Объекты политики. Субъекты и объекты политики Что не является объектом политики

Субъекты политики:

1. Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.

2. Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти; наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

3. Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.

Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.



4. Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки - в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:

  • Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление. (Например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.)
  • Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
  • Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:

  • Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
  • Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

Объекты политики. Различается внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

Вывод: политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Следовательно, политическая деятельность играет огромное значение в развитии общества.

Цели и средства.

Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).

Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее

широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том

числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся

личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы,

политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий

социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно

неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою

и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты,

корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

Билет 7

Политическое лидерство

Процесс постоянного приоритетного и легитимного влияния на объект политики (общество, организацию или группу) авторитета одного или нескольких лиц. П.л. основано на способности политического лидера понимать мотивы деятельности различных социальных групп, учитывать их интересы при осуществлении политического курса, воздействовать на основных политических акторов, убеждать людей. П.л. связано с отношениями классов, наций, государств. Основные черты П.л. - постоянство влияния, его распространение на всю группу (организацию, общество), однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы, опора не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства. В то же время характер и тип осуществления П.л. зависит от состояния и уровня развития социальной группы, организации или общества в целом. Функции П.л. включают политический диагноз (анализ и оценку ситуации), определение направления и программы деятельности, мобилизацию исполнителей (должностных лиц, бюрократии, масс) на реализацию поставленных целей. В современном обществе взаимодействие между лидером и его последователями, как правило, реализуется с помощью массовых коммуникаций, организаций, бюрократических структур; в результате П.л. приобретает дистанционный, опосредованный характер.

Существуют различные типологии П.л. М.Вебер выделял традиционный тип (легитимность политического лидера основана на традиции, обычае), харизматический тип (легитимность основана прежде всего на особых, выдающихся качествах лидера) и рационально-легальный тип, основанный на следовании нормам права и демократическим процедурам. Широко распространенным является деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, их привлечении к управлению. Помимо перечисленных имеются также другие классификации П.л.

Механизм политического лидерства предполагает систему правил, в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера.

Одним из современных вариантов интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Ж.Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».

Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Здесь происходит интеграция групповой деятельности, в которой лидер направляет и орга­низует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части общества, поддерживающего данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.

Лидерство на государственном уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества, поэтому ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу.

В политических объединениях эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управле­ния и жесткости подчинения. На этом уровне, так же как и на государственном, становятся обязательными институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий.

Лидерство в масштабах государства предполагает определение стратегического направления развития государства, политической системы общества, выбор средств осуществления основных задач общегосударственного значения, их важнейших принципов и путей достижения.

В экстремальных условиях функционирования общества возникает необходимость в появлении политического лидера национального масштаба, обладающего качествами, которые помогут ему возглавить национальное движение.

Такими качествами могут быть:

Умение формулировать цели, программы, идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;

Способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;

Готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;

Способность связать базисные национальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;

Искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет распространяться от элиты на все общество;

Умение внушить веру и оптимизм нации, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности.

Лидера, особенно на уровне малой группы, создает авторитет, он никем официально не назначается и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Такая заданность связана с тем, что потребность в лидерах возникает тогда, когда объект ищет цели дальнейшего развития и пути их достижения или же определяет новые средства реализации ранее поставленной цели. Субъект, предлагая видение и того, и другого, сплачивает объект, обеспечивая солидарные действия. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закреп­ленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-административных органов).

Политическое поведение лидера является целенаправленным и мотивированным. Исследователи отмечают множество различных личных потребностей, связанных с политической деятельностью, среди которых основными являются следующие:

Потребность во власти, т.е. достижение высшей ценности, которой является власть (Г.Лассуэлл, А.Джордж);

Потребность в контроле над событиями и людьми – это проявление в политической деятельности базовой человеческой потребности в контроле над внешними силами и событиями, влияющими на нашу жизнь;

Потребность в достижении, которая проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение успехов;

Потребность в аффилиации, т.е. принадлежности к группе и получении одобрения, которая проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими людьми.

в политологии рефлективные понятия, обозначающие взаимодействие в политике и показывающее вектор её направленности. Объект в политике - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т. п.) Субъект в политике - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.

Поэтому часто различают "субъект политики" (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и "политический субъект" (в случае, когда деятельность субъекта, преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два интегрально связанные между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо знание об объекте, ценностно-оценочная шкала и пр.) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Субъект и объект в политике" в других словарях:

    - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

    Власть - (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической. Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

    - (nlato) (427 347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Биографические данные. П. представитель аристократического семейства, принимавшего активное … Философская энциклопедия

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    - (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

    Специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия

    - (Старший, Fichte) великий немецкий философ (1762 1814). Миросозерцание его тесно связано с его личностью и деятельностью и с социальными условиями, при которых ему приходилось работать. Ф. родился в Рамменау (в Верхней Лузации). Его отец был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «Фихте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте … Википедия

    Запрос «Фихте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте Дата и место рождения: 19 мая 1762(176 … Википедия

Слово «политика» произошло от греческого слова politike, что означает в переводе на русский язык «государственные дела», «искусство управления государством».

Политика существовала не всегда. Среди причин ее возникновения - поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики. Наука предлагает различные определения понятия «политика»:

1. Политика - это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют: а) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества; б) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества; в) обеспечение дальнейшего развития общества; г) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий; д) политическую социализацию личности (т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления - текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее.

Субъектами политики могут быть:

а) социальные общности (классы, нации и др.);

б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений);

г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).

Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя - отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими,актуальными и неактуальными, реальными и нереальными. Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков - мер, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

В политике участвуют различные социальные силы, отдельный человек, социальные группы, общности и народ в целом. Эти социальные силы становятся субъектами политики в той мере, в которой приобретают и проявляю политические свойства. Исходным политическим свойством субъекта политической власти является потребность в политической власти. Эта потребность основана на совокупности других потребностей (имущество, средства производства, престиж, авторитет и свобода). Только будучи свободным, имея возможность приказывать, человек наилучшим образом удовлетворяет экономические, социальные и другие потребности.

Вторым политическим свойством субъекта политики является наличие у них политических интересов, которые имеют две стороны: объективную и субъективную (как мотив, желание, стремление к политической власти). Политические интересы разнообразны: стремление участвовать в политической жизни, создавать новые политические силы, использовать власть.

Третье свойство – наличие у них сознательной политической деятельности. Сознание действовать по поводу политической власти. Они совершают множество политических действий: участвуют в выборах, разрабатывают стратегии, ищут союзников, влияют на общественное мнение и т.д. Присущи сознательность, добровольность, рациональность и творчество. Эта деятельность имеет теоретическую основу, и в ней в скрытой форме присутствуют потребности и интересы политики.

Активность субъекта зависит от наличия у него политических прав и свобод.

В зависимости от степени политической активности выделяются люди:

1. Аполитичные и отчуждённые.

2. Пассивные.

3. Компетентные наблюдатели.

4. Активисты.

Четвёртое свойство - наличие политического сознания. Политическое сознание – отражение политической жизни в понятиях, суждениях и теориях. Оно включает в себя так же совокупность политических оценок и чувственно эмоциональных проявлений по поводу политики.

Пятое свойство – сознание является основой политической деятельности субъектов политики, которое позволяет им определять свои цели и задачи, предвидеть будущее и создавать модели переустройства общества.

Альмонд выделяет 3 группы:

1. Субъекты парохиальные – они преследуют свои повседневные интересы и не осознают своего политического участия и своей политической роли.

2. Субъекты подданные – понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности самостоятельного воздействия на политическую жизнь.

3. Субъекты патриципанты – самая активная политическая группа. Именно у этих групп вырастают политические лидеры.

Если субъекты политики групповые, то они приобретают ещё ряд политических свойств:

1. Способность вступать в политическое обучение.

2. Способность вступать в политические отношения по поводу политической власти. Например: вступать в отношения компромисса, согласия, в борьбу по поводу политической власти.

3. Обладать способностью совместной политической деятельности, иметь общие интересы и цели, иметь систему управления группой.

4. Социальные силы, выступающие в качестве субъектов политики, называются первичными субъектами политики.

Для более успешного решения своих политических задач они создают вторичные субъекты. Так народ, как субъект политики, создает государство.

Части класса или части народа создают политические партии, общественно-политические движения и группы давления. Политические группы формируют политических лидеров. Вторичные субъекты политики как бы замещают первичных субъектов, выступают от их имени, представляют интересы групп общества, защищают эти интересы в структуре власти, распределяют ресурсы общества в интересах этих групп.