Что такое обсе и чем занимается эта организация? Миссия обсе в украине

А.В.Торкунов

Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский декалог»), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977 - 1978 гг.), Мадриде (1980-1983гг.), Вене (1986 - 1989гг.), организация научного (Бонн,1980г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн,1990г.;),по человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген,1990г.; Москва, 1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).

Важным направлением деятельности СБСЕ стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены еще хельсинкским Заключительным актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), который стал этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

В целом к рубежу 80 - 90-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте. Парижская Хартия для Новой Европы, принятая на встрече глав государств и правительств стран СБСЕ в 1990 г., в целом исходила именно из такого видения.

Распад социалистического содружества и затем Советского Союза, равно как и происшедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры и ее роли в организации международной жизни в Европе.

Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это нацеливал еще указанный выше документ Парижского саммита (1990 г), в 1992г. в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера; в 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Произошло значительное расширение круга участнике ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это, несомненно, придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно . Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы .

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года . Центральный руководящий орган - Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Руководящий совет (заменивший Комитет старших должностных лиц) периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств (этот орган раз в год собирается в качестве Экономического форума). Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт «тройки»), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп; он также поддерживает контакты с Парламентской ассамблеей ОБСЕ . Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

В деятельности ОБСЕ стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Это обусловлено тем, что ОБСЕ призвана стать главным инструментом раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе. И нельзя не отметить достижения ОБСЕ в данной сфере. Долгосрочные миссии этой организации с целью политического мониторинга, поощрения контактов между конфликтующими сторонами, содействия строительству демократических институтов были направлены в Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию, Грузию, Молдову, Таджикистан, Эстонию, Латвию, Украину; специальные группы по линии ОБСЕ находились в России (Чечня), Албании и Белоруссии. Учреждение в ОБСЕ должности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и его деятельность способствовали известному ослаблению напряженности в ряде потенциально конфликтных ситуаций (например, в связи с положением русскоязычного населения в некоторых странах Балтии).

Значительные усилия были приложены ОБСЕ для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Под ее эгидой функционирует так называемая Минская группа, нацеленная на выработку решения по этой конфликтной ситуации. Будапештский саммит ОБСЕ (1994 г.) принял решение о создании на основе соответствующей резолюции Совета Безопасности ОО многонациональных сил по поддержанию мира после достижения согласия сторон о прекращении военного конфликта. Был также решено разработать план по формированию, составу оперативной деятельности подобного рода сил. Реализация этого, по сути дела, означала бы принципиально новую роль ОБСЕ в деле урегулирования конфликтов .

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов. Организация имеет 550 сотрудников в штаб-квартире в Вене, Австрия, и 2300 сотрудников на местах. ОБСЕ была основана на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшемся в Хельсинки, Финляндия, в 1975 году.

ОБСЕ занимается ранним предупреждением, предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением стран. 57 стран-участниц ОБСЕ находятся в Европе, Азии и Северной Америке и охватывают большую часть поверхности суши Северного полушария. Организация была создана в эпоху холодной войны как форум Восток-Запад.

Шестью официальными языками ОБСЕ являются английский, французский, немецкий, испанский, итальянский и русский. ОБСЕ считает себя региональной организацией в трактовке главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и является наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН. Действующий председатель ОБСЕ участвует в рутинных брифингах для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

История и правовой статус ОБС

История организации началась в 1973 году в рамках Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры о европейской группе безопасности велись с 1950 года, но холодная война помешала их прогрессу, пока не начались переговоры в Диполи в Хельсинки в ноябре 1972 года.

Эти переговоры были проведены по предложению в Советского Союза, который хотел использовать переговоры для поддержания своего контроля над коммунистическими странами Восточной Европы, а президент Финляндии Урхо Кекконен воспринимал их как средство поддержания своей политики нейтралитета. В Западной Европе, однако, видели эти переговоры как способ уменьшить напряженность в регионе, содействовать экономическому сотрудничеству и улучшению гуманитарной обстановки для населения коммунистического блока.

Рекомендации для переговоров, в виде «Голубой книги» ("The Blue Book"), создали практические основы трехступенчатой конференции под названием «Хельсинки процесса». СБСЕ был открыт в Хельсинки 3 июля 1973 года и на нем присутствовали представители 35 государств. Первый этап переговоров длился пять дней и в ходе нее было решено следовать рекомендациям «Голубой книги». Второй этап переговоров стал главной рабочей фазой и проводился в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года. Результатом этапа II стал Хельсинкский Заключительный акт, который был подписан 35 государствами-участниками в ходе этапа III, который проводился в Финляндия Холл с 30 июля по 1 августа 1975 года. Третий этап переговоров был открыт дипломатом Святого Престола кардиналом Агостино Казароли, который был председателем конференции.

Концепция улучшения отношений и реализации акта была разработана в ходе серии последующих встреч, включая переговоры в Белграде (4 октября 1977 - 8 марта 1978), Мадриде (11 ноября 1980 - 9 сентября 1983) и Вене (4 ноября 1986 - 19 января 1989 года).

Уникальной особенностью ОБСЕ является необязательный статус своего учредительного устава. Вместо формально ратифицированного национальными законодательными органами договора, Заключительный акт СБСЕ представляет собой политическое соглашение глав правительств всех стран о построении безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений данного Акта. Это позволяет ОБСЕ оставаться гибкой в процессе эволюции и улучшения сотрудничества, избежать споров и / или санкций за неисполнение.

Соглашаясь на эти обязательства, подписавшие Акт страны впервые признали, что обращение с гражданами в рамках своих границ вызывает законную международную озабоченность. Это стало началом процесса строительства демократии в Советском Союзе и Восточной Европе, что привело к концу холодной войны. Однако, в отличие от большинства международных межправительственных организаций, ОБСЕ лишена статуса субъекта международного права по причине отсутствия юридической силы своего устава. В результате, хозяину штаб-квартиры ОБСЕ, Австрии, пришлось наделить организацию правами субъекта для того, чтобы иметь возможность подписать юридическое соглашение о своем присутствии в Вене.

Распад Советского Союза потребовал изменения роли СБСЕ. Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21 ноября 1990 года, положила начало этому изменению. Изменения привели к переименованию СБСЕ в ОБСЕ с 1 января 1995 года, согласно результатам конференции, состоявшейся в Будапеште, Венгрия, в 1994 году. Структура ОБСЕ стала включать в себя отдельный секретариат, Постоянный совет, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам (позже переименованное в Бюро по демократическим институтам и правам человека).

В декабре 1996 года Лиссабонская Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила универсальный и неделимый характер безопасности на европейском континенте.

Итогом двухдневного саммита ОБСЕ в Стамбуле 18-19 ноября 1999 года стал призыв к политическому урегулированию конфликта в Чечне и принятие Хартии европейской безопасности. По словам тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова, этот саммит стал поворотным пунктом в российском восприятии ОБСЕ, от организации, которая выражается коллективную волю Европе, в организацию, которая служит в качестве инструмента Запада для «принудительной демократизации».

В 2004 году, после ходатайства группы из тринадцати сенаторов от Демократической партии США о том, чтобы пригласить иностранных наблюдателей для контроля за выборами президента в стране, Государственный департамент США согласился, а президент Джордж Буш пригласил ОБСЕ участвовать в этом процессе.

Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Страны-участники ОБСЕ (57 государств): Албания, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская республика, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Люксембург, Монако, Норвегия, Румыния, Сербия, Испания, Таджикистан, Туркменистан, США, Андорра, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Мальта, Черногория, Польша, Русский Федерация, Словакия, Швеция, бывшая югославская Республика Македония, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь, Болгария, Кипр, Эстония, Грузия, Папский престол, Ирландия, Киргизия, Литва, Молдова, Монголия, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Словения, Швейцария, Турция, Великобритания.

Структура и институты ОБСЕ

Политическое руководство организацией осуществляется главами государств и правительств в ходе встреч на высшем уровне. Саммиты не являются регулярными или по расписанию, а проводятся по мере необходимости. Последний саммит состоялся в Астане (Казахстан) 1 и 2 декабря 2010 года. Принятия решений на высшем уровне осуществляется Советом министров, который собирается в конце каждого года. На уровне послов Постоянный совет созывается еженедельно в Вене и выступает в качестве органа для регулярного ведения переговоров и принятия решений. Пост Действующего председателя закрепляется за министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в организации. Председателем Постоянного совета является посол в Австрии государства-участника, председательствующего в организации. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года Действующим председателем является вице-премьер и министр иностранных дел и торговли Ирландии Имон Гилмор, который сменил министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса.

В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене, Австрия. Нынешний Генеральный секретарь Ламберто Заньер из Италии, который принял данный пост от Марка Перрена де Бришамбо из Франции. Кроме того, организация имеет офисы в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

В различных институтах ОБСЕ работает около 440 человек. Всего штат организации насчитывает около 750 международных и 2370 национальных сотрудников.

Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принимает решения по таким вопросам, как политика и безопасность, экономика и защита окружающей среды, а также демократия и права человека. Представляя собой коллективное мнение парламентариев ОБСЕ, эти резолюции и рекомендации предназначены для того, чтобы все государства-участники выполняли свои обязательства в рамках ОБСЕ. Парламентская ассамблея также участвует в парламентской дипломатии и имеет обширную программу по наблюдению за выборами.

Старейшим институтом ОБСЕ является Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое было создано в 1991 году после решения, принятого в 1990 году на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве, Польша, и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти. БДИПЧ осуществляло наблюдение за более чем 150 выборами и референдумами с 1995 года при помощи 35 тысяч наблюдателей. Дважды Бюро работало за пределами своих полномочий, отправив команду, которая предложила техническую поддержку 9 октября 2004 года президентских выборов в Афганистане, партнере ОБСЕ по сотрудничеству, и команду поддержки выборов для оказания помощи на парламентских выборах и выборах в советы провинций 18 сентября 2005 года.

Канцелярия Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, созданная в декабре 1997 года, действует в качестве стражника, готового обеспечить раннее предупреждение нарушений свободы слова в государствах-участниках ОБСЕ. Представитель также оказывает государствам-участникам помощь в продвижении и стимулировании полного соблюдения норм, принципов и обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации.

Председательство в ОБСЕ

Обязанности Действующего председателя (ДП), включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением.

Председательство передается один раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку. Происхождение учреждения лежит в Парижской хартии для новой Европы (1990), а Хельсинкский документ 1992 года официально и организационно оформил эту функцию.

В 2012 году Тройка состояла из текущего ДП, вице-премьера и министра иностранных дел и торговли Ирландии, Имон Гилмор, бывшего ДП, министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса и следующего ДП, министра иностранных дел Украины Константина Грищенко.

Военно-политическая сфера деятельности ОБСЕ

ОБСЕ применяет комплексный подход к безопасности в военно-политической сфере, который включает в себя ряд обязательств государств-участников и механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов. Организация также стремится к повышению военной безопасности путем содействия большей открытости, прозрачности и сотрудничеству.

Контроль над вооружениями. Конец холодной войны привел к огромным излишкам доступного оружия, что стало причиной возникновения международного серого рынка оружия. ОБСЕ помогает остановить - часто незаконное - распространение такого оружия и предлагает помощь в его уничтожении. ОБСЕ проводит ежегодный обмен информацией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе. ОБСЕ также реализованы два дополнительных способа обмена информацией в рамках Венского документа и Глобального обмена военной информацией. Консультативная комиссия по открытому небу, исполнительный орган по Договору по открытому небу, проводит ежемесячные заседания в штаб-квартире в Вене.

Управление границами. Действия, предпринимаемые ОБСЕ в рамках пограничного мониторинга для предотвращения конфликтов и постконфликтного урегулирования, наращивания потенциала и институциональной поддержки.

Борьба с терроризмом. Обладая опытом в области предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и раннего предупреждения, ОБСЕ вносит свой вклад в глобальные усилия по борьбе с терроризмом.

Предотвращение конфликтов. ОБСЕ работает для предотвращения возникновения конфликтов и содействует политическому урегулированию существующих конфликтов. Она также помогает проводить процесс реабилитации в постконфликтных районах. Военная реформа. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности обеспечивает основу для политического диалога по военной реформе, а практические мероприятия проводятся на местах, в том числе Центром по предотвращению конфликтов.

Полицейские операции. Полицейские операции в рамках ОБСЕ являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтного восстановления.

Экономическая и экологическая сфера деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Деятельность в области экономики и экологии включает мониторинг событий, связанных с экономической и экологической безопасностью в государствах-участниках ОБСЕ с целью предупреждения любой угрозы конфликта, содействия государствам в создании экономической и экологической политики, законодательства и институтов для содействия безопасности в регионе ОБСЕ. Экономическая деятельность. Среди экономической деятельности ОБСЕ можно выделить действия, связанные с управлением миграцией, транспортной и энергетической безопасностью. В основном, деятельность осуществляется в сотрудничестве с организациями-партнерами.

Экологическая деятельность. ОБСЕ разработала целый ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, направленных на решение проблем экологической безопасности в государствах-участниках. Среди мероприятий, имеются проекты в области утилизации опасных отходов, управление водными ресурсами и доступ к информации в рамках Орхусской конвенции.

Деятельность ОБСЕ в области соблюдения прав человека

Обязательства, принятые государствами-участниками ОБСЕ в области соблюдения прав человека направлены на обеспечение полного уважения прав человека и основных свобод; соблюдение верховенства закона; проведение в жизнь принципов демократии путем создания, укрепления и защиты демократических институтов, а также содействия терпимости во всем регионе ОБСЕ.

Борьба с торговлей людьми. С 2003 года ОБСЕ был установленный механизм для борьбы с торговлей людьми, который определен в статье 3 Палермского Протокола и направлен на привлечение внимания общественности к этой проблеме и создание политической воли в государствах-участниках для эффективной борьбы с данным явлением.

Действия ОБСЕ против торговли людьми координируются Управлением Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми.

Деятельность по борьбе с торговлей людьми в регионе ОБСЕ Управления Специального представителя включает:

  1. Сотрудничество с правительствами государств-участников, помощь им в принятии на себя обязанностей и действиях по пресечению торговли людьми;
  2. Предоставление правительствам решений и пособий для принятия решений и предложений по руководству управлением в борьбе с торговлей людьми, с целью достижения решений, адаптированных к потребностям отдельных стран и в соответствии с международными стандартами;
  3. Оказание помощи правительствам в разработке национальных структур по борьбе с торговлей людьми, необходимых для эффективного внутреннего и транснационального сотрудничества;
  4. Повышение осведомленности о проблеме и помощь в понимании сложности проблемы и необходимости всесторонних решений;
  5. Внимание всем аспектам торговли людьми, а именно торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, торговли людьми в целях принудительного и кабального труда, в том числе в качестве домашней прислуги, торговли для принудительных браков, торговли человеческими органами и торговли детьми;
  6. Обеспечение эффективного взаимодействия всех агентов и организаций, участвующих в борьбе с торговлей людьми, начиная от государственных органов, сотрудников правоохранительных органов и международных организаций, как учреждений, оказывающих поддержку более глубокому знанию и ноу-хау;
  7. Обеспечение максимально возможного освещения борьбы ОБСЕ с торговлей людьми, чтобы сосредоточить внимание людей на этом вопросе.

Демократизация. ОБСЕ способствует продвижению демократии и оказывает государствам-участникам помощь в построении демократических институтов. На практике, однако, некоторые государства имеют больше власти в принятии решений, чем другие.

Образование. Образовательные программы являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтному восстановлению.

Выборы. В рамках своей деятельности по демократизации, ОБСЕ осуществляет проекты помощи в проведении выборов в преддверии, во время и после выборов. Однако эффективность такой помощи является спорной. Казахстан, например, несмотря на членство и даже председательство в ОБСЕ, по мнению многих, является одной из наименее демократических стран в мире. Более того, недавние демократические успехи, достигнутые в других центрально-азиатских республиках, в частности в Кыргызстане, привели к слухам о нарушениях в советском стиле киргизского демократического процесса Казахстаном и Россией. Это может быть в значительной степени обусловлено опасениями по поводу долгосрочной стабильности собственных квази-диктатур в этих странах.

Гендерное равенство. Равенство мужчин и женщин является неотъемлемой частью устойчивой демократии. ОБСЕ призвана обеспечить равные возможности для мужчин и женщин и интегрировать гендерное равенство в политике и практике.

Права человека. Деятельность ОБСЕ в области прав человека сосредотачивается на таких приоритетных направлениях, как свобода передвижения и религии, предотвращение пыток и торговли людьми.

Национальные и международные неправительственные организации (НПО). ОБСЕ может предоставить консультативный статус НПО и МНПО в виде Программы «Исследователь в резиденции» (запущена Пражским отделением Секретариата ОБСЕ): аккредитованные представители национальных и международных неправительственных организаций получают доступ ко всем документам и к многочисленным актуальным сборникам, связанным с деятельностью ОБСЕ на местах.

Свобода СМИ. ОБСЕ осуществляет мониторинг средств массовой информации в своих государствах-участниках с целью принятия решений и обеспечения раннего предупреждения о нарушениях свободы выражения.

Права меньшинств. Этнический конфликт является одним из основных источников широкомасштабного насилия в Европе в настоящее время. Подход ОБСЕ заключается в выявлении и поиске скорейшего разрешения этнической напряженности и установлении стандартов для прав людей, принадлежащих к группам меньшинств.

ОБСЕ (от англ. OSCE — Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

ОБСЕ создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35 государств в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

Цели и задачи ОБСЕ

Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации :

1) «Первая корзина», или политико-военное измерение:

  • контроль над распространением вооружений;
  • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
  • меры по построению доверительных отношений и безопасности.

2) «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

  • экономическая и экологическая безопасность.

3) «Третья корзина», или человеческое измерение:

  • защита прав человека;
  • развитие демократических институтов;
  • мониторинг выборов.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Участники ОБСЕ

  • Австрия
  • Мальта
  • Азербайджан
  • Молдавия
  • Албания
  • Монако
  • Андорра
  • Монголия
  • Армения
  • Нидерланды
  • Белоруссия
  • Норвегия
  • Бельгия
  • Польша
  • Болгария
  • Португалия
  • Босния и Герцеговина
  • Россия
  • Ватикан
  • Румыния
  • Великобритания
  • Сан-Марино
  • Венгрия
  • Сербия
  • Германия
  • Словакия
  • Греция
  • Словения
  • Грузия
  • Дания
  • Таджикистан
  • Ирландия
  • Туркмения
  • Исландия
  • Турция
  • Испания
  • Узбекистан
  • Италия
  • Украина
  • Казахстан
  • Финляндия
  • Канада
  • Франция
  • Хорватия
  • Киргизия
  • Черногория
  • Латвия
  • Чехия
  • Литва
  • Швейцария
  • Лихтенштейн
  • Швеция
  • Люксембург
  • Эстония
  • Македония

Партнёры ОБСЕ

  • Алжир
  • Афганистан
  • Египет
  • Израиль
  • Южная Корея
  • Иордания
  • Таиланд
  • Марокко
  • Япония
  • Тунис
  • Австралия

Структура ОБСЕ

Основными органами организации являются :

  • Саммит (встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).
  • Верховный комиссар по делам национальных меньшинств.
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ.
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

Официальные языки ОБСЕ

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

  • английский,
  • испанский,
  • итальянский,
  • немецкий,
  • русский,
  • французский.

Руководство ОБСЕ

Действующий председатель (им становится министр иностранных дел страны-председателя) — руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

На заседании Совета министров ОБСЕ в начале декабря 2013 года в Киеве председателем ОБСЕ в 2014 году была выбрана Швейцария во главе с действующим президентом страны Дидье Буркхальтером .

Генеральный секретарь — возглавляет секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года. С 2011 года по настоящее время им является Ламберто Занниер .

Бюджет ОБСЕ

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет секретариата и институтов и бюджет полевых операций. В 2013 году бюджет организации составил 145 млн евро.

Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине

Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) — это невооружённая гражданская миссия, основные задачи которой — беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией на востоке Украины и отчитываться по ней, а также способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта. СММ начала свою работу 21 марта 2014 года в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и общим решением всех стран-участниц ОБСЕ. Мандат миссии продлевается каждые полгода.

Название:

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, OSCE

Флаг/Герб:

Статус:

региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности

Структурные подразделения:

Основными органами организации являются Саммит (Встреча на высшем уровне), Совет министров иностранных дел, Высший совет, а также Постоянный совет под руководством Председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года.

Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия). Организация также располагает представительствами в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

Деятельность:

контроль над распространением вооружений;
дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
меры по построению доверительных отношений и безопасности;
защита прав человека;
развитие демократических институтов;
мониторинг выборов;
экономическая и экологическая безопасность.

Официальные языки:

Страны-участницы:

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония

История:

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

3 – 7 июля 1973 – Хельсинки – совещание министров иностранных дел,
18 сентября 1973 – 21 июля 1975 – Женева – внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
30 июля – 1 августа 1975 – Хельсинки – саммит. На саммите 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Заключительный акт

Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:
в международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ;
в военно-политической области – согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях);
в экономической области – согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
в гуманитарной области – согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:
1977-1978 - Белградская,
1980-1983 - Мадридская,
1984 - Стокгольмская,
1986 - Венская.
19-21 ноября 1990 - Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание «холодной войны»), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.
10 сентября - 4 октября - Москва - третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе - в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.
1992 - Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
1992 - Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.
1993 - Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму - источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ - институт постоянных представителей государств-участников.
1994 - Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).
1995 - Будапештская встреча СМИД.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.
1997 - Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.
1998 - Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.
18-19 ноября 1999 - Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

XXI век. Противостояние России и ОБСЕ
2000 - встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи - министерскую декларацию.
2001 - встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).
12 июня 2002 - Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.
2003 - встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

Заседание Постоянного совета ОБСЕ в Вене, 2005 г. Фото Михаила Евстафьева
15 января 2004 - заседание Постоянного совета ОБСЕ - Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ - создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.
2004 - встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.
2005 - заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план - «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

ОБСЕ – одна из самых сложных международноправовых структур. Трансформировалась в международную организацию из международной конференции – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), впервые созванного в 1975 г. (Хельсинки). Причины созыва – критическое состояние (ник) "гонки вооружений", реальная опасность начала ядерной войны, необходимость начать процесс разрядки международной напряженности. Цель созыва – формирование общей системы коллективной безопасности в Европе. Субрегиональный характер – 33 европейских государства, США и Канада. Заключительный акт Хельсинского совещания 1975 г. – один из важнейших источников общего международного права, кодификация его когентных принципов.

Хельсинское совещание – это первая попытка создать общую систему европейской безопасности. Государства- участники разработали элементы этой системы:

  • – согласованные меры (разоружение, меры доверия, мирное разрешение споров);
  • – принципы, которыми государства-участники обязаны руководствоваться (неприменение силы, мирное разрешение споров, нерушимость границ);
  • – сотрудничество в целях укрепления мира и безопасности (развитие контактов между гражданами разных государств, воссоединение семей, поощрение браков между иностранцами).

СБСЕ в своей эволюции к ОБСЕ прошло несколько этапов, на каждом из которых сфера его компетенции расширялась, а структура совершенствовалась. Встречи на разных уровнях в рамках СБСЕ: Белград (1978 г.), Монгре (1978 г.), Мадрид (1980–1983 гг.), Афины (1984 г.) Стокгольм (1984– 1986 гг.), Вена (1986-1989 гг.), Копенгаген (1990 г.), Париж (1990 г.), Мадрид (1991 г.), Москва (1991 г.), Ла-Валетта (1991 г.), Хельсинки (1992 г.), Вена (1992 г.), Женева (1992 г.),

Стокгольм (1992 г.), Прага (1992 г.), Рим (1993 г.), Москва (1993 г.), Будапешт (1994 г.). В рамках СБСЕ состоялись также три совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990, 1991 и 1992 гг.).

Наиболее важные встречи:

Париж 1990 г. Подписана Хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), одобрен Венский документ 1989 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. В Парижской хартии закреплены положения о праве на равную безопасность для всех и свободу выбора государствами способов обеспечения своей безопасности. Был сформирован трехступенчатый механизм политических консультаций и переговоров – встречи на высшем уровне, созданы Совет министров иностранных дел (СМИД) и Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).

Москва 1991 Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). Принят документ, в котором указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств – членов СБСЕ.

Хельсинки 1992 г. Руководители государств заявили, что рассматривают СБСЕ как региональное соглашение по смыслу гл. VIII Устава ООН, т.е. как региональную организацию коллективной безопасности. СБСЕ получило право предпринимать меры в сфере предотвращения и урегулирования локальных конфликтов, проводить ОПМ под эгидой ООН при условии согласия конфликтующих сторон. В 1993 г. такие полномочия СБСЕ были признаны ГА, и Совещание получило статус постоянного наблюдателя при ООН. Хельсинская декларация 1992 г. "Вызов времени перемен" представляет собой развитие Парижской хартии 1990 г.

Стокгольм 1992 г. Учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ; начало работы Венской группы КСДЛ. Принятие Стокгольмской конвенции по примирению и арбитражу (двухступенчатый механизм урегулирования споров – Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал); создание Комиссии СБСЕ по примирению; принятие Положения о директивном примирении.

Рим 1993 г. Структурное укрепление СБСЕ: создание Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников. Принята Декларация но агрессивному национализму – источнику со временных конфликтов.

Будапешт 1994 г. Решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 г. в ОБСЕ. Юридической основой трансформации международной конференции в международную организацию является пакет будапештских документов 1992 г. – Политическая декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху" и комплекс решений ("Укрепление СБСЕ", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности", "Человеческое измерение", "Экономическое измерение"). Термин "региональная организация" в официальных документах не употребляется, но государства взяли на себя обязательство сотрудничать по смыслу гл. VIII Устава ООН.

С 1995 г. началось функционирование ОБСЕ как ММПО. Особенность ОБСЕ: отсутствие единого учредительного документа – устава. Его роль играет комплекс документов Парижских (1990 г.), Хельсинских (1992 г.), Стокгольмских (1992 г.), Будапештских (1994 г.) встреч. Цели ОБСЕ: обеспечение мира и безопасности в Европе; разрядка международной напряженности; соблюдение прав человека; соблюдение принципов международного права в межгосударственных отношениях.

Высший орган – встреча глав государств и правительств ОБСЕ. Определяет политические цели ОБСЕ. Центральный руководящий орган – Совет министров (министры иностранных дел). Принимает оперативные решения; назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности Действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета функционирует своеобразное формирование ("Тройка") – Действующий председатель, предшествующий председатель, будущий председатель. Руководящий совет (заменил КСДЛ) отвечает за организацию деятельности ОБСЕ, рассматривает кризисные ситуации, принимает решения о проведении ОПМ. Постоянный совет – основной орган для проведения политических консультаций, отвечает за оперативную работу, рассматривает чрезвычайные ситуации. Секретариат ОБСЕ состоит из двух департаментов: Центр по предупреждению конфликтов и Департамент по административным и оперативным вопросам. Во главе Секретариата – Генеральный секретарь: является личным представителем Действующего председателя, координирует деятельность органов ОБСЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека контролирует формирование национальных демократических институтов, защиту и уважение прав человека, проведение выборов в государствах – членах ОБСЕ (направление наблюдателей, предоставление экспертной помощи). Верховный комиссар по национальным меньшинствам отвечает за выявление очагов этнической напряженности, содействует их урегулированию. Бюро по свободе СМИ обеспечивает выполнение рекомендаций ОБСЕ по вопросам деятельности свободных, независимых и плюралистических СМИ. Парламентская ассамблея состоит из парламентариев стран – членов ОБСЕ; функционирует при помощи Постоянного комитета, бюро и трех главных комитетов.

ОБСЕ нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средства обеспечения безопасности и решения задач ОБСЕ следующие.

  • 1. "Первая корзина" – политико-военное измерение:
    • – контроль над распространением вооружений;
    • – дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
    • – меры по построению доверительных отношений и безопасности.
  • 2. "Вторая корзина" – экономическое и экологическое измерение:
    • – экономическая и экологическая безопасность.
  • 3. "Третья корзина" – человеческое измерение:
    • – защита прав человека;
    • – развитие демократических институтов;
    • – мониторинг выборов.

Декларации и решения органов ОБСЕ принимаются в форме рекомендаций на основе консенсуса, т.е. не имеют юридически обязательной силы. Официальные документы СБСЕ/ОБСЕ:

  • – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.;
  • – Парижская хартия для новой Европы 1990 г.;
  • – Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.;
  • – Декларация по агрессивному национализму 1993 г.;
  • – Хартия европейской безопасности 1999 г.

В настоящее время членами этой ММПО являются 56 государств: все государства Европы, США, Канада, бывшие союзные республики Средней Азии, Казахстан. По общему мнению, субрегиональный характер членства не меняет европейской структуры ОБСЕ как региональной организации коллективной безопасности. Наиболее важные вехи в деятельности ОБСЕ:

  • – 1996 г., Лиссабон – Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий;
  • – 1998 г., Осло – Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ;
  • – 1999 г., Стамбул – Хартия европейской безопасности и Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья;
  • – 2002 г., Лиссабон – Заключительный документ "Предотвращение терроризма и борьба с ним";
  • – 2003 г., Маастрихт – в связи с конфликтом между Россией и большинством стран – членов ОБСЕ политические декларации больше не принимались;
  • – 2004 г., Москва – принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в "двойных стандартах" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ, на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ, потребовав сократить свою долю, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9%;
  • – 2005 г., Любляна. Россия обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова;
  • – 2006 г. – Россия заявила о возможности выхода из ОБСЕ, если ОБСЕ не перенесет акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военнополитическое сотрудничество и экономику;
  • – 2007 г. – Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Резолюция была отвергнута;
  • – 2007 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию;
  • – 2008 г. – Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы Президента РФ;
  • – 2009 г. – Парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция "О воссоединении разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", в которой говорится, что сталинский и гитлеровский режимы ответственны за геноцид и преступления против человечества. Эта резолюция уравнивает тяжесть преступлений, которые совершили "два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский". Резолюция требует от России как участника ОБСЕ отказаться от демонстраций во славу советского прошлого. Также ОБСЕ предложила странам-участницам отказаться от "структур и моделей поведения, нацеленных на то, чтобы приукрасить историю".

По мнению российских властей, ОБСЕ должна переместить акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. По мнению европейских и американских аналитиков, две из трех "корзин", составлявших первоначальный мандат ОБСЕ – военная безопасность, экономическая сотрудничество и построение демократии – на сегодняшний день утратили актуальность. В настоящее время ответственность за обеспечение безопасности и экономическое сотрудничество в Европе перешла к НАТО и ЕС. Функции ОБСЕ в области безопасности и экономики исчерпали себя. Однако в деле построения демократии ОБСЕ способна играть важную роль благодаря своим миссиям наблюдателей на выборах.

На саммите ОБСЕ в Лиссабоне 1996 г. были приняты Декларация "О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века", документы "Концептуальная база контроля над вооружениями", "Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности".

На Стамбульском саммите 1999 г. подписаны Хартия европейской безопасности, Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Итоговая политическая декларация по мерам доверия. Хартия содержит основные положения концепции европейской безопасности:

  • – уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона, разоружение, контроль над вооружениями, меры укрепления доверия занимают центральное место в концепции всеобъемлющей безопасности;
  • – ДОВСЕ должен оставаться краеугольным камнем системы европейской безопасности;
  • – в рамках ОБСЕ ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо часть этого региона в качестве сферы своего влияния;
  • – СБ ООН играет основную роль в деле поддержания мира и безопасности; его деятельность имеет ключевое значение в обеспечении безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ;
  • – государства – члены ОБСЕ подтверждают свои права и обязанности по Уставу ООН, включая обязательство неприменения силы и угрозы силой;
  • – ОПМ в рамках ОБСЕ могут проводиться только с согласия конфликтующих сторон и не должны являться принудительными действиями. Полный запрет применения принудительных мер – это отличительная черта системы общеевропейской безопасности. Операции могут проводиться в случаях как межгосударственных, так и внутригосударственных конфликтов. Основные задачи ОПМ в рамках ОБСЕ – контроль за прекращением огня, наблюдение за выводом войск, поддержание законности и порядка, оказание гуманитарной помощи. При проведении операций ОБСЕ использует опыт других региональных ММПО – ЕС, НАТО, ЗЕС.

В Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности 1994 г. подчеркивается, что незаменимый элемент стабильности и безопасности – это политический контроль над военными силами, силами внутренней безопасности, разведки и полиции, поскольку безопасность неделима и взаимосвязана. Для урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ могут использоваться: мирное разрешение международных споров, миссии специальных докладчиков и группы военных наблюдателей, миссии по установлению фактов, миротворческие силы ОБСЕ (действуют и создаются на тех же условиях, что и миротворческие силы ООН). Решения о проведении ОПМ принимаются Советом министров на основе консенсуса и с обязательным информированием СБ ООН о предпринимаемых действиях.

Группы военных наблюдателей СБСЕ принимали участие в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке в 1991 г., а также в Приднестровье, Нагорном Карабахе. Силы по поддержанию мира СБСЕ были введены в Албанию. В 1994 г. в рамках СБСЕ рассматривался военный конфликт между Грузией и Абхазией; в 1996 г. наблюдатель от ОБСЕ присутствовал и осуществлял посреднические функции по урегулированию конфликта в Чечне.