Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»
Схема конспекта занятия .
Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор
Возраст детей : 10-11 лет
Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »
Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .
Задачи :
обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .
развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.
воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.
Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.
ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1. Организационный момент
Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала
Игра «Подари тепло другу»
Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.
Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)
Настроение улучшилось? Тогда начинаем!
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,
Цель : выявление знаний детей по данной теме
Методы и приемы : проблемный, информативный
Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.
В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).
Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »
Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.
В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.
(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)
Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.
Презентация «Малые жанры фольклора »
1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)
2) Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)
3) Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)
4) Матушка – репка,
Уродись крепка,
Капуста - виласта.
Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)
5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)
6) Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)
Бьёт хвостом по березничку.
Наехали на галочку разбойнички,
Сняли они с галки синь кафтан.
Не в чем галочке по городу гулять,
Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)
8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)
9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)
10) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)
11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)
12) Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое - колесо,
Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)
13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)
4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие
Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой
Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.
Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :
1. Вводная беседа
Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)
Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)
А когда так говорят?
О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?
(Примерные ответы :
1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.
2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.
3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.
3. Сравнительный анализ :
Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)
«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)
Пословица Поговорка
Сходство
Краткость
Ритмичность
Рифмованность
Отражение народной мудрости
Различие
Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть
Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»
Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека
Игра : «Хлопни-топни»
Закрепление учебного материала.
4. Игровая пауза.
Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.
1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)
Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.
Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .
А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .
И так сойдёт.
У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»
Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.
Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.
Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»
Чтение нескольких работ
5. Рефлексивно-оценочный этап
Цель : формулирование вывода
Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :
Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
Было ли занятие для вас интересным ?
Что нового вы для себя узнали?
Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?
Какая информация сегодня на занятии была новая ?
6. Задание на дом
Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни
Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.
Малые жанры фольклора- пословицы и поговорки Учитель русского языка и литературы Копылова Елена Ивановна ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6». ТАДЖИКИСТАН.
Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор - народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка
А какие малые жанры фольклора вы ещё не назвали? Пословица Краткое изречение, которое даёт оценку явлению, событию, человеку. Пословица выражает законченную мысль. Поговорка Часть вашего предложения, которая делает ярче и выразительнее вашу речь. Часть вашего суждения.
Пословицы о пословицах ПОСЛОВИЦА НЕ ДАРОМ МОЛВИТСЯ. ПОСЛОВИЦА ПРАВДУ ВСЕМ ГОВОРИТ. ПОСЛОВИЦА ВЕК НЕ СЛОМИТСЯ. ГЛУПАЯ РЕЧЬ – НЕ ПОСЛОВИЦА. КРАСНА РЕЧЬ ПОСЛОВИЦЕЙ. ОТ ПОСЛОВИЦЫ НЕ УЙДЁШЬ.
Тематические группы пословиц Любовь к Родине Глупа та птица,которой своё гнездо не мило. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Грамота и обучение Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться – вперёд пригодится. Век живи – век учись.
Трудолюбие и лень Терпение и труд всё перетрут. Лёжа хлеба не добудешь. Маленькое дело лучше большого безделья. Земля и крестьянская работа. Пашню пашут – не руками машут. Каково волокно, таково и полотно. Чья земля, того и хлеб.
Семья Любовь да совет, так и нуждочки нет. Муж да жена- одна душа. От хозяина чтобы пахло ветром, а от хозяйки- дымом. Природа и приметы Снег глубок- год хорош. Вешний день год кормит. Март глубок да мокрый май-будет каша и каравай.
Слово Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь –не приставишь. О дружбе Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. От хорошего братца можно ума набраться.
Задание 1. Продолжите пословицы. Тот труда не боится,… За всё берётся,… Нужно наклониться,… За всё браться- Не за своё дело не берись, а … Суди о людях не по словам, а… Не сиди сложа руки, …
Задание 2. Включите поговорки в предложения. Бить баклуши; брать быка за рога; как снег на голову; семь пятниц на неделе; без году неделя; лёгок на помине; выйти сухим из воды.
Задание 3. Подберите пословицы- синонимы. Без заботы и репу не вырастишь.
Доклад 7 класс.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У. Дж. Томе в 1846 году. С начала XX века термин используется и в узком, конкретном значении: словесное народное творчество. Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова был$ тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. Русский ученый А.Н. Веселовский считал, что истоки поэзии - в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер. По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль слова. Фольклор был словесным искусством, ор^нически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осозна- вались как вымысел. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические события и героев такими, какими они остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необрядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар. Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист), и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.). С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.
В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.
В зависимости от объема фольклорного произведения различают большие фольклорные жанры (сказка, былина) и малые жанры фольклора, представленные пословицами, поговорками, притчами, которые связаны с развитием экономической и духовной жизни народа и дают представление о его моральных воззрениях и обычаях. У каждого народа свой арсенал метафор, эпитетов, сравнений. Так, русской пословице «Молчание - золото» соответствует японская «Молчание - цветы». К малым жанрам фольклора относятся: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, частушки. Подробно малые жанры фольклора представлены в следующей таблице (таблицу можно предварительно написать на доске):
Малые жанры фольклора |
||
Поэтическое описание како- го-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью. |
«Висит сито, не руками свито» (паутина) |
|
Пословица |
Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Выражает законченную мысль. |
«Семеро одного не ждут» |
Поговорка |
Выражение, образно определяющее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. |
«Легок на помине» |
Подробно остановимся на таком малом жанре фольклора как пословица. От греческого названия пословицы - раго1гша- идет научная терминология: паремиология - часть такой науки как литературоведение, занимающаяся историей и теорией пословиц, паремиография - запись пословиц, собирание и издание их. От пословиц следует отличать афоризмы, изречения книжного характера, придуманные не в народной среде, а конкретными писателями. Например, известные афоризмы, придуманные А.С. Грибоедовым: «Счастливые часов не наблюдают», «Служить бы рад, прислуживаться тошно». От пословиц нужно также отличать поговорки, которая приближается к обороту речи и не имеет резко выраженного учительного, дидактического характера. «Поговорка,- говорит Даль, - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без осуждения, заключения, применения: это одна первая половина пословицы». Вместо: «он глуп» она (поговорка) говорит: «У него не все дома, одной клепки нет, он на цвету прибит, трех не перечтет».
Паремиография ведет свое начало от глубокой древности. Еще древнегреческому ученому Аристотелю приписывали первые записи пословиц. Записями пословиц занимались греческие, александрийские и римские ученые. В 1500 году Эразм Ротгердамский, ученый средних веков, издает свод античных пословиц; позднейшие ученые продолжают дело собирания и изучения античных пословиц. Восточные культуры дали богатые образчики древнееврейских, индийских, арабских и других пословиц, часто получавших литературную обработку. Пословицы вошли в Библию, Коран.
Первое научное собрание русских пословиц принадлежит Снегиреву, продолжателями его явились Буслаев и Даль. Труд Даля «Пословицы русского народа» (1862) и работа Иллюст- рова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910) являются для дореволюционной России наиболее богатыми собраниями русских пословиц. Исследователей особенно интересует, когда зародилась пословица, почему в какой-то момент она появилась в народной речи. Можно найти истоки пословиц в различных исторических ситуациях, положивших начало тому или другому пословичному обороту: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Голодный француз и вороне рад». Некоторые пословицы заимствованы из других языков. Например, современная русская пословица: «Человек человеку волк» заимствована из латинского языка, там она звучит так: «Homo homini lupus est». Русская пословица «Рука руку моет» также заимствована из латинского «Manus manum lavet».
Русский ученый Потебня выводит пословицы из притчи и басни. Пословица может стать кратко выраженным содержанием басни в целом: «Кобыла с волком тягалась, только грива да хвост осталась». Или же на правах пословицы выступает итоговая фраза басни, например: «И мы пахали» (из басни «Вол и муха»). Эта теория Потебни объясняет возникновение многих пословиц, раскрывая"их связь с ходячими анекдотами, рассказами, притчами, баснями. Но само собой разумеется, что этот источник не единственный. Удачное слово оратора, остроумная реплика на сцене, слова ходовой песни - все это рождает повторение, запоминается и начинает ходить как пословица, например: фраза «Тяжела ты, шапка Мономаха» (из трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина), «Хорошо-то на бумаге, да забыли про овраги» (перефразировка строк севастопольской песни, приписываемой Л.Н. Толстому). Пословицы нашего времени в значительной мере происходят из политического источника, культивируются газетой, часто обновляя и переосмысляя старый литературный и фольклорный материал: «Факты - упрямая вещь», «На ошибках учимся», «Революции в перчатках не делают». Сталин на XVI съезде партии сказал: «Недаром говорят у нас рабочие: пойдешь налево - придешь направо».
Художественная природа пословицы определяет в значительной мере ее прочность, ходкость, запоминаемость. Лаконизм, краткость пословицы - вот ее отличительные черты. Если длинная пословица и запоминается, то впоследствии ее начинают произносить, не договаривая до конца. Например, при произнесении пословицы «Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить» вторая часть часто не говорится. В устной пословице опускаются союзы и соединительные слова: «Тонул - топор сулил, вытащил - топорища жаль». Или же соединительные слова занимают обычное в устной речи, но недопустимое в письменном языке место: «Которая служба нужнее, та и честнее». В пословице, как и вообще в живой речи, часто нет подлежащего и сказуемого: «Богатому - как хочется, бедному - как можется», «Первый блин, да комом». Охотно используется в пословице инфинитив: «Волков бояться - в лес не ходить».
В пословице обычно берутся художественные образы из басни и сказки, из мирового фонда языковой символики, которые часто употребляются. Волк, свинья, пес, ворон, ворона, осел, лиса и т.д. - вот те образы, которые часто используются в пословице вместе с басней: «Лиса все хвостом прикроет», «Сказал бы словечко, да волк недалечко», «Овца шерсть растит не про себя», «Похожа свинья на быка, да рылом не така». Пословицы часто используются писателями в их художественных произведениях. Вот что писал о роли пословицы в своей жизни известный писатель М. Горький в статье «О том, как я учился писать»: «Вообще пословицы и поговорки образцово формулируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа, и писателю совершенно необходимо знакомиться с материалом, который научит его сжимать слова, как пальцы в кулак, и развертывать слова, крепко сжатые другими, развертывать их так, чтобы было обнажено спрятанное в них враждебное задачам эпохи, мертвое. Я очень много учился на пословицах, - иначе: на мышлении афоризмами».
Вопросы по докладу:
1) Перечислите малые жанры фольклора.
2) Чем произведения малых фольклорных жанров отличаются от других произведений устного народного творчества?
3) Откуда берутся пословицы?
4) Чем пословицы отличаются от поговорок?
5) Как называется наука, занимающаяся исследованием пословиц?
Список используемой литературы:
- Бахтин В С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Л., 1988.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
- Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. М., 2003.
- Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. М., 2004.
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).
Пословицы и поговорки , как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки , русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:
"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи". 2
Поговорка, по определению Даля, это:
"складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых - ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться". 3
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа - праздность, двор - дом - хозяйство - земледелие, суеверия - приметы - счастье - удача, добро - милость - зло и т. п. 5
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен").
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".
Пословицы возникали и в среде ремесленников - "без топора - не плотник, без иглы - не портной", и в среде бурлаков - "нужда научит калачи есть".
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа - что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит - ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием - тавтология 6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их - двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина - в гробу").
Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не - мы, из пищали - не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! - Брюхо болит. - Тит, пойди вино пить! - Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").
Пословицы и поговорки - это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.
К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры . Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча 1).
Пословицы и поговорки , как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки , русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:
"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи". 2
Поговорка, по определению Даля, это:
"складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых - ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться". 3
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. 4
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Неслучайно В.И. Даль в своем знаменитом сборнике пословиц и поговорок расположил материал по темам: работа - праздность, двор - дом - хозяйство - земледелие, суеверия - приметы - счастье - удача, добро - милость - зло и т. п. 5
В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен").
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах "до поры до времени не сеют семени", "доброе семя, добрый и всход".
Пословицы возникали и в среде ремесленников - "без топора - не плотник, без иглы - не портной", и в среде бурлаков - "нужда научит калачи есть".
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа - что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит - ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием - тавтология 6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их - двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина - в гробу").
Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не - мы, из пищали - не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! - Брюхо болит. - Тит, пойди вино пить! - Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь").
Пословицы и поговорки - это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно-художественную роль, вливаясь в народную культуру.