плане регионов Германии. Крупных промышленных предприятий в ВФ нет, а основные доходы в регион поступают от туристов и из портовых городов.

Численность коренных фризов сокращается в основном из-за того, что молодежь активно уезжает в южные регионы Германии (кстати, мой знакомый Вольфганг тут наглядный пример — сейчас он проживает на юге, на границе с Францией, и пьет в основном не чай, а вино;-) или эмигрирует из страны (например, достаточно большая диаспора фризов существует в США; пока я искал информацию, несколько раз натыкался именно на американские сайты, посвященные генеалогии некоторых фризских родов).

Историки отсчитывают хронологию фризов еще с каменного века. Примерно в 10 веке фризы, как и голландцы, начали строить дамбы, защищающие их территории от разрушительных морских приливов. Историки считают, что именно эти «великие стройки» в большой степени способствовали сплочению фризских племен и формированию у них чувства национальной самоидентичности.

Все средние века Фризии прошли под знаком борьбы за независимость в основном со своими же ближайшими соседями — другими германскими (саксонскими) народами, хотя пришлось повоевать и с римлянами. В раннем средневековье (в основном согласно римским источникам) фризы завоевали репутацию отважных воинов и умелых моряков и даже вошли в легенды (например, Финн, один из персонажей героического эпоса Беовульф, был фризским королем).

Что интересно, во времена Карла Великого Фризия была включена в состав Франкского государства, но просуществовала в нем недолго. В 12-14 веке Фризия представляла собой множество автономных областей (иногда даже отдельных независимых деревень), каждой из которых управлял ежегодно переизбираемый совет из наиболее уважаемых граждан. Совет выполнял и законодательные, и административные и судебные функции. Эта система управления весьма отличалась от феодального абсолютизма, господствовавшего на территории тогдашней Германии, и получила название «фризской свободы» (или «фризской вольницы»). Мне лично, как жителю города Пскова (который примерно в те же времена был «вольным Псковом») этот факт особенно приятен, а фризы становятся почти как родные;-)

Вольные фризы очень гордились такой своеобразной «демократией», и вплоть до 17-18 веков во Фрисландии можно было услышать традиционное, восходящее к средним векам приветствие: «Eala Freya Fresena!» (я несколько затрудняюсь с переводом, но что-то вроде «Будь свободен, фриз!»). В 14 веке во Фрисландии выделилось семь крупных автономных округов, управляемых каждый своими вождями, но это все еще нельзя было назвать феодализмом, так как власть вождей не была единоличной и абсолютной, а опиралась на сохранившийся совет уважаемых граждан.

В период с 11 по 14 век фризы полностью контролировали устье реки Эмс (Эймс) и считали своим «законным промыслом» пиратские нападения на проплывающие по реке торговые суда Ганзы. Кроме этого, фризские вожди считали пиратов любой национальности своими друзьями и гостеприимно предоставляли им кров и убежище. Что интересно, многочисленные попытки франкских королей и Ганзейского союза взять ситуацию под контроль в этом регионе оказывались неудачными. Фризские крестьяне вместе с пиратами необычайно эффективно противостояли обычно превосходящим их в несколько раз и лучше вооруженным армиям.

В 1400 году Ганзейскому союзу впервые удается провести удачную военную операцию против фризов, в результате чего многие фризские вожди были казнены. С середины 14 века германские короли активно пытаются насаждать традиционную феодальную систему управления, назначая во Фризию собственных наместников, как правило, подкрепленных воинскими дружинами.

Новые порядки приживались во Фризии с трудом. Например в 1514 году восточно-фризский вождь Едвард бросил вызов Германии и успешно оборонялся от огромной армии, состоящей из дружин 24 германских герцогов и принцев. «Победить» Эдварда смогли только дипломатическим путем, даровав ему в 1517 году титул германского герцога и «назначив» его «главным по Фрисландии» ;-) Тем не менее, по мнению историков, реальная утрата Фрисландией своей независимость произошла только в 1744 году, когда она вошла в состав Пруссии.

Новую и новейшую историю Фрисландии (уже в составе Пруссии и Германии) я опускаю, т.к. там, в сытой и спокойной Европе, ничего уже особо интересного не было;-) Ну, разве что парочка мировых войн...

В качестве завершающего штришка, хочу добавить, что в современной Германии отношение к восточным фризам скорее ироническое. Эти обитатели государственной окраины, «жители крайнего Севера» (по немецким меркам) являются объектом многочисленных шуток и анекдотов (примерно как наши чукчи). Я даже хотел сначала поместить пару таких анекдотов в этот раздел, но потом, изучив героическую фризскую историю, и проникнувшись тем, что они все-таки «братья по чаю», не стал этого делать. Это все столичный снобизм и понты врастопырку, а жители окраин обычно простые и искренние люди, и грешно над ними смеяться... Они вовсе не «тупее» и не «тормознее», просто у них свои ценности и свой ритм жизни, которым жители «столиц» и «центров» могут только позавидовать.

Фризы, как этнос, являются довольно однородными в антропологическом отношении. Многие учёные, в том числе и Шахотина-Мордвинцева, рассматривают их как одно из древнегерманских племён. Из этого можно предположить, что фризы обладали общими чертами, характерными для всех древних германцев:

Во времена Средневековья фризы считались самыми рослыми среди европейцев.

Язык

Существует три разновидности фризского языка: западнофризский , восточнофризский и северофризский языки. Некоторые лингвисты считают эти три разновидности диалектами одного фризского языка, в то время как другие считают их тремя отдельными языками. Западнофризский находится под сильным влиянием голландского языка. Восточнофризский находится под влиянием немецкого языка, с незначительной долей влияния датского. Северофризский язык вообще разделяется на несколько сильно различающихся между собой диалектов. Это разнообразие явилось следствием непрерывных сношений с соседствующими племенами, будь то военные союзы, торговля или браки . Фризский язык существует уже более 2000 лет. Генетически фризские диалекты наиболее тесно связаны с английским языком. Однако разного рода исторические события привели к расхождению английского и фризского языков, в то время как произошло сближение с голландским. Тем не менее, древнефризский был очень похож на древнеанглийский . Фризский язык - официально признанный и охраняемый законом в качестве языка меньшинств в Нидерландах и Германии. В первом случае он вообще является вторым государственным языком, после голландского. В 2005 году были получены официальные международные языковые коды (ISO) в стандарте ISO 639-3:

Литературный фризский язык во многом был создан благодаря усилиям писателя, поэта, учителя - Гисберта Япикса . Именно он начал писать на этом языке стихи, введя тем самым эталон фризского литературного языка. После него, Johannes Hilarides начал работу над упрощением грамматики и тем самым заложил основы для бытового, так сказать, повседневного фризского языка. Пожалуй, наиболее значимой фигурой в распространении фризского языка был Dr. Justus Hiddes Halbertsma (1789−1869), который перевел многие произведения на фризский язык. Среди них наиболее значимый - Новый Завет (Nije Testamint ). Взяв за ориентир бытовой фризский язык, он сосредоточился на переводе текстов пьес и песен, с целью обучения и распространения языка в народе. Именно его усилия дали толчок процессу сохранения фризского языка, который продолжается и в наше время.

На сегодняшний день фризский, голландский и английский языки являются тремя основными в языковой системе провинции Фрисландия . Административно-территориально она достаточно точно совпадает с историческими границами фризских поселений и культурного ареала обитания, о чём свидетельствуют древнеримские историки Плиний и Тацит.

Антропонимика

Список распространенных мужских и женских имен, фризского происхождения :

Мужские имена Значение Женские имена Значение Унисекс имена Значение
Abich «знатный» Aga «меч» Ailke «меч»
Alte «старший», «взрослый» Aukje «эльф» Alphie «эльф»
Andirs «мужчина», «воин» Dieuwke «народ» Doutzen «голубь/-ка»
Botho «посланник» Elke «знатный ребёнок» Gerke «сила в копье»
Eitel «блестящий меч» Grietje «жемчуг» Heike «огражденный/-ая»
Friso «фризский» Gesa «копье девы» Jan «милосердный/-ая»
Ingel «яркий ангел» Meia «стойкая»
Olbert "богат своим наследством " Mette «место собрания»
Siemen «слушающий» Silke «слепая», «имеющая отношение к слепым»
Ulfert «защитник наследия» Ursel «медвежонок»
Waldo «правящий» Walda «правящая»
Yvo «тис» Yfke «тис»

Религия

Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Римские историки упоминаниют Бадугенну - богиню фризов .

В период раннего средневековья христианство, с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств (Меровингское королевство) на языческие земли - во Фризию , Скандинавию . Попытка Виллиброрда распространить христианство далее на восток, во Фризию и Данию не принесли успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. В 733 г. майордом Карл Мартелл совершил поход на восток Фризии, где разгромил восстание фризов и разрушил их языческие святилища. В 754 г. уже Бонифаций приступил к крещению населения на востоке Фризии. После смерти Пипина Геристальского (714) король фризов Радбод , с целью обретения независимости, начал войну с франками и вернул захваченные ими территории Фризии под свой контроль. Все это привело к упадку христианской веры и к восстановлению язычества в этой области. Впоследствии, по мере восстановления франкского доминирования во Фризии, христианизация продолжалась все VIII столетие. В восточные области Фризии, где проповедовал епископ Людгер , около 784 вторглись язычники -саксы , в результате их набега все церкви в этой части Фризии были сожжены, многие христиане либо бежали, либо обратились в язычество. В дальнейшем, по мере углубления христианизации населения, влияние язычества искоренялось в течение 300 лет, с VIII до конца столетия .

Традиционная культура

Обычаи фризов, игры, развлечения довольно разнообразны. Среди них особо популярным является катание на коньках. В Нидерландах фризы пользуются славой умелых конькобежцев. Археологи находят коньки при раскопках относящихся к VIII-X вв.

Традиционная одежда фризов сохранилась лишь у сельских женщин. Её используют в качестве праздничной, однако в наше время её вытесняет обычная повседневная одежда. Фольклорная одежда фризских женщин состоит из трех коротких юбок: нижней (светлой, хлопчатобумажной), средней (шерстяной, полосатой), верхней (темной, шерстяной). Верх состоит из темной кофты с короткими и очень узкими рукавами, имеет глубокий вырез спереди, в который видна характерная для фризской одежды белая манишка (onderste) . Головной убор - это чёрный чепчик, плотно облегающий голову, металлическая каска, состоящая из двух полукруглых пластинок, соединенных узким обручем. Поверх этого надевается кружевной или тюлевый чепец.

Произведения устного народного творчества представлены легендами о происхождении фризского народа, сказаниями о военных походах и борьбе с войсками Карла Великого , любви к свободе . На протяжении многих веков устное творчество фризов развивалось достаточно активно. Источники фризского права дают определенное понятие о поэзии и литературе времен XI-XVI веков. После XVI века распространение получил голландский язык, который, после включения провинции Фрисландия в состав Нидерландов по Утрехтской унии (1579) , стал доминирующим в бытовой и литературной сфере. В это же время фризский язык утрачивает позиции как язык права. Историческую ценность приобрели стихотворения Р. Богермана (1470-1556). Следующий этап в истории фризской культуры характеризуется творчеством Г. Япикса (1603-1666). Самым видным является сборник зарисовок «Фризская поэзия» (1688). В XVIII веке приобрел популярность жанр комедии, сопоставление и высмеивание городской и сельской жизни. В это время трудились такие драматурги, как Э. Мейндертс (1732-1810), Ф. ван дер Плуг (1736-1790), а также поэты Я. Альтхёйзен (1715-1763) и Д. Лениге (1722-1798). В XIX веке свой вклад внес поэт-романист Х. Ситстра (1817-1862), который создал в 1844 году общество защиты и развития фризской культуры «Общество фризского языка и литературы ». Недовольство локальным характером фризской литературы привело к тому, что на рубеже XX века были сделаны шаги по популяризации фризской культуры за границами Фрисландии и её взаимодействии с мировой литературой. В 1915 году возникло «Молодое фризское общество » под руководством Д. Кальма (1896-1953), выпускался журнал «Frisia » (1917-1936). Именно Д. Кальм перевел все произведения Уильяма Шекспира на фризский язык. Бытовую жизнь народа отобразили в своих произведениях прозаик Р. Брольсма (1882-1953), романист С. Клостерман (1878-1938), прозаик Н. Хайсма (1907-1943). Стоит отметить, что на фризский язык было переведено множество произведений русской литературы (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) .

Фризы прославились как искусные гравировщики и мастера по резьбе. Рельефные орнаменты выполняются с помощью чеканки и перфорирования. На знаменитых ранних узорах, выполненных чеканкой - изображения зверей, геометрических орнаментов, поверх которых накладывалась тонкая пластинка из серебра или бронзы .

Голландцы первыми в Европе доставили листья чая на материк. От них традицию чаепития переняли и жители Фрисландии, которые будучи прекрасными мореплавателями, входили в состав многих экспедиций. Их чайная церемония имеет более чем 300-летнюю историю. Фридрих II , король Пруссии, издал указ от 20 мая 1777 года, в котором чай был запрещен на всей территории Пруссии . Эти ограничения коснулись и фризов. Однако, запрет продержался недолго - спустя два года он был отменен. Традиционный чай фризов имел название «смесь восточных фризов», его основным компонентом был листовой чай из индийской провинции Ассам . Рецепт приготовления состоит в том, что в чашку опускают кубик сахара, заливают чай и добавляют сливки. Суть в том, чтобы не перемешивать компоненты .

Этническая история

Племена, которые впоследствии обрели название фризы «frisii» появились на побережье Северного моря около IV в. до н. э. Изначально, они занимали территории от озера Флево (согласно римским историкам - Lacus Flevo) вплоть до реки Эмс . Около I века нашей эры они распространились на запад, заняв земли, известные как Фрисландия , а также частично Северную и Южную Голландию , Гелдерланд , Утрехт и Зеландию . К I веку нашей эры они стали оседлыми, занимаясь скотоводством, земледелием и рыбной ловлей. С этого времени и вплоть до V века фризы находились в постоянных военных конфликтах с Римской империей . В этот отрезок времени ими было создано довольно обширное государство - Frisia magna , протянувшееся по побережью Северного моря от реки Синкфал до реки Везер . Они были столь могущественны, что картографы тех времен Северное море именовали Фризским океаном.

Около V века н. э. с территории фризов были изгнаны римские легионы, однако именно в этот период произошло вторжение англов и саксов . Постепенно фризские владения стали переходить к франкам и к 785 году их территория была окончательно присоединена к империи Каролингов , а фризы насильно обращались в христианство . В это время, по прямому распоряжению Карла Великого, были записаны фризские законы (на латинском языке), которые существовали до тех пор в устной форме. В «Фризской правде » (802) были отображены особенности общественного строя фризов того времени. После распада Франкской империи территория Фрисландии вместе с другими землями вошла в состав Лотарингии (). Впоследствии её территории были переданы Восточно-Франкскому королевству и стали частью Священной Римской империи .

С Фрисландией и фризами связанна история приручения лошади, которая получила название - фриз (или фризская лошадь). Известно, что во времена завоевательных походов Вильгельм I Завоеватель , как впрочем и многие другие монархи, использовал лошадей именно этой породы. Также фризами называется и оброслость на ногах у лошадей.

Литература

  • Шор Т. У. Глава V. Фризы: их племена и союзники // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 66-83.
  • Г. А. Шахотина-Мордвинцева. ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: изд-во «Дрофа», 2007, 511 с.
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.; изд-во Центрполиграф, 2005, 230 с. ISBN 5-9524-1493-1

Источники

  1. Фризы / Любарт М. К. // Народы мира. Энциклопедия / под науч. ред. Л. М. Минца ; науч.-ред.совет: