Складские затраты. Затраты на складскую деятельность. Складские затраты Как обосновать сумму операционных затрат на складе

Наша организация построила складской комплекс(склад готовой продукции + склад материалов). Как отразить расходы в бух учете на содержание складских помещений, зарплату складского персонала, расходы по амортизации складов(в 1 квартале склады введены в эксплуатацию).

Расходы по складу, в котором хранится готовая продукция, и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада, амортизация учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Расходы на содержание склада для материалов входят в состав транспортно-заготовительных расходов. Они формируют фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 «Материалы»). Расходы на оплату труда и амортизацию также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Ситуация: Как отразить в бухучете расходы на содержание складских помещений и зарплату складского персонала. На складе организация хранит материалы, товары и готовую продукцию

Если помимо готовой продукции организация хранит на складе материалы и товары, то затраты по содержанию помещений и выплате зарплаты учитываются отдельно.

Расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов. Они формируют фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 «Материалы»). Расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 «Основное производство»). Выбранный вариант закрепите в учетной политике для целей бухучета.

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Расходы, связанные с хранением товаров , рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей. Такой порядок предусмотрен пунктом 226 .

Часть расходов, которая связана с хранением готовой продукции, тоже может учитываться на счете 44. Для раздельного учета расходов на продажу готовой продукции и расходов на продажу товаров откройте субсчета:

  • субсчет «Расходы на продажу готовой продукции»;
  • субсчет «Расходы на продажу товаров».

Если организация хранит на складе только готовую продукцию, предназначенную для продажи, все расходы по содержанию помещений и оплату труда складского персонала полностью учтите на счете 44. Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов *.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация: Какие затраты относятся к транспортно-заготовительным расходам в бухучете

В бухучете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

ТЗР, в частности, включают в себя:

  • расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
  • расходы на транспортировку;
  • командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
  • плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
  • расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;*
  • плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

Виды издержек. Практическая реализация концепции управления материальными потоками связана с оптимизацией совокупных запасов. Критерием оптимизации запасов являются издержки.

В системе закупки и хранения материалов издержки делятся на следующие группы:

Издержки выполнения заказа;

Прямые издержки, определяемые закупочной ценой;

Издержки по содержанию запасов;

Издержки дефицита.

Издержки выполнения заказа включают расходы, связанные с размещением и поставкой заказа. К их числу относятся такие статьи расходов, как стоимость разработки условий поставки и их подготовка к утверждению; затраты на приобретение рекламных каталогов; издержки, связанные с контролем выполнения заказа и сокращением срока их выполнения; транспортные издержки, если стоимость транспортировки не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа.

Некоторые из них фиксируются в заказе и не зависят от объема, другие, например, транспортные и складские издержки, находятся в прямой зависимости от величины заказа.

В целом затраты выполнения заказа включают любые виды расходов, величина которых зависит от числа выполняемых заказов.

Прямые издержки определяются ценой закупаемых материалов и изменяются в зависимости от оптовой скидки к цене, которая устанавливается при увеличении размера партии заказа.

Издержки по содержанию запасов определяются затратами на хранение материалов и самим фактом наличия запасов. В эту группу издержек входят такие статьи затрат, как возможный процент на капитал, вложенный в запасы; расходы на складские операции и плата за использование или аренду склада; текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице; издержки, связанные с риском порчи и морального старения материалов, а также страховые и налоговые издержки. Снижение запасов приводит к уменьшению складских издержек и текущих затрат по содержанию складских помещений.

Издержки дефицита представляют собой расходы, возникающие в связи с ограниченностью в какой-то период времени тех или иных материальных ресурсов. К этой группе издержек относятся потери трех видов:

Потери в производстве, связанные с приостановкой производственного процесса из-за отсутствия необходимых материалов, а также заменой материала на другой по более дорогой цене;

Стоимость потерянных продаж в случае невыполнения заказа, если заказчик обращается к другому изготовителю (в такой ситуации издержки дефицита определяются как потери прибыли);

Дополнительные затраты, возникающие в случае ожидания выполнения заказа.

Нормы складских расходов. Складские расходы укрупненно рассчитывают по общей норме, которая учитывает соотношение постоянной и переменной части расходов.

Норма складских расходов составляет

где Н- норма складских расходов;

МДС 81-35.2004

4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

МДС 81-2.99

3.3.1. Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
-отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
-наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
-таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
-стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе -единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4.04-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

По строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;

По металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;

По оборудованию — 1,2 %.

МДС 81-36.2004

1.7. В ФЕР учтены:
— сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции — по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

Заготовительно-складские расходы

При составлении локальной сметы, все чаще возникает вопрос о необходимости применения заготовительно-складских расходов к материалам и оборудованию. Давайте разберемся с тем, что же уже учитывают они, и в каком объеме они должны быть учтены.

МДС 81-35.2004 Гласит:

4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

Выдержка из Методики применения сметных цен строительных ресурсов (Утверждена приказом МинСтроя и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.02.2017г. 77/пр):

6.4.5. Стоимость материальных ресурсов, учитывающая затраты по доставке на приобъектный склад, определяется в соответствии с формулой З = ((СЦ х ЗСР + Т1) + (СЦ х ЗСР + Т2))/ 2 (Стоит отметить, что сметная цена материала умножается на процент заготовительно-складских расходов (1,02; 1,0075; 1,015)),

где: З – стоимость материального ресурса, руб.;

СЦ – сметная цена строительного ресурса – сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и опубликованная в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, руб.;

ЗСР – заготовительно-складские расходы, руб.

Показатель ЗСР дифференцируется по следующим видам материальных ресурсов:

    строительные материалы (за исключением металлических конструкций) - 2 %;

    металлические строительные конструкции - 0,75 %;

    оборудование - 1,5.

МДС 81-36.2004 Гласит:

1.7. В ФЕР учтены:

  • сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции - по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

Общая информация:

Франко-склад — это условие сделки, согласно которому на поставщика возлагается обязанность осуществить доставку товара в пункт, обозначенный в договоре. До того, как покупатель получит товар, все расходы по его перемещению несет продавец.

Но так как сейчас идет реформирование системы ценообразования, то часть методических рекомендаций была отменена, например всем известный МДС 81-36.2004.

Рассмотрим более подробно:

Сметная стоимость материалов, используемых в строительстве, определяется в базисном уровне цен – по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции – федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым, а в текущем уровне цен – по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин (п. 4.24 МДС 81-35.2004).

На данный момент с выходом базы ГЭСН и ФЕР 2017 года, в методических рекомендациях на применение материальных ресурсов п 6.4 гласит о том, что при составлении сметной документации затраты на материальные ресурсы определяются на основании сметных цен строительных ресурсов, цен услуг, с учетом заготовительно-складских расходов, и в Методике определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства п 4.13 - Сметные цены, сформированные в порядке, предусмотренном настоящим разделом, не учитывают транспортные расходы по доставке материальных ресурсов от производителей (поставщиков) до приобъектного склада строительной площадки и заготовительно-складские расходы. Транспортные и заготовительно-складские расходы определяются при составлении сметной документации в порядке, установленном в Методике применения сметных цен строительных ресурсов, отсылая нас в методику и в МДС.

Таким образом при расчете заготовительно-складских расходом используем методические рекомендации на применение материальных ресурсов и МДС. При возникновении каких-либо спорных вопросов, вы так же можете задать нам вопрос по электронной почте: или позвонить по телефонам, также задать вопрос в чате специалисту.

Статья актуализирована по итогам обращений клиентов (письмами, в чате) в октябре 2019 года.

Затраты хранения связаны с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В затраты хранения входят:

· затраты по содержанию складов;

· заработная плата складского персонала;

· недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

· административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

· определение оптимального числа ступеней складирования;

· определение оптимального числа складов на каждой ступени;

· установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

· нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

1. затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;

2. расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;

3. годовые расходы на межскладские перемещения;

4. денежные расходы, списываемые на издержки;

5. затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Затраты на транспортировку

Это затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до местонахождения покупателей; являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают в себя оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю:

1. расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);

2. расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;

3. оплата тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;

4. оплата тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;

5. оплата стоимости транспортировки продукции международным транспортом;

6. оплата страхования груза при доставке;



7. оплата таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;

8. расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;

9. расходы по выгрузке груза в пункте назначения;

10. расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.

Основные направления снижения затрат на перевозки:

· снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах;

· снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;

· уменьшение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;

· повышение производительности труда.

Затраты по завозу продукции включают в себя:

· оплату тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;

· сборы транспортных предприятий на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);



· оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;

· затраты на содержание собственного транспорта.

К затратам по отправке продукции относятся:

· расходы по оборудованию транспортных средств;

· издержки по переадресовке грузов;

· сборы транспортных организаций;

· расходы по оплате счетов сторонних организаций;

· расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.

Себестоимость перевозки 1 т груза складывается из затрат:

1. на погрузку- разгрузку;

2. транспортирование;

3. ремонт и содержание автомобильных дорог;

4. организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

5. складское хранение груза;

6. подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Рассмотренные и многие другие виды затрат формируют себестоимость изделия.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием в процессе производства основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, а также другие затраты на производство и реализацию продукции.

1. сырье и материалы;

2. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

3. возвратные отходы (вычитаются);

4. топливо и энергия на технологические цели;

5. основная заработная плата производственных рабочих;

6. дополнительная заработная плата производственных рабочих;

7. налоги и отчисления в бюджет, сборы и отчисления местным органам власти;

8. износ инструментов и приспособлений целевого назначения;

9. общепроизводственные расходы;

10. общехозяйственные расходы;

11. потери от брака;

12. коммерческие расходы.

Себестоимость продукции является одним из факторов формирования прибыли. Между величиной прибыли и себестоимостью существует обратная функциональная зависимость. При росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка, рентабельность продаж снижается, и наоборот. Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости продукции произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будут реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличивалась более медленными темпами, чем реализованной, то можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится. Этапы анализа себестоимости:

1. сопоставление затрат на произведенную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации;

2. оценка эффективности использования каждого вида ресурсов;

3. анализ затрат на 1 руб. произведенной (реализованной) продукции;

4. анализ выручки на 1 руб. вложенных средств.

Эти показатели обеспечивают наглядную связь с прибылью – повышение затрат ведет к снижению прибыли с каждого рубля вложенных средств, и наоборот.

Достоинство этих показателей состоит в том, что они универсальны – их можно использовать в любой отрасли и охватывать как всю продукцию, так и отдельные ее виды.

Недостаток показателей – на них может оказывать влияние множество факторов как субъективного, так и объективного характера, т. е. не зависящих от качества работы предприятия.

Для снижения себестоимости на предприятиях проводится анализ затрат. При этом используют различные методы:

1. стратегический анализ - сравнение положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с другим, занимающимся аналогичным видом деятельности;

2. функционально-стоимостный анализ - метод, основанный на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Принципы контроля над логистическими затратами: 1) усилия концентрируются на контроле затрат в местах их возникновения;

3. данные по разным видам затрат обрабатываются по- разному;

4. эффективным путем к сокращению затрат является сокращение видов деятельности (процедур, работ, операций). Попытки снизить уровень дополнительных затрат редко бывают эффективными. Нельзя пытаться выполнить с низким уровнем затрат то, что не нужно было делать вовсе;

5. деятельность предприятия должна оцениваться в целом. Для экономической оценки бизнеса нужно иметь представление о том, как снижение затрат в одной области повлияет на производительность в другой;

6. недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявить механизм их образования и влияние внешних факторов.

Способы снижения уровня логистических затрат:

1. проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых скидок;

2. поиск более дешевых заменителей ресурсов;

3. выявление путем анализа и пересмотра цепи поставок тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, и их исключение;

4. компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

5. улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок. Например, координация деятельности предприятия и его партнеров в области своевременной доставки продукции снижает уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;

6. проведение регулярного внутреннего аудита с последующим выявлением резервов для улучшения использования ресурсов предприятия;

7. обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок путем привлечения инвестиций в бизнес;

8. повышение уровня подготовки сотрудников путем участия в тренингах, курсах повышения квалификации, проведение аттестаций;

9. использование прогрессивных методов оплаты труда (премирование за достижение и перевыполнение плановых показателей);

10. оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров).